Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Сама по себе, коррупция – очень широкое понятие. Это и продвижение родственника по службе, и плата за то, чтобы ребенка взяли в школу, и льготы отдельным лицам на кредит, и еще много-много различных, часто непохожих ситуаций. Самым распространенным ее видом является взятка, а одной из молодых разновидностей этой «социальной болезни» называют коммерческий подкуп.

Что такое взятка?

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

В русском языке даже есть термин «взяточничество». Это неудивительно, ведь в России это явление имеет очень долгую и насыщенную историю.

История развития в России

Еще со времен Киевской Руси и монгольского нашествия для того, чтобы добиться расположения князя (или хана), необходимо были «приносить дары». Кроме того, летописи сохранили данные о том, как горожане с дарами ходили к посаднику (главному в городе) и просили об удовлетворении различных нужд.

После реформы Петра І государственный аппарат начал стремительно развиваться. Следовательно, массово возросло количество чиновников. Но денег на высокие зарплаты для них не хватало, поэтому единственным способом заработка для «слуг народа» были отчисления от того самого народа. А называлось тогда это явление «мзда».

В ХІХ веке император Николай І издал закон, где разделил взяточничество на два вида: положительное (деньги для совершения деяния, которое не нарушает закон) и отрицательное (наоборот).

Кстати, российская литература ХІХ века полна карикатур на коррупционную ситуацию в стране. Яркий пример – Гоголь и его «Ревизор».

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

В современной России коррупция объявлена врагом, она запрещена Уголовным кодексом, однако по подсчетам социологов только 9% населения верят, что дачу взяток в России можно искоренить, а около 60% считают ее частью повседневной жизни. Яркая иллюстрация – проходя через большинство организаций и учреждений, граждане дают (а иногда берут) «подарок».

Сущность взятки

Смысл данной «незаконной платы» можно охарактеризовать так: у одной стороны есть желание получить выгоду от другой, и для этого она готова отдать что-либо ценное (деньги, собственное время, служебное место). Иногда стимулируют не для совершения действия, а наоборот, для бездействия (например, неоткрытие административного дела).

Существуют еще более скрытые формы «подмазывания»: умышленный проигрыш в азартных играх, предоставление бесплатного имущества и даже прощение долга. Но главное условие, прописанное в законодательстве, связанное с взяточничеством – особа обязана быть должностным лицом и именно его положение должно быть использовано для дачи или получения «выгод имущественного характера».

Что такое подкуп?

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Эта процедура передачи лицу, связанному с управлением организацией, определенного вознаграждения для удовлетворения желаний и нужд того, кто платит. То есть, это нарушение нормальных законов рыночной экономики, в основе которой лежит здоровая конкуренция.

История развития в России

Это понятие имеет очень короткую историю, однако явление известно давно.

В ХIX веке иностранные предприниматели в России жаловались на то, что местные бизнесмены предпочитают решать экономические вопросы не посредством конкуренции, а через плату представителям чужой компании, тем самым разграничивая для себя сферы влияния. Это вызвано не только уровнем в целом коррупции в стране, а вообще отсутствием четкого понятия частная собственность.

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственностьВ Советское время из-за существования командно-административной экономики и монополию государства на собственность как такового понятия «подкуп» в юридическом смысле не существовало. Однако директора заводов и фабрик могли «превышать» свои полномочия, но часто это требовало договоренности с партийными функционерами, а это уже «мзда». В современной России коммерческий подкуп запрещен Уголовным кодексом. В общем, то находясь на управленческой должности в организации любая передача (и получение) материальных ценностей сверх контракта может расцениваться как преступление.

Основные отличия между терминами

На первый взгляд эти два понятия очень близки. Сходства действительно имеются, например в обоих случаях происходит передача определенных ценностей с целью получения выгоды. Однако, эти сходства вызваны тем, что оба термина относятся к понятию коррупции.

На самом же деле больше различий. Давайте их разберем:

  • Изначально в юридической терминологии принято две разные характеристики: взятка – это должностное преступление, а подкуп – коммерческое.
  • Отличие в объекте преступления. Так, взятка посягает на правильную работу государственных служб, то есть нормальное выполнение основных функций государства. Отсюда принято считать, что коррумпированность чиновников подрывает доверие граждан к государству. Объектом коммерческого преступления является нормальная работа лиц и организаций, осуществляющих финансовую или предпринимательскую деятельность.
  • Отличие в субъекте преступления. В случае «мзды» – это должностные лица, которые инициировали либо взяли определенные ресурсы для того, чтобы использовать должность. Субъектами подкупа признаются лица, которые выполняют управленческие функции в организации. Как правило, достаточно одной прописанной в договоре функции управления, чтобы потенциально считать лицо субъектом коммерческого преступления.
  • Время совершения преступления. Взятку можно давать как до, так и после выполнения нужного действия. Согласно законодательству РФ, подкуп совершается только до осуществления деяния, то есть, по предварительной договоренности.

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Меры ответственности

«Мзда» и коммерческое «подбадривание» признаются преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ. Относительно первого основными являются ст. 285, 290 и 291. Что касается финансового «отката» для управленцев, то в кодексе он проходит по ст. 204. Кроме того, существует понятие «провокация взятки» – это статья 304.

Для взятки ключевой момент для определения наказания – размер (сумма). Так, относительно этого существуют:

  • Малый размер. Штраф равен 25-50-кратному размеру от незаконно полученной суммы. Возможен вариант, когда преступника лишают права занимать этот или аналогичный пост на 3 года.
  • В значительном размере. Штраф в 30-60-кратном размере. Также могут лишить права на должность. И еще один вариант: лишение свободы до 3-х лет.
  • В крупном размере. Размер штрафа: 70-90-кратный. Плюс все вышеперечисленное или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.
  • Особо крупный размер. Штраф в 100-кратном размере от суммы, а также все варианты из вышеперечисленного либо арест на срок до 15 лет.

Для подкупа важен момент, за что обвиняют:

  • За передачу средств предусмотрено наказание от 10 до 50-кратного размера от суммы, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо исправительные работы на 3 года.
  • За получение средств: штраф от 15 до 70-кратной суммы от незаконной платы, запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет либо арест на срок до 3-х лет.

Что такое подкуп по УК РФ?

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Коррупция на протяжении многих лет является в России одним из самых распространённых и привычных для общества преступлений. При этом с каждым годом формы подкупа должностных и иных лиц становятся все более изощренными. Проявляется коррупция в формах нескольких отличных друг от друга преступлений, каждое из которых имеет свой состав и квалифицирующие признаки.

Коммерческий подкуп – это вид экономического уголовного преступления, в котором выступает две стороны коммерческого бизнеса.

Первая сторона, желая увеличить свою финансовую прибыль, просит вторую сторону совершить какое-либо действие или бездействие за определённое вознаграждение.

Вторая сторона, в свою очередь, совершает предложенное действие и получает вознаграждение, являясь руководящим ответственным лицом коммерческой структуры. При этом вознаграждение может быть как в денежной форме, так и в нематериальной.

Подкуп подрывает основные экономические законы, на основании которых действует рынок. Применяя незаконные методы конкуренции, одни компании создают негативные условия для функционирования других фирм.

Стоит отметить, что предметом коммерческого подкупа может быть только та вещь, которая имеет имущественную оценку. Обычные ценные для конкретного человека вещи (фотографии, письма и др.) отношения к подкупу не имеют.

Виды подкупа и квалифицирующие признаки

Разновидностей коммерческого подкупа как уголовного преступления может быть множество. Главное для доказательства наличия преступления – это его полный состав.

Обычно подкуп делят на следующие основные неправомерные действия:

  • Передача ценностей в качестве незаконной оплаты какого-либо действия;
  • Совершение действия или бездействие в качестве незаконной оплаты;
  • Принятие ценностей или совершение обратного действия/бездействия в интересах стороны, оплатившей его.

В качестве подкупа часто дарят дорогие подарки, оказывают услуги в неденежном эквиваленте, оформляют выгодные контракты или просто передают деньги лично.

Статья за подкуп была введена в УК РФ только в 1996 году. Наказывается данное преступление ст. 204 УК РФ. Степень наказания за данное незаконное действие будет зависеть от наличия квалифицирующих признаков, признаваемых судом отягчающими. По ст. 204 УК РФ к ним относятся:

  • Предварительный сговор;
  • Фактор вымогательства.

Вымогательство будет иметь место в случае, когда на вторую сторону первой будет оказано какое-либо давление. Чаще всего в качестве давления используются угрозы различного характера: угроза жизни, здоровью, семье, имуществу. Рецидив по данному преступлению не является отягчающим вину обстоятельством.

Что грозит за подкуп?

Подкуп признается экономическим преступлением, поэтому основной мерой ответственности за его совершение выступают штрафные санкции. Размер их зависит от тяжести содеянного.Совершив коммерческий подкуп, лицу грозит:

  • Штраф от 10 до 50 раз больший, чем размер подкупа;
  • Ограничение свободы до 2 лет или выполнение исправительных работ до 3 лет максимум.

Если деяние будет совершено в группе лиц или с элементами вымогательства, виновному лицу грозит в два раза увеличенный штраф или даже лишение свободы до 6 лет. В качестве дополнительного наказания судом может быть назначен запрет на занятие определенных должностей. Обычно о назначение дополнительного наказания в суде ходатайствует обвинительная сторона — Прокуратура.

Читайте также:  Обналичивание денежных средств статьи УК РФ 198 и 199: особенности и ответственность

Принявшая неправомерный подарок сторона получит также огромный штраф и дисквалификация сроком до 3 лет. Если принимающая сторона самостоятельно сообщит о готовящемся преступлении в правоохранительные органы, она сможет избежать наказания.

Отличие подкупа от взятки

Подкуп отличается от дачи и получения взятки определенными характерными признаками. Это различные преступления, регламентированные разными статьями Кодекса. Взятка описана в ст. 290 и 291 УК РФ, подкуп – ст. 204.

Несмотря на то, что оба деяния относятся к коррупции, отличают их следующий особенности:

  • Взятка – должностное преступление, подкуп – коммерческое;
  • Взятка имеет место быть в государственных структурах у чиновников, подкуп – в коммерческих организациях;
  • Момент дачи подкупа определён исключительно датой, предшествующей совершению действия, взятку можно давать как до, так и после преступных деяний.
  • Взятка нарушает деятельность государственных структур, подрывая их социальную значимость для общества.
  • Подкуп мешает нормальному функционированию экономики, нарушает конкурентную и ставит в невыгодные условия деятельности другие компании отрасли.
  • Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
  • Федеральный номер — Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность
  • Московская обл, г Москва — Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность
  • Ленингр. обл, г Санкт-Петербург — Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность
  • Это абсолютно бесплатно и быстро!

Чем взятка отличается от коммерческого подкупа

Коррупционные действия подразделяются на множество видов. В частности, это взятка и коммерческий подкуп. По своей форме (передача средств для получения некого преимущества) они схожи, однако различаются по сфере правоотношения.

В чем заключаются особенности расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве и коммерческом подкупе?

Что собой представляет взятка

Взятка – это одна из старейших форм коррупционных действий. Предполагает передачу денежных средств должностному лицу, работающему в государственном аппарате или аппарате местного самоуправления.

Взяточник – это обязательно представитель госслужбы, который исполняет административные и управленческие функции, то есть принимает значимые решения. Определение взятки содержится в статье 290 УК РФ.

Отличается ли подарок от взятки?

Взятка может даваться в различных формах. К примеру, это могут быть деньги в конверте, подарки, различное движимое и недвижимое имущество. В какой бы из форм ни предоставлялась взятка, она должна быть оценена в деньгах. Средства могут передаваться как самим заинтересованным лицом, так и его представителем.

Цель взятки – выполнение или невыполнение действий должностным лицом в интересах лица, от которого шли деньги. Рассмотрим примеры этих действий:

  • Взяточник пользуется своими должностными полномочиями в чьих-либо интересах. Он выполняет какие-либо действия или допускает бездействие. К примеру, «закрывает глаза» на какие-либо правонарушения.
  • Использование своего должностного положения. То есть взяточник использует не свои полномочия, оговоренные в законе, а статус. Чиновник обладает определенным авторитетом, который он может использовать. К примеру, он может пользоваться ресурсами своих подчиненных.
  • Взяточник покровительствует заинтересованному лицу. К примеру, он дает необоснованные поощрения, допускает заступничество, незаслуженно продвигает сотрудника по службе.
  • Попустительство правонарушениям. К примеру, заинтересованное лицо совершает правонарушения, однако должностное лицо никак на это не реагирует.

Состав преступления обнаруживается в момент получения хотя бы части взятки. Рассмотрим ситуацию. Деньги переданы, однако взяточник не успел исполнить положенные действия. Будет ли это считаться взяткой? Да.

К СВЕДЕНИЮ! Если деньги передаются посредником, его действия также будут преступными. Квалифицируются они на основании статьи 291 УК РФ.

Что собой представляет коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – это также передача денежных средств для незаконного достижения своих целей.

Однако в данном случае происходит это не в государственной, а в предпринимательской сфере, то есть деньги будут передаваться не чиновнику, а руководителю компании.

Коммерческий подкуп нарушает главные принципы предпринимательской конкуренции, а потому является правонарушением. Подкуп может осуществляться в этих формах:

  • Передача денег или ценных бумаг.
  • Передача имущества: авто, драгоценности.
  • Поставка услуг по заниженной стоимости.
  • Списание кредита.
  • Отзыв иска, поданного в судебное учреждение ранее.
  • Продажа продукции, оборудования по сниженным ценам.
  • Завышение предоставляемых гонораров.

Предметом подкупа не могут быть предметы, которые нельзя оценить в денежной форме. К примеру, КП не будут вещи, имеющие субъективную ценность: личные письма, фотографии.

Как производится предварительная проверка и дознание по факту мелкого коммерческого подкупа?

Чем отличается взятка от подкупа

Рассмотрим базовые характеристики взяток:

  • Средства передаются государственному служащему.
  • Этот служащий имеет полномочия для предоставления выгод заинтересованному лицу.
  • Взаимная выгода, о которой стороны договариваются заранее.

Рассмотрим базовые характеристики коммерческого подкупа:

  • Средства передаются представителю управленческой структуры коммерческого субъекта.
  • Взаимная выгода лежит в плоскости предпринимательской деятельности.
  • Ответственность за подкуп возлагается на обе стороны.

Вопрос: Противоречит ли применение неустойки на основании решения иностранного суда публичному порядку РФ, если неустойка предусмотрена контрактом, заключенным в результате коммерческого подкупа, или носит карательный характер?
Посмотреть решение суда

Рассмотрим существенные различия в форме таблицы:

Взятка
Подкуп
Взяточником является должностное лицо. Деньги передаются представителям коммерческих субъектов.
Происходит посягательство на нормальную работу госорганов, вследствие чего уменьшается уровень доверия граждан к соответствующим структурам. Происходит посягательство на адекватную предпринимательскую деятельность, на нормальную конкурентоспособность среды.
Является должностным преступлением. Является коммерческим правонарушением.

ВАЖНО! Эти коррупционные действия различаются и по времени исполнения. Взятка может передаваться и до, и после совершения действия к выгоде заинтересованного лица. Подкуп – это предварительное действие.

И взятка, и подкуп – это действия коррупционного характера. У них есть и отличия, и сходства. Сходство заключается в самом выражении действия. Это передача средств. Рассмотрим остальные сходства:

  • Преступлением коррупционное действие становится в момент передачи средств или их части.
  • Основной целью правонарушения является корысть, интерес передающего деньги.
  • Коррупционное действие является умышленным. То есть взяточник понимал, что он делает и какую цель он преследует.

Несмотря на все сходства, эти коррупционные действия по-разному именуются и по-разному наказываются.

Процессуальные различия

Рассмотрим процессуальные отличия:

Основание
Взятка
Подкуп
Законодательство Статьи 290, 291 УК РФ Статья 204 УК РФ
Сфера Государственная и административная область Коммерческая деятельность предпринимателей
Вид нарушения Должностное Коммерческое
Объект правонарушения Социальные отношения в сфере государственных структур Реализация прав предпринимателей, стабильность коммерческой деятельности, справедливая конкуренция
Субъекты нарушения Взяточники, у которых есть соответствующее служебное положение Представители коммерческих организаций, у которых есть управленческие функции
Время нарушения Получение до или после совершения действия Получение денег перед совершением действия
Тяжесть нарушения Небольшая При передаче – некрупная, при получении – крупная

То есть взятка и подкуп – это действия, которые регламентируются даже различными статьями УК РФ.

Ответственность за коррупцию

Взятка и подкуп – это преступления, которые регламентируются УК. Взятка упоминается в статьях 285, 290 и 291 УК РФ. Ответственность за подкуп накладывается на основании статьи 304 УК РФ.

При определении наказания при взятке существенным фактором является ее объем:

  • Простая взятка в размере до 25 000 рублей (часть 1 статьи 291 УК РФ). Штраф составляет 15-25-кратный размер от переданной суммы. Альтернативное наказание – до 2 лет лишения свободы.
  • Взятка в значительном размере (от 25 000 рублей, часть 2 статьи 291 УК РФ). Штраф в 20-40-кратном объеме. Альтернативное наказание – до 3 лет.
  • Взятка за заведомо неправомерное действие (часть 3 статьи 291 УК РФ). Штраф в 30-60-кратном размере. Альтернативное наказание – до 8 лет лишения свободы.
  • Деньги даны группой лиц и в особо крупном размере (часть 4 статьи 291 УК РФ). Штраф в 60-80-кратном объеме. Альтернативное наказание – от 5 до 10 лет.
  • Взятка в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей, часть 5 статьи 291 УК РФ). Штраф в 70-90-кратном размере. Альтернативное наказание – от 7 до 12 лет лишения свободы.

Наказание за подкуп определяется составом этого преступления:

  • Передача средств. Штраф в 10-50-кратном размере от подкупа, лишение свободы до 2 лет, исправительные работы до 3 лет.
  • Получение средств. Штраф в 15-70-кратном объеме от подкупа, запрет на дальнейшее занятие деятельностью на срок 3 года, лишение свободы до 3 лет.

Взятка – это более распространенное явление, однако часто встречаются преступления и против конкуренции в коммерческой области.

Взятка: понятие, виды и размеры. Ответственность за коррупцию и подкуп должностного лица по нормам УК РФ

Взяточничество, или коррупция, –  одна из наиболее острых российских проблем. Это весьма серьезное правонарушение, которое провоцирует злоупотребления со стороны чиновников и должностных лиц. Поэтому оно подразумевает серьезные меры наказания по нормам Уголовного законодательства.

Взятка: понятие

  • Уголовный кодекс определяет взятку как получение должностным лицом из числа служащих государственных и муниципальных органов денежного или иного вознаграждения за оказание определенных услуг, совершение действий или бездействие в адрес лица (взяткодателя), которое предоставило денежные средства, ценности или иные материальные блага.
  • Взятка может передаваться за покровительство, попустительство, оказание помощи в решении каких-либо задач, которые составляют компетенцию должностного лица, либо на решение которых он может повлиять.
  • Отличительными чертами взяточничества являются:
  • наличие материальной выгоды получателя;
  • одним из субъектов является должностное лицо;
  • вознаграждение имеет целью совершение действий/бездействие взяткополучателя.

Правонарушением является как дача взятки, так и ее получение. Для того, чтобы предоставление денежных средств и ценностей стало составом преступления, оно может предполагать совершение следующих действий:

  • решение производственных задач: содействие в возможности выиграть тендер, выделении премии лицу, заказ определенного товара в конкретной компании;
  • помощь в продвижении по службе;
  • пренебрежением фактом о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей;
  • закрытие дела об уголовном или административном правонарушении;
  • совершение прочих противоречащих общему порядку действий за вознаграждение.
Читайте также:  Косметический калькулятор срока годности косметики: как узнать дату выпуска по батч коду

Виды взяток

Можно выделить следующие разновидности взяток:

  1. С точки зрения поведения должностного лица: взятка за покровительство или попустительство, совершение юридически значимых действий, помощь в принятии решений и лоббирование интересов и пр.
  2. С точки зрения получателя взятки: должностному лицу, полицейскому при исполнении, преподавателю, врачу и пр.
  3. По способу передачи или получения: явная или скрытая (под скрытой взяткой может пониматься, например, перечисление денег через родственников и подставных лиц, оплата несуществующего товара, предоставление необоснованной скидки), личная передача взятки или через посредника, передача группой лиц или одним лицом.
  4. Взятка-подкуп, взятка-вознаграждение.
  5. По сумме взятке: крупный, особо крупный, значительный размер и пр.

Сумма взятки

Уголовный кодекс различает ответственность за взятку в зависимости от передаваемой суммы. Размер взятки всегда пересчитывается в рублях не только тогда, когда она передавалась деньгами, но и если представляла собой ценные бумаги или иные материальные ценности.

Уголовный кодекс различает следующие виды взяток в зависимости от суммы:

  • в значительном размере, т.е. свыше 25 тыс.р.;
  • в крупном размере – более 150 тыс.р.;
  • в особо крупном размере – свыше 1 млн.р.

Достаточно часто можно встретить утверждение, что есть установленная законом минимальная сумма, которая признается взяткой. На самом деле это не так.

По существу, взяткой признается абсолютно любая сумма, переданная должностному лицу.

В судебной практике встречались случаи, когда уголовное преследование прекращалось из-за небольшой взятки в 500-1000 р., но закон подобных норм не содержит.

Что касается материальных благ и ценностей, передаваемых должностному лицу, то в ст. 575 ГК РФ прописано, что размер дара не должен превышать 3000 р., чтобы он не был квалифицирован как взятка.

Что грозит за дачу взятки? Злоупотребление должностным лицом своим положением приводит к коррупции. Одной из главных составляющих этого неправомерного явления … Взятка как административное правонарушение

Ответственность за дачу взятки предусмотрена нормами Уголовного и Административного кодекса. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за дачу взятки в зависимости от масштаба правонарушения и тяжести деяния. Это может быть штраф, лишение свободы (с дополнительным наказанием в виде штрафа), запрет на занятие определенных должностей.

Ответственность за дачу взятки по нормам 219 статьи Уголовного кодекса содержится в следующей таблице.

Статья УК РФ Простая взятка ч.1 ст.291 Взятка в значительном размере ч.2 ст.291 Взятка за заведомо незаконное действие ч.3 ст.291 Взятка в крупном размере или группой лиц ч.4 ст.291 Взятка в особо крупном размере ч.5 ст.291
Штраф, определяется кратно к размеру взятки 15х-30х 20х-40х 30х-60х 60х-80х 70х-90х
Лишение свободы До 2 лет До 3 лет До 8 лет 5-10 лет 7-12 лет
Дополнительный штраф До 15х До 15х До 30х До 60х До 70х
Исправительные работы До 2х лет До 2х лет __ __ __
Принудительные работы До 3х лет __ __ __ __
Лишение права занятия определенной должности __ __ __ До 3х лет __

Уйти от ответственности или смягчить меру наказания можно через чистосердечное признание или сотрудничество со следствием либо если удастся доказать оказываемое давление на взяткодателя.

Если у лица явно вымогают взятку, то ему следует заявить об этом в уполномоченную инстанцию: прокуратуру, полицию, следственный комитет или ФСБ.

За получение взятки также предусмотрена ответственность ее получателю.

Статья УК РФ Простая взятка ч.1 ст.291 Взятка в значительном размере ч.2 ст.291 Взятка за заведомо незаконное действие ч.3 ст.291 Взятка получена лицом, находящемся на госдолжности ч.4 ст. 291 Взятка в крупном размере или группой лиц ч.5 ст.291 Взятка в особо крупном размере ч.6 ст.291
Штраф, определяется кратно к размеру взятки От 25х до 50х От 40х до 70х От 40х до 70х От 60х до 80х От 70х до 90х От 80х 100х
Лишение свободы До 3 лет От 3 до 7 лет От 3 до 7 лет От 5 до 10 лет От 7 до 12 лет От 8 до 15 лет
Дополнительный штраф До 20х До 40х До 40х До 50х До 60х До 70х
Лишение права занятия определенной должности До 3 лет До 3 лет До 3 лет До 3 лет До 3 лет да

Отягчающими обстоятельствами при получении взятки является ее крупный размер, предпринятые незаконные действия (бездействие), нахождение на государственной службе, совершение правонарушения группы лиц по предварительному сговору, вымогательство взятки.

Взятка в особо крупном размере обладает особой общественной опасностью, поэтому она подлежит более суровому наказанию. Сейчас под особо крупным размером подразумевается передача денежных средств или имущества дороже 1 млн.р.

Также в 2011 году Уголовный кодекс дополнен ответственностью за совершение посреднических услуг при передаче взятки или содействия взяткодателю в исполнении преступного замысла. Это правонарушение описано в 291.1 ст. УК РФ. Наказание за посредничество весьма суровое: штраф в 60-кратной сумме или лишение свободы до 7 лет.

Отдельная статья Уголовного кодекса (ст.304) предусматривает ответственность за провокацию взятки. Под ней понимается передача должностному лицу взятки без его согласия или совершение подобного деяния с целью очернить лицо и создать ложное представление о нем. Провокация взятки может караться лишением свободы на срок до 5 лет либо штрафом до 200 тыс. р.

Если лица добровольно отказались от совершения преступления и лишь готовились к нему, то они не привлекаются к ответственности.

Таким образом, по нормам российского уголовного законодательства взятка карается наказанием в виде штрафа, лишения свободы и запрета на занятие определенных должностей. К ответственности привлекается как ее получатель, так и взяткодатель. Мера наказания зависит от суммы передаваемых денег или имущества, а также наличия отягчающих обстоятельств.

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

  • Лекционный материал на тему:
  • «Коррупция (понятие, ответственность,
  • противодействие коррупции)»
  • Понятие коррупции.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  1. Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
  2. Формы  коррупции.
  3. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

  • -запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
  • Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
  • К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]),
  • -превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
  • -получение взятки (статья 290 УК РФ)
  • -дача взятки (статья 291 УК РФ);
  • -злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
  • -коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

  1. Коммерческий подкуп
  2. Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
  3. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
  4. Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
  5. Ответственность за коррупцию.
  6. За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Читайте также:  Нападение на сотрудника полиции при исполнении - статья 318 УК РФ: нюансы квалификации и ответственности

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

  • Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
  • Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
  • а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
  • в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
  • Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.
  • Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
  • получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
  • получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
  • —  получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • —  вымогательство взятки;
  • —  получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
  • —  получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

  1. Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
  2. Противодействие коррупции.
  3. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
  4. а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  5. б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  6. в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
  7. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  8. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
  9. При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
  10. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
  11. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
  12. -проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  13. -создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  14. -совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

  • -обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • -обеспечение независимости средств массовой информации;
  • -неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  • -совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • -устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  • -повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  • -укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  • -усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  • -передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  • -сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  • -повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *