Штраф за разговор по телефону за рулем

Среди наказаний от сотрудников ГИБДД штраф за разговор по телефону за рулем в 2020 году входит в 5 лидеров, так как современный человек использует гаджеты 80% своего времени. Изменений в законодательной базе по нарушению, а также размерах оплаты, нет последние 7 лет.

Штраф за разговор по телефону за рулем

Почему нельзя и опасно использовать мобильный во время движения на авто

Прежде всего, используя мобильный телефон водитель должен помнить о безопасности на дороге. Отвлечение внимания на смс, звонки, игры и т.д. уменьшает концентрацию внимания на дорогу. Согласно исследований американских ученых,  аварий на дорогах было бы в 4 раза меньше, если бы гаджеты не были в эксплуатации во время передвижения.

  • Участники дорожного движения часто пренебрегают запретами и отвлекают свое внимание на сторонние предметы.
  • Если бы пешеход смотрел бы по сторонам, совершая переход дороги, а водитель был сконцентрирован только на совершениях маневров – количество ДТП уменьшилось бы в 3 раза по прогнозам ученых.
  • По этому, есть 2 стороны угроз:
  1. Личная ответственность
  2. Нарушение правил, установленных государством

Законодательство

Согласно законодательных норм, есть 2 законодательных акта, регулирующие отношения водитель-телефон.

Кодекс об административных правонарушениях

Предусмотрен штраф за вождение с телефоном статьей 12.36 КоАП.

Правила Дорожного Движения

В соответствии с нормой пункта 2.7 ПДД в 2020 году водителю запрещается пользоваться телефоном с руками.

За какие действия с телефоном можно получить штраф

Так как сейчас используются другие гаджеты, такие как смартфоны, планшеты и другие, слова Закона опровергают правомерность наложения штрафов за использования телефона.

Но практике сотрудниками ГАИ применяются меры даже при:

  1. Использованию месседжеров, таких как Viber, WhatsApp, Telegram и прочие.
  2. Написание сообщений.
  3. Проверка электронной почты.
  4. Совершая поиск в Интернете.
  5. Просмотр видео, фото и прочего контента.
  6. Написание сообщений.
  7. Совершение звонков, держа устройство возле уха.

В идеале, что бы избежать вопросов со стороны правоохранительных органов, нужно держать руки пустыми, находясь в автомобиле на дороге.

Штраф за разговор по телефону за рулем

Оштрафован за телефон за рулем: порядок действий

Процедура наложение штрафа

Если ГАИшник зафиксировал на камеру фото- или видео фиксации нарушение, вести диалог будет бесполезно. На нарушителя будет составлен протокол, который можно будет оспорить в суде на протяжении 10 дней.

Штраф за разговор по телефону за рулем

Если же нарушение не зафиксировано, обвиняемый может отказаться от подписи протокола, но при этом полицейский может запросить подтверждение распечатки звонков во время остановки.

Цена за проступок

Стоимость оплаты в 2020 году составляет 1500 рублей, но при этом можно получить скидку 50%, оплатив штрафную санкцию в течение 20 дней. Таким образом потратив 750 рублей. Сколько будет уплачено зависит от строка оплаты.

Как разрешено использовать телефон, не нарушая закон

  1. Совершать звонки во время передвижения разрешено не держа телефон в руке. Для этого можно использовать гарнитуру Bluetooth, проводные и беспроводные наушники, так же подключать телефон к гарнитуре автомобиля, или же разговаривать по громкой связи.

    Штраф за разговор по телефону за рулем

  2. При остановке транспортного средства возможно использование всех функций смартфона. Но это должна быть преднамеренная остановка, а не остановка, например, в пробке или на красный свет светофора.

Штраф за разговор по телефону за рулем

Штраф за разговор по телефону за рулем 2020 Ссылка на основную публикацию Штраф за разговор по телефону за рулем Штраф за разговор по телефону за рулем

Какой штраф за разговор по телефону за рулем во время движения в 2020 году?

Время чтения: 6 мин.

⚡️Какой штраф предусмотрен за разговор по телефону во время езды? Чем опасно использование телефона за рулем? Какой штраф за Telegram или Whatsapp водителю?

Штраф за разговор по телефону за рулем

Статья 12.36.1 КоАП РФ

Запрет на использование мобильного телефона за рулем машины с 2007 года отражен в кодексе об административных правонарушениях (КоАП), Статья 12.36.1 и непосредственно в правилах дорожного движения пункт 2.7. Скидка 50% на штраф за разговор по телефону за рулем действует!

Штраф за разговор по телефону за рулем Разговор по телефону за рулем увеличивает вероятность ДТП. Штраф ГИБДД за разговор по мобильному телефону при управлении автомобилем – 1500 рублей.

Разговор по телефону в ПДД

В законах, касающихся автомобилистов, по состоянию на 2020 год, есть только два упоминания «телефона» (норма КоАП и норма ПДД приведены ниже в цветных блоках). Если ваш конкретный случай выходит за рамки двух этих определений, есть реальный шанс уйти от штрафа, объяснив ситуацию сотруднику ГИБДД, попросить зачитать норму закона.

Закон

Статья 12.36.1 КоАП РФ

«Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

Закон

ПДД РФ пункт 2.7

Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

В ПДД есть запрет на телефон за рулем, но нет ограничения на планшет, рации, видеозвонки и мессенджеры?

Ответственность за разговор по телефону в движущейся машине была введена в 2007 году. А сам текст закона готовился начиная с начала 2000-х.

С тех пор технический прогресс ушел далеко вперед – на смену «звонилкам» пришли смартфоны (не являющиеся в полной мере телефонами), появились специальные программы-приложения для общения (мессенджеры), некоторые тарифные планы операторов, вообще не предусматривающее стандартной телефонии.

За рулем россиянами все чаще применяются планшеты, умные часы, электронные браслеты и другие гаджеты, выпавшие из правового поля. За использование этих устройств штраф ГИБДД отсутствует!

Использование так называемых «телефонов» также сильно расширилось – появились встроенные навигационные программы, камеры для съемки видео и фото, фонари и другие ассистенты.

Применение каких именно встроенных в смартфон функций подпадает под определение «пользование телефоном»? Ответ не очевиден как обычным водителям России, так и сотрудникам ГИБДД.

Там, где нет четких правил нет и электронных систем контроля. Камере ГИБДД невозможно «объяснить» в какой именно момент взаимодействия с электронным устройством за рулем, водитель становится преступником.

В отсутствии контрольных приборов, штраф за разговор по телефону за рулем во время движения, выписывают инспекторы ГИБДД.

По негласно сложившимся правилам, наказание ждет двигающегося водителя поднесшего во время звонка телефон к своему уху. Штраф по Статье 12.36.1 КоАП РФ составляет 1500 рублей (со скидкой пятьдесят процентов в первые 20 дней штраф равен 750 рублям).

Что говорить инспектору ГИБДД, пытающемуся выписать штраф за телефон за рулем

Главное правило честность. Если вы действительно разговаривали по телефону параллельно с управлением машины имеет смысл сознаться, быстро расписаться в документах и срочно оплатить штраф 750 рублей (штраф за телефон за рулем со скидкой в 2020 году).

Штраф за разговор по телефону за рулем

Такой поступок вполне возможно сохранит вашу жизнь и здоровье. После оплаты штрафа ГИБДД желание говорить по телефону за рулем отпадает сразу и надолго. А использование телефонов при управлении транспортом действительно приводит к беде.

Если по вашему мнению правонарушения не было, а штраф за разговор за рулем вам все-таки пытаются выписать предлагаем следующий алгоритм действий:

  1. Вежливо здороваемся с сотрудником ГИБДД
  2. Выслушиваем его позицию и просим соотнести ее с конкретным пунктом КоАП (в данном случае Статье 12.36.1 КоАП РФ)
  3. Перечень возможных оправданий:
  • «У меня смартфон, а не телефон»
  • «Телефоном я не пользовался (телефон отдельное приложение на современном смартфоне), я пользовался другими функциями гаджета»,
  • «Мой телефон оборудован системой громкой связи, про ее использование в КоАП не сказано, главное, чтобы была – она есть!»,
  • Если дело было в пробке – «Я не использовал телефон во время движения, машина стояла на месте»,
  • «Я не пользовался телефоном, я держал его в руке (это не запрещено)/ перекладывал в другой карман/ выключал звук/ ставил на зарядку».

Как правильно использовать мобильный за рулем?

Телефон и по закону, и по уму за рулем транспортного средства недопустимо использовать классическим образом – поднося трубку к уху. Это не только отвлекает внимание водителя, но и «связывает» его руки, замедляя процесс манипулирования с рулем и рычагом коробки переключения передач.

На 2020 год, по закону допустим разговор по телефону при управлении автомобилем, если на трубке включен режим «громкая связь», или мобильник оборудован любой разновидностью системы «Hands free» (свободные руки).

Важно знать!

Под «Hands free» обычно понимают либо партативный наушник, связанный со смартфоном через Bluetooth, либо стандартные проводные наушники с микрофоном, идущие в комплекте к телефону.

Наиболее оптимальным с точки зрения безопасности является разговор по телефону в остановившемся автомобиле.

Какой штраф предусмотрен за разговор по телефону за рулем 2020?

В 2020 году штраф за разговор по телефону за рулем движущегося автомобиля составляет 1500 рублей (со скидкой 750 рублей). Закон время от времени хотят осовременить, дополнить пунктами про другие электронные устройства и программы, но в настоящий момент изменения не приняты.

Не говорил, не писал, просто держал телефон в руке — законен ли штраф?

Чтобы понять, какие действия инспектора ГИБДД действительно обоснованны, а какие — нет, придется тщательно изучить нормы закона. Тогда и общаться с блюстителем порядка будет куда проще.

Материалы по теме

Действия сотрудников ДПС регламентируются следующими нормативными актами:

Чтобы правильно интерпретировать действия инспектора, нужно хорошо знать не только КоАП РФ и ПДД, но и Административный регламент. Именно он содержит обязательные требования для сотрудников ГИБДД, определяя их поведение на дороге.

При этом, разбираясь в правомерности поступков инспектора, не забывайте о собственном поведении на дороге: нужно четко знать нормы закона и не нарушать их.

Если вы понимаете, что нарушили Правила, а сотрудник ДПС лишь фиксирует этот факт, то вы должны нести за это ответственность, равно как и четко выполнять указания инспектора, закрепленные законом, скажем, передавать документы для проверки (п. 2.1.1. п. 2 ПДД). Инспектор, в свою очередь, тоже обязан соблюдать нормы закона (см. пп. 7.1. п. 7 Административного регламента).

Например, без нравоучений, убедительно и ясно объяснять автомобилисту суть совершенного им нарушения, ссылаясь на конкретную норму ПДД и других актов (п. 50 Административного регламента), предоставлять водителю возможность объяснить свои действия (п. 51 Административного регламента), аккуратно обращаться с документами при их проверке (п. 53 Административного регламента) и др.

Разговоры между делом

Материалы по теме

Водитель, ведущий телефонные разговоры или набирающий смс прямо во время движения авто, сегодня не редкость. Мобильная активность за рулем отвлекает и существенно снижает скорость реакции, а также способность контролировать дорожную ситуацию. По данным Госавтоинспекции, ссылающейся на проведенные исследования, используя телефон во время движения как для звонков, так и для набора смс, в 100% случаев водитель не способен быстро и качественно вести машину, соблюдая все требования Правил. Подобная беспечность может стать причиной серьезных аварий. Вот почему в законе появился запрет на использование телефона во время движения транспортного средства без гарнитуры или специального устройства громкой связи (ст. 12.36.1. КоАП РФ и абзац 6 пп. 2.7. п. 2 ПДД). За нарушение этого запрета грозит штраф в размере 1500 рублей.

Из указанной нормы ясно, что автомобилистам нельзя использовать телефон во время движения авто как для разговоров, так и для любых других действий: набор смс, поиск информации в интернете, просмотр навигатора и т. п.

 Если водитель на полном ходу отправляет кому-то сообщение, «сёрфит» в социальных сетях или обновляет почту, значит инспектор имеет полное право оштрафовать за подобные «маневры».

Остановят до выяснения обстоятельств и тех, кто решил написать письмо за рулем стоящего в пробке или на светофоре автомобиля, ведь процесс управления машиной в этом случае не прекращается — автомобилисту нужно контролировать дорожную обстановку.

А вот формальных оснований для претензий к человеку, который в пути просто перекладывал аппарат из одного кармана в другой или держал в руках, но при этом не использовал его, нет. Также штраф не грозит владельцам авто, решившим «посидеть» в телефоне, пока их машина припаркована.

Казалось бы, все понятно, но сама формулировка нормы все еще вызывает вопросы. Если в тексте закона идет речь только о переговорах, а об остальных вариантах использования телефона за рулем ни слова, значит можно? На самом деле нет.

Во время переписки и других манипуляций руки водителя заняты телефоном, а это уже противоречит установленным требованиям, равно как и общение путем прикладывания к уху аппарата, формально оборудованного системой hands free, но фактически не использовавшейся во время разговора.

Так, основаниями для штрафа будут два фактора:

  • водитель использует (звонит/пишет/смотрит и т. п.) телефон при помощи рук
  • автомобиль во время использования телефона находится в движении (остановки на светофоре и в пробке включены в процесс движения авто).

Материалы по теме

Когда инспектор останавливает автомобиль водителя, действительно использовавшего телефон во время движения машины, поводов для возражений нет. Но как быть, если сотрудник ДПС остановил автомобилиста, который просто взял в руки телефон, но не использовал его? В таком случае водитель может оспорить факт нарушения, добавив в протокол свои объяснения и доказательства.

Если вы понимаете, что не использовали телефон по назначению в момент движения машины, нужно:

  1. Выразить несогласие с нарушением. Это автоматически станет основанием для составления протокола (п. 142 Административного регламента).
  2. При составлении протокола ознакомиться с материалами дела (доказательствами нарушения, п. 1. ст. 25.1. КоАП РФ). Водитель вправе изучить материалы дела, в которые, в частности, включаются и доказательства совершенного нарушения.
  3. Письменно объяснить свою позицию, подробно и аргументированно описав ситуацию. Сразу приобщить к протоколу имеющиеся доказательства своей невиновности (фото/видео/показания очевидцев).
  4. Следить за точностью вносимых в протокол данных. Отметить время нарушения вплоть до минуты. Письменно выражать несогласие, если есть спорные нюансы.
  5. Обжаловать постановление в течение десяти суток со дня вручения или получения копии (п. 1 ст. 30. 3. КоАП РФ).

Если из собранных фактологических данных будет понятно, что телефон просто был в руке у водителя, но не использовался, то обжаловать постановление удастся.

Так, установить, говорил ли автомобилист по телефону, поможет распечатка переговоров, запрошенная у оператора сотовой связи, правда, для этого важно в протоколе зафиксировать время нарушения, вплоть до минуты.

А вот выяснить, действительно ли водитель на полном ходу «сёрфил» в Сети или проверял почту, помогут, пожалуй, лишь показания очевидцев, запись видеорегистратора или камер наружного наблюдения (если таковые есть).

Помните: пользоваться телефоном за рулем можно только при помощи системы hands free, но даже так можно отвлечься и нанести непоправимый урон себе и другим участникам дорожного движения. Поэтому лучше отложить свой гаджет до полной остановки авто.

Удачи на дорогах!

  • Исчерпывающая информация по юридическим аспектам автомобильной жизни — в нашем «Парке документов».

Штраф за разговор по телефону за рулем в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен штраф за разговор по телефону за рулем, а также ситуации, в которых этот штраф может быть наложен в 2020 году.

Сразу же хочу отметить, что любое использование мобильного телефона за рулем (разговор, написание смс-сообщений, использование приложений) отвлекает внимание водителя и не позволяет полностью сосредоточиться на дорожной ситуации.

На практике довольно часто именно сотовый телефон является основной причиной дорожно-транспортного происшествия. Однако статистика подобных ДТП не ведется, т.к. до приезда сотрудников ГИБДД водитель успевает закончить свой разговор и убрать телефон, а о нарушении правил не упоминает.

В чём опасность разговоров по смартфону во время движения

Вполне очевидно, что основной фактор, вполне реально влияющий на увеличение аварийности при использовании сотовых телефонов – это отвлечение внимания от слежения за дорожной ситуацией.

В действительности изучению этой проблемы посвящено немало исследований, проведенных и проводимых в разных странах. Некоторые статистические данные выглядят немного абстрактно, другие говорят сами за себя.

Подсчитано, что всего час разговоров за рулём на протяжении месяца (это примерно по две минуты ежедневно) увеличивает вероятность попадания в ДТП впятеро. Это – очень весомый, просто ужасающий показатель.

Ещё хуже обстоят дела с отправкой СМС, независимо от типа используемого мессенджера, будь то Скайп, Телеграм, Аська или популярная соцсеть.

Водители, которые изучают содержимое экрана своего мобильного гаджета, тем самым существенно (на 30-80%) сокращают способность визуального сканирования участка дороги перед автомобилем, что часто становится причиной съезда с занимаемой полосы движения со всеми вытекающими последствиями.

В дополнение к тому, что вы время от времени отвлекаете взгляд от дороги на телефон, существует и другая опасность – вождение машины одной рукой.

Особенно это опасно на авто, оснащённых механической трансмиссией, поскольку водители вынуждены переключать передачи той же рукой, которая лежит на рулевом колесе.

Понятно, что в случае возникновения нештатных ситуаций водитель просто не успеет выполнить манёвр – одной рукой активно вращать рулевое колесо не получится, даже если у вас имеются цирковые навыки.

Наконец, имеется и третья причина, почему разговаривать по телефону за рулем смертельно опасно. Дело в том, что сам разговор может оказаться настолько важным, что будет отвлекать ваше внимание от всего, что происходит на дороге.

Опытные водители утверждают, что они управляют машиной, будучи расслабленными, оценивая дорожную ситуацию «шестым чувством». На самом деле это не совсем так – сосредоточенность присутствует, даже если находящемуся за рулём кажется, что он спокоен и расслаблен. Это называется «когнитивным вниманием».

Но проблема в том, что для большинства водителей оценка быстро изменяющейся дорожной ситуации требует постоянной и напряжённой работы мозга, который производит анализ обстановки в режиме реального времени.

А если часть вашего внимания будет отвлечена разговором, правильность обработки мозгом визуальной информации нарушается. И это тоже может стать причиной возникновения нештатных ситуаций с очень серьёзными последствиями.

Чтобы не быть голословным, приведём результаты исследований, выполненных доктором Марселом Джастом, представляющим Университет Карнеги Мэллон. Он использовал автомобильный симулятор, в котором участникам эксперимента предлагалась езда по сложному маршруту с большим числом поворотов и перекрёстков.

Вторая часть исследования заключалась в выполнении двойной задачи – проезде того же маршрута и ответе на высказывания, имитирующие телефонный разговор. Деятельность мозга «подопытных» контролировалась с помощью МРТ-сканнера.

Как и следовало ожидать, выполнение второго тестового задания по сравнению с контрольным оказалось гораздо хуже – процент выезда за занимаемую полосу движения оказался значительным.

Данные томографии помогли учёным интерпретировать это явление. Оказалось, что в контрольном заезде наибольшая активность была зафиксирована в теменном участке мозга, ответственном за пространственную обработку визуальных сигналов, идущих от глаз.

При выполнении второго, более сложного задания, красные участки частично сместились в височные области, отвечающие за обработку звуковых сигналов. Разумеется, за счет уменьшения активности темечковой области.

Это доказывает, что возможности мозга среднестатистического гражданина не беспредельны, и отвлечение внимания на телефонный разговор непосредственно влияет на способность обрабатывать визуальные данные, что критично при такой деятельности, как вождение автомобиля.

Множество аналогичных исследований доказывает, что главная опасность использования мобильных гаджетов за рулём – уменьшение сосредоточенности вследствие отвлечения внимания на разговор.

Это, кстати, свидетельство того, что использование гарнитуры не решает всех проблем – да, рука освобождается, но сам разговор остается тем фактором, который может повлиять на принятие важных решений по управлению машиной.

К сожалению, данный факт является неочевидным, и потому в большинстве стран, где имеется запрет на использование телефонов с помощью рук, разговоры посредством задействования гарнитуры разрешены.

Но лучше хоть что-нибудь, чем вообще ничего.

Остаётся надеяться, что агрессивная социальная реклама возымеет действие, и те водители, которые склонны к дисциплинированности за рулём, по крайней мере начнут использовать гарнитуру.

Разумеется, это лучше, чем держать сотовый в одной руке, время от времени поправляя его другой. Но гарнитура даёт ложное чувство безопасности, особенно по отношению к соблюдению правовых норм.

Адепты гарнитурных телефонных разговоров утверждают, что они настолько же опасны, как и беседы с пассажирами. Такое утверждение тоже далеко от истины. Дело в том, что пассажиры, поддерживая разговор с водителем, тоже имеют возможность наблюдать за дорожной обстановкой.

Согласно наблюдениям, они делают это осознанно, даже если до начала разговора за дорогой не следили. И в случае проезда потенциально опасных участков (обгон, выполнение поворота налево проезд перекрёстка) обычно разговор прерывается, пока водитель не завершит манёвр.

Удалённый собеседник не в курсе того, что творится перед автомобилем, продолжая беседу и в моменты, требующие повышенной концентрации внимания со стороны водителя. Такое рассредоточение внимания в самые неподходящие моменты очень опасно и может стать причиной возникновения ДТП.

Опасность телефонного разговора за рулем

По данным из США за 2011 год 387 тыс. человек получили травмы из-за того, что водитель был не внимателен на дороге при пользованием телефона. После проведенных исследований были сделаны следующие выводы:

  1. Вероятность аварии увеличивается в 4 раза, если водитель при езде пользуется мобильным телефоном.
  2. Аварийность увеличивается в 6 раз, если сидящий за рулем машины человек пишет смс-сообщение.
  3. Зафиксировано негативное воздействие на концентрацию, внимание водителя отвлекает получение смс и отправка текста. В результате человек теряет концентрацию на 4,6 секунды.

Какие нормативные акты регулируют применение телефонов за рулём

В сущности, большинство нарушений, связанных с дорожным движением, регулируются двумя документами – Правилами ДД и Админкодексом РФ.

Не является исключением и вопрос, касающийся использования мобильного телефона в автомобиле. Пункт 2.

07 ПДД, хотя и краток, но достаточно полно описывает запрет: нельзя пользоваться мобильным устройством, если оно не оснащено техсредством, позволяющим разговаривать без использования рук.

Любое нарушение этого требования наказывается согласно статье 12.36.01 КоАП. Впрочем, практическое использование данной статьи всё еще носит редкий характер.

Причина очевидна – сотрудник ГИБДД не имеет возможности доказать факт нарушения, кроме как послать запрос мобильному оператору.

А это требует времени и усилий ради весьма сомнительного удовольствия наказать нарушителя фактически символически, из-за небольшого размера штрафа.

Нарушение водителями правил ПДД при разговоре по телефону за рулём способствует именно это обстоятельство, а также массовое распространение мобильных гаджетов, сравнимое с ношением кошельков или связки ключей.

Определения

Водителю необходимо знать следующие определения:

  • КоАП – кодекс об административных правонарушениях РФ. Нормативный правовой документ, регламентирующий ответственность при совершении административных правонарушений. В делах об административных правонарушениях одной из сторон всегда выступает государство, в лице определенного органа;
  • ПДД РФ – Правила дорожного движения, устанавливающие порядок поведения участников дорожного движения;
  • использование мобильного устройства в нарушение ПДД – эксплуатация устройства связи и коммуникации в процессе управления транспортным средством в нарушение установленного запрета;
  • штраф ГИБДД за телефон – мера административного воздействия на нарушителя за совершенное правонарушение.

Способы фиксации нарушения

Можно только надеяться, что наказание за разговор по телефону во время движения будет многократно ужесточено. Во всяком случае, подобный законопроект существует и ожидает соей очереди на рассмотрение. Пока же наказание абсолютно не коррелирует с тяжестью последствий этого административного правонарушения.

Тем не менее, у инспектора ГАИ имеются средства, позволяющие доказать вину любителя телефонных разговоров за рулём:

  • это уже упоминавшаяся распечатка детализации звонков конкретного абонента по указанному временному промежутку, предоставленная сотовым оператором;
  • показания свидетелей (пассажиров);
  • видео- или фотоматериалы, подтверждающие факт разговора во время движения авто.

Сотрудник ГИБДД при составлении протокола админнарушения указывает точное время остановки автомобиля. Затем отправляется запрос тем мобильным операторам, которые обслуживают номера нарушителя (напомним, их может быть несколько).

В запросе содержится требование предоставить детализованную распечатку звонков, совершённых в указанное время.

Если временные интервалы совпадают хотя бы приблизительно, водителю придётся отстаивать свою невиновность в суде, и его шансы на успешный исход практически будут равными нулю.

Разумеется, это крайняя мера, применяемая сотрудниками ДПС только в том случае, если нарушение было очевидным, а водитель категорически отрицает факт ведения разговоров во время движения.

Опрос свидетелей также позволяет установить степень вины водителя. В качестве опрашиваемых чаще всего выступают пассажиры.

Но поскольку они вряд ли будут свидетельствовать против водителя, стоит упомянуть о мере их ответственности за дачу неправдивых показаний.

Свидетелями могут быть и другие водители, которые были остановлены ранее и имели возможность наблюдать факт использования смартфона воочию.

Фотосъёмку представить в качестве доказательства вины тоже можно, но самым явным и достоверным свидетельством правонарушения будет фиксация его посредством видеосъёмки.

Напротив, предоставление водителем записи видеорегистратора может доказать его невиновность, если устройство, кроме видеокартинки, регистрирует и звуки.

Отметим также, что отправка СМС не является разговором, но она также подпадает под действие пункта 2.07. Доказать переписку по мобильнику можно теми же способами, а вот видеорегистратор в этом случае водителю уже не поможет.

Сами водители должны понимать, что отправка СМС гораздо опаснее разговоров, поскольку в этом случае и внимание, и взгляд водителя будут постоянно отвлекаться от своих непосредственных обязанностей.

Согласно тем же исследованиям, о которых мы упоминали в начале статьи, написание и отсылка среднего текстового сообщения отбирает у водителя в общем около 6 секунд, и этого оказалось достаточно для увеличения вероятности возникновения аварийной ситуации вшестеро.

Судебная практика

Судебная практика рассмотрения подобного рода дел давно сформировалась. Суды первой инстанции, как правило, оставляют вынесенные постановления о привлечении к административной ответственности, без изменений исходя их предоставленных доказательств в виде протокола и рапорта сотрудников ГИБДД, какой бы не была бездоказательная позиция виновного.

Если инспекторами дополнительно предоставляются фото и видео доказательства вины водителя, то даже не стоит пытаться обжаловать штраф.

В такого рода административных делах следует уделять должное внимание процессуальной составляющей. Многие инспектора нарушают процессуальное законодательство при оформлении административных материалов, именно на это следует делать упор, а в идеальной ситуации неплохо иметь и доказательства отсутствия вины, несмотря на то, что в административном процессе действует презумпция невиновности.

Что предпринять, если требуется ответить на очень важный звонок

Правила на этот счёт не делают исключения: штраф за использование телефона за рулем будет назначен независимо от степени срочности или важности входящего звонка (равно как и исходящего).

  До какого момента действует знак ограничения скорости

Впрочем, такая возможность у водителя имеется, причём вполне легальная: ему нужно остановить автомобиль, не нарушая при этом правил, регламентируемых разметкой и дорожными знаками, после чего спокойно ответить или совершить звонок. Если нужно только услышать голос звонящего, достаточно включить на телефоне режим громкой связи – он присутствует даже на очень старых моделях.

Если же требуется двустороння связь, то без остановки совершить разговор тоже можно, но для этого придётся обзавестись Bluetooth гарнитурой.

Если остановиться невозможно, а гарнитура отсутствует, остаётся только проигнорировать входящий звонок. В принципе звонящий должен знать, что его собеседник – активный водитель и может находиться в момент звонка за рулём.

Водитель же всегда может перезвонить абоненту при первой же представившейся возможности.

Как избежать наказания

Две основные составляющие, позволяющие избежать наказания:

  • наличие доказательств невиновности:
  • наличие видеозаписи с регистратора;
  • показание пассажиров;
  • личные пояснения;
  • выявление процессуальных нарушений со стороны инспекторов ГИБДД – сотрудники автоинспекции часто пренебрегают правом лица, привлекаемого к административной ответственности перенести рассмотрение дела, в связи с необходимостью обращения к адвокату или юристу. Такие дела рассматриваются на месте, что дает правовое основание для отмены вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.

Законодатели рано или поздно ужесточат ответственность за нарушение ПДД РФ в части правомерного использования мобильных устройств за рулем, поэтому лучше заранее перестраховаться, и иметь все правовые средства доказательства своей невиновности.

Наказание за использование телефона в автомобиле

Согласно статье 12.36.01 КоАП, водитель, который разговаривает в движущемся транспортном средстве, удерживая мобильный гаджет в руке, наказывается 1.5-тысячным штрафом. С учётом того, что данное правонарушение подпадает под действие 50-процентной льготы, размер штрафа может оказаться вдвое меньшим.

Впрочем, если бы за это нарушение наказывали всегда, это было бы мощным сдерживающим фактором. Во всяком случае, во многих странах штраф за разговор по телефону за рулем гораздо ощутимее, и к этому нарушению правоохранители относятся с подобающей серьёзностью.

У нас же инспектора ГИБДД предпочитают наказывать водителей за гораздо менее серьёзные проступки, если их доказать проще. Например, за отсутствие аптечки, огнетушителя и т.д.

Что сказано в ПДД

Постановлением Правительства № 67 от 24.01.2001 был сформулирован в конечном виде п 2.7 ПДД, запрещающий разговаривать, переписываться, играть в телефон, без подключения специализированных устройств, позволяющих обходиться без рук.

  • Данное правило пришлось ввести на основе статистических данных, полученных в результате обзора дорожно-транспортных происшествий.
  • Основной причиной, по которым водители попадали в аварию, является переключение внимания на иной объект, как следствие более медленная реакция, потеря полного контроля за ситуацией и своим автотранспортным средством.
  • Конечно, в данной ситуации речь идет не только о тех, кто говорил по телефону, но и эта причина является, увы, не редкостью.
  • Многие водители, особенно те, кто “за баранкой” давно, уверяют, что их опыт позволяет выполнять несколько задач одновременно, в то время как учеными доказано, что лишь 2% людей на земле являются действительно многозадачными, для остальных же переключение внимания на разговор приведет к потере контроля за дорогой.

Штраф за переписку по телефону

Мы уже говорили, насколько опаснее использование смартфонов для текстового общения. К сожалению, в последнее время акценты смещаются именно в этом направлении, а закон в этом отношении не делает различия между разговором и написанием текстов. То есть наказание будет тем же – 1500 рублей, уменьшающихся до 750, если водитель заплатит штраф оперативно.

Борьба с разговорами по телефону за рулем: почему камеры фиксации не идеальное решение

Важная новость последних дней: ГАИ планирует научить камеры фиксировать использование водителем телефона во время движения. Об этом поведал заместитель руководителя ГИБДД России Александр Быков. «Наши коллеги из управления ГАИ Москвы рассматривают возможность применения таких приборов в столице, но о массовом их внедрении речи пока не идет», — рассказал генерал.

Однако даже такого короткого сообщения оказалось достаточно, чтобы переполошить наше автомобильное сообщество.

Ведь речь идет об одном из самых массовых нарушений — я не знаю практически никого, кто не пользовался бы мобильным телефоном, сидя за рулем.

Причем некоторые скромно и очень коротко отвечают на звонок, иные же, особенно талантливые, на высокой скорости ухитряются печатать ответы на sms-сообщения и активно общаться в соцсетях.

Честно говоря, я давно уже не слышал от знакомых, чтобы кого-то наказали за это серьезное (и опасное!) нарушение; разве что в регионах время от времени проводят рейды по выявлению наиболее активных «болтунов».

Для этого надо, чтобы инспектор собственными глазами узрел явление нарушителя и вручную потом заполнил бланк протокола. В прошлом году, по статистике ГИБДД, по всей стране было оформлено 84,8 тыс. штрафов по ст. 12.36.

1 КоАП РФ «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства». Штраф немаленький — 1,5 тыс. руб.

Но, видимо, так редко его выписывают, что порой доходит до совершеннейшего абсурда. Некоторое время назад одна наша сотрудница жаловалась, что ее мужа лишили прав на три месяца — за то, что не пропустил машину скорой помощи.

В качестве оправдания он заявил, что не слышал звук сирены, так как был очень занят: вел важный разговор по телефону… Честно говоря, этого человека нисколько не жалко, и поделом у него забрали права, но это многое говорит о наплевательском отношению к данному пункту ПДД.

И вот теперь, похоже, водительской вольнице в ближайшее время может прийти конец. Правда, тестовые испытания — это только начало пути.

После испытаний производитель должен получить сертификат, который подтвердит, что камеры и программное обеспечение способны корректно такие случаи фиксировать (с высоким качеством!), а брак не превышает 1%.

  Некачественные и нечеткие фотографии будут отбракованы уже операторами системы. И только тогда, когда все документы будет оформлены, камеры начнут фиксировать нарушения.

А дальше обычная процедура: изображение сначала изучает оператор, а затем инспектор, который и ставит свою подпись под готовым протоколом об административном правонарушении. И полетело по адресу автовладельца «письмо счастья»… Если за рулем в момент нарушения находился не собственник, он сможет обжаловать постановление.

С чем мы боремся

Надо сказать, что использование гаджетов за рулем распространено не только в России, но и во всем мире. И во всех странах пытаются что-то сделать с «болтунами» — с разным успехом.

Первые запреты на использование телефонов за рулем появились в европейских странах еще в 1999 году, когда они стали массовыми и появились первые данные об авариях из-за отвлекшихся на разговор водителях.

Так, по данным американских исследований, использование телефона за рулем повышает риск аварии в четыре раза, отправка sms — в шесть раз. Некоторые страховые компании полагают, что телефоны являются причиной 15–20% аварий на дорогах.

Но, что интересно, еще ни в одной стране мира не нашли надежного рецепта по борьбе с этой проблемой.

Во время одной из сессий Международной министерской конференции по вопросам безопасности дорожного движения, которая прошла в феврале в Стокгольме, как рассказывал мне руководитель ГИБДД МВД РФ Михаил Черников, участники начали делиться опытом по этой теме.

Говорили больше трех часов, но кроме того, что надо увеличивать штрафы для «болтунов» и сделать наказание неотвратимым, новых предложений почти не было.

В ФРГ, например, полицейские в гражданской одежде на мотоциклах ловят нарушителей; другие полицейские ездят на задней площадке автобусов и фотографируют водителей, которые держат руку с телефоном у уха.

Это считается достаточным основанием для наказания, и бесполезно пытаться убедить полицейского или судью в том, что водитель просто чесал аппаратом ухо.

И в Израиле водителя накажут только за факт того, что телефон оказался в руках водителя во время движения.

Исключений из общих правил не так много. Как вариант — использование системы «свободные руки», когда разговор можно вести с помощью специальной гарнитуры или громкой связи. (Но во Франции, например, запрещено пользоваться за рулем любыми наушниками).

Наказания за нарушение правил предусмотрены очень серьезные — от €26 в Болгарии и Венгрии до €200–250 в Дании, Великобритании, Испании. Плюс несколько штрафных баллов.

Причем в большинстве стран запрещено держать сотовый телефон в руках при работающем двигателе; срочно надо поговорить — остановитесь на обочине (или в специальном месте) и обязательно выключите мотор! Исключение тут только одно — если срочно надо вызвать аварийные службы в случае чрезвычайной ситуации.

При этом во многих странах уже идут разработки специальных технических решений для фиксации такого нарушения, причем в первую очередь — с помощью камер. Довольно давно (говорят, очень успешно) в этом направлении работают в Китае.

Пробовали внедрить такие системы и в наших регионах.

Так, несколько лет назад ГАИ Воронежской, Тамбовской областей и Татарстана начали высылать штрафы за непристегнутый ремень, разговор по телефону и езду с выключенными фарами — на основании снимков с камер.

Но, если такое дело доходило до суда — оно попросту разваливалось. Ведь для выявления нарушения использовались несертифицированные устройства! И они не могли применяться для автоматической фиксации нарушений. Довольно быстро такая практика была запрещена ГИБДД России, так как приборы не были сертифицированы для выявления этих видов нарушений.

Но с тех пор прошло несколько лет, техника шагнула далеко вперед, появились технологии, когда фотографии обрабатывают нейросети с помощью Big Data и можно точно сказать, что именно водитель Иванов держит телефон возле уха. И при этом он еще и не пристегнут ремнем безопасности. Далее — только вопрос времени.

А судьи кто?

На сегодняшний день только в столице за соблюдением правил дорожного движения следят порядка 2,5 тыс. камер видеофиксации; всего же в России их около 18 тыс. Как правило, каждая камера по условиям, прописанным в заказе, регистрирует 10–15 видов нарушений.

Так, достаточно хорошо известный комплекс «Стрелка Плюс» в базовой конфигурации «видит» 15 их видов: от превышения скорости и проезда по обочине до непропуска пешехода и превышения допустимого веса автомобиля.

Если заказчик хочет, то число функций можно увеличить вдвое, и система будет проверять наличие полиса ОСАГО или привычку говорить по телефону за рулем.

По некоторым данным, разработки ведут в московской корпорации «Стройинвестпроект» (эта компания как раз выпускает комплексы «Стрелка»). Новые приборы испытывают в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы и столичном управлении ГИБДД. Понятное дело, штрафы пока не выносились, но качество фотографий признано очень высоким. В корпорации ситуацию не комментируют.

При этом известно, что в контракте между ЦОДД и «Стройинвестпроектом» (компания поставила городу 100 комплексов) оговаривается возможность фиксации нарушений по ст. 12.36.1 КоАП. Видимо, в рамках договора новая технология и тестируется.

Но теперь, чтобы приборы заработали на законных основаниях, нужно их утвердить в качестве «средства измерения» в Росстандарте. Такую заявку сейчас как раз рассматривают во Всероссийском НИИ физико-технических и радиотехнических измерений.

То есть все сходится.

Правда, на пути новых технологий есть и серьезные проблемы.  «Ни одна камера не гарантирована от ошибок.

Если в случае с нарушением правил с разметкой можно как-то попытаться опротестовать постановление, для этого есть специальные методики, то в случае с телефоном в руке такой возможности нет, — уверен эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман.

— Существующие методы не позволяют выяснить, был ли это именно разговор по телефону или водитель просто поднес руку к голове. Тут вопрос отдается исключительно на откуп инспектору, какое решение он примет».

В нашем законодательстве же говорится именно об использовании телефона по прямому назначению. Поэтому, по мнению Шухмана, до тех пор пока у водителей не появятся право и возможность электронного обжалования штрафов, новые составы нарушений камерами выявляться не должны.

В то же время сомневаться не приходится: в ближайшем будущем камеры будут фиксировать все больше и больше составов правонарушений — технические возможности для этого есть.

Свою дисциплинирующую роль они (камеры), безусловно, сыграли: дорожное движение в России становится все более цивилизованным.

Количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и пострадавших от года к году уменьшается.

Но, как мне кажется, чрезмерное увлечение установкой камер у каждого столба уже очень напрягает всех автомобилистов; по числу зафиксированных нарушений на один автомобиль мы впереди планеты всей (причем перегоняем всех в разы!). И камеры быстро перестают быть средством предупреждения ДТП, а становятся лишь безотказным механизмом для зарабатывания денег… Увы.  

И при этом не прекращает бить фонтан законодательных инициатив наших чиновников и депутатов, которые пребывают в твердой уверенности, что повышение штрафов (или введение новых) — главный путь к безаварийной жизни.

Вот первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков уверен, что в правила нужно вписать запрет на любые гаджеты в руках во время вождения. А штраф за нарушение ПДД надо поднять с нынешних 1,5 тыс. до 5 тыс.

рублей… Поможет? Не уверен.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *