Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

В эпоху стремительного развития медиакультуры очень важно знать правовое регулирование музыкальных произведений, видеофильмов, телепрограмм, радиопередач и иных объектов интеллектуальной собственности.

Актуальность таких знаний возрастает с прогрессом специальных интернет-платформ, аудио- и видеохостингов, социальных сетей, которые позволяют каждому человеку размещать, копировать информацию, обмениваться файлами.

Более того, сегодня каждый может стать автором какого-либо произведения, будь то аудиозапись или видеосъёмка.

Глобальная сеть разрешает пользователям называть свою продукцию или услуги собственным оригинальным именем. Вместе с тем в наши дни очень часто стало наблюдаться пиратство (т.е.

незаконное копирование и распространение развлекательного контента) и плагиат, как в научной и кинематографической среде, так и в шоу-бизнесе.

Аудиовизуальное произведение: понятие

Определение можно найти в различных справочниках и словарях, но как объект авторского права аудиовизуальное произведение рассматривается только в Гражданском кодексе РФ (ст. 1263).

В Гражданском кодексе к произведениям данного типа относят кинематографические произведения и аналогичные ему материалы (например, музыкальные клипы, теле- и видеофильмы). Выделим отличительные признаки:

  • Аудиовизуальное произведение как объект авторского правасостоят из зафиксированных на любом носителе серий изображений, которые взаимосвязаны между собой и могут как содержать звук, так и не содержать его;
  • воспроизводятся при помощи специальной техники.

Для большинства типичным аудиовизуальным произведением выступает именно фильм, который может быть художественным, документальным, анимационным, научно-популярным и т.д.

Фильм подходит под все перечисленные характеристики: состоит из изображений, зафиксированных на киноплёнке или иных видах носителей информации.

Он представляет собой череду кадров, связанных между собой в единое целое.

Фильм считается полнометражным, если его продолжительность составляет более 52 минут, и короткометражным в случае, если его продолжительность меньше указанного времени.

Все выдержки взяты нами из ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Из истории явления

Из самого термина видно, что это сложный объект. От аудиозаписей его отличает наличие изображения, картинки, но в то же время по творческому замыслу автора оно не направлено только на зрительное восприятие. В сочетании с музыкальным сопровождением оно также предназначено и для прослушивания.

История возникновения термина «аудиовизуальное произведение» в юридической практике уходит глубоко корнями в советскую эпоху.

Впервые он был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.
Закон об авторском праве и смежных правах действовал ещё в РСФСР до 1 октября 1964 г. В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст. 7).

Пункт 3 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. оставлял авторское право на киноленты за кинопроизводственным предприятием, которое их выпускало. Автор сценария имел право получать вознаграждения за каждый прокат ленты перед публикой.

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Кроме того, заявить права на созданное ими же произведение могли сценаристы, главный оператор, режиссёр-постановщик, художники-постановщики, композитор и др.

В современной России действовал Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 Г. № 5351-1. Основные поправки были внесены 20 июля 2004 г. и вступили в силу с 28 июля того же года.

Другая особенность обозначена в ст. 1263 ГК и указывает на то, что аудиовизуальные произведения имеют трёх авторов. Более того, в список этих создателей входит ещё и четвёртое лицо — «изготовитель».

При этом данный тип произведения в современном российском законодательстве представлен как объект, который включает в себя элементы как делимого, так и неделимого соавторства. Поговорим об этом подробнее.

Правовой статус создателей аудиовизуального произведения

Авторами аудиовизуального произведения являются:

Режиссёр-постановщик

Здесь важно сказать о разном правовом статусе разных режиссёров. Если режиссёр принял активное участие в создании фильма как организатор, возглавляющий весь творческий процесс, то он будет являться его автором. Для режиссёров-постановщиков цирковых, кукольных, театральных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений ст. 1313 ГК РФ авторские права не предусмотрены.

Сценарист

Зачастую это лицо создаёт сценарий на основе художественной книги. После выхода в свет кинофильма, автор сценария получает права на созданный им текст. Но прежде автору сценария необходимо договориться о творческой переработке литературного произведения с писателем (правообладателем книги).

 В случае отсутствия такой договорённости возникает явное нарушение авторских прав. К примеру, все части фильма «Гарри Поттер» снимались с полного согласия писательницы Дж. Роулинг. А российский фильм о спорте «Воин» (2015 г.

) запустили в производство без ведома автора оригинального сценария, на основе которого ранее в США был отснят фильм с аналогичным названием и сюжетом «Warrior» (в пер. с англ. «воин»).

Композитор

Аудиовизуальное произведение как объект авторского праваВ законодательстве о композиторе говорится как о лице, создавшем музыкальное произведение (с текстом или без текста) специально для мультипликационного фильма, кинофильма или др. проектов.

Безусловно, музыка придаёт аудиовизуальному произведению новые творческие оттенки. Поэтому для композиторов предусмотрено отдельное правило, указанное в п. 3 ст.

1263 ГК РФ: они имеют право требовать выплаты, вознаграждение за своё произведение, прозвучавшее как во время публичной демонстрации фильма, так и отдельно от него путём ретрансляции (например, в радиоэфире, по телевидению).

Кстати, к публичной демонстрации не причисляется просмотр фильма в домашней обстановке в кругу семьи согласно ст. 1270 ГК, носящей название «Исключительное право на произведение».

Авторы музыки имеют дополнительные гарантии. Вдобавок, над аудиовизуальным произведением работает множество людей других профессий. О них говорится в п. 5 ст. 1263 ГК.

 Ведь помимо режиссуры, сценария и музыки, упомянутых нами, фильм может содержать и множество других объектов, за созданием которых стоят авторы, чьи интересы тоже должны учитываться в каждом конкретном случае отдельно.

Интересы субъектов не учитываются в ситуациях, когда они сами передали свои права изготовителю или иным лицам, или когда эти права перешли к последним на определённых основаниях (по договорам), предусмотренных законодательством.

Продюсер

Это и есть тот самый «изготовитель» (так он именуется в ст. 1263 ГК). Именно при его инициативе, ответственности за финансирование, организационном и творческом руководстве создаётся аудиовизуальное произведение. Подобная деятельность даёт продюсеру беспрекословное право на фильм в целом

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п.

1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

    К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма).

В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст.

1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц.

Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См.

, например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Читайте также:  Заявление на розыск должника судебным приставам: образец документа

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта.

Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства.

Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них.

Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам.

Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2018. 24 мая. URL: https://zakon.ru/blog/2018/05/23/piramida_prav_na_audiovizualnoe_proizvedenie_nebolshoj_kommentarij

Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав (п. 1 ст. 1240 ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст.

1263 ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру (п. 4 ст.

1263 ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.

  • Подобная «многослойность» прав сама по себе вызывает вопросы, и с учетом скромности объема нормативного материала, посвященного отношениям по поводу аудиовизуального произведения, заставляет дать некоторые комментарии.
  • В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:
  • – сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);
  • – литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);
  • – режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);
  • – музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);
  • – музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);
  • – художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);
  • – художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);
  • – исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

– иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Исходя из сказанного, а также положений ст. 1263 ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей. Это:

– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, специально созданные для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним: по смыслу п. 5 ст.

1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) артисты-исполнители; (2) оператор-постановщик; (3) художник-постановщик; (4) поэт – автор текста для музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения; (5) художник и (или) художник-оформитель – автор художественного произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, используемые в этом аудиовизуальном произведении, но созданные ранее и не специально для этого произведения: по смыслу п. 5 ст.

1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) писатель – автор литературного произведения, положенного в основу сценария; (2) композитор и поэт – авторы музыкального произведения, созданного ранее; (3) художник – автор художественного произведения, созданного ранее;

– продюсер (изготовитель) аудиовизуального произведения, т.е. лицо организовавшее создание аудиовизуального произведения (далее – продюсер).

В соответствии с п. 1 ст. 1228, ст. 1240 и п. 4 ст.

1263 ГК РФ продюсер признается не автором аудиовизуального произведения, но обладателем исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом, если иное прямо не вытекает из договора, заключенного им с авторами аудиовизуального произведения.

Это положение обусловлено тем, что изготовление (организация создания) аудиовизуального произведения требует от продюсера не творческой деятельности, а организации процесса производства и прежде всего аккумулирования прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в аудиовизуальном произведении.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ продюсер приобретает право использования объектов интеллектуальных прав на основании:

– договоров об отчуждении исключительного права (по общему правилу они заключаются в отношении объектов, специально созданных для этого аудиовизуального произведения или создаваемых в процессе работы над ним (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ));

– лицензионных договоров (они заключаются при использовании в этом аудиовизуальном произведении какого-либо объекта интеллектуальных прав, созданного ранее и не для этого произведения, но вошедшего в него составной частью (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ)).

Необходимо подчеркнуть, что права продюсера на аудиовизуальное произведение могут возникнуть только при условии заключения подобных договоров. На это обращает внимание и О.В. Калятин: «Исходя из п. 1 ст.

1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно заключить договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на объекты, использованные в составе сложного объекта, причем заключение таких договоров является предварительным условием приобретения права на сложный объект (выделено мной. – М.Р.). Для режиссера-постановщика, автора сценария и автора музыкального произведения каких-либо изъятий не установлено (более того, п. 4 ст. 1263 ГК РФ отсылает в части определения прав на аудиовизуальное произведение к ст. 1240 ГК РФ), а это означает, что продюсер должен заключить договоры на приобретение требуемых прав и с ними»[1].

Изложенное позволяет сделать следующий вывод.

Лицо признается обладателем прав на аудиовизуальное произведение в целом при условии, что им заключены договоры в отношении прав на все объекты исключительных прав, использованные в этом аудиовизуальном произведении.

Причем речь идет не только об объектах, специально создаваемых для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним, но и созданных ранее, не для этого произведения, но вошедших составной частью в него.

Заключение физическим или юридическим лицом договоров в отношении только части объектов авторских и смежных прав, использованных в этом аудиовизуальном произведении, не позволяет рассматривать такое лицо, как приобретшее исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом. Такое лицо будет правообладателем лишь соответствующих самостоятельных объектов авторских или смежных прав.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

Аудиовизуальные произведения и их правовая охрана

В соответствии с нормами гражданского законодательства, на аудиовизуальные произведения распространяется правовая охрана, в рамках авторского права.

Авторами произведения, которые имеют на него исключительные права, являются режиссер, постановщик, автор сценария, композитор. В связи с этим, аудиовизуальное произведение является нетрадиционным объектом авторского права, из чего исходят и особенности его правовой охраны.

С развитием технологий, появились новые объекты, относящиеся к аудиовизуальным произведениям — объекты мультимедиа.

Пока нет четкого закона, регулирующего правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности на данный вид объектов, потому к аудиовизуальным произведениям применяются правовые нормы и положения закона о произведениях и исключительных правах на эти произведения. Тем не менее, они относятся к сложным объектам, так как состоят из многих составляющих.

Законодатель отнес аудиовизуальные произведения к сложным объектам, поскольку в состав одного произведения входят как графические, так и музыкальные произведения.

В соответствие с этим, статьей 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исключительное право на сложный объект имеет то лицо, которое заключило договора об отчуждении исключительного права, или заключило лицензионные договоры с авторами и создателями каждой отдельной составляющей сложного произведения, в том числе аудиовизуального (кино, мультимедиа и т.п.).

Поскольку как уже упоминалось выше, и автор сценария, и режиссер, и создатель графических объектов сложного произведения имеет на него исключительное право на основании своего авторства, они имеют право отчуждать, или передавать во временное пользование свои исключительные имущественные права на созданное ими произведение какому-то конкретному лицу. Автор же результата интеллектуальной деятельности не может отчуждать и сохраняет за собой право авторства и все личные неимущественные права, связанные с этим созданным объектом.

Существуют особенности отчуждения исключительных прав на аудиовизуальное произведение.

Так, то лицо, которое поспособствовало и организовало создание аудиовизуального произведения (собрало команду режиссеров, музыкантов, дизайнеров, заключило с ними определенные договора), впоследствии приобретает по договорам об отчуждении исключительных прав все эти права у лиц, участвовавших в создании данного произведения. Как правило, это сразу оговаривается сторонами до начала работы над созданием произведения, будь то фильм, или иное мультимедийное произведение.

Читайте также:  Как снять машину с учета и что для этого нужно

Законом охраняются и личные неимущественные права автора произведения или части сложного объекта аудиовизуального произведения. Так, автор имеет право требовать внесения указаний на объекте о его авторстве, или в процессе транслирования, другим способом публичного обнародования произведения, данных о том, что он является автором объекта.

В соответствии со статьями 1250-1252 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальные, неимущественные и исключительные права на аудиовизуальные произведения подлежат защите и правовой охране.

К мерам защиты относятся:

  • возможность обращения в суд для пресечения и недопущения нарушения прав интеллектуальной собственности;
  • признание авторства, признание исключительного права;
  • восстановление правового положения лица, пострадавшего от правонарушения и посягательства на его имущественные личные неимущественные права как автора произведения, или правообладателя, компенсация ущерба (прямого и непрямого).

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

Аудиовизуальное произведение является новым произведением по отношению к сценарию, музыке и любым другим творческим вкладам, послужившим основой для создания аудиовизуального произведения.

Аудиовизуальное произведение представляет собой особый объект авторского права. Такое произведение является результатом творческих усилий многих людей. Аудиовизуальное произведение, с одной стороны, выступает в качестве составного произведения, т.к.

состоит из нескольких произведений разных авторов, которые могут, как не участвовать напрямую в создании аудиовизуального произведения, так и непосредственно работать над его созданием.

Результаты творческой деятельности первых впоследствии выступают как независимые произведения, автор которых вправе его использовать независимо от аудиовизуального произведения (например, сценарий фильма, музыка к клипу).

Произведения вторых, в связи с тем, что они создаются в процессе работы над аудиовизуальным произведением, неотделимы от этого аудиовизуального произведения (например, результаты интеллектуального труда режиссера, артиста, оператора, переводчика кино-, видеофильма на иностранный язык). Такие неотделимые произведения невозможно использовать автономно от оригинала.

С другой стороны, аудиовизуальное произведение можно рассматривать как результат совместной творческой деятельности соавторов. Правда, последними можно признать лишь лиц, непосредственно принимавших участие в создании такого произведения, либо специально объединивших творческие усилия для реализации своих замыслов.

  • Законодатель признает в качестве авторов аудиовизуального произведения в целом только трех лиц: режиссера — постановщика, автора сценария и композитора.
  • Наконец, некоторые виды аудиовизуальных произведений можно рассматривать в качестве производных (в результате последовательной переработки оригинальных произведений различных авторов).
  • Законодатель, раскрывая понятие аудиовизуального произведения, включает в него кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
  • Продюсер приобретает право использования аудиовизуального произведения на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых им с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав этого аудиовизуального произведения.

Между продюсером и автором результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения может быть заключен лицензионный договор.

В силу лицензионного договора одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

Как правило, срок его действия равен сроку охраны исключительных прав и действует в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права.

При любом использовании аудиовизуального произведения лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

В отношении изготовителя аудиовизуального произведения действует презумпция аналогичная презумпции авторства, т.е. при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается то лицо, чье имя или фирменное наименование указано на таком произведении обычным образом.

Видеоролик как объект авторского права

Видеоролик — это один из самых распространенных объектов, используемых в рекламе и при продвижении товаров или услуг. Рекламный видеоролик, как и другие произведения науки, литературы и искусства, охраняется нормами авторского права.

С точки зрения правовой природы, видеоролик — это аудиовизуальное произведение.

Согласно пункту 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ под аудиовизуальным произведением понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

В создании видеоролика участвует большое количество лиц — режиссер, сценарист, исполнитель, композитор, художники, монтажеры и операторы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ, авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, если музыкальное произведение было специально создано для этого аудиовизуального произведения.То есть авторами видеоролика всегда являются физические лица, творческим трудом которых он создан. Поэтому при оформлении прав на видеоролик важно, чтобы исключительные права на все произведения, вошедшие составной частью в видеоролик, были подтверждены.

Для этого следует документально зафиксировать весь процесс создания видеоролика, сохранив исходные цифровые файлы, черновики и рабочие материалы.

В том случае, если видеоролик снят по сценарию, то сценарий может быть оформлен в виде текстового файла, с прописанными в нем ролями и репликами участвующих лиц.

Тоже самое касается музыки, которая должна быть сохранена в виде электронных цифровых файлах.

Также, если видеоролик имеет заставки в виде картинок или анимаций, то исключительные права на такие произведения должны быть отчуждены художниками или мультипликаторами путем подписания договора об отчуждении исключительных прав.

Одной из особенностей является фиксация результата работы режиссера, поскольку задача режиссера заключается в организации всего творческого процесса создания видеоролика, и, его труд становится виден, когда видеоматериал уже отснят.

В этом случае, подтвердить права режиссера на видеоматериал может режиссерский сценарий, содержащий подробное описание сцен и действий с учетом его хронометража.

Несмотря на то, что видеоролик, созданный по заказу, отчуждается как готовый продукт, заказчик должен быть уверен, что при создании видеоролика права на все объекты, вошедшие в него в качестве составной части, были получены рекламным агентством либо продакшн студией от авторов видеоролика, что позволяет распоряжаться такими объектами на законном основании.

Шевченко Татьяна ©

О правовом статусе аудиовизуального произведения, видеозаписи концерта (спектакля) и телепрограммы

29.05.2013

В практике работы организаций по управлению правами на коллективной основе зачастую возникает вопрос о правовом статусе видеозаписи концерта (спектакля) и телепрограммы, как результатов интеллектуальной деятельности. Он имеет практическое значение при выдаче пользователям разрешений на сообщение произведений в эфир и по кабелю, так как видеозаписи и телепрограммы иногда пытаются приравнять к аудиовизуальным произведениям.

Автор статьи разделяет аудиовизуальные произведения, видеозаписи и телепрограммы, считает каждый из указанных объектов самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности. Рассмотрим правовой статус аудиовизуальных произведений, которые согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ относятся к объектам авторского права.

В соответствии с п. 2 ст.

1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее – Бернская конвенция) нет термина «аудиовизуальное произведение». В ст. 1 раскрывается понятие «кинематографические произведения», к которым приравниваются «произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии».

В ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г.

№ 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» понятие «фильм» приравнивается к понятию «аудиовизуальное произведение»: «фильм – аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств».

Из приведенного определения следует, что аудиовизуальное произведение:

  • по содержанию – это кино-, теле-, видеофильм, хроникально-документальный, научно-популярный, анимационный, учебный фильм или иное подобное произведение;
  • по форме – зафиксированная серия связанных между собой изображений с сопровождением или без сопровождения звуком (остановившееся изображение (кадр) не является аудиовизуальным произведением. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ его можно отнести к произведению, полученному способом, аналогичным фотографии);
  • по способу фиксации – это произведение, зафиксированное на любом материальном носителе, как с помощью профессионального оборудования, так и оборудования, предназначенного для использования в домашних условиях.

Следует отметить, что для определения правового статуса аудиовизуального произведения не имеет никакого значения, цветной это фильм или черно-белый, полнометражный или короткометражный, немой или звуковой.

При создании аудиовизуального произведения с согласия автора литературного и художественного произведения допустима «кинематографическая переделка и воспроизведение» такого произведения (подп. «i» п. 1 ст. 14 Бернской конвенции).

Читайте также:  Статус матери одиночки в России: кто может получить, необходимые документы и получаемые права

Сценарий фильма имеет сюжет, представляющий способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировку подачи изображаемых событий.

При этом фабула – это цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В состав фабулы включают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Иными словами, сюжет кинематографического произведения – это ход каких-либо событий, зафиксированный в сценарии такого произведения.

Подпунктом «а» п. 1 ст. 14 bis Бернской конвенции установлено, что «определение лиц – владельцев авторского права на кинематографическое произведение сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана». Поэтому национальными законодательствами стран – участниц Бернской конвенции этот вопрос решается по-разному.

Однако страны – участницы Бернской конвенции обязаны руководствоваться также п. 3 ст.

14 bis, согласно которому из числа авторов кинематографического произведения не могут быть исключены авторы сценариев, диалогов и музыкальных произведений, созданных для постановки кинематографического произведения, а также его режиссер-постановщик. Иными словами, список авторов аудиовизуального произведения может быть в национальном законодательстве увеличен, но никак не уменьшен.

Пунктом 2 ст. 1263 ГК РФ установлено, что авторами аудиовизуального произведения являются:

  • режиссер-постановщик;
  • автор сценария (в котором, как правило, предусмотрены и диалоги);
  • композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Этот перечень носит исчерпывающий характер, т.е. к числу авторов аудиовизуального произведения не могут быть отнесены иные лица.

Так, авторами фильма не считаются: автор произведения, положенного в основу сценария (романа, повести, рассказа, пьесы и др.

); оператор-постановщик; художник-постановщик; другие лица, творческим трудом которых было создано аудиовизуальное произведение; а также авторы произведений, вошедших в фильм в качестве его составной части (фотографы и др.).

Возникает вопрос: кому принадлежит исключительное право на созданное аудиовизуальное произведение? В соответствии с п. 4 ст. 1263 ГК РФ права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со ст. 1240 ГК РФ.

Указанная статья относит аудиовизуальное произведение к сложным объектам. Пунктом 1 ст.

1240 ГК РФ установлено, что «лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности».

Из этой нормы закона следует, что права продюсера могут быть следующими. Если продюсер заключит с авторами фильма договоры об отчуждении прав на фильм, то он становится обладателем исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности.

Если же с указанными авторами будут заключены лицензионные договоры, то исключительное право на фильм останется за авторами.

Если с частью авторов будут заключены договоры об отчуждении права, а с другими авторами – лицензионные договоры, то исключительное право на аудиовизуальное произведение частично будет принадлежать продюсеру, а частично авторам, заключившим с продюсером лицензионный договор.

В этом случае в соответствии с п. 2 ст. 1229 ГК РФ можно говорить о том, что исключительное право на аудиовизуальное произведение принадлежит нескольким лицам совместно.

Необходимо учитывать норму, содержащуюся в абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ.

«В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон».

Таким образом, если авторы хотят исключительное право на фильм оставить за собой, то в заключаемом договоре (даже если это лицензионный договор) им следует прямо указать, что данный договор не является договором об отчуждении исключительного права. В противном случае исключительное право в силу закона будет принадлежать продюсеру.

На практике российские изготовители фильмов все спорные вопросы снимают путем заключения с авторами аудиовизуальных произведений только договоров об отчуждении исключительного права на фильмы в полном объеме. Обладателями исключительных прав на фильмы в таких случаях будут продюсеры.

Продюсер обязан заключить соответствующие договоры на использование всех произведений и исполнений, вошедших в фильм, для соблюдения прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Необходимо отметить, заключение договора о создании аудиовизуального произведения предполагает согласие исполнителя на использование его исполнения в составе аудиовизуального произведения. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре (п. 4 ст. 1317 ГК РФ).

Также продюсеру следует заключить договоры и с изготовителями фонограмм, если таковые использовались при создании фильма. При этом необходимо отметить, что сама звуковая запись фильма в силу подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограммой не является.

Аудиовизуальное произведение и видеозапись, осуществленная на концерте или на сцене театра, по форме материального воплощения аналогичны. В обоих случаях речь идет о зафиксированной серии связанных между собой изображений. Данные результаты интеллектуальной деятельности также аналогичны и по способу фиксации.

Если же говорить о содержании аудиовизуального произведения и видеозаписи, то различия между ними очевидны.

В создании аудиовизуального произведения (видеоряда и звукозаписи) принимает участие огромный творческий коллектив: авторы фильма, оператор-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, художник-мультипликатор (для анимационных фильмов, а иногда и для кинофильмов) и др.

Фильм снимается по сценарию, специально для него созданному. На его основе создается режиссерский, так называемый постановочный сценарий. Руководство всем творческим процессом осуществляет, соответственно, режиссер-постановщик.

При производстве кинофильма выбирают натурные места съемок, арендуется съемочный павильон, создаются декорации и костюмы, устанавливается специальное освещение, и осуществляются другие необходимые приготовления. Съемки фильма происходят поэтапно в течение длительного периода времени – от нескольких дней до нескольких лет.

Делаются многочисленные дубли одной и той же сцены фильма, которые не обязательно снимают последовательно по сценарию, заключительную сцену могут снять и в начале, и в середине съемочного процесса.

Финансовые затраты на изготовление аудиовизуального произведения составляют значительные суммы, часто на съемки фильма продюсером берутся кредиты или привлекаются заемные средства.

Изготовители же видеозаписи приходят в театр или на концертную площадку «на все готовое». Концерт проводится без сценария или по сценарию (сценарному плану), созданному для данного зрелищного представления по заказу организатора такого мероприятия. Постановка театрального спектакля осуществляется на основании драматического произведения (пьесы).

Для создания видеозаписи в концертном зале или театре устанавливается несколько камер и звукозаписывающая аппаратура. Камеры в ходе проведения указанных театрально-зрелищных мероприятий в течение нескольких часов фиксируют все происходящее на концертной сцене или в театре.

В постановочной части происходящего на сцене изготовитель видеозаписи не участвует. После чего происходит монтаж отснятого материала, наложение звука на видеоряд, и запись готова. Авторами видеозаписи являются оператор и монтажер.

В творческом плане невозможно сопоставить работу указанных лиц и лиц, творческим трудом которых было создано аудиовизуальное произведение: режиссера-постановщика, автора сценария, композитора, оператора-постановщика, художника-постановщика, художников по костюмам и гриму, фотографов, артистов-исполнителей и иных лиц.

Следует отметить, что трансляция концертов и иных театрально-зрелищных мероприятий порой осуществляется телевизионными компаниями в прямом эфире, без использования видеозаписи.

Таким образом, видеозапись нельзя отнести ни к кинематографическим произведениям, ни к другим аналогичным произведениям (фильмам). Каков же ее правовой статус?

До закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351-1 в России ровно год – с 3 августа 1992 года по 3 августа 1993 года – действовали Основы гражданского законодательства СССР от 31 мая 1991 года № 2211-1. Статьей 141 Основ видеозаписи признавались объектами смежных прав, наряду с исполнениями, фонограммами и передачами организаций эфирного вещания.

Ни в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», ни в ГК РФ видеозаписи не были отнесены к объектам смежных прав. Не упомянуты они и среди объектов авторских прав в указанном законе и в ст. 1259 ГК РФ.

Однако, поскольку эта статья не содержит исчерпывающего перечня объектов авторского права, а у видеозаписи есть авторы (оператор и монтажер), то видеозапись можно отнести к объектам авторского права – «другим произведениям».

Далее рассмотрим правовой статус телепрограмм, к которым относятся, например, информационная программа «Время», телепрограммы «Поле чудес», «Человек и закон» и «Вечерний Ургант».

В ст. 1329 ГК РФ термин «телепередача» как объект смежных прав обозначает «совокупность звуков и (или) изображений или их отображений» (в международной практике – «сигнал»). Условно говоря, телепередача – это «поток» звуков и изображений, которые транслируют организации эфирного и кабельного вещания.

В данный «поток» попадают и аудиовизуальные произведения, и телепрограммы, под которыми понимаются «периодические аудио-, аудиовизуальные сообщения и материалы (передачи), имеющие постоянное наименование (название) и выходящие в свет (в эфир) не реже одного раза в год» (ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

В соответствии с этим Законом телепрограмма может быть средством массовой информации.

Телепрограммы часто идут не только в записи, но и в прямом эфире, например, информационные программы, трансляции парадов или праздников. Поэтому по содержанию телепрограмма никак не может быть отнесена к аудиовизуальным произведениям (фильмам).

О видеозаписи, как объекте авторского права, было подробно сказано выше. Можно констатировать, что видеозапись телепрограммы является объектом авторского права – «иным произведением».

На основании вышеизложенного следует, что ни видеозапись концерта (спектакля), ни телепрограмма не являются аудиовизуальными произведениями (фильмами).

И.А. Силоновзаместитель директора

экспертно-аналитического департамента РАО

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *