Отмена транспортного налога: миф или реальность

В интернете уже не в первый раз проскакивают последние новости об отмене транспортного налога для легковых автомобилей. Все прошлые данные об этом, к сожалению, оказывались неправдой.

Между тем, не так давно поступила новая инициатива об упразднении этого сбора с 1 января 2021 года. В этот раз предлагается совсем исключить целую главу из соответствующего Кодекса и избавиться от такого вида налога как такового полностью.

Вот только правда это или нет, когда вступит в силу новый законопроект и будет ли вообще действовать новый закон и как именно? Давайте выяснять!

Отмена транспортного налога – свежие новости

Итак, поскольку обсуждаемый нами сбор прописан в Налоговом кодексе России, то для его ликвидации должны быть внесены изменения именно в него в виде исключения соответствующих норм права. И в нашем случае в очередной раз на рассмотрение Госдумы депутатом Андреем Барышевым внесён соответствующий проект нового закона об отмене.

  • Речь идёт о законопроекте №1010832-7, в котором предлагается полностью исключить из Кодекса всю главу под номером 28, в которой расписаны ставки, база, объект налогообложения и кто является его плательщиком.
  • Посмотреть официальный текст проекта.
  • Таким образом, предлагается полностью исключить даже само понятие такого сбора.

Налог отменят с 1 января 2021 года – это правда?

Нет. По состоянию на сегодняшний день – пока новый закон не принят (вот ссылка на действующую соответствующую статью 356 НК РФ), говорить о возможности не платить транспортный налог ещё очень рано. Дело в том, что для официального вступления в силу документ должен пройти целый ряд официальных заключений, принятий и других этапов:

  1. в настоящий момент законопроект об отмене транспортного налога на автомобили ещё только внесён в Госдуму и направлен в Комитет по бюджету,
  2. далее инициатива должна пройти предварительное рассмотрение,
  3. уже после этого документ будет более или менее официальным и должен будет пройти 3 чтения среди депутатов, в рамках любого из которых его могут отклонить,
  4. затем проект подписывается Президентом РФ и проходит в Совете Федерации,
  5. уже только после всего этого новый закон об отмене должен быть опубликован по меньшей мере на одном из официальных порталов правовой информации.

После прохождения всех указанных выше этапов новый закон об аннулировании транспортного налога вступит в силу. Это произойдёт с 1 января 2021 года, и то, если законодатели успеют провести все эти перечисленные формальности в срок до Нового года.

Отмена транспортного налога: миф или реальность

А вот прогнозировать возможность принятия упразднения налога практически невозможно. Отметим лишь, что его пытались ликвидировать уже достаточно много раз, в том числе и Путин давал соответствующее указание (об этом мы ещё поговорим немного ниже), но ни разу такие законопроекты в силу ещё не вступали.

Но есть ещё одно заблуждение, и заключается оно вот в чём.

Не отмена, а замена

На самом деле, любые последние новости об отмене транспортного налога, которые вы увидите в сети – это миф и неправда.

Речь идёт не о полном уничтожении такого вида дохода государству от населения, а замене сумм, зависимых от мощности автомобиля и региона его эксплуатации, на потребление двигателя топлива – что звучит вполне логичнее.

То есть фиксированные расчётные суммы транспортного налога предлагается поменять на акцизы, заложенные в топливе.

То есть вместе с хорошими новостями о вступлении в законную силу отмены налога придёт и плохая новая напасть – бензин и дизтопливо должны существенно подорожать. С одной стороны, это разумно, ведь в этом случае сумма транспортного налога будет напрямую зависеть от пробега на машине.

Такое положение вещей следует из пояснительной записки к новому проекту:

Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране.

Зачем?

Но не только с более грамотным подходом к индивидуализации суммы оплаты налога связаны поправки об отмене транспортного сбора. В тех же пояснениях законодатели приводят следующие обоснования:

  • именно тот факт, что автомобиль может не использоваться, в то время как транспортный налог начисляется, стал одним из основных оснований для его отмены для легковых машин – в частности, эпидемиологическая обстановка при пандемии коронавируса особенно чётко подчеркнула данную тонкость, когда многие граждане России оставались дома подолгу,
  • Владимир Путин однажды выступал с предложением отменить налог – именно эту инициативу и подхватывали в более ранних законопроектах; между тем, если вы где-либо прочитаете, что Президент издавал соответствующий указ или приказ о ликвидации автомобильного сбора, то это неправда – это было лишь предложение от главы РФ,
  • ещё одна проблема, которую якобы решит законопроект, если будет подписан и вступит в силу – это низкий процент своевременной оплаты, сегодня многие поступления ТН происходят уже на этапе исполнительного производства у судебных приставов,
  • и, наконец, последнее основание для принятия проекта нового закона – это мотивация автомобилистов покупать более экологичные виды транспорта.

Отмена транспортного налога: миф или реальность

Как это было ранее?

Как мы уже упоминали выше, попытка отмены транспортного налога в России для легковых авто физических лиц далеко не нова. Давайте вкратце рассмотрим хронологию событий по этой теме.

  • Ещё в далёком 2011 году СМИ начали активно обсуждать идею нового проекта по переходу от транспортного сбора в пользу акцизов на топливо. Тогда новый проект, как мы видим на сегодняшний день, отклонили.
  • Далее практически каждый год публиковались новые законопроекты, предлагающие упразднение налога.
  • Так, в 2018 году такие новости вызвали волну обсуждений и фейков среди населения, распространяемых в мессенджерах и социальных сетях. Даже Налоговой инспекции пришлось официально прокомментировать, что соответствующие приказы, указы и новые законы никто не подписывал, и в силу отмена налога не вступает.
  • Весной 2019 года была снова издана инициатива об аннулировании этого сбора. Его также не приняли.
  • И вот в августе 2020 года издан обсуждаемый нами в данной статье проект Федерального закона, в котором предлагается отменить транспортный налог с января 2021 года. И статус данного нововведения пока на стадии рассмотрения.

А что правда?

На самом деле, обязанность по оплате сбора не действует на ряд категорий автолюбителей. Среди них:

  • инвалиды со специально оборудованными транспортными средствами для перевозки не платят транспортный налог,
  • другие автомобили инвалидов, приобретённые посредством соцзащиты и с мощностью мотора менее 100 лошадиных сил,
  • тракторы и ещё ряд категорий специализированной техники,
  • автомобили, которые числятся в розыске или угоне.

Всем остальным гражданам придётся оплачивать транспортный налог.

Следить за изменениями этой статьи

Транспортный налог: отменят или оставят, что может заменить уплату транспортного налога, почему в Минфине против

Разговоры об отмене или корректировке транспортного налога ведутся в России не первый год. Уже не раз предпринимались попытки предложить варианты облегчения этого бремени, которое несут автомобилисты. С очередной инициативой на минувшей недели выступил депутат Госдумы РФ.

Отказаться и заменить акцизом

Единоросс Андрей Барышев подал в Думу законопроект, предусматривающий с 2021 года отказ от транспортного налога. Вместо этого депутат предлагает направить на строительство и ремонт дорог часть средств от продажи топлива. То есть, покупая бензин либо другое горючее, владельцы автомашин делают взнос в развитие и содержание дорожной инфраструктуры.

При этом стоимость топлива будет существенно повышена. Такая мера, по мысли автора проекта, должна сделать налогообложение более справедливым, а также подвигнуть граждан к приобретению более экологичного транспорта. При существующем законодательстве платить налог должны все автовладельцы, юридические и физические лица.

Эта обязанность наступает сразу после государственной регистрации транспортного средства и прекращается после его снятия с учета. Разнообразные ситуации, когда машина не используется, передана по доверенности и прочее, от платежа не освобождают, и это вызывает недовольство у автомобилистов.

В предисловии к законопроекту Барышев особо подчеркивает, что в период пандемии коронавируса часть соотечественников стала меньше пользоваться своим транспортом, поэтому отмена налога явится для них ощутимой мерой поддержки. Как полагает депутат, нововведение не повлечет за собой дополнительных расходов из госбюджета.

Минфин высказался против

Отмена транспортного налога: миф или реальность

С такой постановкой вопроса не согласны специалисты Министерства финансов РФ. Ведомство отмечает, что транспортный налог в значительной мере формирует доходную базу региональных и местных бюджетов и является одним из источников наполнения дорожных фондов.

Отмена налога, имеющего высокий показатель собираемости, приведет к снижению поступлений в региональные бюджеты. В 2019 году их общая сумма составила 175,1 миллиарда рублей. Отказ от начисления налога придется восполнить деньгами из федеральной казны.

Еще один аргумент финансистов: компенсация отмененного налога за счет акцизов на топливо и увеличение ставки акциза неизбежно приведут к росту цен практически на все потребительские товара, поскольку в их стоимость заложены затраты на транспорт.

Читайте также:  Порядок снятия обременения с квартиры: способы и необходимые документы

Отмена без замены

С другой идеей месяц назад вышел депутат ГД от фракции либеральных демократов Василий Власов. Он предложил отменить транспортный налог не полностью, а частично – только на машины отечественного производства. По мнению Власова, продукцией российского автопрома пользуются люди с невысокими доходами.

Им государство должно помочь, освободив от уплаты транспортного налога. Тем самым будет оказана поддержка и производителям: на сделанные в России машины повысится спрос.

С предложением представителя ЛДПР не согласились в парламентском комитете по бюджету, обратив внимание на то, что финансовые потери в этом варианте ничем не компенсируются.

Инициатива до конца не проработана

Отмена транспортного налога: миф или реальностьГутенев Владимир Владимирович

Свое мнение о проекте отмены транспортного налога изложил первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Гутенев. По поводу инициативы своего коллеги он заявил, что она до конца не проработана, потому маловероятно, что в ближайшее время может быть принята.

В действующем варианте транспортный налог поступает в региональные бюджеты, если же он будет переведен в состав акцизов на горючее, то будет зачисляться в федеральный бюджет. Выровнять эту систему можно посредством субсидий регионам, но необходимы предварительные экспертные разработки, которые вряд ли удастся закончить к будущему году.

Однако, отмечает парламентарий, схема взимания транспортного налога через акцизы на топливо имеет право на существование. Это, на его взгляд, более справедливая система: насколько человек интенсивно эксплуатирует автомобиль, насколько много расходует горючего, в соответствии с этим он и должен платить за восстановление дорог, считает депутат.

Названы условия отмены транспортного налога в 2020 году в Россиии

Стало известно, отменят или нет транспортный налог в России в 2020 году. Предложил полностью отменить транспортный налог член российского парламента Андрей Барышев. Соответствующий законопроект уже был внесен им в нижнюю палату Государственной думы.

Отмена транспортного налога для всех водителей в 2020 году

Выступил с предложением отменить транспортный налог абсолютно для всех владельцев автомобилей в России депутат Государственной думы Андрей Барышев. Законопроект был подан им и находится в электронной базе парламента. После этого началось обсуждение того, является ли эта идея хорошей или нет.

Согласно проекту депутата, платить транспортный налог водители будут при оплате бензина или любого другого топлива. Таким образом, избавлены от уплаты транспортного налога по справедливости будут те автовладельцы, которые не пользуются своей машиной.

Платят транспортный налог автомобилисты в России потому, что они пользуются инфраструктурой. Строится дорожная инфраструктура в России на бюджетные деньги.

Если владелец машины не пользуется транспортным средством, ему все равно приходится платить налог.

Андрей Барышев считает справедливым, если такие граждане будут избавлены от уплаты транспортного налога, так как они не пользуются дорожной инфраструктурой.

В 2020 году налогом облагаются все виды транспортных средств, в том числе и мотоциклы, самолеты, вертолеты, лодки, снегоходы, суда и т.д. Автор законопроекта об отмене транспортного налога предлагает значительно повысить цены на топливо. Часть вырученных средств будет поступать в бюджет для того, чтобы развивать и поддерживать инфраструктуру.

Преимущества и недостатки отмены транспортного налога в России

Если парламент примет решение все же отменить транспортный налог и правительство поддержит эту инициативу, для государства это решение будет выгодным. Большинство автовладельцев в качестве транспортного налога выплачивает в казну мизерное количество средств, так как многие ездят на маломощных легковых машинах.

Сотни тысяч таких автомобилей активно используются в России ежедневно. Это означает, что люди часто покупают топливо. Если с каждого проданного литра государство будет получать процент от дохода заправки, бюджет страны значительно пополнится деньгами.

Для большинства автомобилистов отмена транспортного налога может оказаться не выгодной. Платить меньше будут только владельцы дорогих и эксклюзивных транспортных средств, которые платят высокий налог. Часто такие машины даже не используются, а просто стоят на парковках.

Государственная компания «Автоспеццентр» видит только преимущества в отмене транспортного налога. Если платить налог все автомобилисты будут при покупке топлива, снизится количество неплательщиков. Уклониться от уплаты транспортного налога сейчас легко, однако после введения новых правил это будет практически невозможно.

Василий Власов об отмене транспортного налога

С другой инициативой в июле 2020 года выступил депутат Государственной думы от фракции ЛДПР Василий Власов. Он предложил не полностью отменить транспортный налог, а частично. В Министерство финансов им было послано предложение отменить налог на все машины отечественного производства.

По мнению Василия Власова, сделанными в России автомобили пользуются люди с невысоким уровнем дохода. Поэтому государство должно помочь им, отменив транспортный налог.

Отмена транспортного налога для владельцев машин отечественного производства была бы поддержкой и для самих представителей отечественной автомобильной промышленности.

Если сделанный в России автомобиль можно будет иметь без необходимости постоянно платить транспортный налог, спрос на такие транспортные средства увеличится.

В комитете российского парламента по бюджету с Василием Власовым не согласились. Депутат от ЛДПР не предлагает заменить обычный транспортный налог на повышение стоимости топлива, в отличие от Андрея Барышева. Это означает, что бюджет государства пострадает после проведения такой реформы.

При подготовке публикации использовался источник https://www.1rre.ru/

Доброго здоровьица Вам и

В госдуму внесли законопроект об отмене транспортного налога

https://ria.ru/20200903/transport-1576661169.html

В госдуму внесли законопроект об отмене транспортного налога

Парламентарии от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект об отмене в России транспортного налога, сообщила пресс-служба одного из авторов инициативы — главы комитета РИА Новости, 03.09.2020

  • 2020-09-03T09:40
  • 2020-09-03T09:40
  • 2020-09-03T12:05
  • дмитрий свищев
  • александр курдюмов
  • лдпр
  • госдума рф
  • экономика

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/155911/01/1559110124_0:180:3050:1896_1400x0_80_0_0_f3a56076fab6d7c256d112d876147ab1.jpg

МОСКВА, 3 сен — РИА Новости. Парламентарии от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект об отмене в России транспортного налога, сообщила пресс-служба одного из авторов инициативы — главы комитета по труду и соцполитике Ярослава Нилова.

Также над документом работали вице-спикер нижней палаты Игорь Лебедев, депутаты Борис Пайкин, Дмитрий Свищев, Алексей Диденко, Андрей Свинцов, Александр Курдюмов и сенатор Сергей Леонов.По их мнению, несправедливость транспортного налога состоит в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик.

«В результате транспортный налог платят одинаково те, кто за рулем автомобиля ежедневно, и те, кто использует его лишь изредка», — приводятся слова Пайкина. Социальную напряженность среди водителей вызывает и то, что транспортный налог за бензиновый спорткар и за электромобиль той же мощности, не загрязняющий воздух, один и тот же.

«К тому же сегодня, по сути, имеет место двойное налогообложение собственников транспортных средств. Они платят акциз, заправляя машины топливом, и еще ежегодно уплачивают транспортный налог. Необходимо устранить ситуацию избыточного налогообложения на законодательном уровне», — подчеркивают авторы инициативы.

Ранее планировалось, что транспортный налог будет упразднен при покрытии объемов платежей по нему акцизными сборами на нефтепродукты. Однако этого не произошло, несмотря на то что сейчас объем акцизных сборов по стране значительно превышает аналогичный показатель по транспортному налогу, следует из пояснительной записки к законопроекту.

«Откровенно лукавое ценообразование на рынке топлива, которое дорожает и при растущей, и при падающей нефти, дополнительно увеличивает нагрузку на владельцев ТС за счет постоянно растущего акциза.

Фактически двойное налогообложение бьет по карману водителей и повышает градус социальной напряженности.

Особенно болезненно граждане реагируют на такую несправедливость в период снижения доходов из-за пандемии», — отметил Нилов.По его словам, вопрос выпадающих доходов регионов вследствие отмены транспортного налога также учитывается авторами законопроекта и в случае подкрепления этого аргумента конкретными цифрами будет скорректирован ко второму чтению.Предполагается, что закон может вступить в силу 1 января 2021 года.

https://ria.ru/20200824/nalogi-1576264945.html

https://ria.ru/20200523/1571888055.html

https://ria.ru/20200221/1565036023.html

Алексей Владимирович

Ещё бы пересмотрели автострахование. Если автовладелец купил страховку, то должен ездить с ней до наступления страхового случая, а не как сейчас — до истечения её срока. Люди десятилетиями ездят, не попадая в ДТП, но почему-то содержат, по сути, страховые компании.

148

deniszasimovich

«…платят акциз, заправляя машины топливом, и еще ежегодно уплачивают транспортный налог», а как же платон и платные дороги, которые не объехать? Это не двойное, это тройное налогообложение!

115

47

РИА Новости

  1. Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
  2. 7 495 645-6601

  3. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

  • Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
  • 7 495 645-6601

  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

  1. Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
  2. 7 495 645-6601

  3. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn22.img.ria.ru/images/155911/01/1559110124_143:0:2874:2048_1400x0_80_0_0_f9d2b6cf847a16af487ea27f422b2c41.jpg

РИА Новости

  • Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
  • 7 495 645-6601

  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  1. Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
  2. 7 495 645-6601

  3. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

дмитрий свищев, александр курдюмов, лдпр, госдума рф, экономика

Читайте также:  Регистрация автомобиля юридическим лицом: необходимые документы и порядок процедуры

МОСКВА, 3 сен — РИА Новости. Парламентарии от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект об отмене в России транспортного налога, сообщила пресс-служба одного из авторов инициативы — главы комитета по труду и соцполитике Ярослава Нилова.Также над документом работали вице-спикер нижней палаты Игорь Лебедев, депутаты Борис Пайкин, Дмитрий Свищев, Алексей Диденко, Андрей Свинцов, Александр Курдюмов и сенатор Сергей Леонов.

По их мнению, несправедливость транспортного налога состоит в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик.

«В результате транспортный налог платят одинаково те, кто за рулем автомобиля ежедневно, и те, кто использует его лишь изредка», — приводятся слова Пайкина.

Социальную напряженность среди водителей вызывает и то, что транспортный налог за бензиновый спорткар и за электромобиль той же мощности, не загрязняющий воздух, один и тот же.

«К тому же сегодня, по сути, имеет место двойное налогообложение собственников транспортных средств. Они платят акциз, заправляя машины топливом, и еще ежегодно уплачивают транспортный налог. Необходимо устранить ситуацию избыточного налогообложения на законодательном уровне», — подчеркивают авторы инициативы.

Ранее планировалось, что транспортный налог будет упразднен при покрытии объемов платежей по нему акцизными сборами на нефтепродукты. Однако этого не произошло, несмотря на то что сейчас объем акцизных сборов по стране значительно превышает аналогичный показатель по транспортному налогу, следует из пояснительной записки к законопроекту.

«Откровенно лукавое ценообразование на рынке топлива, которое дорожает и при растущей, и при падающей нефти, дополнительно увеличивает нагрузку на владельцев ТС за счет постоянно растущего акциза.

Фактически двойное налогообложение бьет по карману водителей и повышает градус социальной напряженности.

Особенно болезненно граждане реагируют на такую несправедливость в период снижения доходов из-за пандемии», — отметил Нилов.

По его словам, вопрос выпадающих доходов регионов вследствие отмены транспортного налога также учитывается авторами законопроекта и в случае подкрепления этого аргумента конкретными цифрами будет скорректирован ко второму чтению.

Предполагается, что закон может вступить в силу 1 января 2021 года.

Отмена транспортного налога: Миф или реальность?

Сенсация. Интернет пестрит статьями об отмене транспортного налога. Новость активно муссируется в соцсетях. Но насколько это может быть правдой, и готовы ли власти отказаться от одной из самых доходных статей бюджета?

За последний год в Бурятии зарегистрировали 360 тысяч транспортных средств- это и мотоциклы, и грузовики, и легковушки. А значит, каждый третий из нас платит транспортный налог. И плата эта напрямую зависит от количества лошадиных сил. Чем их больше, тем сумма выше. Наверное, каждого автовладельца обрадовала новость, что платить налог больше не нужно.

Этой новостью автомобилисты активно делятся в социальных сетях. В интернете десятки статей об отмене налога. Правда ли? Вопросом задался и Иван. В семье два железных коня и за них ежегодно платят круглую сумму.

Иван Осеев, водитель: Все равно с обманом все связанно, государство обманывает народ, Топливо поднимают, а налоги не уменьшают.

Транспортный налог обещали отменить, и уже не раз. В 2009,  когда ввели акциз на топливо, в него-то и планировали включить ежегодный сбор. Но прошло почти десять лет, а платим в итоге и за то, и за другое. Три года назад депутаты вновь заговорили о том, чтобы отказаться от налога. И включить его в бензин. Но результате поднялась только цена горючего.

Альберт Эрдыниев, руководитель федерального объединения автоюристов: Сколько налогов за последние 20 лет было отменено в Российской Федерации? Практически ни одного. Я не думаю, что отменят транспортный налог, все равно он где-то будет завуалирован. Взамен нам просто повысят бензин и мы будет просто этот скрытый транспортный налог платить в 2 или 3 раза больше.

Платить действительно придется больше. Правда, владельцам дорогостоящих авто. С этого года коэффициент повысили для машин стоимостью от 3 миллионов рублей. И это единственное изменение. Об отмене налога речи и вовсе не идет.

Чингиз Цыбиков, пресс-секретарь УФНС России по Республике Бурятия: Источником самой достоверной информации по уплате транспортного налога для конкретного гражданина является сводное налоговое уведомление, которое любой владелец транспортного средства должен получить. Сводные налоговые уведомления, они уже начали рассылаться, более того, владельцы личных кабинетов налогоплательщика эти сводные уведомления буквально с сегодняшнего получили.

Возможно и для Ивана «письмо счастья» уже пришло. На отмену мужчина не рассчитывал, вместо этого прописался в районе. Налог платит с почти 50% скидкой. Говорит, приходится хоть как-то экономить, пока государство сдирает с автомобилистов две шкуры.

Двойное наказание водителям и по бензину, и по налогам.

Кристина Соснина, Валерий Чойдопов

Страсти по транспортному налогу: почему власти никак не могут его отменить

Сразу несколько предложений поступило от депутатов Госдумы перед началом осенней сессии, и суть у них одна — в очередной раз некоторые народные избранники предлагают отменить транспортный налог. А выпадающие доходы бюджета покрыть с помощью повышенного акциза в цене бензина. Так чего же нам ждать? И не приведет ли теоретическая замена транспортного налога на акциз к росту цен на бензин?

Определимся с терминами

Итак, что же такое транспортный налог? Понятно, что это — налог, который собирают с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Транспортный налог впервые появился в США в 1908 году, практически сразу после появления первого массового автомобиля — Ford Model T. И направлялся он на ремонт и строительство автодорог.

В современной истории России дорожный налог был введен 18 октября 1991 года (закон «О дорожных фондах в Российской Федерации»). Средства, полученные от сборов с автовладельцев, тоже шли на содержание, ремонт и реконструкцию автодорог.

В начале 2000-х годов дорожные фонды ликвидировали, дорожный налог переименовали в транспортный, и собранные деньги просто попадали в бюджет, чтобы… Правильно, использовать на самые разные цели. Спустя еще десять лет дорожные фонды снова восстановили.

Но с тех пор право устанавливать ставки транспортного налога было предоставлено регионам. Так же, как и самые разные налоговые льготы.

Федеральное законодательство (см. Налоговый кодекс РФ, гл. 28) устанавливает лишь базовые ставки сборов — в зависимости от мощности мотора. И эти ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Кроме того, региональные власти могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, их владельцев, а также с учетом срока полезного использования машин (темпов амортизации). Например, базовая ставка на авто мощностью до 100 л.с. составляет 2,5 рубля (за каждую силу).

Если двигатель мощнее 250 л.с., то за каждую «лошадку» придется заплатить уже 15 рублей. Это в теории, то есть в федеральном законе. Но регион может увеличить сбор, либо его уменьшить (как правило, большинство регионов давно собирают налоги по верхней возможной ставке).

А то и вовсе отменить для некоторых автомобилей или категорий граждан.

Практически во всех регионах, например, освобождены от уплаты налогов автомобили, принадлежащие инвалидам и многодетным семьям, ветеранам Отечественной войны. Но регионы могут вводить и свои, оригинальные льготы. Так, в Москве обнулен транспортный налог для владельцев автомобилей мощностью до 70 л.с.

, а также электромобилей, а в Тверской области ничего не надо платить, если у вас в собственности есть отечественная машина мощностью до 100 л.с.  А вот в Ярославле областные депутаты освободили от транспортного налога всех пенсионеров, которые владеют автомобилем мощностью меньше 100 л.с.

В Перми от уплаты налога освобождают родителей на год, когда их сын проходит срочную службу в российской армии.

Но это еще не все! Кроме региональных льгот есть и «повышающие коэффициенты». Так, федеральным законом шесть лет назад ввели налог на роскошь. По нему владельцы дорогих автомобилей платят транспортный налог в двойном, а то и в тройном размере. При условии, если автомобиль стоил больше 3 млн рублей.

За эти годы цены выросли многократно, вырос вместе с ними и список «роскошных» машин — в нем уже почти 1,5 тыс. моделей. Причем некоторые версии автомобилей, попавшие под налог на роскошь, никак не относятся к категории престижных, роскошных машин; речь идет о моделях массового сегмента.

Но это уже другая история.

О каких суммах идет речь

Но все-таки, сколько средств получают бюджеты регионов от транспортного налога? И в каких регионах автомобилистам жить хорошо, а в каких — с них дерут по три шкуры? Самые низкие налоги, по данным компании «Финэкспертиза», установлены в Забайкальском крае и в Ингушетии: там средняя сумма сбора составляет чуть больше 1,4 тыс. рублей в год. А самые высокие — понятное дело, в Москве и Санкт-Петербурге: 6,8 и 5,6 тыс. рублей соответственно.

Читайте также:  Приостановка регистрации права собственности на недвижимое имущество: основания и сроки

В среднем же по стране в прошлом году каждый владелец авто уплатил в виде транспортного налога около 3 тыс. рублей. Это в среднем. Я, например, как житель столицы, не имеющий льгот, за свой автомобиль мощностью 150 л.с. заплачу в этом году 5250 рублей.

Эти деньги целиком пойдут в региональный дорожный фонд, чтобы затем превратится в километры нового асфальтового покрытия, мосты, светофоры и т.д.

Правда, ко многим регионам у контролирующих органов есть претензии по поводу нецелевого использования денег из дорожных фондов, но это опять же другая история.

В результате в прошлом году все региональные бюджеты собрали транспортные налоги в сумме 175 млрд рублей. Цифра звучит внушительно, но на самом деле это всего 1,6% от всех собранных региональных налогов.

И говорят, что налог это довольно непростой, дорогой для администрирования, и часть денег просто проходит мимо кассы из-за многочисленных пробелов в базах данных ГИБДД и налоговых служб.

Так, по данным опроса, проведенного этим летом специалистами аналитического агентства «Автостат», 9,9% респондентов (практически каждый десятый!) транспортный налог вообще не платят. И если в Москве в прошлом году транспортный налог принес в бюджет 26,3 млрд рублей, то в Кировской области пытаются собрать 1,1 млрд рублей.

Предвыборные страсти

И вот представители разных партий в Госдуме активно выступают за отмену транспортного налога. В конце августа такой законопроект внес депутат от «Единой России» Андрей Барышев, а в начале сентября в ГД поступил еще один похожий документ от группы законодателей из ЛДПР. Авторы последнего проекта даже указали возможную дату отмены непопулярного налога — с 1 января 2021 года.

Собственно, на моей памяти это уже десятое или двадцатое предложение подобного рода; ежегодно их появляется три-четыре, а то и больше.

Причем в пояснительных записках депутаты и иные общественные деятели совершенно справедливо указывают на двойное налогообложение водителей: каждый раз, заливая в бак бензин, автовладельцы платят акциз, а также раз в год обязаны платить транспортный налог.

При этом главная несправедливость транспортного налога — в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик.

В результате одинаковую сумму могут платить те, кто проводит за рулем автомобиля по несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год.

При этом вред, который приносят дорогам эти автомобили, оценивается в принципиально разных масштабах! А транспортный налог (см. выше) как раз должен идти на ремонт и содержание автодорог.

Но тут надо сделать еще одно отступление в сторону теории. Во многих странах мира в последние годы переходят от уплаты фиксированных сумм транспортного налога к специальным «дорожным» акцизам.

Вообще акциз (от лат. accido — обрезаю) — косвенный налог на товары массового потребления внутри страны (в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, привезенные из-за границы). Причем, как правило, его устанавливают на те товары, которые при местном производстве обходятся чересчур (с точки зрения правительства) дешево.

В нашем случае это алкоголь, табак, ювелирные украшения и… топливо для автомобилей. А изъятые средства должны пойти на некие благие цели. Например, акцизы за табачные изделия — на поддержку системы здравоохранения, а дорожные — на ремонт и строительство автотрасс.

Поэтому в 2009 году правительство решило возродить дорожные фонды и ввести специальные акцизы в стоимость каждого литра бензина или солярки, проданных на АЗС.

Причем по объявленному плану ежегодно акциз должен был увеличиваться, но зато через три года нам пообещали полностью отменить транспортный налог как несправедливый. И теперь те, кто ездят много, будут, соответственно, вносить изрядные суммы в дорожные фонды.

Которые потом превратятся в километры новых дорог и т.д. Причем была прописана и схема, по которой акцизы делились между Москвой и регионами.

Скажем, сейчас соотношение уже 50 на 50, а в ближайшее время правительство обещает оставлять в региональных и местных муниципальных дорожных фондах уже 70% этих денег. 

Итак, прошло десять лет. Акциз в стоимости каждого литра дизельного топлива сегодня уже составляет около восьми рублей, в цене одного литра 95-го бензина — около десяти рублей. То есть почти 20% от цены. С момента введения акциза он увеличивался в среднем на один рубль в год.

Сколько еще надо добавить, чтобы были и овцы целы, и волки сыты? По планам правительства, еще как минимум дважды за два ближайших года акциз собирались повысить еще на рубль. Но, кажется, вмешалась эпидемия, и повышение акцизных сборов пока отложили.

А еще все время вмешиваются разные депутаты, которые напоминают об обещании десятилетней давности — отменить нелюбимый налог.

Только вот правительство России, причем в тех же выражениях, что и месяц, и год назад, совершенно предсказуемо не поддержало инициативу группы товарищей.

Об этом говорится в заключении кабинета министров, опубликованном в электронной базе документов Государственной думы: «Реализация законодательной инициативы приведет к сокращению доходной части соответствующих бюджетов на сумму не менее 160 млрд рублей в год». И все.

Причем о появлении подобного отзыва заранее знали все: и чиновники, и эксперты, и сами депутаты. Скорее всего, они и проекты подобные пишут лишь для того, чтобы привлечь внимание общества — к явной несправедливости в сфере налогообложения (это во-первых) и к собственной персоне (в-главных). Потому что пока существующая коллизия, на мой взгляд, разрешения не имеет.

Потому что если просто так отменить транспортный налог — значит, лишить Кировскую область миллиарда рублей, который пойдет на ремонт хоть нескольких важных дорог и мостов.

Нужно, конечно, много больше, но где их взять? Добавить еще несколько рублей в виде акцизов в цене бензина в качестве возмещения выпадающих доходов? Сколько? Нельзя повышать цену топлива до бесконечности в небогатой, пусть и нефтедобывающей стране.

Ведь в цене любого товара примерно 12% — это стоимость топлива, необходимого для его доставки. Сколько еще надо (и можно) добавить, чтобы были и овцы целы, и волки сыты?

Почему мы слышим «четкое «нет»

«Разговоры об отмене транспортного налога идут давно, примерно с 2013 года, — вспоминает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. — И многие депутаты используют тему, чтобы только напомнить о себе.

Но отмены налога, я уверен, не будет. Гипотетически отмена транспортного налога могла бы привести к росту акцизов, а это, в свою очередь, неминуемо приведет к росту стоимости бензина. Поэтому правительство говорит четкое «нет».

И обсуждать тут нечего».

С ним согласен и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он считает, что, при всей своей несправедливости, нынешняя система финансирования дорожного строительства и содержания трасс в последние годы работает неплохо и трогать ее опасно.

«Каждый год на дороги требуется (минимум!) около 4 трлн рублей, эта сумма складывается из акцизов и транспортного налога.

Да, во многих регионах есть проблемы с использованием дорожных денег, финансирования на дороги не хватает, но тут должны лучше работать контролирующие органы.

И пока, насколько я понимаю, полностью отказываться от налога правительство не готово — просто нечем его заменить», — уверен Шкуматов.

А я думаю — транспортный налог все-таки придется отменять. Пусть не завтра, так через три года. И самым правильным решением было бы выступление премьер-министра или кого-то из статусных чиновников с честным объяснением и предложением некой дорожной карты.

Например, что в течение трех лет мы очень медленно, очень осторожно повышаем акцизы, но с обязательством все-таки налог отменить. Как это произошло во многих европейских странах. Или в Китае, например.

Потому что весь мир поэтапно будет переходить на «справедливый» сбор средств на содержание дорог (причем некоторые страны Европы такие системы тестируют).

Это когда с помощью телематического оборудования можно совершенно точно рассчитать, сколько километров за год проехал тот или иной автомобиль, по каким дорогам, с какой скоростью, в какое время дня и года, сколько потратил топлива… Чтобы потом рассчитать индивидуальный тариф. И фиксированный налог в этом случае совсем не нужен, он только раздражает.

Кстати, первый транспортный налог, который ввели в 1908 году в США, исчислялся тоже от количества купленного бензина. Ведь мощность у всех автомобилей модели Т была одинаковой, а дорог почти не было.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *