Банкротство градообразующих организаций: особенности и этапы признания банкротом

Подлинное поражение, единственно непоправимое поражение, исходит не от врага, а от самого себя.

Р. Роллан

Понятие «градообразующее предприятие» характерно исключительно для российской экономики, являясь своего рода юридической реалией, поэтому проблема признания несостоятельности таких организаций может возникать только в российском законодательстве и отсутствует в правовых системах других государств. Данная процедура чрезвычайно сложная, она имеет массу отрицательных последствий, поэтому необходимо вначале разобраться с определением термина.

Что подразумевать под градообразующим предприятием

Банкротство градообразующих организаций: особенности и этапы признания банкротомГрадообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица, в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города. Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности». Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.

Инициация банкротства

Банкротство градообразующих организаций инициируется в соответствии с установленными правилами признания несостоятельности юридических лиц. Заявление подается по месту регистрации субъекта. Инициатором процедуры могут выступать:

  1. руководство или учредители организации, которая не может выполнять свои финансовые обязательства;
  2. кредиторы, перед которыми предприятие имеет задолженность;
  3. прокурор;
  4. уполномоченные органы налоговых, таможенных и других государственных служб.

Кто принимает участие в рассмотрении заявления

Согласно законодательству, банкротство юрлицБанкротство градообразующих организаций: особенности и этапы признания банкротомоформляется при наличии двух сторон (истца и ответчика, которые представлены должником и кредитором (или советом кредиторов)). Особенности рассмотрения дел о несостоятельности градообразующих предприятий подразумевают также наличие третьей стороны: органы местного самоуправления. Кроме того, принимать участие в деле могут представители региональной или федеральной власти.

Этапы признания несостоятельности организации

Если речь идет о градообразующих предприятиях, то основными становятся стадии финансового оздоровления и внешнего управления, которые могут отсутствовать при стандартном банкротстве юридических лиц.

Этап наблюдения включает анализ деятельности организации. Особое внимание будет обращено на законность действий руководства или учредителей компании.

Арбитражный управляющийпроверит наличие или отсутствие сомнительных сделок и т.д.

В случае доказательства вины руководства или учредителей в ухудшении финансовых показателей предприятия они будут привлекаться к административной или даже уголовной ответственности, в зависимости от степени нарушений.

Банкротство градообразующих организаций: особенности и этапы признания банкротомСтадия финансового оздоровления становится в данном процессе ключевой, поскольку она дает возможность восстановить платежеспособность компании и избежать ее банкротства. Наиболее часто выделяются дополнительные средства из регионального или федерального бюджета, которые позволяют вывести компанию из кризиса. Может применяться реструктуризация организации – например, некоторые филиалы будут отделены в самостоятельные компании. Максимальная продолжительность этапа составляет 24 месяца, но применительно к данной категории предприятий, он может быть продлен.

Стадия внешнего управления тоже важна при оформлении процедуры, поскольку она подразумевает продажу части имущества и увольнение некоторых сотрудников, но при этом действия внешнего управляющего не сказываются на финансовых показателях организации. Банкротство градообразующих предприятий на этой стадии можно предотвратить, продавая убыточные филиалы.

Поручительство над должником

Процедура признания финансовой несостоятельности подразумевает и такую возможность. Поручительство дает возможность получения отсрочки со стороны кредиторов, а поручителем могут выступать субъекты местной, региональной или федеральной власти, которые берут на себя денежные обязательства предприятия-должника.

Конкурсное производство

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Удовлетворение требований кредиторов

Банкротство градообразующих организаций: особенности и этапы признания банкротом

В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.

Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.

Банкротство градообразующих предприятий

Банкротство градообразующих организаций: особенности и этапы признания банкротом

 (bankruptcy )

Особенности производства по делу о несостоятельности градообразующего должника

Проблема признания банкротами крупных предприятий становится все более актуальной. Ученые справедливо отмечают, что «в ряде случаев вокруг какого-либо нового производства (например, золотодобывающего предприятия, электростанции, шахты и др.) образуются населенные пункты, большинство жителей которых трудоустроены в данной, как правило, единственной организации».

1

Актуальность указанной проблемы связана, во-первых, с тем, что крупных предприятий, с деятельностью которых связано значительное количество людей, в России очень много, во-вторых, с тем, что некоторая их часть является нерентабельной, поскольку само их появление было следствием экстенсивного пути развития экономики.
При этом многие предприятия-гиганты действовали в течение нескольких десятилетий без какой-либо модернизации (зачастую, на протяжении всего этого времени являясь убыточными), что, естественно, делает маловероятной возможность их функционирования в условиях рыночной экономики. С этой точки зрения логично было бы признать целесообразность объявления банкротами и ликвидации предприятий, не способных рентабельно функционировать (такой позиции совершенно справедливо придерживается закон «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении большинства юридических лиц).

Для определенных категорий крупных юридических лиц действующий закон делает исключение, устанавливая особые правила производства по делу об их несостоятельности.

Связано это с тем, что на первый план в случаях банкротства градообразующих должников выходит социальная проблема, вызванная тем, что от деятельности определенного юридического лица может зависеть жизнедеятельность целого населенного пункта или значительной его части.

Особенностям банкротства градообразующих организаций посвящена 8 глава действующего закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Действовавший ранее закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые (далеко не совершенные) нормы. Этот недостаток прежнего закона отмечался учеными.

«Новый закон, в отличие от ранее действовавшего, учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства».2

Следует отметить, что проблема банкротства градообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признания их несостоятельными) характерна именно для российской экономики.

В литературе отмечается, что понятие «градообразующая организация» как таковое отсутствует в терминологии других законодательств, в связи с чем отсутствуют и какие-либо особенности признания несостоятельными должников, которые по российскому законодательству могут быть отнесены к градообразующим.

3 Специальные правовые акты Германии (в частности, новое Положение о несостоятельности, которое вступит в силу с 1.1.1999 года) выделяют некоторые особые виды производства по делу о несостоятельности, но банкротство градообразующих должников к ним не относится.4

В России установление специальных норм для производства по делу о несостоятельности некоторых категорий должников представляется необходимым для защиты интересов как кредиторов, так и должника, поскольку общие нормы не могут обеспечить баланс интересов указанных категорий участников производства по делу о банкротстве (помимо градообразующих организаций, к особым должникам относятся сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, физические лица этот перечень в силу закона является исчерпывающим).

Поскольку, как было сказано выше, действующий закон впервые устанавливает особое регулирование отношений, связанных с банкротством градообразующих предприятий, весьма актуальным представляется вопрос о возможности применении нового закона, в том числе в тех случаях, когда производство по делу о несостоятельности возбуждено до вступления в силу нового закона. Очевидно, существует определенная категория дел, возбужденных до 1.3.1998 г., должники по которым могут представить доказательства своего статуса градообразующего предприятия. Применяется ли в таких случаях закон «О несостоятельности (банкротстве)»?

На мой взгляд, логично было бы применять новый закон ко всем находящимся в производстве делам о банкротстве, поскольку основной целью законодательства при банкротстве градообразующих должников является защита интересов их работников. К сожалению, _2 главы 8 закона не содержит специальных норм о применении нового закона к уже находящимся в производстве делам о банкротстве.

Из этого следует необходимость применения в этих случаях общих норм, установленных статьей 187 закона. То есть новый закон применяется при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено с 1.3.1998 г.

; кроме того, процедуры банкротства, предусмотренные новым законом (внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение) могут быть введены арбитражным судом при рассмотрении дел после 1.3.1998 г. независимо от даты их возбуждения. Последнее означает, что, если внешнее управление назначено до 1.3.1998 г.

Читайте также:  Аренда с последующим выкупом авто: условия и порядок заключения сделки

, то новый закон не может быть применен на стадии внешнего управления, а только при назначении конкурсного производства. Если же конкурсное производство в отношении градообразующего должника назначено до 1.3.1998 г., то новый закон не может быть применен (за исключением случаев заключения мирового соглашения). Таково буквальное толкование закона.

5 Представляется, что в случаях банкротства градообразующих должников необходимо расширительное толкование норм статьи 187 закона с тем чтобы особенности производства по делу о несостоятельности градообразующего должника применялись и в тех случаях, когда производство было возбуждено до вступления в силу нового закона.

К сожалению, действующий закон не содержит четкого регулирования ряда вопросов (на которые будет обращено внимание ниже), что, на мой взгляд, может отрицательно сказаться на практике.

Прежде всего следует дать определение градообразующей организации.

Это юридическое лицо, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения определенного населенного пункта.

Обращает на себя внимание тот факт, что закон, давая определение градообразующего должника, распространяет действие специальных норм помимо указанной на другую категорию должников. Это юридические лица, численность работников которых превышает пять тысяч человек. Возникает вопрос: следует ли учитывать членов семей работников в этом случае?

На первый взгляд может показаться, что по аналогии с определением, данным для градообразующей организации, следует и в этом случае учитывать и членов семей работников. Однако эта точка зрения представляется ошибочной. Во-первых, поскольку закон не дает ответа на поставленный вопрос, следует применить буквальное толкование.

Во-вторых, очевидно, социальные последствия в случае банкротства крупного предприятия все-таки менее серьезны, чем в случае банкротства градообразующего должника в первом случае у работников в принципе есть возможность трудоустроиться в данном населенном пункте.

Поэтому при банкротстве крупных организаций должны применяться специальные нормы, но члены семей работников не включаются в число необходимых пяти тысяч человек. Правда, возможен и другой (противоположный) взгляд на эту проблему, который может быть обоснован следующим образом.

Пункт 2 статьи 132 говорит о том, что правила, предусмотренные _2 главы 8 закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются к иным (помимо градообразующих) организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек. А пункт 1 статьи 132, давая определение градообразующего предприятия, говорит об учете членов семей работников.

Таким образом, применив соответственно правила п.1 статьи 132 к пункту 2 статьи 132, можно обосновать вывод о необходимости включения в число пяти тысяч членов семей работников (что на практике может иметь принципиальное значение). Приведенная выше аргументация возможна, на мой взгляд, вследствие того, что закон, к сожалению, не уточняет указанный вопрос.

Кроме того, в ряде случаев крупные предприятия могут иметь филиалы и представительства, расположенные вне места расположения предприятия-должника.

На мой взгляд, работники филиалов и представительств должны учитываться только в тех случаях, когда эти работники не имеют возможности трудоустроиться в месте нахождения филиала (представительства) либо если работники филиала (представительства) проживают в населенном пункте, где находится должник.

Не вполне ясен следующий вопрос: кого считать работниками предприятия только лиц, работающих по трудовому договору (контракту) либо также и тех, кто работает по другим основаниям (в частности, по гражданско-правовому договору)? На мой взгляд, эту проблему можно решать следующим образом: включать лиц, работающих по гражданско-правовому договору, только в том случае, если у них отсутствует другое (постоянное) место работы (очевидно, не вызывает сомнений отнесение к числу работников лиц, работающих по трудовому договору (контракту)). Я.В.Номофилова считает, что «указанная численность определяется не по штатному расписанию, а по фактическому количеству работающих в данной организации».6 Это мнение представляется не бесспорным, так как фактически в организации могут работать лица, имеющие постоянное место работы согласно штатному расписанию в другой организации.

Следует отметить, что при определении понятия градообразующего должника (то есть при решении вопроса о применении к нему специальных норм закона) не подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации N 1001 от 29.8.1994 г.

«О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими»,7 утвердившее соответствующее Положение (хотя в этом Положении и содержится определение градообразующего должника), поскольку это определение является иным, чем в законе «О несостоятельности (банкротстве)». (Постановление относило к градообразующим юридические лица, на которых работало более 30% от общего числа работающих на предприятиях данного населенного пункта, а также юридические лица, имеющие на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие более 30% населения города (поселка)).

Закон предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации (помимо должника, конкурсных кредиторов, арбитражного управляющего, уполномоченных органов, прокурора).

Обязательное участие в конкурсном процессе должен принять соответствующий орган местного самоуправления; причем этот орган имеет значительные полномочия.

По усмотрению арбитражного суда в случае необходимости к участию в деле о банкротстве могут привлекаться федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (случаев, когда указанные органы привлекаются к участию в деле о банкротстве в обязательном порядке, закон не предусматривает, то есть решение судом этого вопроса зависит от обстоятельств конкретного дела).

Для применения абитражным судом к должнику норм специального параграфа в процессе производства по делу о несостоятельности должника последний должен представить суду доказательства, подтверждающие его статус градообразующей организации или наличие у юридического лица не менее пяти тысяч работников.

Такими доказательствами могут являться, например, статистические данные.

Обращает на себя внимание тот факт, что указанные доказательства, исходя из текста п.

3 статьи 133 закона, могут быть представлены в арбитражный суд только самим должником (в данном случае не подлежит применению Положение о порядке отнесения предприятия к градообразующему и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими (оно упоминалось выше), пункт 4 которого устанавливал, что вопрос об отнесении должника к градообразующим организациям и применении к нему специальных норм решался в судебном и административном порядке). Действиями должника, как известно, являются действия его руководителя либо внешнего (конкурсного) управляющего (между тем на практике возможны проблемы, связанные с тем, что эти лица, действуя недобросовестно, не представляют в суд необходимые документы). Закон не дает ответа на вопрос о действиях арбитражного суда в случае представления доказательств особого статуса должника лицом, участвующим в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве (например, временным управляющим, прокурором, органом исполнительной власти). На практике не исключаются случаи, когда руководство должника (а именно от действий руководства в большинстве случаев многое зависит) не заинтересовано в применении к юридическому лицу особых процедур, связанных с его статусом. Безусловно, при этом не менее необходимо защитить интересы работников. Поскольку соответствующие доказательства могут быть представлены на любой стадии процесса, то представить их может внешний или конкурсный управляющий, но при этом, во-первых, будет потеряно время, во-вторых, судьба должника окажется зависимой от действий одного человека.

На мой взгляд, в данном случае следует расширительно толковать норму п.3 ст.133 закона «О несостоятельности (банкротстве)», то есть суд должен рассматривать документы, содержащие доказательства статуса градообразующего должника или наличия установленной численности работников, даже если эти доказательства представлены не самим должником.

Арбитражный суд при решении вопроса о введении внешнего управления обладает более широкими полномочиями в отношении градообразующих организаций по сравнению с обычными юридическими лицами.

Суд может принять решение о введении внешнего управления в отношении градообразующего должника в следующих случаях:

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

Банкротство градообразующего предприятия имеет огромные социальные последствия, так как существенная часть населения близлежащего города задействована на таком предприятии и при его банкротстве может остаться без работы. Именно поэтому процедуре банкротства градообразующего предприятия посвящен отдельный параграф в банкротном законодательстве.

Специфика правового статуса градообразующей организации

В советские времена наряду с производственными предприятиями нередко строились отдельные города, чтобы у рабочих не возникала необходимость работать вахтовым методом, и появилась возможность трудиться, проживая совместно с семьей. Но в сегодняшних условиях такие предприятия нередко становятся финансово затратными, и остро встает вопрос решения проблемы их задолженности.

Читайте также:  Претензионный порядок по закону о защите прав потребителей

Банкротство градообразующих предприятий производится по положениям 127-ФЗ «О несостоятельности», по которым производится процедура в отношении всех юридических и физических лиц, а также предпринимателей. При этом процедуре признания несостоятельности градообразующих предприятий посвящен параграф 2 Главы 9 127-ФЗ.

На основании положений ст. 169 127-ФЗ под градообразующими предприятиями понимаются те, которые соответствуют следующим условиям:

  1. Численность работников составляет 25% от совокупной численности работающего населения.
  2. Численность сотрудников превышает 5000 человек.

Для отнесения предприятия к градообразующему достаточно соблюдения одного из указанных выше критериев.

Банкротство градообразующих предприятий является исключительно российской практикой, так как в международном праве такое понятие отсутствует.

Причины банкротства

Причинами банкротства градообразующей организации могут стать:

  1. Рейдерский захват.
  2. Изменение рыночной конъюнктуры и падение спроса на продукцию компании.
  3. Снижение прибыли под влиянием роста себестоимости.
  4. Неумелое руководство компанией.

Независимо от причины банкротства для начала процесса признания предприятия финансово несостоятельным требуется, чтобы оно отвечало ряду признаков. Это наличие задолженности в размере 300 тыс. р. и более, а также просрочки в 3 месяца и более (по ст. 3 127-ФЗ).

В задолженность могут входить обязательства по налогам и сборам, по задолженности кредиторам, по зарплате и выходным пособиям.

Есть ли особенности

Особенности банкротства градообразующего предприятия состоит в более широком круге возможных участников процесса по сравнению со стандартными правилами. По нормам ст. 170 127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве такого предприятия в процессе могут дополнительно участвовать:

  1. Органы местного самоуправления.
  2. Федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Для того чтобы процесс банкротства проходил по нормам параграфа 2 Главы 9 127-ФЗ, заявители должны предоставить суду доказательства того, что компанию можно считать градообразующей.

На основании ст.

171 127-ФЗ участники процесса в виде федеральных, региональных и муниципальных органов власти вправе предоставить поручительство для введения этапа внешнего управления (если такое ходатайство не поступило от кредиторов).

При предоставлении поручительства органы власти несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия. При этом они наделяются правом разработки комплекса требований к кандидатуре внешнего управляющего.

На основании ст. 172 127-ФЗ реабилитирующие процедуры банкротства могут быть продлены арбитражным судом на период до года при наличии соответствующего ходатайства органов власти и при предоставлении ими поручительства.

Органы федеральной, региональной и муниципальной властей вправе досрочно погасить все долговые обязательства предприятия. При этом они должны учитывать очередность, которая предусмотрена в ст. 134 127-ФЗ.

Порядок процедуры

Признать градообразующее предприятие банкротом вправе только арбитражный суд по месту регистрации. Основанием для процедуры банкротства служит заявление, поданное арбитражным судом следующими лицами:

  • должником или руководителем при наличии причин, которые свидетельствуют о финансовой несостоятельности;
  • конкурсным кредитором;
  • прокурором;
  • уполномоченным органом.

При признании заявления о банкротстве обоснованными суд вводит этап наблюдения и назначает временного управляющего.

Этап наблюдения

На указанном этапе детально анализируется деятельность предприятия, и выявляются возможные злоупотребления, которые могли привести к преднамеренному банкротству. Эта задача лежит на арбитражном управляющем. Если им будут выявлены недобросовестные сделки, «черные» методы работы, то руководство предприятия или иные лица могут быть привлечены к ответственности.

Внешнее управление и финансовое оздоровление

Внешнее управление и финансовое оздоровление могут вводиться на основании поручительства местных органов власти.

Особенностью банкротства градообразующего предприятия является также этап поручительства. На основании ст. 173 127-ФЗ под поручительством понимается обязанность лица (в лице федеральных, региональных и муниципальных властей) отвечать за исполнение денежных обязательств должником. Такое поручительство передается суду в письменной форме и должно содержать указание на следующее:

  1. Сумму обязательных платежей.
  2. Обязанность по уплате обязательных платежей.
  3. График погашения задолженности.

К поручительству требуется приложить доказательства того, что взятые органом власти обязательства были включены в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.

Должник и его поручители должны приступить к расчетам с кредиторами по графику, который предусмотрен поручительством. При неисполнении требований кредиторов и уполномоченных органов они могут обратиться к поручителю. Если поручитель нарушил свои обязательства в отношении кредиторов, которые обладают более 1/3 от всех требований, то суд может остановить действие реабилитирующих процедур, признать должника банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

В рамках реабилитирующих процедур в компании-должнике предполагается внедрение ряда мероприятий, которые направлены на восстановление ее платежеспособности.

Это, например, структурные преобразования в компании, оптимизация численности персонала, привлечение кредитования или государственных дотаций и пр.

При оптимальном завершении этапа финансового оздоровления или внешнего управления долги удастся погасить, а предприятие сохранит свой статус.

На этапе внешнего управления или конкурсного производства допускается продажа предприятия, как имущественного комплекса. В результате меняется собственник бизнеса, но компания фактически сохраняется, как экономический субъект.

При наличии ходатайства от органов местного самоуправления или другого органа власти существенным условием договора купли-продажи становится сохранение рабочих мест в размере не менее 50% работников в течение максимум 3 лет.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – финальная стадия банкротства, которая указывает на признание судом статуса банкрота градообразующего предприятия.

На этапе конкурсного производства предполагается продажа всего имущества предприятия, которое было включено управляющим в конкурсную массу. Может быть продано предприятие, как комплекс, либо вся его собственность по частям. Все вырученные средства должны будут направляться на погашение требований кредиторов и погашение процессуальных издержек с учетом положений ст. 134 127-ФЗ.

Таким образом, государство максимально заинтересовано в сохранении статуса градообразующего предприятия, так как его закрытие может спровоцировать социальную напряженность и приведет к резкому росту безработицы. Поэтому особое внимание в рамках банкротства уделяется реабилитационным процедурам (внешнее управление и финансовое оздоровление).

Государственные, региональные и муниципальные органы власти вправе выступить поручителями градообразующих предприятий или погасить за них задолженность.

Но если властные организации не исполняют должным образом свои обязанности, то суд также может признать градообразующее предприятие банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Особенности банкротства градообразующих организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления (ст. 170 ФЗ).

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Поручительство по обязательствам должника может быть дано:

  • Российской Федерацией,
  • субъектом РФ,
  • муниципальным образованием
  • в лице их уполномоченных органов.
  • Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
  • Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:
  1. сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  2. график погашения задолженности.
  1. Органы власти, представившие поручительство по обязательствам должника, определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
  2. Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
  3. Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
  4. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.
  5. Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной статьями 134 — 138 Федерального закона.
  6. В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.
  7. При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение 3 лет с момента вступления договора в силу.
Читайте также:  Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов: форма и пример

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации данных условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли-продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Градообразующие предприятия и особенности реализации их имущества в процессе банкротства

Попов, С. С. Градообразующие предприятия и особенности реализации их имущества в процессе банкротства / С. С. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64896/ (дата обращения: 09.10.2020).



Научная статья посвящена анализу порядка, проблем, а также развитию этапа реализации имущества градообразующего предприятия в рамках института банкротства в Российской Федерации на современном этапе.

В центре внимания автора — рассмотрение алгоритма функционирования и использования института банкротства градообразующего предприятия и процедуры реализации имущества такого предприятия-должника, в частности. Выявления проблем в рамках применения данного механизма институте банкротства.

  • Результатом научной работы является обнаружение пробелов и несовершенств в современном законодательстве, в данной сфере.
  • Ключевые слова: градообразующее предприятие, предприятие, конкурсное производство, местное самоуправление, банкротство, работающее население.
  • На сегодняшний день нет единого определения градообразующих предприятий, но нормативно-правовые акты используют одинаковый критерий отнесения предприятия к числу градообразующих — это доля работающего населения, которую составляют работники именно этого предприятия в населенном пункте.
  • В качестве примера можно взять действующий Закон Ивановской области от 14 декабря 2000 года № 89-ОЗ «О поддержке градообразующих предприятий, расположенных на территории Ивановской области», где в статье № 1 градообразующими предприятиями (организациями) признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работоспособного населения соответствующего поселения, либо юридические лица, удельный вес поступлений налоговых платежей в бюджет муниципального образования, которых составляет не менее двадцати пяти процентов [5].

Наиболее актуальное определение градообразующих предприятий содержится в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1].

Где, в статье 169, градообразующие предприятия понимаются как предприятия, на которых работают не менее 25 % работающего населения соответствующего населенного пункта, а также предприятия, численность работников которых превышает 5000 человек

Расчет соотношения работников предприятия с общим числом работающего населения производится исходя из критериев, введённых письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2014 г. № 03–03–06/1/6142 [2], а также письмом Росстата от 12.04.

2013 № МД-08–2/1168-ДР [3].

Исходя из этого, ведётся подсчёт соотношения численности занятого населения, полученного в результате Всероссийской переписи населения и численности работников организации, включая все филиалы и все обособленные подразделения на дату возбуждения дела о банкротстве градообразующего предприятия [].

Помимо этого необходимо учесть, что законодатель выделяет перечень моногородов, сформированных в привязке к градообразующим предприятиям (Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» [4]). По состоянию на август 2019 года в перечень входят 319 моногородов и градообразующих предприятий.

Исходя из сути определения градообразующего предприятия следует, что процедура его банкротства имеет ощутимые для населения города, социально-экономические последствия, такие как:

  1. Увольнение существенного числа работников и как следствие, повышение уровня безработицы в населенном пункте, а иногда и в регионе в целом,
  2. Рост нагрузки на городской и муниципальные бюджеты в связи с выплатами уволенным работникам, а также сокращение доходов бюджета в связи с ликвидацией основного налогоплательщика,
  3. Экономическая нагрузка на другие организации, связанные с градообразующим предприятием, часто полностью зависимые от него,
  4. Утрата или значительно ухудшение состояния инфраструктурных объектов и жилищно-коммунальных объектов, а также часто социальных объектов — учреждений образования, здравоохранения и культуры и иные неблагоприятные последствия [8].

В силу существенного ущерба, который наступает в результате банкротства градообразующих предприятий, нормы законодательства в массе своей нацелены на профилактику его банкротства.

Государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления активно вмешивается в экономические процессы в целях недопущения кризисных ситуаций в деятельности градообразующих предприятий и, особенно на стадии банкротства.

Такое вмешательство предусмотрено вышеупомянутым Законом о банкротстве, и выражается в виде обязательного участия органов местного самоуправления в процедуре банкротства предприятия, а также возможности привлечения органов государственной власти к участию в деле для государственного поручительства.

Органы власти Российской Федерации, ее субъектов и органы местного самоуправления принимают на себя обязательство отвечать за исполнение должником обязательств перед кредиторами в ходе любой банкротной процедуры (ст. 173 Закона о банкротстве), в том числе и полностью оплатить долги градообразующего предприятия в ходе конкурсного производства (ст. 174 Закона о банкротстве).

Главная особенность процедуры конкурсного производства состоит в том, что органы власти и местного самоуправления наделены правом ходатайствовать об установлении дополнительных условий купли-продажи градообразующего предприятия.

Подобным условием, прямо прописанным законодателем, является обязательство покупателя сохранения рабочих мест не мене, чем для 50 % работников на определенный срок (п.2 ст. 145 Закона о банкротстве). Максимально допустимый срок сохранения рабочих мест — три года, что позволяет работникам временной промежуток, необходимый для нахождения новой работы.

Другие условия могут устанавливаться с согласия собрания кредиторов. Эти условия направлены на минимизацию отрицательных социально-экономических эффектов в процессе процедуры банкротства градообразующего предприятия, отмеченных выше. Как показывает анализ судебной практики, проведенный И. В.

Ершовой, такими дополнительными требованиями являются, как правило, установление требований по сохранению рабочих мест в большем, чему установлено Законом о банкротстве, объеме [7].

Предусмотренные законом требования непосредственно влияют на возможную процедуру реализации имущества должника. Продажа имущества осуществляется только единым комплексом имущества в ходе процедуры конкурсного производства.

В литературе довольно критически оценивается участие государства в банкротстве градообразующих предприятий, а также в иных банкротных процедурах в качестве поручителя, поскольку в некоторых случаях такие предприятия объективно являются банкротами и создают дополнительную нагрузку на бюджет, не имея шансов на реальное финансовое оздоровление [6]. В то же время, участие в процедуре конкурсного производства, на наш взгляд, является необходимым.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  2. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2014 г. № 03–03–06/1/6142.
  3. Письмо Росстата от 12.04.2013 № МД-08–2/1168-ДР
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении перечня моногородов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31 ст. 4448.
  5. Закон Ивановской области от 14 декабря 2000 года № 89-ОЗ «О поддержке градообразующих предприятий, расположенных на территории Ивановской области»
  6. Зуй И. В. Особенности государственного участия в делах о банкротстве в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2019. №. 1. С. 92–94.
  7. Ершова И. В. Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика // Пробелы в российском законодательстве 2014 № 5 С.74.
  8. Хомякова А. А. Банкротство градообразующих предприятий: особенности и последствия для региональной экономики // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. № 4. С. 88.

Основные термины (генерируются автоматически): градообразующее предприятие, конкурсное производство, местное самоуправление, предприятие, банкротство, работающее население, государственная власть, Ивановская область, орган власти, Российская Федерация.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *