Имеет ли право учитель оскорблять ученика по закону

Первыми ми к любой статье о правах школьников будут возмущения в духе «А как ещё их воспитывать?», «Малолетки совсем от рук отбились!» и «Что за неуважение к учителю — своими правами козырять!».

Впрочем, риторика старшего поколения по отношению к младшему не меняется вот уже несколько тысячелетий, ещё Сократ говорил: «Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитанна, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами».

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?

В общем, в 99% случаев, когда ученики «качают права» (то есть выводят вопрос из разреза «потому что я так сказал, вот почему» в правовое поле), я считаю это полезным для обеих сторон. Вот семь жизненных вопросов, по которым я давал свою оценку за последнее время.

1. «Имеет ли право учитель выгонять из школы ученика, если он пришёл не в школьной форме?»

Имеет ли право учитель оскорблять ученика по закону

Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование. Это же право гарантирует Федеральный закон «Об образовании», в частности статья 5. Ни один пункт настоящего законодательства не говорит о том, что за джинсы, длину галстука или цвет волос человек может быть лишён этого права.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.

2. «Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причём не на пол-урока, а на пять минут?»

Имеет ли право учитель оскорблять ученика по закону

Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

Кроме того, следует помнить, что учитель отвечает за здоровье и безопасность учеников в ходе образовательного процесса. Если учитель отправляет ученика «гулять» во время занятия, эта ответственность с него не снимается.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.

3. «Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?»

Имеет ли право учитель оскорблять ученика по закону

Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что основанием для выставления оценки являются знания ученика, а не присутствие на занятии. Как и в случае с опозданием, у отсутствия могут быть очень разные причины: от добровольного прогула до каких-то неприятностей, не связанных с учёбой.

С невыполнением домашнего задания всё сложнее: причин тоже может быть масса, однако сам факт невыполнения может быть расценен учителем как отсутствие необходимых знаний с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно». Если у ученика есть уважительные причины невыполнения домашнего задания, разумно будет, если родители (или другие законные представители) напишут заявление директору школы с просьбой пересмотреть выставленную оценку.

4. «Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придёшь — получишь тройку?»

Имеет ли право учитель оскорблять ученика по закону

Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.

Дело в том, что статья 34 п. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо говорит: «Учащиеся имеют право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком».

А согласно СанПин 2.4.2.2821-10, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Поэтому если учитель ставит условие «не придёшь на репетицию — поставлю тройку», то это явное нарушение закона.

5. «Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?»

Имеет ли право учитель оскорблять ученика по закону

Если под «заставлять» мы подразумеваем насильственное принуждение к чему-либо, то учитель вообще не имеет права заставлять учеников делать что-либо. В частности, мыть доску, переносить мебель или собирать мусор на школьной территории в рамках субботника.

Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.

Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей.

Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.

6. «Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?»

Имеет ли право учитель оскорблять ученика по закону

Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию.

Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.

7. «Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?»

Имеет ли право учитель оскорблять ученика по закону

В правовом отношении у учителя и ученика нет какого-то особого статуса в такой ситуации. Этот вопрос можно переформулировать как «может ли один гражданин забрать у другого гражданина телефон, если он просто лежит на столе?» Конечно же, нет.

Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.

Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?

В такой ситуации принято, что родители идут к учителю и ищут варианты, как договориться с ним. Это не единственный и не всегда эффективный вариант. Говоря деловым языком, это изначально слабая переговорная позиция. По большому счёту учитель в этой ситуации уже показал некомпетентность в части знания прав ученика или своё нежелание «играть по правилам».

К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

  • Директор школы. Напишите заявление — просто изложите ситуацию своими словами с просьбой разобраться в ситуации, оставьте свои контакты. Занесите заявление секретарю, обязательно заберите свою копию с отметкой о вручении. Если директор на месте и готов с вами поговорить, всё равно заберите свою копию с отметкой и попросите дать ответ по ситуации письменно.
  • Если опасаетесь субъективности администрации школы, обратитесь сразу в районный отдел образования, это можно сделать прямо в электронном виде у них на сайте. Также можно обратиться в комитет по образованию — опять же это можно сделать в электронном виде. Ещё есть приёмная уполномоченного по правам ребёнка. Любой из этих органов обязан принять ваше заявление и дать ответ в течение 30 дней.
  • Прокуратура. Может показаться, что это государственный орган на случай «когда убьют — тогда и приходите», но на самом деле это простой и действенный способ разобраться в законности тех или иных действий учителей и школы в каких-то запутанных ситуациях.
  • Полиция. Честно скажу, ни разу не сталкивался с таким, но если ребёнка прямо сейчас «выставили за дверь» и лишают права присутствовать на уроках, это не менее значимый повод вызвать патруль полиции, чем громкая музыка у соседей ночью.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Права учителя: что можно делать в школе, а что нет

Закон предъявляет особые требования к методам образовательного процесса, личным и профессиональным качествам педагогов. Права ученика и учителя закреплены в Федеральном законе «Об образовании», стандартах и правилах обучения, внутренних актах школы. В этом материале разберем, какие права имеет учитель и какие меры ответственности предусмотрены для педагогов.

Права и обязанности учителей в школе

Поскольку педагог ведет образовательный процесс и ежедневно общается с несовершеннолетними детьми, его деятельность должна соответствовать закону. Правило «учитель всегда прав» имеет относительный характер, поскольку не допускается ущемление законных интересов учеников и их родителей. Выделим основной перечень прав и обязанностей, которые распространяются на педагогов в школах:

  • каждый педагог должен обладать профессиональным образованием и личными качествами, позволяющими участвовать в обучении детей – обязательным условием является регулярное подтверждение квалификации, ее повышение на курсах и обучающих программах;
  • учитель обязан соблюдать права учеников, в том числе – на объективную оценку их знаний, соблюдение личных прав и свобод, реализацию полного курса образования и т.д.;
  • учитель, как представитель школы, отвечает за физическую и психическую неприкосновенность ребенка – не допускается применение силы или угроз, оскорблений и унижений ребенка, предоставление необоснованных преимуществ при обучении и т.д.;
  • педагог обязан соблюдать стандарты обучения, режим работы образовательного учреждения, кодекс профессиональной этики.
Читайте также:  Лишение воинского звания статья 48 УК РФ

Права и обязанности учителей и учеников должны быть закреплены в Уставе образовательного учреждения. С содержанием этого документа ежегодно должны знакомиться родители либо иные законные представители ребенка.

Права учителей по отношению к ученикам находятся под контролем руководства школы, органов прокуратуры, отделов образования и иных ведомств.

Кроме того, при выявлении фактов нарушения, родители ребенка вправе обратиться с жалобой на имя директора либо в адрес иных уполномоченных органов.

При несоответствии требованиям, которые предъявляет закон об образовании к правам и обязанностям учителя, может наступать дисциплинарная, уголовная или иная ответственность.

Какие права имеет учитель в школе

Права ребенка и учителя в школе могут зависеть от условий образовательной программы, возраста воспитанников, требований учебного заведения и иных факторов. Ниже рассмотрим, как реализуются права учителя в школе по наиболее спорным вопросам, возникающим у родителей и учеников.

Имеет ли учитель право задерживать после звонка

Имеет ли учитель право задерживать после звонка и чем регламентируются такие правила? Продолжительность уроков устанавливается федеральными стандартами обучения и зависит от возраста учеников, особенностей предмета, режима работы школы и иных показателей. Как правило, урок длится не более 45 минут, после чего школьникам предоставляется время для отдыха.

Разовая задержка после урока не является существенным нарушением законных прав учеников. Однако систематические задержки свидетельствуют о ненадлежащей организации учебного процесса либо о злоупотреблении педагогом своими правами. По каждому факту нарушений можно подать жалобу на имя директора, а при отсутствии его реакции – в адрес уполномоченных органов.

Имеет ли право учитель бить ученика

Вне зависимости от поведения школьника педагогу запрещено:

  • применять физическую силу, выражать угрозу таких действий;
  • наносить удары любыми предметами или частями тела;
  • поощрять применение насилия со стороны других учеников.

Даже если ребенок ведет себя неадекватно, нарушает дисциплину или срывает урок, любое физическое насилие запрещено законом. Для устранения неправомерных действий необходимо незамедлительно уведомить руководство школы.

Педагог обязан защищать каждого воспитанника своего класса и школы. Поэтому в обязанности учителей входит предотвращение и пресечение насильственных действий, драк или угроз.

Если для предотвращения физического вреда другим ученикам педагог будет вынужден применить силу, обязательно проводится проверка обоснованности его действий.

При расследовании будет устанавливаться адекватность и соразмерность действий, наличие реальной угрозы и иные факторы.

Доказанный факт насилия, побоев или иного физического воздействия является основанием для увольнения педагога. Кроме того, в зависимости от степени наступившего вреда будет рассматриваться вопрос о привлечении к уголовной или иной ответственности.

Имеет ли право учитель задерживать после уроков

Имеет ли право учитель задерживать после урока? Для точного ответа на этот вопрос, нужно руководствоваться положениями Устава школы и нормативных актов.

Например, оставление после уроков будет правомерным, если это время предоставлено Уставом для дополнительных занятий или отработки отдельных программ.

Однако по истечении общей продолжительности учебного дня принудительное оставление детей в школе не допускается.

Имеет ли право учитель отказаться от класса

Прикрепление педагогов к определенным классам носит условный характер и определяется спецификой обучения и руководства образовательным процессом. Имеет ли право учитель отказаться от класса по собственному желанию? В этом случае все зависит от внутренних положений школы.

Если такой отказ не предусмотрен, действия педагога будут рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Руководство образовательного заведения может удовлетворить просьбу об отказе от класса, если это не сорвет образовательный процесс и отвечает интересам учеников и педагога.

Имеет ли право учитель занижать оценки

Оценка знаний должна носить объективный и достоверный характер вне зависимости от отношений учеников и педагога.

Имеет ли право учитель занижать оценки, если школьник систематически нарушает дисциплину, мешает проведению уроков? Такие действия являются нарушением стандартов обучения, так как на оценку влияет только уровень знаний ученика и его подготовки к уроку, экзамену или иному виду проверки.

Уставом школы может предусматриваться специальное правило об отсутствии отрицательных отметок ученикам начальных классов.

Закону это не противоречит, поэтому при ответе на вопрос, имеет ли право учитель ставить 2, нужно учитывать положения внутренних актов школы.

При выявлении необъективности оценок родители вправе обратиться с жалобой к директору, потребовать дополнительную проверку знаний, в том числе с участием других педагогов.

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику

Права учителя и ученика в школе должны предусматривать взаимное уважение, подчинение общим требованиям закона и стандартам обучения. Профессиональная этика педагога, а также регламентированные права и обязанности учителя, не позволяют:

  • применять насильственное воздействие, наносить удары и побои, причинять физический вред или ущерб имуществу ученика;
  • ущемлять личные права подопечных – оскорблять, унижать, оказывать ненадлежащее психическое воздействие и т.д.;
  • отказывать в доступе к образовательной программе, необъективно оценивать знания;
  • принимать от учеников или родителей вознаграждение в любых формах, в том числе путем оказания услуг, передачи денег и т.д.;
  • нарушать иные законодательные нормативы и стандарты обучения.

Права учителя начальных классов существенно ограничены ввиду возрастных данных учеников. Это касается продолжительности уроков, критериев оценки знаний, иных условий обучения.

Чтобы узнать, какие права есть у учителя и ученика, вы можете обратиться на консультацию к нашим специалистам. Мы поможем выявить нарушения и добиться защиты личных и имущественных прав ребенка при обучении в школе.

Ответственность учителя за оскорбление ученика

Закон запрещает не только применять физическую силу к ребенку, но и оскорблять его в любой форме. К оскорблению, влекущему ответственность педагога, можно отнести:

  • использование уничижительных характеристик, в том числе в присутствии класса или иных участников образовательного процесса;
  • унижение чести и достоинства ребенка;
  • использование недопустимых выражений при обращении к ребенку – нецензурной брани, грубых высказываний, в том числе в отношении его родителей.

В зависимости от формы и характера оскорблений, педагога можно привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, уволить с занимаемой должности. Кроме того, допускается взыскание компенсации морального вреда через суд.

Резюме

Права ученика и учителя в школе определяются законодательством, федеральными стандартами обучения, внутренними документами школы. Педагог обязан соблюдать указанные акты, не допускать применения физической силы к детям, оскорблять или унижать их. Выставление оценок должно базироваться на объективной оценке знаний, а также правилах школы.

Любое нарушение обязанностей педагога по отношению к ученикам влечет меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Специалисты нашей компании помогут разъяснить объем прав и обязанностей учителей вашей школы, окажут содействие при выявлении нарушений и привлечении к ответственности.

Подробнее об услугах наших юристов вы можете узнать на консультации по телефону либо через форму обратной связи.

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей.

Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился.

Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

Читайте также:  Как вернуть деньги за купон на Биглионе: подробная инструкция

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса.

Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст.

56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д.

В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру.

В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.

113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522.

и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда. 

• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

• полная утрата профессиональной трудоспособности;

  • • длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня); • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.
  • • кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно); • незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.
  • Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.
  • Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).
  • Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет — в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом. 

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФкаждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской — если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст.

12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения.  Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше.

Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Права и обязанности учителей, учеников и родителей

Информация с сайта учителя Анохиной В.М.

Какие права должна предоставлять ученикам школа? 

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и Устава школы.

В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, — нормами международного права каждый учащийся обладает правами на: — уважение своего человеческого достоинства; — получение бесплатного среднего образования; — участие в управлении школой; — выражение своего мнения; — получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; — свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; — выбор вместе с родителями формы получения образования; — перевод в другое образовательное учреждение. 

  • Каковы права и обязанности классного руководителя по отношению к учащимся класса? 
  • Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика? 
  • Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами? 

Классный руководитель — не опекун, не нянька, не затейник. Он — представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями. Нет. У каждого гражданина России, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных прав человека, оно зафиксировано в статье 23 Конституции Российской Федерации. Но что считать личной жизнью ученика? Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона «Об образовании» и Устава школы, которые необходимо выполнять. Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями — его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика. 

Читайте также:  Трейд ин (trade in) - что это такое

Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен.

Однако существуют законы, например, Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом. 

  1. Может ли учитель читать отобранные у детей записки? 
  2. Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса? 
  3. Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом в театр? 
  4. Может ли классный руководитель обязать ученика быть ответственным за что-либо в классе, например, ношение классного журнала, против его воли? 
  5. Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы? 
  6. Если ученик испортил добрые отношения с учителем, могут ли его отчислить из класса (школы)? 
  7. Имеет ли право ученик на перевод из класса в класс? 
  8. Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу? 
  9. Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги? 
  10. Обязаны ли родители оплачивать платные уроки, если ученик не посещал их из-за болезни? 
  11. Имеет ли право школа проводить экзамены в невыпускных классах? 
  12. Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например, одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это — прямое нарушение дисциплины. Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе. Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени. То, что выходит за рамки образовательной программы школы, в том числе и привлечение учащихся к труду, без согласия учеников и их родителей не разрешается. Отвечать за дежурство, носить классный журнал, организовывать внеучебные мероприятия учащиеся могут только при их согласии и при согласии их родителей. В Уставе школы в разделе Обязанности учащихся есть пункт об обязательности участия в самообслуживающем труде, к которому относятся и разовые «генеральные» уборки школы и её территории. Испорченные с учителем отношения — это не повод для отчисления ученика из класса и, тем более, школы. Перевод учащегося из одного класса параллели в другой производится только с согласия родителей или по их просьбе. Не следует забывать также и о твоем праве на выражение собственного мнения. Напомню тебе, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательно должно быть учтено при решении вопроса, затрагивающего его интересы. А исключить из школы можно только за совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений Устава школы и только того, кому уже исполнилось четырнадцать лет.Да. Такой перевод осуществляется по письменному заявлению родителей ученика. Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося. Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании». Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия в которых не предусмотрены школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Все, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподается бесплатно. Организация платных образовательных услуг должна быть надлежащим образом оформлена. Наша школа может оказывать платные образовательные услуги, так как имеет на это разрешение (лицензию). С родителями подписывается договор на оказание этих услуг. Само собой разумеется, что в любое время такой договор по желанию родителей может быть расторгнут. Согласно Закону «О защите прав потребителей» оплата производится только за выполненную услугу (в том числе и дополнительную образовательную, оказываемую школой). Право устанавливать порядок проведения промежуточной аттестации учащихся (например, вводить экзамены) принадлежит школе по её Уставу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». 

 Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, — право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается. 

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку? 

Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке.

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием.

Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей. 

Может ли ученик посещать уроки другого учителя по предмету? 

Теоретически может. Но вот как сделать это практически, не пропуская уроков по расписанию в своем классе, посещение которых обязательно? Кроме того, необходимо получить согласие на это у самого учителя и директора школы. 

Имеет ли ученик право сдать экзамен экстерном за текущий год? Может ли он при этом сам выбрать экзаменатора? 

Да. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе и ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам с последующей сдачей экзаменов в образовательном учреждении. Порядок проведения промежуточных экзаменов определяется Уставом школы.

Для проведения итоговой аттестации руководитель образовательного учреждения издает приказ о создании экзаменационной комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

 

  • Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках? 
  • Существует ли оценка по поведению? 
  • Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе? 

Любая оценка — показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу. Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. 

Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *