Банкротство стратегических организаций и предприятий: особенности

При экономическом крахе компании руководитель этой фирмы или кредиторы инициируют признание финансовой несостоятельности. Законодательство предполагает четкий алгоритм прохождения такой операции, однако тут встречаются исключения. Узнаем, каковы особенности банкротства стратегических предприятий и организаций подробнее.

Выяснение определений

Начнем с уточнения вопроса, какие компании получают статус стратегического объекта. В подобных обстоятельствах речь идет о предприятиях в государственной собственности, которые изготавливают продукцию соответствующего значения.

Иными словами, организации, которые работают в сфере поддержания государственной безопасности либо охраны здоровья и жизни граждан, называются стратегическими предприятиями.

Банкротство стратегических организаций и предприятий: особенностиКомпании, работающие по государственному заказу и выпускающие стратегически важную продукцию, называются стратегическими предприятиями

Сюда относятся ведомства поддержания обороноспособности и безопасности, аэропорты, информационные агентства, промышленные предприятия, компании, работающие в области научных исследований.

Подробный перечень предприятий, получивших этот статус, перечислен в Указе Президента страны №1009. Это предписание издано в 2004 году, однако сюда периодически вносятся изменения и обновления.

Важно! Список рассматриваемых организаций формирует Правительство Российской Федерации. Для ознакомления с изменениями такие сведения публикуются.

Помимо указанных выше объектов, чьи акции принадлежат государству, к стратегическим предприятиям относят и частные фирмы, проводящие работы в области поддержания обороноспособности. Такая занятость нуждается в лицензировании ВВТ. Целью выдачи допуска тут становится выполнение заказа страны на выполнение работ по государственному оборонному заказу.

Условия инициации процесса

Банкротство стратегических организаций и предприятий: особенностиЗадолженность в 1 млн. рублей и неспособность рассчитаться с кредиторами более полугода — повод для начала процедуры банкротства таких компаний

  • Рассматриваемая процедура регулируется ФЗ №127.
  • Статья 190 гласит, что при неспособности компании к погашению накопленной недоимки на протяжении полугода с момента конечной даты расчета появляется право ходатайства о признании финансовой несостоятельности должника.
  • Причем в ситуации с общей процедурой банкротства подобные действия допустимы при задолженности уже в 3 месяца.
  • Вторым важным нюансом тут становится сумма задолженности контрагентам.

В четвертом пункте ст.190 указано, что минимальные финансовые требования кредитора в подобных обстоятельствах достигают 1 000 000 рублей.

Указанные изменения внесены в 2014 году ФЗ №482. Ранее эта цифра составляла вполовину меньшую сумму – 500 000 р.

Внимание! Запуск банкротства таких организаций – в компетенции кредиторов.

Соответственно, государственные ведомства, перед которыми накоплены долги, вправе ходатайствовать перед Арбитражным судом об инициации банкротства должника. Однако в таких обстоятельствах требуется соблюдение обоих описанных выше условий.

Если сумма задолженности ниже либо сроки просрочки выплат не соответствуют установленному законодательством периоду, в деле о банкротстве стратегических компаний отказывают.

Особенности операции

Банкротство стратегических организаций и предприятий: особенностиЦелью процесса становится стабилизация экономики . а не распродажа имущества должника

Перейдем к подробному описанию рассматриваемого процесса. Ответчиком в таких спорах выступает Федеральный орган исполнительной власти. Истцом – кредитор.

  1. Первым шагом для запуска процедуры становится заявление, поданное по месту нахождения ответчика.
  2. Здесь действия суда определяются дополнительными требованиями Правительства, которые ведомство вправе предъявлять.
  3. Одним из указанных нюансов становится перечень дополнительных условий к кандидатуре арбитражного управляющего.
  4. Кроме того, реализация имущественного комплекса должника не считается в таких делах основной целью.
  5. В этой ситуации особый упор делается на стабилизацию экономики предприятия-должника.

Этапы проведения

В ситуации с вероятным крахом стратегических организаций алгоритм процедуры признания финансовой несостоятельности формируется по общей схеме и включает такие шаги:

  1. Наблюдение. На этом этапе выполняется анализ текущей ситуации и составляется план выхода из кризиса.
  2. Экономическая санация. Указанная стадия действует при подаче соответствующего ходатайства собранием кредиторов и предполагает «вливание» дополнительных средств. Если такого прошения нет, суд откладывает рассмотрение спора. Когда дело не терпит отлагательств, меры финансового оздоровления принимаются по запросу должника. В иных случаях суд выносит вердикт об этапе внешнего управления.
  3. Контроль извне. На этом этапе назначается финансовый поверенный, который руководит оздоровлением экономики предприятия. Причем план на проведение такого менеджмента направляется ответчику минимум за 15 суток до начала слушания дела. Нарушение этого условия дает право подачи ходатайства должником о получении бюджетных средств.
  4. Конкурс. Такая мера считается крайним шагом и означает ликвидацию актива должника путем реализации собственности этой фирмы на открытых торгах. Подобный шаг считается редкостью в рассматриваемых обстоятельствах. Исключением тут становится лишь инициатива Правительства.

Как видите, рассматриваемая операция банкротства, с точки зрения единой государственной политики, предусматривает предоставление компании шанса на выравнивание финансовой ситуации. Разберемся с отдельными нюансами описанных шагов.

Мировая договоренность

При достижении сторонами компромисса, законодательство предполагает заключение соглашения о реструктуризации платежей. В таких ситуациях погашение финансовых обязательств должника гарантируется государством. Реструктуризация допускает выбранную сторонами форму возврата средств: отсрочку, перераспределение суммы, увеличение сроков расчета.

Учитывая, что в ситуациях, когда задолжавшая фирма выполняет задачи по государственному оборонному заказу, кредиторы не заинтересованы в банкротстве такой компании. По указанной причине мировая договоренность становится приемлемым для участников конфликта исходом, если должник готов выполнить экономические обязательства.

Внимание! Такие контракты предполагают окончательный расчет сторон на протяжении года.

Условия для внешнего управления

В ситуациях, когда суд постановил решение о переходе компании под внешнее руководство, составляется стратегия действий по восстановлению платежеспособности предприятия.

Этот план утверждается и кредиторами, и должником. Причем в подобных ситуациях исключаются пункты, которые касаются собственности задолжавшего контрагента, предназначенной для выполнения работ по договору.

Банкротство стратегических организаций и предприятий: особенностиВременный управляющий составляет план работы, который согласовывается обеими сторонами

Сделки, связанные с реализацией предприятия, отчуждением и арестом недвижимости, распоряжением активом, чья доля составляет свыше 5% балансовой стоимости, запрещены.

Кроме того, тут недопустимой мерой становятся запросы о получении ссуды или выдача кредита должником, заключение договора уступки права требования или соглашения о переводе долга.

Внимание! Доверительное управление собственностью задолжавшей компании – незаконный прием.

Здесь не удастся отчуждение акций и выделение доли организации. Кроме того, временный управляющий соблюдает заключенные ранее контракты, касающиеся государственных заказов. Этот человек не вправе распоряжаться на собственное усмотрение имуществом конторы, участвующем в реализации задач перед государством.

Правила конкурсного производства

Теперь разберемся с нюансами проведения торгов. Законодательство устанавливает открытый аукцион в ситуациях, когда дело доходит до распродажи имущества стратегических организаций. Однако работа, связанная с обороноспособностью страны требует проведения закрытого аукциона при реализации соответствующего актива фирмы.

Банкротство стратегических организаций и предприятий: особенностиЕсли государство не заинтересовано в спасении фирмы, дело доходит до продажи собственности такого предприятия на открытых торгах

Здесь к участию допускаются лишь лица, которые вправе легально использовать подобную собственность. Приоритет в рассматриваемых обстоятельствах получает Российская Федерация.

Кроме того, государству отводится месяц, чтобы перекупить частное предприятие у победителя торгов.

Причем тут покупатель обязуется выполнить контракты должника и применять приобретенное имущество по назначению.

Обратите внимание! На полное погашение конкурсной суммы победителю аукциона отводится один месяц.

Причем в случае с продажей государственного предприятия соответствующий орган власти заключает с новым исполнителем договоренности о выполнении обязательств должника.

Нарушение таких соглашений чревато расторжением договора о купле-продаже предприятия по ходатайству государства. Такие дела рассматривает Арбитраж. Результатом здесь становится переход такого имущества в Федеральную собственность.

Меры противодействия

Задачей Правительства при угрозе объявления экономической несостоятельности организации становится препятствование попадания таких компаний в долговую яму. В подобных случаях указанное ведомство выполняет следующие действия:

  • оценка и учет платежеспособности должника;
  • реорганизация;
  • погашение недоимки перед контрагентами;
  • содействие по заключению соглашения частных контор на реструктуризацию и проведение этой процедуры с государственными компаниями;
  • досудебная санация.

Соответственно, этот орган исполнительной власти предпринимает доступные меры по стабилизации финансовой ситуации, чтобы избежать краха. Такой подход объясняется спецификой рассматриваемой отрасли и значением продукции, которую выпускают подобные предприятия.

Заключение

Как видно, политика Российской Федерации в этом направлении предусматривает принятие максимального числа мер по сохранению имущества страны. Причем практика таких дел показывает, что стороны решают подобные споры еще на этапе досудебного разбирательства, чтобы минимизировать экономический ущерб.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98
 

Это быстро и бесплатно!

Если же дело доходит до суда, тут государство получает полномочия для достижения поставленной цели по восстановлению стратегических предприятий.

Банкротство стратегических предприятий и градообразующих организаций: порядок, условия и особенности

Обновлено 03.07.2019

2019-04-25T12:15:48+03:00

Один из наиболее сложных вариантов признания несостоятельности – банкротство стратегических предприятий и организаций. Это отдельная форма юр. лица, регламентирующихся только российским законодательством. В статье подробно рассмотрим, что собой представляет данная процедура, какие особенности и последствия имеет.

Читайте также:  Презумпция невиновности: что это такое, зачем она нужна и её значения для обвиняемого и подозреваемого

В соответствии со ст. 169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:

  • Банкротство стратегических организаций и предприятий: особенностичисло сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;
  • количество работников больше 5 тысяч.

Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.

Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:

  • период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;
  • в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.

Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.

Ст. 65 ГК РФ устанавливает перечень организаций, отношении которых не может быть запущено производство признания несостоятельности.

Итак, кто не может быть банкротом? Подобный статус не может быть присвоен:

  • публично-правовым компаниям;
  • казенным предприятиям;
  • государственным и муниципальным учреждениям;
  • политическим партиям;
  • религиозным организациям.

Градообразующие предприятия не включены в данный список, а значит, они могут быть признаны финансово-несостоятельными.

  • Сопровождение процедуры банкротства, порядок сопровождения
  • Преднамеренное или фиктивное банкротство
  • Оспаривание сделок должника при банкротстве физических лиц
  • Текущая задолженность в деле о банкротстве: какие платежи входят в нее и как выплачиваются
  • Последствия прекращения производства по делу о банкротстве
  • Арбитражный управляющий в деле о банкротстве: его функции, права и обязанности
  • Неправомерные действия при банкротстве: их виды, какая ответственность грозит
  • Банкротство страховых организаций
  • Заключение мирового соглашения в деле о банкротстве — порядок, условия, особенности
  • Заинтересованные лица в банкротстве: кто к ним относится и их права
  • Чем занимается конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц: точка в деле о несостоятельности
  • Банкротство физических лиц: о чем говорят реальные отзывы прошедших процедуру признания несостоятельности?
  • Где публикуется информация о банкротстве юридических лиц
  • Как избежать субсидиарной ответственности при наступившем банкротстве: все возможные способы
  • Все что нужно знать о процедуре банкротства ООО с непогашенными долгами
  • Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства: условия, сроки и особенности
  • Как подать заявление на банкротство должника — юридического лица
  • Лица, участвующие в деле о банкротстве
  • Как происходит упрощенная процедура банкротства юридического лица: порядок процедуры
  • Банкротство застройщика при долевом строительстве в 2019 году: что делать в первую очередь, новое в законе 127-ФЗ
  • Стадии банкротства физического лица
  • Признание банкротства юридического лица в 2019 году: схема основных стадий, особенности и последствия
  • Банкротство юридических лиц
  • Финансовое оздоровление: понятие, план процедуры, последствия
  • Банкротство физических лиц через арбитражный суд: условия, стоимость, особенности процедуры
  • Банкротство физических лиц: плюсы и минусы для должника
  • Банкротство ООО: какие существуют последствия для его директора и учредителей
  • Цена услуги по банкротству юридических лиц: от чего зависит стоимость
  • Как проходит процедура наблюдения при банкротстве юридического лица
  • Закон о несостоятельности (банкротстве) физического и юридического лица (127-ФЗ): новое в 2019 году
  • Особенности банкротства юридических лиц в 2019 году: пошаговая инструкция, этапы, последствия, новое в законе
  • Банкротство физических лиц: пошаговая инструкция, изменения в процедуре и порядке проведения в 2019 году
  • Как проходит банкротство и признание должника банкротом: особенности процедуры
  • Банкротство ИП в 2019 году
  • Порядок проведения конкурсного производства при банкротстве юридического лица: этапы, последствия
  • Банкротство ИП (индивидуальных предпринимателей)
  • О банкротстве кредитных организаций: особенности признания несостоятельности
  • Очередность платежей при банкротстве предприятия
  • ФЗ о банкротстве физических лиц: описание действующей редакции закона с пояснениями
  • Заявление о банкротстве юридического лица
  • Как физическому лицу объявить себя банкротом
  • Внешнее управление как способ реанимации предприятия при банкротстве: порядок, сроки, особенности
  • Субсидиарная ответственность при банкротстве
  • Банкротство ИП с долгами по налогам
  • Что делать, если один из учредителей застройщика банкрот, какие последствия для дольщика

Процесс признания банкротом стратегических предприятий имеет свои особенности. Они также касаются условий, при которых может быть запущена процедура признания компании несостоятельной.

Итак, какая организация может быть признана банкротом? Процедура признания несостоятельности запускается, если:

  1. Общий долг превышает 500 тыс. рублей (правительство рассматривает увеличение данного порога до 5 млн.). Для сравнения, банкротство юр лиц другого статуса возможно, когда долг больше 300 тыс. рублей. А признание гражданина банкротом (в том числе, ИП) возможно при задолженности от 500 тыс. рублей.
  2. Обращение в арбитраж возможно только через полгода с даты последнего запланированного платежа, если в течение этого времени руководством не принимаются никакие меры для расчета с долгами. При банкротстве ООО и других юридических лиц, данный срок сокращен до 3-х месяцев.

Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:

  • директора компании-должника;
  • государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
  • любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
  • действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
  • имеются реальные признаки несостоятельности.

Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.

Обратите внимание

Обращение кредитора в арбитраж с заявлением об инициировании процесса банкротства в отношении стратегических предприятий возможно только при условии предварительной публикации о планируемом признании несостоятельности в официальных источниках.

Проведение процедуры признания банкротом возможно при наличии 2-х сторон: истца и ответчика, роль которых исполняют кредиторы и должник. Также, в соответствии со ст. 170 №127-ФЗ, к делу о несостоятельности градообразующих организаций привлекается:

  • орган местного самоуправления (в обязательном порядке);
  • федеральные и муниципальные органы исполнительной власти (при необходимости).
  • В случае банкротства стратегического предприятия предполагаются стандартные стадии судебного процесса, но с учетом того, что сроки каждого этапа будут максимально продлены.
  • Объясняется это тем, что все участники процесса будут прикладывать усилия для спасения организации (в отличие от дел о признании банкротом граждан и юридических лиц других типов) по причине огромного количества сотрудников и стратегического статуса предприятия.
  • Рассмотрим подробно все стадии банкротства градообразующих организаций.
  • Это стандартное начало процедуры банкротства стратегических предприятий.
  • На стадии наблюдения осуществляется:
  • анализ финансовых отчетов;
  • определение сделок, которые были заведомо убыточными для компании;
  • поиск резервов для выхода из ситуации без оформления банкротства.
  1. Максимальный срок – полгода.
  2. Это ключевой этап процедуры банкротства стратегических предприятий.
  3. Цель данной стадии – проведение мероприятий для восстановления платежеспособности и прекращения дела о признании несостоятельности компании. На этом этапе:
  • осуществляется государственная поддержка градообразующей организации, путем выделения денежных средств из бюджета различных уровней;
  • проводится реструктуризация фирмы;
  • оптимизируется штат;
  • проводится оптимизация и экономия активов компании.

Таким образом, в основе правового регулирования банкротства стратегических предприятий лежит осуществление мероприятий с поддержкой государства, направленных на восстановление платежеспособности.

Это еще один важный этап, цель которого – выявление факторов, препятствующих оздоровлению стратегических организаций, например:

  • функционирование убыточных филиалов;
  • наличие нерациональных должностей, приводящее к необоснованному расширению штата;
  • эксплуатация оборудования, являющегося устаревшим и энергозатратным.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

На данном этапе проводятся мероприятия, направленные на повышение показателей, для чего в числе прочих процедур осуществляется:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • продажа филиалов, признанных убыточными;
  • постепенное списание энергозатратного оборудования и его замена современными аналогами;
  • оптимизация штата путем сокращения количества сотрудников.
  • Срок проведения данных процедур устанавливается в зависимости от конкретной ситуации и может быть продлен (общий период, включая этап финансового оздоровления не должен превышать 2 года).
  • При проведении процедуры банкротства в отношении стратегического предприятия используется дополнительный этап, невозможный при признании банкротом физических и других юридических лиц – поручительство.
  • Поручителями могут выступать только органы власти, от лица которых подписываются дополнительные контракты, по которым предприятию-должнику предоставляется отсрочка по выплатам.

В случае неисполнения обязательств по поручительству, вводится конкурсное производство. На этом этапе градообразующее предприятие продается другому собственнику. В данном случае не проводятся торги по отдельным объектам собственности должника – все имущество продается единовременно. Это важно для продолжения деятельности оранизации и максимального сохранения рабочих мест.

Читайте также:  Жалоба в прокуратуру на действия следователя по ст 125 УК РФ: образец составления

Обратите внимание

Если новый владелец градообразующего предприятия не исполняет положения ч.2 ст. 175 №127 ФЗ (о сохранении не менее половины рабочих мест в течение следующих 3-х лет), сделка будет признана недействительной.

Финансовые претензии кредиторов удовлетворяются за счет средств, порученных от продажи предприятия-банкрота. Необходимо отметить специфику очередности выплат:

  1. Банкротство стратегических организаций и предприятий: особенностиЛиквидация последствий банкротства, оказавших влияние на жизнедеятельность региона;
  2. Выплата заработных плат сотрудникам.
  3. Перечисление компенсация и пособий, положенных работникам за период, в течение которого организация не функционировала;
  4. Погашение кредитных долгов.
  1. В последнем случае возможно частичное списание данного вида задолженности, если после выплат по первоочередным платежам, денежных средств на исполнение кредитных обязательств недостаточно.
  2. Последствия банкротства стратегических организаций могут стать настоящим бедствием для региона, в котором оно было основным местом работы подавляющего числа жителей.
  3. Выделяются несколько категорий последствий несостоятельности таких юридических лиц:
  1. Экономические. Выражаются в общем упадке финансового благосостояния населенного пункта, невозможности наполнения государственной казны и уменьшения общих доходов бюджета.
  2. Социальные. Начинается безработица и, как следствие, снижается уровень жизни граждан.

Именно из-за глобальности последствий признания банкротом градообразующих предприятий, признание несостоятельности данной категории юридических лиц достаточно редкое явление, благодаря государственной поддержке должника-банкрота.

Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.

Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.

Банкротство стратегических предприятий и организаций: особенности и этапы процедуры пошагово

Процедура банкротства может затронуть любое юридическое лицо. Но процессу банкротства отдельных юрлиц уделяется особое внимание со стороны государственных инстанций: это направлено на недопущение негативных последствий банкротства.

Что такое стратегическое предприятие

Под стратегическими компаниями понимаются такие юридические лица, которые задействованы в производстве стратегически важных товаров и услуг для обеспечения обороноспособности, безопасности страны, а также защиты основ нравственности, здоровья, прав и интересов российских граждан.

Это различные компании ОПК, НПО, НИИ и прочие компании, которые задействованы в гособоронзаказе.

Такие компании могут иметь форму ФГУП (федеральных государственных унитарных предприятий) или ОАО (открытых акционерных обществ). При этом акции стратегической компании принадлежат государству.

Перечень стратегически важных предприятий утверждается и пересматривается Правительством РФ. С перечнем можно ознакомиться в открытом доступе по нормам законодательства.

Перечень стратегически важных предприятий перечислен в Указе Президента РФ №1009 от 2004 г. В перечне представлены различные НИИ, аэродромы, научные центры, оборонные предприятия, телецентры, космические предприятия, Гознак и пр.

Банкротство стратегических предприятий – это далеко не редкость. Судами уже рассматривались такие дела, и не всегда по результатам юрлицо ликвидируется. Это, например, дела в отношении ФГУП «Завод «Сельмаш», ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф. Э.

Дзержинского», НПО «Сибсельмаш» и пр. Процедура банкротства стратегических предприятий выделена в отдельный параграф 5 127-ФЗ Главы 9, где рассматриваются особенности банкротства некоторых категорий юридических лиц.

По нормам указанной главы также банкротятся градообразующие и сельскохозяйственные организации.

Условия для банкротства

По общим правилам для объявления о своем банкротстве компания должна соответствовать некоторым формальным признакам. Так, сумма ее задолженности перед кредиторами должна находиться на отметке более 300 тыс. р., а продолжительность просрочки – превышать 3 месяца.

Для стратегических предприятий по нормам ст. 190 127-ФЗ предусмотрено иное предельное значение. Они считаются неспособными погасить кредиторские требования (по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и оплате труда работающих по трудовому договору лиц, а также в части налоговых платежей) в следующих случаях:

  1. Просрочка по обязательствам составила 6 месяцев и более с того момента, когда они должны были быть исполнены (по п. 3 ст. 190 127-ФЗ).
  2. Для возбуждения дела о банкротстве требования должны составлять не менее 1 млн р. (по п. 4 ст. 190 127-ФЗ).

Лимит для объявления о банкротстве стратегического предприятия был пересмотрен в 2014 году и по решению законодателей его решено было увеличить в два раза: с 500 тыс. р. до 1 млн р.

Кто может быть инициатором

Признание предприятия банкротом традиционно начинается с подачи заявления о признании его финансовой несостоятельности в арбитражный суд. Признание банкротства происходит исключительно в судебном порядке.

Инициатива о признании предприятия банкротом может исходить от кредиторов предприятия (по кредитам и гражданско-правовым сделкам) или от уполномоченных органов (в частности, Налоговой службы).

Особенностью банкротства стратегического предприятия является то, что участником данного процесса может стать федеральный орган исполнительной власти, который проводит госполитику в сфере действия стратегического предприятия (на основании ст. 192 127-ФЗ).

Как проходит процедура. Пошаговое описание

Рассмотрим ключевые этапы признания стратегического предприятия банкротом.

Этап 1. Меры по предотвращению банкротства.

Отдельное внимание в 127-ФЗ уделяется превентивным мерам по недопущению банкротства. Перечень мероприятий, который направлен на это, приведен в ст. 191 127-ФЗ:

  1. Организация и проведение учета финансового состояния стратегических компаний и анализ их платежного баланса.
  2. Реорганизация стратегических предприятий и учреждений.
  3. Погашение задолженности федерального бюджета (дебиторской задолженности по отношению к стратегическому предприятию) при несвоевременной оплате за товары и услуги по государственному оборонному заказу.
  4. Проведение реструктуризации долговых обязательств в части основного долга и начисленных штрафных санкций перед бюджетом и внебюджетными фондами.
  5. Содействие достижению соглашения стратегических предприятий с кредиторами о реструктуризации их долгов, в том числе через государственные гарантии.
  6. Осуществление досудебной санации.
  7. Прочие меры по недопущению задолженности.

Этап 2. Передача заявления о банкротстве в арбитражный суд и первое заседание по делу.

В ходе первого судебного заседания судья должен определить обоснованность требований о признании предприятия банкротом (в частности, соответствие должника признакам банкрота из п. 3, 4 ст. 190 127-ФЗ).

В случае признания претензий обоснованными назначается арбитражный управляющий в деле о банкротстве. На основании положений ст. 193 127-ФЗ Правительство может предъявлять дополнительные требования к кандидатуре управляющего, например, ставить условие о наличии у него допуска к государственной тайне.

Этап 3. Проводится первое собрание кредиторов.

На этом собрании принимается решение о переходе к одной из процедур в деле о банкротстве юрлица. Если такое решение не было принято, суд может продлить сроки для того, чтобы кредиторы могли определиться. В случае если дальнейшее продление невозможно, суд может принять решение о переходе к одной из следующих процедур:

  • финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника и собственников имущества при условии предоставления обеспечений (в том числе в виде госгарантий);
  • внешнего управления – при отсутствии основания для введения этапа финансового оздоровления и если в суд поступило заключение от органа исполнительной власти о возможности восстановления платежеспособности через введение внешнего управления;
  • конкурсного производства – при отсутствии перспектив для восстановления платежного баланса и при официальном признании компании банкротом.

Этап 4. Финансовое оздоровление стратегических предприятий (по нормам ст. 194 127-ФЗ).

Для введения этапа финансового оздоровления должника требуется соблюдение ряда условий:

  1. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательства должника по бухгалтерскому балансу на дату проведения первого собрания кредиторов.
  2. По утвержденному графику погашения задолженность должна начинать погашаться не позднее месяца после вынесения определения о введении оздоровления.
  3. Требования кредиторов по графику должны предполагать внесение ежемесячных траншей равными частями в течение года.
Читайте также:  Подлог документов по ук рф: по какой статье проходит и ответственность по ней

На основании положений п. 2 ст. 194 127-ФЗ, даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться в суд с заявлением о введении внешнего управления или признании должника банкротом, суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при наличии ходатайства от учредителей должника или собственников имущества о предоставлении обеспечения.

Этап 5. Внешнее управление стратегическими предприятиями (на основании ст. 195 127-ФЗ).

Внешнее управление при банкротстве стратегических предприятий имеет свои особенности по сравнению с аналогичным этапом при стандартном банкротстве юрлица.

Назначенный внешний управляющий обязан разработать план деятельности и перед представлением его собранию кредиторов на согласование передать план в федеральный орган исполнительной власти в отрасли экономики, в которой работает стратегическое предприятие. Сделать это нужно минимум за 15 дней до проведения собрания кредиторов.

При этом исполнительный орган власти вправе направить собранию кредиторов и в арбитраж заключение о плане внешнего управления с анализом предусмотренных в документе мер по восстановлению платежеспособности.

Также на основании п. 3 ст. 195 127-ФЗ орган исполнительной власти может ходатайствовать о переходе к этапу финансового оздоровления, если такой ранее не вводился по отношению к должнику.

Внешний управляющий на стратегическом предприятии наделяется широкими полномочиями. К нему переходит максимально широкий спектр прав по управлению предприятием, но базовой целью его работы должно стать погашение долгов перед кредиторами посредством восстановления нормальной финансовой динамики.

В рамках внешнего управления в отношении стратегического предприятия или компании могут быть предусмотрены сделки, которые не относятся к текущей хозяйственной деятельности должника, направленные на следующее (по п. 4 ст. 195 127-ФЗ):

  • продажу предприятия;
  • отчуждение и обременение (передача в залог) недвижимого имущества;
  • распоряжение прочим имуществом компании, которое превышает 5% от величины активов должника;
  • получение займов, кредитов, передачу поручительств и гарантий, организацию доверительного управления на предприятии, перевод долга;
  • покупку акций и долей в иных компаниях;
  • заключение договоров простого товарищества.

При этом внешнему управляющему запрещается отказываться от договоренностей, связанных с выполнением гособоронзаказа, отчуждать некоторые виды имущества, которые предназначены для оказания услуг по госзаказу для оборонных целей (на основании п. 5, 6 ст. 195 127-ФЗ).

При организации торгов для продажи имущества стратегического предприятия управляющий может воспользоваться открытыми и закрытыми процедурами. При этом при продаже предприятия, как имущественного комплекса, необходимо использовать такой способ продажи, как конкурс.

Если в составе имущества должника числится имущество, которое признано ограниченно оборотоспособным, то предприятие продается через закрытый конкурс. К участию в закрытом аукционе допускают ограниченный спектр участников, которые вправе являться собственниками таких предприятий. Покупатели должны гарантировать сохранение профиля деятельности предприятия и продолжение выполнения работ по гособоронзаказу и обеспечению федеральных нужд.

Профильное контролирующее ведомство в дельнейшем вправе расторгнуть действующий договор купли-продажи, если докажет, что покупателем не было сохранено целевое предназначение предприятия, как единого комплекса. В таком случае предприятие вернут обратно государству.

Если работа стратегического предприятия имеет оборонный профиль, то РФ обладает преимущественным правом его покупки. В отношении конкурсных кредиторов и аффилированных лиц законодательно введен запрет на участие в торгах.

Победитель конкурса должен в течение месяца после подписания итогового протокола по конкурсу подписать договор купли-продажи. Затем 30 дней отводится ему на оплату стоимости предприятия по акту.

Этап 6. Введение этапа конкурсного производства.

Этап конкурсного производства – завершающая стадия процедуры банкротства.

Переход к конкурсному производству указывает на то, что суд не видит потенциала для восстановления платежеспособности на предприятии. На данной стадии происходит формирование конкурсной массы для реализации имущества должника и погашения из этих средств требований кредиторов.

При продаже имущества должника должны учитываться правила и ограничения, которые прописаны в ст. 196 127-ФЗ. По результатам конкурсного производства компания перестает существовать.

Таким образом, стратегические предприятия также могут быть признаны банкротами. Сама процедура банкротства в отношении таких компаний происходит по общему алгоритму, но с некоторыми особенностями.

Такие особенности связаны с правовым статусом стратегических предприятий и их социальной значимостью. Для признания стратегического предприятия банкротом требуется, чтобы сумма долговых обязательств превысила 1 млн р. (по сравнению с 300 тыс. р.

в стандартном случае), а продолжительность просрочки составила более 6 месяцев (3 месяца в стандартном случае).

Также по нормам 127-ФЗ о банкротстве ликвидация юрлица со статусом стратегического предприятия должна происходить в исключительных случаях: только если меры по восстановлению платежеспособности не будут иметь положительного эффекта. Суд наделен правом не учитывать мнение собрания кредиторов при введении этапа финансового оздоровления.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

  • ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.

Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (для других ЮЛ – 3 месяца, ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

  • Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 000 рублей (для других ЮЛ – 100 000 рублей).
  • В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство РФ в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ осуществляет направленные на предупреждение банкротства меры.
  • Участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Правительство РФ кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 и 20.2 Федерального закона, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

План внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные с:

  • продажей предприятия;
  • отчуждением или обременением недвижимого имущества;
  • распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, определенных на основании бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
  • получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника;
  • отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ;
  • заключением договоров простого товарищества.
  1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.
  2. Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегических предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.
  3. При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.
  4. Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:
  1. обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;
  2. выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.
  • Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.
  • К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.
  • При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества.
  • Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем 6 месяцев с даты получения уведомления.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *