Ст 199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком

Ст 199 УК РФ - Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком 1 апреля 2020 года был подписан и опубликован закон, предложенный законопроектом №871811-7, который касается изменения статья 199 УК РФ

«Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов»

Изменение в статье касается размера неуплаты налогов. Согласно статье 199 в предыдущей редакции крупным размером признавалась

«сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пять миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцати миллионов рублей»

После подписания закона 01.04.2020 планка для уголовного преследования выросла в 3 раза. Теперь крупным размером называется сумма неуплаченных налогов – 15 миллионов рублей, а особо крупным – 45 миллионов рублей. То есть уголовная ответственность наступит только, когда сумма неуплаченных налогов превысит обозначенные цифры.

Для многих представителей малого и среднего бизнеса эти изменения – хорошая новость, т.к. они не подпадут под уголовное преследование за неуплату налогов. К тому же изменения можно применить уже сейчас, к заведенным делам.

На следствии и в суде по делам, связанным со статьей 199 УК РФ, нужно заявить соответствующее ходатайство. Если сумма неуплаченных налогов меньше новых значений, дела должны быть прекращены.

Если приговор суда уже вступил в силу, решение можно отменить. Главное, чтобы приговор еще не был исполнен, а штраф не уплачен.

Нужно подать соответствующее ходатайство в районный суд по месту исполнения приговора.

«>

1 апреля 2020 года был подписан и опубликован закон, предложенный законопроектом №871811-7, который касается изменения статья 199 УК РФ

«Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов»

Изменение в статье касается размера неуплаты налогов. Согласно статье 199 в предыдущей редакции крупным размером признавалась

«сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пять миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцати миллионов рублей»

После подписания закона 01.04.2020 планка для уголовного преследования выросла в 3 раза. Теперь крупным размером называется сумма неуплаченных налогов – 15 миллионов рублей, а особо крупным – 45 миллионов рублей. То есть уголовная ответственность наступит только, когда сумма неуплаченных налогов превысит обозначенные цифры.

Для многих представителей малого и среднего бизнеса эти изменения – хорошая новость, т.к. они не подпадут под уголовное преследование за неуплату налогов. К тому же изменения можно применить уже сейчас, к заведенным делам.

На следствии и в суде по делам, связанным со статьей 199 УК РФ, нужно заявить соответствующее ходатайство. Если сумма неуплаченных налогов меньше новых значений, дела должны быть прекращены.

Если приговор суда уже вступил в силу, решение можно отменить. Главное, чтобы приговор еще не был исполнен, а штраф не уплачен.

Нужно подать соответствующее ходатайство в районный суд по месту исполнения приговора.

Ук рф | статья 199. уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) N 63-ФЗ от 13.06.1996 (Список изменяющих документов). Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4799), —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федерального закона от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 11, ст. 1495; Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7362).

  • 2. То же деяние, совершенное:
  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7362).

Примечания. 1.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

(Примечания в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4799)

(Статья 199 в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848)

Вернуться к содержанию документа

Привлечение к ответственности по 199 УК РФ — ТЕОРИЯ ПРАВА

«Виталий Поляков
адвокат по налоговым

Читайте также:  Свободная таможенная зона: процедура свободной экономической зоны и оформление в ней

преступлениям»

Статья 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов».

Именно так звучит формулировка рассматриваемой статьи в Уголовном кодексе РФ. Статья 199 УК РФ относится к категории налоговых преступлений и предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией.  

Для того чтобы у Вас появилось понимание, как строится защита подозреваемого (обвиняемого) по ст.199 УК РФ, для начала нужно хотя бы поверхностно знать порядок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям, в частности по статье 199 УК РФ.

В своих статьях я рассказывал, что к налоговым преступлениям относятся деяния, предусмотренные статьями 198 УК РФ, 199 УК РФ, 199.1 УК РФ (подробнее с другими статьями Вы можете ознакомиться здесь).

В данной статье в рассмотрен процесс привлечения к уголовной ответственности руководителя юридического лица (директора организации) по ст.199 УК РФ – уклонение от уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате организацией. С этой целью я решил написать подробную а, главное, понятную статью по данному вопросу.

Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ

Уклонением от уплаты налогов и сборов признаются умышленные (намеренные) действия руководителя организации, направленные на их неуплату и повлекшие за собой полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет. Судами обвинительные приговоры выносятся: 

  • за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче налоговой отчетности; 
  • в случае намеренного искажения информации в налоговой отчетности (в налоговых декларациях);
  • при умышленном занижении организацией налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к вычету не существующих расходов; 
  • в случае преднамеренного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих расходах и т.д.

На практике очень распространены случаи, когда правоохранительным органам в рамках уголовного дела по ст.

199 УК РФ удается доказать, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара (оказать услугу), а привлекаемый к ответственности налогоплательщик (организация) не предоставил подтверждающие коммерческие взаимоотношения документы, или создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.

Чтобы оценить свои риски привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ следует понимать, какие действия организации признаются противоправными. Так, согласно ст. 199 УК РФ способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов признаются следующие действия:

  • непредставление налоговой декларации, в установленном законом порядке;
  • умышленное включение в налоговую декларацию (или другие финансовые документы и бухгалтерскую отчетность – выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты), заведомо ложных сведений.

Что означает «заведомо ложные сведения»? Под включением в декларацию и в иные документы заведомо ложных сведений признается сознательное отражение в них любой не соответствующей действительности информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов или сборов организацией.

Простыми словами, когда организация умышленно не отражает в своих отчетах данные о фактических доходах (полученной прибыли); либо уменьшает фактический размер полученного дохода, такие данные признаются «заведомо ложными сведениями» и влекут уголовную ответственность.

Для того чтобы привлечь уголовной ответственности по ч.1 ст.199 УК РФ, критерии существуют следующие: сумма неуплаченных налогов должна превысить 5 млн. рублей за период три года и быть больше 25% подлежащих уплате сумм налогов.

Критерии привлечения по ч. 2 ст.199 УК РФ – это более 15 млн. рублей за три года и более 50% подлежащих оплате сумм.

Устанавливается уголовная ответственность в виде штрафа в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

, либо лишения свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Если данное налоговое преступление было совершено впервые, обвиняемый может рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности. Однако пускать уголовное дело на самотек не рекомендуется. В большинстве случаев судебная система редко проявляет гибкость.

Поляков Виталий Александрович — адвокат по налоговым преступлениям в Москве и Московской области. Более 20 лет практики в правоохранительных органах и адвокатуре. Если у вас возникли проблемы, связанные с неуплатой налогов — звоните!
Телефон: +7 (499) 391-34-74

Кто может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ?

Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  • руководителей организации-налогоплательщика (генеральный директор, директор и т.п.);
  • главный бухгалтер или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации;
  • лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в организации;
  • иные сотрудники организации, оформлявшие первичные документы бухгалтерского учета при условии, что они знали о противоправности своих действий (иными словами пособники);
  • лицо, фактически организовавшее совершение данного налогового преступления, либо склонившее к его совершению директора (например, акционер, учредитель) (организатор преступления);
  • лицо, содействовавшее совершению налогового преступления советами, например (помощник директора, независимый консультант) (подстрекатель преступления).

Полное заблуждение, что уголовной ответственности за деяние, предусмотренное ст. 199 УК РФ подлежит только руководитель организации, это не так.

Верховный суд разъяснил, что к ответственности может привлекаться любое лицо, которое суд сочтёт так или иначе причастным к уклонению от уплаты налогов. Это называется организованной группой.

Следователи всё чаще пытаются  объединить в организованную группу директора, собственника организации, главного бухгалтера и третьих лиц, как соучастников предварительного сговора. 

Порядок привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ

Уголовное судопроизводство, а, в частности, досудебное производство по ст. 199 УК РФ состоит из следующих стадий:

  • проверка сообщения о преступлении (доследственная проверка), которая включает принятие решения о возбуждении уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела;
  • предварительное расследование, которое осуществляется в  форме предварительного следствия (но об этом поговори в следующей статье).

Итак, доследственная проверка по делам об уклонении от уплаты налогов начинается с проверки сообщения о преступлении (доследственная проверка). Доследственная проверка по делам о налоговых преступлениях осуществляется подразделением ОЭБ или УЭБ МВД или непосредственно следователями соответствующих подразделений Следственного Комитета РФ.

Зачастую, основанием для проведения доследственной проверки в отношении Вашей организации служат сведения, сообщённые налоговыми органами в  правоохранительные органы, или это может быть проверка Вашей организации налоговыми органами совместно с правоохранительными органами.

Налоговая инспекция, в свою очередь, переделает сведения в Следственный Комитет после проведения выездной налоговой проверки, составления акта о ее проведении и вынесения решения об уплате налога, пени, штрафа и выставления соответствующего требования налогоплательщику об уплате доначислений.

Согласно налоговому законодательству у налогоплательщика есть два месяца на выполнение требования налогового органа об уплате налога.

После выставления  налоговым органом требования об уплате налога, пени и штрафа соответствующая информация направляется в правоохранительные органы, так как между налоговиками и правоохранительными органами налажено довольно успешное взаимодействие.  Для возбуждения уголовного дела по ст. 198, 199, 199.

Читайте также:  Ответственность за нарушение законодательства о недрах по статье 255 УК РФ

1 УК РФ теперь не требуется проведение выездной налоговой проверки, поскольку оперативные подразделения МВД вправе проводить дознание и  возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях не дожидаясь решения налогового органа, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления.

Что касается Инструкции о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, предполагающих факт совершения налогоплательщиком нарушения, содержащего признаки налогового преступления, если после выставления налоговым органом требования об уплате налога, пени и штрафа налогоплательщик не исполнит его в течение двух месяцев, налоговый орган обязан направить материалы в соответствующее территориальное подразделение Следственного Комитета РФ в течение 10 дней. На данной стадии идет проверка сообщения о преступлении, то есть уголовное дело в отношении проверяемого налогоплательщика еще не возбуждено, а  лишь решается вопрос, имеются  ли в его действиях признаки налогового преступления и достаточно ли их для возбуждения уголовного дела по соответствующей части ст.199 УК РФ.

Итак, какие оперативно розыскные-мероприятия вправе осуществлять органы внутренних дел на данной стадии, это:

  • проводить проверочную закупку, обследование помещений, в котором находится организация и проводить изъятие документов и системных блоков компьютеров для исследования (в этом случае, Вам необходимо требовать от сотрудников полиции соответствующее постановление);
  • проводить осмотр складов, как компании-налогоплательщика, так и ее контрагентов-поставщиков (например, что бы доказать, что у поставщика и складов то не было и товара не было, который якобы поставлялся компании-налогоплательщику);
  • в отношении всех изъятых у проверяемой организации электронных источников информации (компьютеров, ноутбуков, жесткие дисков, флэш-карт), а так же документов по постановлению следователя проводятся экспертизы на предмет поиска в них данных, свидетельствующих об уклонении организации от уплаты налогов;
  • в рамках уголовного дела могут так же проводиться почерковедческие экспертизы на предмет исследования подписей руководителей: действительно ли руководители осуществляли фактическую деятельность, и оказывали услуги проверяемой организации;
  • допрашивать сотрудников компании-налогоплательщика (например, о том, что контрагент «Ромашка» никогда не поставлял им трубы (к примеру). В том числе и показания, полученные в ходе допросов свидетелей (сотрудников компании) сотрудниками налогового органа в ходе проведения выездной проверки;
  • проверять совпадения IP адресов, используемых компаниями для управления системой Банк-Клиент или отправки электронной отчетности в налоговую;
  • запрашивать у Банков, в которых у компании-налогоплательщика открыт расчетный счет, а также у организаций, предоставляющих online-сервис по отправке электронной отчетности, провайдеры ЭЦП, осуществляющие хранение данных об IP адресах, с которых им отправляются платежные поручения и отчетность;
  • допрашивать главного бухгалтера компании-налогоплательщика;
  • вызывать директора компании-налогоплательщика в ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями) или УНП (Управление по налоговым преступлениям), чтобы опросить, кого он нанимал, что бы они были номинальными директорами в компаниях-поставщиках.

УЭБиПК, ОБЭП МВД, Следственный Комитет РФ на основании совпадения IP адресов компаний доказывают взаимозависимость лиц или факт контроля над компаниями одними и теми же лицами (аффилированность и подконтрольность лиц). Чаще всего запрос IP адресов осуществляется в рамках следственных действий по таким составам преступлений как: ст.

172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» (обналичивание), ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организаций», ст. 193.1. УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов» (вывод денежных средств за рубеж), ст.

159 УК РФ «Мошенничество» и другим экономическим составам преступлений.

Здесь же следует сказать о том, что полиция в своей деятельности может руководствоваться не только Законом «О полиции», но и законом «Об оперативно-розыскной деятельности» пытаясь получить от Вас документы именно в соответствии с вышеназванным законом. Если Вы откажете им предоставить запрашиваемые документы, им не останется ничего кроме как занести данное розыскное мероприятие в так называемый пассив, поскольку законных способов воздействия на Вас, в отличие от налоговиков, у них на Вас нет.

Доследственная проверка осуществляется в следующие сроки:

  • принятие сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и окончательное решение – в течение 3 суток со дня поступления информации (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);
  • возможность продления срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием надобности и целесообразности продолжения проверки информации, до 30 суток – с целью проведения документальных проверок и ревизий (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Результатом проверки является возбуждение уголовного дела, либо отказ в возбуждении уголовного дела, в случае, если по результатам проверки не будет выявлено оснований для возбуждения уголовного дела по ст. 199 УК РФ, а также при наличии обстоятельств, исключающих возможность производства по делу.

Защита от уголовного преследования по ст.199 УК РФ: рекомендации адвоката

В уголовном судопроизводстве не бывает двух одинаковых уголовных дел. В связи с этим, не может быть и двух похожих стратегий защиты от обвинения по ст. 199 УК РФ.

Поскольку проведение проверки Вашей организации налоговыми органами и полицией происходит с Вашим участием, Вам необходимо знать свои права.

Поэтому, прежде всего, как налоговый адвокат, который много лет проработал в правоохранительных органах в сфере налоговых преступлений, своим доверителям (подозреваемым, обвиняемым по ст. 199 УК РФ) я рекомендую придерживаться следующей тактики поведения:

  • Не общаться с работниками правоохранительных органов без адвоката (или как минимум нужно проконсультироваться с ним, прежде чем отвечать на их вопросы).
  • Постараться обратиться за помощью к независимому защитнику, не связанному с правоохранительными органами или их сотрудниками.
  • Не соглашаться ни на какие «особые» порядки и не идти на поводу у сотрудников правоохранительных органов в части полного признания своей вины на стадии предварительного расследования (что бы они не предлагали и чем бы они это не аргументировали – не соглашаться);
  • Воздержаться от дачи каких-либо показаний, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 51 Конституции РФ, которая предусматривает право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников. На мой взгляд придерживаться такой позиции следует до момента, пока Вам не станет понятен смысл и объем подозрения или обвинения по статье 199 УК РФ и Вами не будет выработана конкретная стратегия защиты. Если следственное действие состоялось без нанятого Вами адвоката, в таком случае не стоит давать показаний, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 51 Конституции РФ.
  • Воздерживаться от дачи каких-либо показаний до момента ознакомления с результатами экспертиз, проведенных по делу и выработки окончательной позиции защиты по делу.

Важно! На стадии доследственной проверки у  Вас нет обязанности являться в подразделения ОЭБ, и давать какие-либо объяснения.

В такой ситуации, конечно же, Вам придется принять решение, будете ли Вы отвечать на запросы правоохранительных органов, направлять документы по ним, а также давать объяснения, или Вы примете решение отказаться контактировать с ними, но в таком случае Вас ждет визит сотрудников полиции в офис и остановка деятельности организации до окончания доследственной проверки. Использование и реализация вышеуказанных прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, разрабатывается индивидуально по каждому уголовному делу и в отношении каждого подозреваемого и обвиняемого. Не стоит забывать, что органы предварительного следствия могут проводить любые следственные и процессуальные действия, перечисленные в уголовно-процессуальном законе. Права подозреваемого и обвиняемого лица предусмотрены в ст.46, 47 УПК РФ.

Читайте также:  Как написать жалобу: образец оформления претензии

В завершение рассматриваемой темы резюмирую, что только так, понимая всю процедуру и основания привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ, можно выработать линию своей защиты.

Моя главная рекомендация – если к Вам пришла полиция, Вам крайне необходим адвокат по налоговым преступлениям, который поможет защитить интересы Вашей организации, как и своевременное обращение к нему существенно облегчит Вашу защиту.

В своих следующих статьях я расскажу о прекращении уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 198, 199, 199.1 УК РФ.

Нюансы уклонения от уплаты налогов

15 апреля 2020 г. 18:54

Адвокатам рассказали о проблемных аспектах налоговых преступлений

15 апреля в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Налоговые преступления.

Актуальные проблемы в свете нового постановления Пленума Верховного Суда РФ» выступил доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», советник Адвокатского бюро «ЗКС» Геннадий Есаков.

В начале своего выступления Геннадий Есаков остановился на судебной статистике за 2019 г. по числу осужденных лиц за налоговые преступления, по видам наказания, по срокам реального лишения свободы.

Согласно данным статистики доминирует привлечение к ответственности лиц по ч. 2 ст.

199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов, совершенное в особо крупном размере).

Как отметил лектор, невозможно с уверенностью предсказать зависимость вида назначаемого наказания от размера неуплаченных налогов.

По его мнению, «не должно существовать жесткой зависимости от размера неуплаченных налогов и того, какой реальный срок лишения свободы будет назначен судом при вынесении приговора. Возможно, это правильно. Однако, с другой стороны, это может приводить к парадоксальным ситуациям.

Например, были случаи, когда за небольшие суммы уклонения от уплаты налогов, не превышающие особо крупный размер, суды назначали достаточно серьезные сроки лишения свободы – до трех лет.

Отдельное внимание Геннадий Есаков уделил дискуссионным вопросам объективной стороны двух базовых налоговых преступлений: уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица-плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (ст.

198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ). Первый вопрос – это бланкетность законодательства. В данном случае лектор обратил внимание на п.

3, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее – Постановление). Так, п.

29 Постановления требует, чтобы в процессуальных документах были указаны те нормы налогового законодательства, которые были нарушены обвиняемым. Это формальный, но важный момент, поскольку он корректно описывает и объем обвинения, и пределы судебного разбирательства.

Если нормы налогового законодательства представлены не в полном объеме или содержат некорректные отсылки – это основание для задействования процессуальных механизмов возврата дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению», – пояснил спикер.

Геннадий Есаков подчеркнул важность п. 3 Постановления, поскольку он фактически определяет вопросы обратной силы закона в ситуациях изменения налогового законодательства.

По словам эксперта, в ситуации с налоговыми преступлениями нюанс заключается в том, что нормы уголовного законодательства в части налоговых преступлений меняются достаточно редко, в то время как налоговое законодательство нестабильно и меняется очень часто.

И, соответственно, оно меняется как в сторону, улучшающую положение налогоплательщиков, так и в обратную сторону. Лектор обратил внимание на то, что п. 3 Постановления допускает отступление от общего принципа обратной силы более мягкого уголовного закона и воспроизводит правила ст.

5 НК РФ о том, что налоговый закон, смягчающий положение налогоплательщика, имеет обратную силу только в том случае, если он это прямо предусматривает. По мнению эксперта, несмотря на то что Пленум ВС РФ зафиксировал это положение, вопрос остается сложным, поскольку упирается в общие принципы действия уголовного закона во времени.

Спикер также остановился на проблеме преюдициальной силы судебных решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции по налоговым спорам.

Это связано с возможностью возбуждения и расследования уголовного дела параллельно с оспариванием решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Поскольку процессы идут параллельно, не исключены ситуации, когда итоговый расчет суммы недоимки оказывается разным.

Еще один дискуссионный вопрос связан с моментом окончания преступления. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 ноября 2019 г. оставил то же разъяснение, что моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст.

199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 4 Постановления).

Как считает спикер, «абсолютно справедливо обоснование того понимания момента окончания налогового преступления, которое сейчас дается в Постановлении Пленума ВС РФ, поскольку оно связано с современным пониманием уклонения от уплаты налогов».

Эксперт также отметил, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ был изменен механизм исчисления крупного (особо крупного) размера неуплаченного налога.

Лектор напомнил, что «старая» модель исчисления предлагала два альтернативных варианта: процентный и исчисление в «твердой сумме». Эта модель была одобрена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 июля 2019 г.

№ 27-П, поскольку она позволяла учесть размер деятельности налогоплательщика, но законодатель от нее отказался.

«Новая» модель исчисления предполагает только «твердые суммы» неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом учитывается только сумма недоимки (штраф и пени не входят). Лектор подробно остановился на практических вопросах применения «новой» модели.

В ходе онлайн-лекции Геннадий Есаков дал характеристику составам налоговых преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента) и ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов).

Кроме того, лектор рассказал об аспектах взыскания налоговой задолженности, которое предполагает «ординарные» и «экстраординарные» процедуры. «Ординарные» процедуры регламентированы ст. 46–48 Налогового кодекса РФ, а также ст.

45 НК РФ о взыскании с зависимых лиц. К «экстраординарным» относятся банкротство организации или физического лица; уголовная ответственность – гражданский иск в уголовном деле влечет взыскание ущерба с виновного лица (ст.

1064 ГК РФ) или банкротство физического лица.

Принципиальное значение, как отметил Геннадий Есаков, в вопросе возмещения ущерба по налоговым преступлениям имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П.

С презентацией к данной лекции можно ознакомиться по ссылке.

Обращаем внимание, что сегодня, 15 апреля, вебинар будет доступен до 00.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в понедельник, 20 апреля.

Анна Стороженко

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *