Банкротство МУП (Муниципального Унитарного Предприятия)

В 2019 г. вступили в силу изменения и дополнения, касающиеся ликвидации МУП, в действующий Федеральный закон №161-Ф3.

Деятельность предприятия подобного рода регулируется Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Процесс осуществления ликвидации изложен в статье 35 ФЗ.

В 2019 г. Госдумой был одобрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)». Хотя закон и не создан прямым указом Президента РФ, но разработан по его поручению.

Банкротство МУП (Муниципального Унитарного Предприятия)Регулирующие законы.

Поступило предложение продлить до 2023 г. период трансформации МУП в другие виды собственности, а также расширить список предприятий, не попадающих под необходимость реорганизации.

Причины ликвидации

Поводами к закрытию организаций являются:

  • инициатива собственника;
  • судебное решение.

Постановление о закрытии МУП выдается администрацией округа и подписывается главой местного государственного органа управления. Затем его выносят на обсуждение совету депутатов.

Учредитель организации может принять подобное решение по причине:

  • отсутствия вовлеченности в работу МУП;
  • убыточности или нерентабельности;
  • выполнения поставленных задач.

Ликвидация по инициативе суда осуществляется в связи с:

  • учреждением компании, осуществленном с большими и непоправимыми нарушениями законодательства;
  • отсутствием лицензии или разрешения;
  • нарушением правовых актов;
  • противозаконной деятельностью.

Банкротство МУП (Муниципального Унитарного Предприятия)Мотивы ликвидации.

Виды и особенности

Закрытие предприятий подобного типа бывает нескольких видов и обладает своими особенностями.

Добровольная ликвидация

Осуществляется по желанию собственника и состоит из следующих этапов:

  • создания ликвидационной комиссии;
  • обсуждения временных рамок и порядка проведения закрытия;
  • установления порядка уведомления кредиторов об окончании деятельности;
  • подачи информации в регистрационный орган.

Те, кто входит в ликвидационную комиссию, выбираются собственником. Среди них избирается председатель, и все дела предприятия с этого момента находятся под управлением комиссии.

Сообщение об остановке работы МУП комиссия должна подать в Единый государственный реестр юридических лиц в течение 3 дней, как указано в статье 20 Федерального закона 129-ФЗ. Заявка оформляется по форме Р15001 и содержит решение собственника о закрытии компании и информацию о комиссии.

Кроме этого, необходима публикация в «Вестнике государственной регистрации». В нем печатается новость о ликвидации, дата принятия постановления, данные о том, кто его вынес, юридические реквизиты организации. Там же указывается период, в который у кредиторов есть возможность предъявить претензии.

После этого ФНС проводит проверку, а компания обязана предоставить заявление о государственной регистрации по форме Р16001, квитанцию об уплате государственной пошлины и информацию о балансе предприятия.

Банкротство МУП (Муниципального Унитарного Предприятия)Виды МУП.

Принудительная ликвидация

Происходит по решению суда или госорганов. В судебном порядке определяется промежуток времени, за который собственник организации обязан исполнить постановление суда. Если этого не происходит, соответствующим органом назначается ликвидатор, который осуществляет действия по закрытию предприятия.

Признание банкротства

Осуществляется, если владелец предприятия признает себя банкротом, или же компания не в состоянии сделать выплаты по обязательствам в трехмесячный период.

В случае неспособности провести выплаты банкротом организацию объявляет Арбитражный суд. Однако это не относится к тем предприятиям, которые распоряжаются казенным имуществом.

У Арбитражного суда есть право сместить руководителя организации с занимаемой должности, введя внешнее управление. К управляющему переходят полномочия собственника и активы организации.

Если владелец компании добровольно признает себя банкротом, обращаться в суд не требуется. Однако необходимо согласие кредиторов, чьи претензии предприятие должно удовлетворить в двухмесячный срок с момента публикации о добровольной ликвидации в «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ».

Реорганизация предприятия

Этот способ используется в случае наличия у МУП долговых обязательств, возникших в результате договоров с третьими лицами по поводу источников финансирования.

В таком случае причинами возникновения задолженности могут выступать:

  • финансовые затруднения и проблемы в сфере хозяйствования;
  • обстоятельства непреодолимой силы, форс-мажор;
  • отношения между сотрудниками;
  • административные затруднения и проблемы с законодательством.

Реорганизация бывает следующих видов:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

В слиянии, как и в присоединении, могут участвовать 2 или более компании. Разделение, как и выделение, осуществляется на 2 или более организации. Преобразование означает превращение унитарного предприятия в другую форму собственности.

Для слияния и присоединения необходим единый собственник, все права и обязательства прежних МУП передаются новообразованному. Правопреемнику также передаются долговые обязательства.

Порядок проведения процедуры

Существует пошаговая инструкция проведения закрытия муниципального предприятия.

Банкротство МУП (Муниципального Унитарного Предприятия)Порядок закрытия МУП.

При добровольной ликвидации следует:

  1. Созвать комиссию или назначить одного ликвидатора, право распоряжаться предприятием отдается комиссии или уполномоченному.
  2. Сообщить о решении в ФНС и госслужбы.
  3. Дать объявление о закрытии в СМИ.
  4. Не позднее чем за 2 месяца до запланированного закрытия сообщить работникам организации о ликвидации.
  5. Поставить в известность кредиторов.
  6. По прошествии 2 месяцев после сообщения кредиторам разработать промежуточный баланс с учетом задолженностей на основе предъявленных претензий.
  7. В случае нехватки средств для погашения долгов продать имущество с аукциона.
  8. Сформировать ликвидационный баланс после погашения задолженностей.
  9. Исключить организацию из реестра юридических лиц.
  10. Передать документы в архив, уничтожить печати.

Кроме этого, существует перечень документов, которые комиссия должна предоставить в регистрационный орган:

  • заключение владельца организации о начале процесса ликвидации;
  • сведения о составе комиссии, созванной для остановки деятельности предприятия;
  • документ о прохождении регистрации, заполненный по форме Р16001;
  • промежуточный баланс организации;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

У унитарных предприятий нет права собственности на имущество, которым распоряжается организация, также они являются неделимыми, после закрытия их нельзя разделить между сотрудниками организации.

При банкротстве сначала вводится режим наблюдения и организуется временное управление, которое занимается анализом задолженностей для удовлетворения претензий кредиторов и продажей имущества. Если организация произвела все действия в рамках закона, требования кредиторов признаются закрытыми по причине недостаточности средств.

Еще одна особенность ликвидации МУП состоит в том, что руководитель предприятия не является собственником и не может принимать решение об остановке деятельности предприятия. Он может лишь сообщить собственнику о том, что предприятие несостоятельно.

Сроки проведения ликвидации не ограничены, процедура может проходить нескольких лет. Минимальный период составляет не менее 2 месяцев — этого времени достаточно, чтобы кредиторы подали заявления о компенсации.

Последствия закрытия МУП

  • Процесс закрытия предприятия считается завершенным лишь тогда, когда в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об окончании процесса ликвидации.
  • Если во время процедуры комиссией были нарушены законодательные нормы, ликвидация считается незаконной даже после внесения информации в реестр.

Дома бегут, долги растут: муниципальная УК Владивостока показывает, как не надо делать

Дома бегут, долги растут: муниципальная УК Владивостока показывает, как не надо делать. vlc.ru

Собственники квартир дома №5 по ул. Сочинская во Владивостоке сменили управляющую компанию: вместо МУП «Центральный» управление домом теперь будет осуществлять АО «Технология управления». Государственная жилищная инспекция внесла соответствующие изменения в реестры лицензий обеих управляющих компаний.

Обычная процедура (выбор и смена УК — базовое право собственников квартир, закреплённое Жилищным Кодексом РФ), для собственников стала сложноразрешимой задачей.

Руководство МУП сопротивлялось, игнорировало протокол общего собрания, отказывалось расторгать договор управления домом, так что только государственная жилищная инспекция смогла поставить точку в этом вопросе.

В итоге процесс занял более полутора месяцев, тогда как реально уладить все формальности можно было за пару недель.

Нужно отметить также активность собственников. Не часто в больших домах-«человейниках» соседи друг с другом знакомы и способны объединяться для достижения общих целей.

В случае с Сочинской объединиться смогли жители всех домов этого нового микрорайона: сообща они добиваются строительства в микрорайоне нормальной дороги, спасли от канализационных стоков озеро на Патрокле, решают вопросы благоустройства в своём районе.

И отношения с МУПом тоже прекращают вместе — ранее от муниципальной управляйки ушли 3 дома (Сочинская 3, 7 и 15), ещё несколько домов на Сочинской и Басаргина пока в процессе перехода.

Важно отметить, что новые дома — мечта любой управляющей компании. Инженерные сети не изношены, подъезды свежеокрашенны, лифтам, согласно техническому регламенту, ещё работать и работать. И, что немаловажно, в новостройках нет маргинальных личностей, коими изобилуют гостинки и бараки. Так что вложений первые годы требуется минимум, крупных аварий нет, жильцы адекватные.

Тем не менее работа «Центрального» вызывала постоянные нарекания. По словам жильцов, компания работала откровенно плохо: нарушались сроки и периодичность выполнения работ по содержанию домов, специалисты медленно реагировали на обращения и долго не приезжали на вызовы.

Так, например, 17 июля 2019 года совет дома по Сочинской, 5, обращался в МУП по поводу течи воды между домами № 7 и 5. Актом осмотра от 2 ноября 2019 года установлено, что проблема с течью на придомовой территории так и не решена. Почти 4 месяца управляйка не принимала никаких мер по обращению жильцов.

Жители домов, сменивших УК, быстро почувствовали положительный эффект. Сравнения они делают точно не в пользу «Центрального».

Зимние трудности жителей Сочинской при МУП «Центральный». patrokl.info

Читайте также:  Жалоба на незаконные действия судебного пристава: права и обязанности, ответственность исполнителей

Зимние трудности жителей Сочинской при МУП «Центральный». patrokl.info

«МУП работал откровенно плохо. Почему-то мы думали, раз это муниципальное предприятие, у него высокий уровень ответственности и профессионализма, оно  служит примером для частных управляек. Оказалось же всё наоборот.

Если в нашем доме что-то и делалось, то только потому, что я, как старшая по дому, как на работу туда ходила, добиваясь выполнения пунктов договора.

Складывалось ощущение, что это не управляющая компания нам должна, а мы ей», — рассказала старшая по дому Сочинской, 15 Нина Ленько.

Кстати, жалуются на МУП «Центральный» не только жители Сочинской. 

Вот отзывы о работе этой УК на федеральном портале «МИНЖКХ»:

Светланская 86. Апрель. Не убирают в подъездах по месяцу. Если сухую уборку выбиваем всем домом раз в 3-4 недели, то подметают только первые два этажа. Выше 3-го до 5 этажей не поднимаются совсем.

Грязь, пыль, паутина. О предписанной дезинфекции в жилых домах и увеличении частоты уборок, связанной с борьбой распространения короновируса речи не идет совсем.

Нет работников, нет дезсредств, нет инвентаря.

Часовитина, 17. Дозвониться до диспетчера невозможно! Но если даже заявку удается сделать, никто не гарантирует, что проблема будет найдена и устранена. Сантехники абсолютно непрофессиональны.

Отсутствие отопления по целому стояку, а это 9 этажей, не могли устранить более 10 дней.

 Жильцы вынуждены были искать причину сами и устранять сами! Как теперь сделать перерасчет? Деньги платятся, а услуги нет или некачественная! Обслуживание этой компании отрицательное. Чисто сбор денег.

Аналогичные отзывы и на городских форумах: не убирается придомовая территория, не убираются подъезды, в связи с невыплатой зарплаты дворник отказывается выходить на объект. 

Вот отчаявшийся гражданин пишет капслоком: 

ул. САФОНОВА 6 КВ. 6 УЖЕ БОЛЬШЕ МЕСЯЦА В ПОДЪЕЗДЕ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ ТЕЧЕТ КАНАЛИЗАЦИЯ. СТОИТ ВОНЬ. МАСТЕРА НЕ ДОЗАВЕШЬСЯ, СЛЕСАРЯ НАХРАПОМ ЗАСТАВЛЯЮТ ПОДПИСЫВАТЬ ИМ БУМАГИ О УСТРАНЕНИИ ТЕЧИ. РАЗВОРОТИЛИ ПОД ЛЕСТНИЦЕЙ ДЫРЫ.

РАЗВЕЛИ ГРЯЗЬ И НИКАКИХ МЕР НЕ ПРИНИМАЕТСЯ. ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВСЕГО МУП. ПОДЪЕЗД НЕ УБИРАЕТСЯ. ВСЕ В УЖАСНОМ СОСТОЯНИИ В ПОДЪЕЗДЕ. ДВОР ВОКРУГ ДОМА ТОЖЕ В УЖАСНОМ СОСТОЯНИИ. ДВОРНИКОВ НЕ УВИДИШЬ.

ПОЗОР ВАШЕЙ РАБОТЕ И ВАШЕМУ ДИРЕКТОРУ.

По словам Нины Ленько, общаться с «Центральным» она вынуждена и после того, как её дом сменил управляющую компанию. 

«До сих пор не решены финансовые вопросы. Дело в том, что МУП должен передать в новую УК деньги, которые мы исправно оплачивали за содержание и текущий ремонт, за исключением тех, что были фактически на эти цели потрачены.

Но мы до сих пор не можем получить финансовый отчёт. Всегда сложно было получить от МУПа акты выполненных работ.

Документы если и предоставлялись, то очень «туманные», постоянно приходилось требовать детализацию — какие именно работы, в каких объёмах проводились», — жалуется старшая по дому. 

Решать денежные вопросы с МУП «Центральный» предстоит и жителям Сочинской, 5. Как рассказал председатель совета дома Виталий Гречанюк, им финансовый отчёт тоже не предоставили. Сейчас новая УК  «Технология управления» готовит по данному факту обращения в суд. Однако собственники опасаются того, что МУП «Центральный» обанкротится.

Банкротство МУП (Муниципального Унитарного Предприятия)

Дома бегут, долги растут: муниципальная УК Владивостока показывает, как не надо делать. patrokl.info

Действительно, ещё 12 августа этого года в Приморском арбитражном суде рассматривалось заявление Федеральной налоговой службы к Муниципальному унитарному предприятию города Владивостока «Центральный» о признании его несостоятельным (банкротом). Заявление было оставлено без движения, но по формальным причинам.

«Заявителем не представлено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление должнику копий заявления и приложенных к нему документов, не приложена выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения истца и ответчика или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых», — следует из обоснования об оставлении жела без движения.

Не исключено, что в следующий раз налоговое ведомство учтёт процессуальные тонкости, и дело будет рассмотрено по существу. 

В этом случае перспективы жителей домов, перешедших из «Центрального» к другим УК, вернуть свои деньги, выглядят неопределённо, ведь, согласно открытым данным, муниципальная УК является ответчиком по 24 искам на общую сумму более 28 миллионов рублей.

И это не только дома, сменившие УК. В числе кредиторов такие серьёзные компании, как ПАО ДЭК и КГУП «Примводоканал» (только последнему «Центральный» задолжал более 1 млн рублей).

 А есть ещё подрядчики, с которыми МУП не рассчитался за выполненные работы, поставщики стройматериалов, инвентаря, оборудования. 

Согласно данным ГИС ЖКХ, в реестре лицензий МУП «Центральный» сейчас более 100 многоквартирных домов, и вероятное банкротство МУП станет для них серьёзным испытанием.

В какие УК они пойдут с нулевыми счетами и сорванными планами? И что делать убыточным домам с низкими сборами и ветхим имуществом, которые в порядке «социальной ответственности» передавались на обслуживание муниципальному предприятию?

Остаются вопросы и к руководству города. Как вообще получилось, что в муниципальном предприятии, которое, по мнению горожан, должно служить примером другим «управляйкам», сложилась такая ситуация.

194998

Банкротство унитарного предприятия в форме МУП и ГУП: основные причины, порядок осуществления и последствия

Ситуации, когда унитарные предприятия становятся банкротами, далеко не редкость.

Государственные и муниципальные структуры не всегда демонстрируют эффективность при управлении коммерческими организациями.

В результате у них образуется существенный объем непогашенных долговых обязательств по обязательным платежам (в части налогов и сборов), электроэнергии и газоснабжению, а также по заработной плате.

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.

Унитарные предприятия (МУП и ГУП) относятся по Гражданскому кодексу к определенному типу юрлиц, учредители которых не являются их участниками (по ст. 65.1 ГК). Унитарными организациями, помимо предприятий, считаются также казенные учреждения, фонды и АНО.

По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:

  1. МУП – муниципальные унитарные предприятия.
  2. ГУП – государственные унитарные предприятия.

При этом унитарные предприятия имеют ряд схожих черт с частными коммерческими компаниями:

  1. Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю.
  2. МУП и ГУП отвечают по всем своим долговым обязательствам принадлежащим им имуществом.
  3. Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести субсидиарную ответственность с МУП и ГУП за неисполненные долговые обязательства.

Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях применяются две основные схемы:

  1. Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
  2. Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.

Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от кредиторской задолженности и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.

ГУП и МУП проходят процедуру банкротства по общим правилам 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года, по которым банкротятся все российские предприниматели, юридические и физические лица. Но определенный отпечаток на их банкротство накладывает правовой статус таких предприятий.

Процедура организации, реорганизации и ликвидации МУП опирается на нормы Гражданского кодекса (в частности, ст. 65.1, 113-114) и специального законодательства.

Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Указанный закон содержит такие положения:

  1. Руководитель унитарного предприятия назначается на свою должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами власти). Он не должен быть в числе учредителей другого юрлица, заниматься коммерческой практикой и предпринимательской деятельностью, являться единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой руководства унитарного предприятия является преподавательская, научная и прочая творческая деятельность.
  2. Законодательно накладываются определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не вправе осуществлять целый ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передавать его в залог, продавать, вносить в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
  3. Некоторые сделки с МУП и ГУП, связанные с предоставлением займов, поручительством, получением гарантий, обременениями, договорами простого товарищества, подписываются только с согласия собственника имущества.
Читайте также:  Может ли банк после решения суда продать долг коллекторам

Все это направлено на недопущение незаконного вывода активов из компании.

Основания для признания предприятий банкротами

Процесс признания предприятий финансово несостоятельным опирается на положения ст. 65 Гражданского кодекса и ФЗ-127 от 2002 года. На основании положений ст. 65 Гражданского кодекса любое юрлицо может стать банкротом, кроме казенных учреждений, политических партий и религиозных организаций. ГУП и МУП в списке исключений не перечислены, поэтому признаются банкротами на общих основаниях.

Для соответствия унитарного предприятия признакам банкротства оно должно отвечать ряду условий:

  1. Иметь документально подтвержденные долговые обязательства в сумме 300 тыс. р. и более.
  2. Иметь просрочку по срокам погашения долгов с продолжительностью 3 месяца и более.

В сумму долговых обязательств включаются долги перед всеми контрагентами по гражданско-правовым договорам, перед бюджетом по неисполненным налоговым обязательствам и перед работниками унитарных предприятий по зарплате и выходным пособиям.

МУП, которые имеют статус управляющих компаний в сфере ЖКХ, обладают еще одним признаком наступления несостоятельности. Кроме задолженности перед своими кредиторами, они утрачивают способность исполнять свои долговые обязательства перед конечными потребителями-гражданами, а именно не способны поставлять им коммунальные услуги должного качества.

Согласно положениям 127-ФЗ от 2002 года, инициатива о признании предприятия банкротом может быть подана должником, кредитором или уполномоченным органом. Никаких исключений и оговорок относительно МУП и ГУП ГК и 127-ФЗ не содержат. Но с учетом того, что собственником имущества таких учреждений могут стать только региональные или муниципальные власти, то право на обращение в суд о признании банкротства принадлежит только им, а не руководителю МУП или ГУП.

Собственники могут инициировать процедуру банкротства унитарного предприятия, используя механизм ликвидации. Если после решения о закрытии учреждения и подготовки ликвидационного баланса был выявлен факт недостаточности имущества для погашения требований кредиторов, то назначенная ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Но на практике собственная инициатива банкротства МУП или ГУП встречается весьма редко из-за неспособности руководства принимать кардинальные решения без дополнительного согласования с контролирующими инстанциями. Им предстоит заручиться поддержкой высшего руководства, проект ликвидации должен пройти экспертизу на предмет негативных последствий и пр.

Особенности процедуры банкротства

127-ФЗ не содержит принципиальных особенностей банкротства унитарных предприятий, только если они не относятся к числу градообразующих по ст. 169.

С принятием 127-ФЗ, регулирующим процедуру банкротства, у собственников имущества появилась реальная возможность влиять на ход процесса признания финансовой несостоятельности.

Должник оказывает влияние на ход процесса банкротства через реализацию следующего спектра прав:

  1. Подачу ходатайства к собранию кредиторов и арбитражному суду о введении финансового оздоровления. Для этого он должен предварительно заручиться гарантиями погашения предприятием задолженности через реализацию графика.
  2. Включение в план внешнего управления пункта о продаже предприятия, как имущественного комплекса.
  3. Имущество ГУП и МУП, которое подлежит оценке, оценивается оценщиком через предоставление государственным органом по финансовому контролю своего заключения. Это дает дополнительные гарантии для независимой оценки.

В целом при проведении процедуры банкротства по правилам 127-ФЗ с 2002 года позиция должника была усилена, и арбитражный управляющий должен учитывать не только позицию кредиторов при принятии решений.

Принципиальным моментом при инициировании и проведении процедуры банкротства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства компании права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта связана с тем, что руководство таких предприятий обладает только правами оперативного управления и временного владения имуществом должника.

С учетом ст. 9, 30 127-ФЗ и ст. 65 ГК при возникновении признаков неплатежеспособности МУП или ГУП руководитель обязан сообщить об этом факте собственникам имущества (муниципальным и региональным властям). Собственник имущества на основании поступившей информации об угрозе банкротства принимает своевременные меры по восстановлению платежного баланса должника или передает в арбитражный суд заявление о банкротстве.

Если предприятие отвечает признакам несостоятельности, то собственник имущества унитарного предприятия обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве в течение месяца.

Если собственник пренебрежет такой обязанностью, то он будет нести ответственность. Она будет заключаться в обязанности возмещения убытков, возникших из-за этого нарушения.

Собственник имущества при этом будет нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия.

Пошаговый порядок

Процедура банкротства унитарных предприятий происходит по общему алгоритму, который предполагает прохождение следующих шагов:

  1. В арбитражный суд подается заявление о банкротстве.
  2. В ходе первого судебного заседания поступившее заявление оценивается на предмет обоснованности.
  3. Если предприятие соответствует признакам банкротства, то в отношении него вводится процедура наблюдения. Назначается управляющий в деле о банкротстве.
  4. В ходе наблюдательного этапа анализируется финансовое положение должника, формируется реестр требований кредиторов, и проводится их первое собрание. На первом собрании принимается решение о будущей судьбе должника: о переходе к одной из реабилитирующих процедур (финансовому оздоровлению или внешнему управлению) или к конкурсному производству.
  5. Суд переходит к этапу конкурсного производства, если реабилитирующие процедуры не привели к должному результату, или если суд не нашел потенциала для восстановления платежеспособности должника.
  6. По результатам конкурсного производства происходит погашение требований кредиторов через продажу имущества предприятия на торгах.
  7. После завершения расчетов с кредиторами по результатам формирования конкурсной массы суд выносит постановление о завершении процедуры банкротства. Такое определение становится основанием для исключения сведений об учреждении из ЕГРЮЛ, что фактически означает прекращение его деятельности.

В случае если инициатива о признании предприятия банкротом исходила от ликвидационной комиссии, то потребуется прохождение ряда предварительных этапов перед началом процесса банкротства. В их числе следующие:

  1. Принимается решение собственником имущества унитарного предприятия о ликвидации МУП или ГУП.
  2. Назначается комиссия по ликвидации или единственный ликвидатор. К ним переходят все руководящие функции.
  3. В «Вестнике о госрегистрации» публикуется информация о принятом решении, и указываются сроки для предъявления требований кредиторами, а также адрес для их передачи.
  4. Готовится промежуточный ликвидационный баланс, в котором перечисляются активы унитарного предприятия и его задолженность перед кредиторами. Если был выявлен факт недостаточности имущества для погашения всех долгов, то передается заявление о банкротстве в суд.

Последствия получения статуса банкрота

Последствия банкротства МУП или ГУП могут быть различны. Они отличаются в зависимости от того этапа, на котором завершилась данная процедура.

При введении наблюдения на деятельность руководства предприятий не накладывается определенных ограничений, кроме обязанности соблюдать порядок согласования при заключении отдельных сделок. Наблюдение не может длиться более 7 месяцев.

Если предприятие сможет заручиться поддержкой гаранта, то в отношении него может быть введен этап финансового оздоровления.

В ходе финансового оздоровления готовится график выплат и план оздоровления, которым компания должна следовать. Если в ходе данного этапа удается погасить задолженность перед кредиторами (он вводится на период до 2 лет), то процесс банкротства прекращается.

При внешнем управлении основным гражданско-правовым последствием станет передача всего руководства МУП или ГУП в пользу внешнего управляющего. Данная процедура вводится на период до 18 месяцев.

Если должник остановился на этапе внешнего управления, то в ходе данного этапа с согласия собственников предприятие, как имущественный комплекс, может быть продано. Результатом станет фактическая смена собственника, но само предприятие продолжит действовать, возможно, под руководством частного лица. Если вырученных средств от продажи имущества оказалось достаточно для погашения всех долговых обязательств предприятия, то процедура банкротства закрывается.

Но в рамках внешнего управления допускается реализация иных мер, кроме продажи предприятия, как имущественного комплекса.

Например, сокращение персонала, реорганизация в формате юрлица в виде слияния или присоединения, перепрофилирование компании или закрытия нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и пр.

Если указанные меры смогут восстановить платежеспособность предприятия, то оно сможет сохранить свой статус, а банкротство будет завершено.

Стороны могут на любом этапе подписать мировое соглашение, и тогда погашение задолженности унитарным предприятием будет происходить в договорном порядке. Предприятие не будет ликвидировано, а делопроизводство по процессу банкротства досрочно прекращается.

Читайте также:  Возврат товара в магазин Детский мир

В случае перехода к финальной стадии конкурсного производства руководство унитарного предприятия отстраняется от дел, и все руководящие полномочия передаются конкурсному управляющему.

В его задачи входит формирование конкурсной массы путем инвентаризации, оценки и продажи имущества должника. Все вырученные средства распределяются  между кредиторами должника в соответствии с очередностью и идут на погашение процессуальных издержек.

По результатам непогашенная задолженность считается исполненной и аннулируется, а предприятие перестает существовать как хозяйственная единица.

Таким образом, по 127-ФЗ не запрещено банкротиться унитарным предприятиям в статусе МУП и ГУП. Процедура признания финансовой несостоятельности проводится в стандартном порядке.

Основная особенность состоит в том, что собственник имущества унитарного предприятия и его руководитель не совпадают, и последний не наделен правом инициации банкротства.

Банкротство МУП или ГУП предполагает прохождение следующих этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

И.о. главы Каменского района получил нагоняй от прокуратуры за непрозрачную финансовую политику местного МУПа

08.10.2020 16:54

Каменская межрайонная прокуратура внесла представление и.о. главы муниципалитета Сергею Умярову из-за финансовой политики местного МУП «Каменские теплосети». По результатам проверки надзорное ведомство выяснило, что и.о.

главы плохо контролирует деятельность предприятия, игнорирует сообщения о возможных нарушениях, а также факты неисполнения судебных решений по взысканию задолженностей перед районом за резервный уголь.

Между тем долги МУПа уже можно называть астрономическими, за ситуацией следят на краевом уровне, но до конкретных решений дело пока не дошло, возможно, из-за покровительства края местным чиновникам.

Обращение в прокуратуру с просьбой проверить финансовую деятельность «Каменских теплосетей» в начале сентября текущего года направили депутаты Каменского райсобрания.

Они указывали, что МУП задолжал муниципалитету десятки млн рублей за поставки резервного угля, однако не торопится рассчитываться с долгами, хотя гасит задолженности перед частными поставщиками топлива — ООО «Кузбасстопливосбыт» и ООО «ПИК «СБС».

Депутаты полагали, что учредитель МУПа – комитет администрации Каменского района по ЖКХ, строительству и архитектуре – не осуществляет должного надзора за деятельностью юрлица. Поэтому народные избранники просили прокуратуру проверить, есть ли у МУПа деньги, чтобы хотя бы частично отдать долг бюджету, и принимают ли чиновники хоть какие-то попытки вернуть средства.

По результатам проверки (соответствующий ответ из прокуратуры есть в распоряжении редакции ИА «Банкфакс») выяснилось, что по состоянию на 11 сентября текущего года общая кредиторская задолженность МУПа перед поставщиками составила 207,9 млн рублей.

Из них 15 млн рублей – за электроэнергию, а 185,6 млн рублей – за уголь.

Долги за топливо — 19,4 млн рублей, которые МУП обязан вернуть двум упомянутым ООО, и 166,15 млн рублей задолженности перед администрацией района и районным комитетом по ЖКХ, строительству и архитектуре.

С поставщиками электроэнергии у предприятия составлен график погашения задолженности. А вот деньги за резервный уголь на предприятии почему-то не спешат возвращать администрации.

Чиновники даже обращались в суд и получили 12 исполнительных документов на взыскание 89,8 млн рублей. Материалы были переданы приставам для принудительного исполнения, но по данным производствам деньги в адрес взыскателей так и не поступили.

МУП лишь в добровольном порядке вернул 995 тысяч рублей.

На основании этого прокуратура пришла к выводу, что администрация Каменского района просто не обращает внимания на огромные долги предприятия перед муниципалитетом и на неисполнение юрлицом судебных постановлений.

При этом сотрудники администрации даже проводят контрольные мероприятия по деятельности «Каменских теплосетей», но их в надзорном ведомстве назвали недостаточными. Из этого можно сделать вывод, что контроль является формальным и проводится лишь для отчетности.

Прокуратура также отмечает, что администрация игнорирует сообщения в СМИ о возможных нарушениях МУПа при осуществлении закупок угля. В итоге и.о. главы района было внесено представление об устранении нарушений.

Стоит заметить, что депутаты даже предложили Сергею Умярову, который как и.о. главы муниципалитета должен получить указанное представление, вместе проверить работу «Каменских теплосетей». В частности, депутаты выразили озабоченность сигналами о якобы проходящих по завышенным ценам закупкам угля на МУПе.

В связи с этим народные избранники предложили руководителю совместно провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Письмо соответствующего содержания (копия есть в распоряжении редакции ИА «Банкфакс») депутаты направили Умярову еще в конце сентября, но пока не получили ответа.

Не исключено, что нынешняя временная районная администрация отклонит это предложение, будучи уверенной, что даже в случае скандала ее в очередной раз «прикроют» на краевом уровне.

Банкротство муниципального унитарного предприятия

Главная особенность МУП заключается в следующем: его руководитель не является собственником – учредителем. Другими словами, его право на принятие решения о добровольном банкротстве, может быть оспорено. Даже при сложном финансовом положении – когда другого выхода, кроме банкротства, просто нет.

Отличие процедуры ликвидации и банкротства МУПа

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве (п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Какие бывают нюансы у банкротства МУП

МУП отвечает всем своим имуществом. Такое предприятие не несет ответственности за действия органов самоуправления и иных муниципальных образований, исключая случаи, когда несостоятельность МУП вызывается собственником имущества. Тогда на собственника возлагается субсидиарная ответственность, то есть недостающие средства МУП компенсируется за счет его имущества.

Согласно закону, МУП отвечает по своим обязательствам, включая долги, своим движимым имуществом. То есть удовлетворение требований кредиторов осуществляется из него до определенного момента. До тех пор, пока не будет принято решение об открытии конкурсного производства.

Условия для признания банкротства МУП и последствия ликвидации

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше.

Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета.

Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.

Банкротство унитарных предприятий

  • пропала заинтересованность в функционировании компании;
  • снизился показатель рентабельности и предприятие работает с убытками;
  • организация исполнила назначенные прежде задачи;
  • завершается срок двустороннего соглашения между МУП и действующим органом власти.

Банкротство МУП

Принципиально важным вопросом инициализации и проведения процедуры банкротства МУПов является наличие или отсутствие у руководителя предприятия-должника права на обращение в арбитражный суд, с соответствующим заявлением о признании несостоятельности должника («добровольное банкротство»).

Спорность аспекта связана с формой юридического лица, при которой муниципальное унитарное предприятие, относится к категории коммерческих организаций, но не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество.

Указанные предприятия обладают только правом оперативного управления или хозяйственного ведения предоставленного собственником (Муниципальным образованием) имущества, являющегося неделимым, то есть не подлежащим распределению по долям, вкладам, паям, акциям.

Арбитражное и антикризисное управление

Действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямого ответа на данный вопрос не дает.

Неоднозначность судебной практики относительно полномочий руководителя унитарного предприятия обращаться в арбитражный суд с заявлением должника объясняется тем, что законодатель такого вопроса вообще, похоже, не ставил. Поэтому ответ на него приходится искать, следуя общим принципам и на основе анализа гражданского законодательства.

Согласно Российскому законодательству, признание банкротства муниципального унитарного осуществляется арбитражным судом, после проведения ряда обязательных процедур и с соблюдением определенных норм. Банкротство муниципальных предприятий, предполагает обращение с просьбой о признании предприятия банкротом, со стороны руководителя.

Банкротство ГУПов

На сегодняшний день действует Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу с 03 декабря 2002 г. (по истечении тридцати дней со дня официального опубликования). С этого момента закон от 1998 г. действует только для процедур, введенных при нем.

К правоотношениям же, возникшим с момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу нового закона, применяются положения закона от 2002 г., за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной по одному из предыдущих законов.

В этом случае применяют нормы закона от 1998 г.

О несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *