Таможенные процедуры: что это такое, какие бывают, их цели и различия

Таможенные процедуры: что это такое, какие бывают, их цели и различия

Требования законодательства

Таможенные режимы и процедуры достаточно четко определены в нормативных актах. К требованиям, которые предъявляет законодательство, следует отнести:

  1. Обязательное осуществление оплаты сборов и налогов относительно продукции, выпускаемой в свободное обращение.
  2. Соблюдение оговоренных мер экономической политики.
  3. Четкое решение вопросов, касающихся регистрации этой продукции. Для реализации этого пункта устанавливаются специальные режимы таможенного оформления.

Сроки переработки вне территории

Они определяются Таможенным комитетом по предварительному согласованию с Министерствами экономики, торговли и промышленности. Сроки переработки продукции должны соответствовать ходу данного процесса и его продолжительности.

В качестве условия для частичного либо полного освобождения таких товаров от ввозных пошлин выступает выпуск их в свободное обращение. В законодательстве на этот счет приводится формулировка.

Полное освобождение от таможенных пошлин на ввоз предоставляется в том случае, если уполномоченный орган удостоверится, что цель переработки состояла в ремонте изделий, осуществленном безвозмездно согласно положениям нормативных актов или условиям договора.

Исключением являются ситуации, когда в первоначальном выпуске продукции для свободного обращения было учтено наличие недостатка. Частичное освобождение от таможенных пошлин предоставляется законодательством в случаях возмездного ремонта изделий. В Таможенном кодексе предусмотрен запрет замены товаров переработки продукцией зарубежного происхождения.

Важный момент

Таможенные процедуры: что это такое, какие бывают, их цели и различия

Экономические таможенные режимы

Они необходимы для того, чтобы пользование продукцией на установленной территории было возможно как с частичным или полным освобождением от пошлин, так и без применения государственных мер. Таможенный режим временного ввоза или вывоза устанавливает Комитет. В законодательстве не определены жесткие сроки для совершения данных операций.

Однако в нормативных актах установлен максимальный предел, на протяжении которого могут действовать данные таможенные режимы. Он составляет два года. Если сроки, в течение которых действуют эти таможенные режимы, были нарушены, а продукция, соответственно, не возвращена, то изделия перемещают на склады. На них осуществляется временное хранение изделий.

Склады находятся в ведении уполномоченных органов.

Нормативные предписания

Таможенные процедуры: что это такое, какие бывают, их цели и различия

Склад

Он, как и продукция, может также попадать под таможенные режимы. Здесь следует отметить ряд особенностей. Таможенные режимы для склада предназначены для обеспечения хранения под соответствующим контролем перемещенных на территорию изделий.

При этом в течение всего периода хранения не взимаются пошлины и не применяется нетарифный метод регулирования. В законодательстве склады разделены на две категории: закрытые и открытые. Владеть ими могут как граждане и предприниматели, так и таможенные учреждения.

Организация и последующее функционирование склада допускается только при наличии лицензии. Разрешающий документ выдает Таможенный комитет. Данное положение не распространяется на случаи, когда склады учреждаются непосредственно уполномоченными органами.

В данном случае имеются в виду Таможенные структуры.

Обязанности владельца

Лицо, ответственное за хранение продукции на складе, обязано:

  1. Не допускать изъятия товаров, кроме как в рамках таможенного контроля.
  2. Соблюдать условия разрешительного документа.
  3. Не создавать препятствий для проведения таможенного контроля.
  4. Надлежащим образом учитывать хранящуюся на складе продукцию и предоставлять отчет о ней и находящихся в обороте изделиях уполномоченным органам. Таможенные процедуры: что это такое, какие бывают, их цели и различия

Уплата пошлин

Ответственность за эту операцию в отношении изделий, которые обращаются в пределах таможенного склада, лежит на его владельце.

В случае если хозяином является уполномоченный контрольных орган, то обязанность по выплате пошлин возлагается на компанию или физлицо, поместившие изделия на хранение.

Допустимый период содержания на складе продукции – 3 года. Таможенный комитет может сократить данный период для некоторых категорий товаров.

Истечение срока хранения

Таможенные процедуры: что это такое, какие бывают, их цели и различия

Требования к помещению

Место, которое предназначено для организации склада, должно соответствовать нормам пожарной безопасности, техническим и санитарно-бытовым стандартам. Кроме того, помещения должны соответствовать следующим требованиям:

  1. По всему периметру территории необходимо установить ограждения, четко обозначающие зону контроля.
  2. Обустройство склада должно полностью исключать доступ к изделиям посторонних и возможность изъятия продукции, кроме как в рамках таможенного контроля, обеспечивать сохранность продукции.
  3. Место хранения оборудуется подъездными путями, оснащается специальным сертифицированным оборудованием, которое предназначено для взвешивания, а также разгрузочно-погрузочными агрегатами.

Помещение продукции

Размещение товаров на складе осуществляют согласно таможенному режиму временного хранения. При размещении продукции допускается применение положений грузовой декларации.

После того как изделия будут оформлены соответствующим образом, ценности, расположенные в открытой части склада, которая используется как место краткосрочного хранения, должны быть перемещены в остальную часть помещения.

Основные операции

Для продукции, хранящейся на складе, применяются следующие процедуры:

1. По обеспечению сохранности:

  • сушка;
  • проветривание;
  • чистка;
  • формирование оптимальной температуры среды (замораживание, подогрев, охлаждение);
  • помещение в упаковку;
  • нанесение консервантов и защитной смазки;
  • обработка антикоррозийным составом;
  • окрашивание для предотвращения появления ржавчины и так далее.

2. По подготовке продукции к продаже может применяться любая таможенная процедура из приведенных ниже или несколько сразу:

  • дробление партий;
  • переупаковка;
  • сортировка;
  • перегрузка, погрузка, выгрузка;
  • маркировка;
  • тестирование;
  • формирование отправок и так далее.

Регистрация продукции

При помещении на склад его владелец оформляет ценности в соответствующих учетных документах. В бумагах должны присутствовать следующие данные:

  • Дата размещения продукции.
  • Наименование товара.
  • Вес нетто (кг) и количество мест.
  • Номера сопроводительных бумаг.
  • Дата, когда было принято решение о выпуске.
  • Номер таможенной грузовой декларации.

Склады закрытого типа

Таможенные процедуры: что это такое, какие бывают, их цели и различия

Свободные зоны

Такие таможенные территории представляют собой сравнительно новое явление. Впервые нормы международного таможенного права были применены к таким зонам в Киотской Конвенции от 1972 года.

Отечественное законодательство о свободных таможенных территориях, в целом, соответствует мировым актам, регулирующим эту сферу.

Таможенные режимы свободных складов и зон представляют собой такие порядки, при которых перемещение и использование иностранных товаров осуществляется в соответствующих границах или в пределах мест (помещений).

Данные операции выполняются без взимания пошлин и налогов, а также применения нетарифных мер регулирования. Продукция может размещаться в соответствии с правилами, применяемыми к вывозу продукции, находящейся под таможенным режимом реэкспорта. Свободная зона формируется по решению правительства. Оно, в свою очередь, принимается по представлению местных органов и Государственного таможенного комитета.

Таможенный контроль: понятие, основные принципы

Таможенный контроль служит одним из базисных понятий в области таможенного регулирования, доступным в узкой и широкой трактовке.

Статья 4 ТК ТС содержит определение термина таможенный контроль в широком смысле:

Определение 1

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

К указанной трактовке понятия «таможенный контроль» так или иначе можно привязать любые действия таможенных органов. Дабы конкретизировать терминологию, сформулируем также определение в узком понимании, опираясь на общее содержание ТК ТС и раздел 3 в частности:

Определение 2

Таможенный контроль – это набор действий по обеспечению проверки, производимых в законной форме и достаточных для соблюдения таможенного законодательства или выявления возможных нарушений.

Понятие таможенного контроля обладает следующими чертами:

  1. Таможенный контроль – это разновидность государственного контроля, действующая на основании принципов работы органов государственной власти. Таможенные отношения несут особую специфику, в связи с чем действие ФЗ №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (от 08.08.2001 г.) на таможенный контроль не распространяется.
  2. Законодательству, закрепляющему схему осуществления таможенного контроля, а также формы его проведения, присуща императивность.
  3. Осуществление таможенного контроля регулируется на основе множества правовых актов государств, входящих в Таможенный союз.

Классификация деятельности таможенных органов

Мероприятия, проводимые органами таможни в целях таможенного контроля, возможно классифицировать:

  1. по объекту контроля:
    1. контроль товаров;
    2. контроль транспортных средств;
  2. по направлению движения груза:
    1. контроль импорта товаров на территорию Таможенного союза;
    2. контроль экспорта товаров с территории Таможенного союза;
  3. по времени проведения:
    1. предварительные мероприятия, проводимые до ввоза товаров на таможенную территорию;
    2. текущие мероприятия, проводимые после ввоза товаров и транспортных средств, и до их выпуска;
    3. последующие мероприятия, проводимые после того, как товары утратили статус подведомственных таможенному контролю.
Читайте также:  Безвозмездное пользование помещением - жилым и нежилым: особенности регистрации договора и права сторон

Замечание 1

Общемировая практика и Киотская конвенция задают современную тенденцию увеличения значимости и доли мероприятий последующего контроля.

Данная тенденция привела к законодательному увеличению срока, которым располагают таможенные органы, чтобы произвести проверку достоверности указанной при таможенном оформлении информации после выпуска товаров.

Согласно статье 99 ТК ТС определен в этой связи максимальный срок: в течение трех лет со дня, когда товары были лишены статуса подведомственных таможенному контролю, органы таможни имеют возможность осуществлять последующий контроль.

Принципы проведения таможенного контроля

Выборочность

Уровень развития современной экономики таков, что очевидна невозможность применения всего комплекса проверочных действий к абсолютно всем товарам, пересекающим таможенную границу.

В каждом отдельном случае органы таможни уполномочены выбирать форму и схему осуществления таможенного контроля, оценивая достаточность совершенного выбора в отношении соблюдения нормативных положений таможенного законодательства РФ.

Все те же современные тенденции развития сферы таможенного контроля предполагают досмотр лишь небольшой доли товаров из тех, что пересекают таможенную границу (до 5%).

Вывод 1

Итак, принцип выборочности включает в себя: выбор органами таможни подходящих форм контроля и выбор того, какие именно товары и транспортные средства будут подвержены проверке. Последний осуществляется на основании системы управления рисками.

Принцип выборочности согласуется со стандартным правилом 6.2 Киотской конвенции, содержащим указание, что таможенный контроль возможно ограничить минимумом, достаточным для соблюдения нормативных положений таможенного законодательства.

Обязательность

Если произвести анализ закона о таможенном регулировании и нормативных положений ТК ТС, возможно сделать заключение о том, что объектом таможенного контроля могут стать все разновидности товаров и транспортных средств (международные перевозки) при пересечении таможенной границы.

Положения таможенного законодательства лишь содержат в себе возможность не применять отдельные виды таможенного контроля. Так, ст. 105 ТК ТС определяет, что личный багаж глав государств, входящих в Таможенный союз, и сопровождающих их членов семей не подлежат осмотру таможенными органами.

Использование системы управления рисками

Когда речь идет о применении принципа выборочности, закономерно возникает вопрос, на какие критерии необходимо опираться при осуществлении выбора формы и порядка контроля. Выше уже было отмечено, что основой для решения данного вопроса является система управления рисками.

Принцип международного сотрудничества при проведении таможенного контроля

Сфера деятельности органов таможни неотделима от темы международных отношений. Это особенно проявлено в отношении процедуры таможенного контроля.

Качество взаимодействия органов таможни разных стран во многом определяет эффективность осуществляемого контроля.

Так, указанный принцип таможенного контроля регламентирован в законодательных положениях Таможенного союза, в актах международного права и является основой действий органов таможни.

Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности

В стандартном правиле 6.8 Киотской конвенции указано, что служба таможни стремится сотрудничать с субъектами внешней торговли, заключать меморандумы о взаимопонимании для обеспечения развития и усовершенствования таможенного контроля.

Тот факт, что в ТК ТС законодательно закреплен принцип сотрудничества с субъектами ВЭД, профессиональными объединениями, организациями и ассоциациями, заинтересованными в качестве внешнеторговых операций, означает, что государство не просто намерено учитывать интересы субъектов ВЭД, но и стремится выйти на новый уровень международных отношений с опорой на партнерство государства и бизнеса.

Принцип эксклюзивности действий таможенных органов

Мероприятия таможенного контроля осуществляются исключительно таможенными органами и только на основании требований ТК ТС и правовых норм государств, являющихся участниками Таможенного союза.

Лишь Федеральная таможенная служба (ФТС) владеет полномочиями в сфере таможенного дела, выступая как исполнительный орган власти государства.

Данные полномочия указаны в Законе о таможенном регулировании, а также в Положении о Федеральной таможенной службе №459 (утверждено постановлением Правительства от 26.07.2006).

Опиши задание

Порядок реализации процедуры таможенного контроля

Процесс выполнения мероприятий проверки таможенными органами предполагает, что товары и транспорт (международные перевозки), контролируемые таможенным органом, приобретают специальный статус, который ограничивает права по владению и распоряжению данными товарами и транспортом. С учетом этого факта моменту возникновения и потери указанного статуса для товаров и транспорта, контролируемых таможенным органом, нужно уделить отдельное внимание.

Определение 3

К товарам со статусом нахождения под таможенным контролем относятся товары иностранного производства, импортируемые на таможенную территорию Таможенного союза и товары Таможенного союза, экспортируемые с таможенной территории Таможенного союза.

Товары, импортируемые на таможенную территорию, и транспорт (международные перевозки) приобретают статус «находится под таможенным контролем», начиная с момента, когда ими пересекается таможенная граница. В это же время на соответствующие лица возлагаются обязанности, регулируемые таможенным законодательством.

Также, как было указано выше, приобретенный статус накладывает ограничения на право владения и распоряжения, которое становится возможным к реализации только на условиях, регламентированных таможенным законодательством.

Основная доля манипуляций с товарами и транспортными средствами, получившими статус, допустима исключительно с разрешения органов таможни (как то транспортировка, упаковка, выгрузка и пр.)

Потеря статуса нахождения под контролем таможенного органа для ввозимых товаров происходит в один из следующих моментов:

  • товар выпущен согласно порядку выпуска для внутреннего использования;
  • товар уничтожен;
  • получен отказ;
  • товар по факту вывезен за таможенную территорию Таможенного союза;
  • товар перешел в собственность государства, являющегося участником Таможенного союза;
  • некоторая доля товаров иностранного производства признана потерями (при переработке);
  • отходы, полученные в результате переработки, признаны непригодными для использования в коммерческих целях.

Товары, экспортируемые с территории Таможенного союза и транспорт (международные перевозки), приобретают статус нахождения под контролем таможенного органа в момент, когда:

  • орган таможни принял таможенную декларацию;
  • имели место действия, совершаемые для непосредственного вывоза товаров;
  • таможенная декларация была отозвана.

Действия, совершаемые для непосредственного вывоза товаров, включают в себя:

  • вход/въезд физического лица, совершающего выезд с территории России, в зону таможенного контроля;
  • въезд транспорта (международные перевозки) на территорию пункта пропуска через границу РФ с целью покинуть таможенную территорию России;
  • сдача специализированным учреждениям (транспортные организации, отделения почтовой связи) товара и/или международного почтового отправления с целью их пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • действия, совершаемые физическим лицом в целях фактического перехода через таможенную границу с товарами/транспортными средствами вне установленных согласно законодательству РФ мест.

Статус нахождения под контролем органа таможни для экспортируемых товаров утрачивается в момент, когда таможенная граница пересечена.

В то же время, ТК ТС указывает случаи, когда орган таможни должен продолжать осуществлять контроль и после вывоза товара с таможенной территории.

В первую очередь, имеется в виду вывоз товаров, которые, согласно процедуре, предполагают их обратный ввоз, а также продукты переработки вне территории. С опорой на ст.

96 ТК ТС можно сделать предположение, что для товаров, которые должны быть ввезены обратно, сохраняется статус «находится под таможенным контролем».

Опиши задание

Сроки проведения процедуры проверки

Сроки осуществления мероприятий по проверке регламентированы ТК ТС, Законом о таможенном регулировании, а также нормативными актами ведомств. Сроки находятся в зависимости от выбранной формы контроля, категории проверяемых товаров, способа их перемещения, разновидности транспорта, осуществляющего их перемещение.

Пример 1

К примеру, в статье 132 ТК ТС установлен срок для организации и проведения выездной таможенной проверки – не более 2 месяцев; п.7 статья 96 ТК ТС гласит, что максимальный срок досмотра транспортных средств за пределами зоны таможенного контроля – 2 часа.

Также уместно оперировать таким понятием, как общий срок таможенного контроля.

Определение 4

Общий срок таможенного контроля – такой срок, в течение которого должны быть осуществлены все мероприятия по проверке таможенными органами

Общий срок идентичен сроку выпуска товаров, указанному в ст. 196 ТК ТС – 2 дня. Также ст.196 (п.4) содержит информацию о том, что возможно увеличение срока выпуска до 10 рабочих дней для завершения форм контроля таможенными органами.

Читайте также:  Права и обязанности переводчика в уголовном и гражданском процессах и чего он не имеет права делать

Зоны таможенного контроля (ЗТК)

Определение 5

Термином «зона таможенного контроля» определяют некую территорию, в границах которой таможенные органы берут под свой контроль товары, транспорт, коммерческую и иную деятельность (ст.97 ТК ТС).

Можно классифицировать возможные зоны таможенного контроля:

  1. по признаку местоположения:
    1. вдоль границы таможни;
    2. в местах, где товары подвергаются перегрузке или осмотру;
    3. в местах временного хранения;
    4. в местах стоянки транспорта, осуществляющего перевозку товаров, подконтрольных таможенным органам;
    5. в местах, где осуществляется таможенное оформление;
    6. в прочих местах согласно таможенному законодательству;
  2. по длительности существования:
    1. временные зоны контроля, для создания которых необходимо письменное решение руководителя таможенного органа (для таможенного оформления вне установленных мест или для проведения осмотра товаров и транспорта, обнаруженных органами таможни за территорией постоянной зоны таможенного контроля);
    2. постоянные зоны контроля: их создание обусловлено регулярностью нахождения в них товаров, которые необходимо досматривать (места прибытия транспортных средств с грузом, склады таможенных органов и временного хранения и пр.)
  3. по уровню полномочий в отношении создания зон контроля:
    1. зоны, которые создаются согласно приказам ФТС РФ (вдоль границ государства);
    2. зоны, которые создаются по инициативе территориальных органов таможни по распоряжению их руководителей (как временные, так и постоянные зоны).

В отношении регулирования правом порядка создания зон контроля таможенных органов необходимо отметить следующее:

  • регламент по созданию, реструктуризации, ликвидации зон таможенного контроля обозначен в актах государств, являющихся членами таможенного союза;
  • процедура организации зоны таможенного контроля вдоль границы устанавливается Постановлением правительства РФ №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы» (от 14.10.2003 г.);
  • факт несовпадения границы государства и таможенной границы не может служить препятствием для организации зоны таможенного контроля;
  • действия, осуществляемые таможенными органами в зонах таможенного контроля, не должны быть препятствием для деятельности пограничных органов, выполнения ими задач согласно Законодательству Российской Федерации.

Замечание 2

Для обозначения постоянных зон используются знаки в виде прямоугольника с зеленым фоном, на котором присутствует надпись на русском языке «Зона таможенного контроля» и английском языке «Customs control zone».

Для обозначения границы временных зон используют оградительную ленту, информационное табло, щиты-указатели и т.д.

Статья 16.5 КоАП устанавливает меру административных взысканий для лиц, не соблюдающих требования, изложенные в таможенном законодательстве.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве еаэс



В статье проводится сравнительный анализ терминов «таможенные операции» и «таможенные процедуры», раскрывается их содержание. Рассмотрен исторический аспект развития данных правовых институтов.

Ключевые слова: таможенные операции, таможенный процедуры, ТК ТС, Евразийский экономический союз

В Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС или Таможенный кодекс) употребляются такие термины как «таможенные операции» и «таможенные процедуры».

Необходимо отметить, что четкое разграничение данных понятий позволит определить их место и значение в таможенном законодательстве, действующем на территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз), а также избежать возможных проблем в правоприменительной практике, связанных с неверным толкованием правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Необходимо понимать, например, что «выпуск товаров» и «выпуск для внутреннего потребления» — это совершенно разные категории, так как выпуск товаров представляет собой таможенную операцию, а выпуск для внутреннего потребления — таможенную процедуру. Так в чем же принципиальное отличие между этими двумя институтами таможенного права?

Понятие «таможенная операция» является ключевым при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС. Под «операцией» [от лат.

operatio — действие] в русском языке понимается отдельное действие в ряду других подобных [1], а также ряд действий, процессов по оформлению (документов, денежных расчетов и т. п.).

В разговорной форме «операция» — это действие или ряд действий, предпринятых с определенной целью [2].

В соответствии с подпунктом 29 пункта 1 ст. 4 ТК ТС [3] под таможенными операциями следует понимать действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Союза.

  • В ТК ТС отдельные главы посвящены таможенным операциям, которые законодатель классифицирует на таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, и таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
  • При этом к первой группе законодатель относит:
  • ‒ таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию;
  • ‒ таможенные операции, связанные с убытием товаров с таможенной территории;
  • ‒ таможенные операции, связанные с временным хранением товаров.
  • Вторая группа представляет собой самостоятельный административно-правовой институт, состоящий из совокупности юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе таможенного декларирования и выпуска товаров.

Правовой основой для определения «таможенные операции», используемого в Таможенном кодексе, стало содержание дефиниции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [4] (далее — Киотской конвенции) «таможенные формальности».

В соответствии с главой 2 Генерального приложения к Киотской конвенции «таможенные формальности» представляют собой все операции, которые должны совершаться заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства.

Необходимо указать на то, что глава 3 Генерального приложения к Киотской конвенции «Очистка и другие таможенные формальности» относит к таковым подачу, регистрацию и проверку декларации на товары, проверку товаров, выпуск товаров, а также их отказ или уничтожение. Таким образом, помещение товаров под таможенную процедуру согласно Киотской конвенции регулируется правовым институтом «очистка».

Нельзя не согласиться с мнением Кожанкова А. Ю., который справедливо отмечает, что в действующем ТК ТС идентифицировать конкретное действие как «таможенную операцию» представляется затруднительным, т. к.

, за редким исключением, при его упоминании прямое указание, является ли описываемое действие таможенной операцией или нет, отсутствует.

Все это «затрудняет вычленение таможенных операций из всего перечня действий (операций), предусмотренных таможенным законодательством и совершаемых на практике» [5].

Анализируя нормы таможенного законодательства ЕАЭС, можно сделать вывод, что к таможенным операциям относятся действия, предписанные Таможенным кодексом и носящие обязательный характер, совершение которых связано с исполнением требований таможенного законодательства.

Таможенная операция — это некая обязанность, возложенная таможенным законодательством на конкретного субъекта таможенных правоотношений. Можно подчеркнуть таким образом, что каждая таможенная операция является действием, но не каждое действие является таможенной операцией.

Действия, совершение которых не являются обязательными согласно положениям ТК ТС, но которые могут быть совершены с товаром по желанию заинтересованного лица, а не в связи с прямым указанием в Таможенном кодексе на их совершение, можно отнести к действиям, не являющимися таможенными операциями.

Следует отметить, что законодатель в ТК ТС помимо понятия «таможенные операции», использует также термины «грузовые операции»[1] и «обычные операции».

К обычным отнесены операции в отношении товаров, находящихся на временном хранении, и необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе осмотр и измерение, перемещение товаров в пределах места временного хранения, взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке [3, ст. 171]. «Обычные операции» упоминаются и в связи с помещением товаров под таможенную процедуру таможенный склад [3, ст. 232].

  1. В результате анализа норм таможенного законодательства ЕАЭС можно выделить четыре основные группы таможенных операций:
  2. ‒ таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;
  3. ‒ таможенные операции, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру;
  4. ‒ таможенные операции, совершаемые в отношении отдельных категорий товаров;
  5. ‒ таможенные операции, непосредственно связанные с применением избранной декларантом таможенной процедуры.

Необходимо отметить, что в соответствии с ранее действующим Таможенным кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), «таможенные операции» (отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств) входили в более широкое по объему понятие «таможенные процедуры». Под таможенной процедурой понималась совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Институт таможенных процедур объединял в себе таможенное оформление, которое включало в себя совершение всех действий по перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации (легальное определение этого термина в ТК России 2003 года отсутствовало), таможенные режимы и специальные таможенные процедуры. До вступления в действие ТК ТС таможенный режим регламентировался Таможенным кодексом 2003 г. как особый вид таможенных процедур. В то же время в литературе он рассматривается как вид правового режима, действующего в таможенной сфере.

Читайте также:  Убийство, совершенное в состоянии аффекта: особенности квалификации и ответственность по статье 107 УК РФ

Традиционный и привычный для таможенного законодательства термин «таможенный режим» утратил свою актуальность при вступлении в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.

ТК ТС заменяет понятие «таможенный режим» на понятие «таможенная процедура» и в ст.

4 определяет последнее как «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами».

С точки зрения словаря иностранных слов, процедура (лат. procedere — продвигаться) — это «официально установленная последовательность действий для осуществления или оформления какого-либо дела»; процесс (лат. processus — движение вперед) — это «последовательная закономерная смена каких-либо явлений, состояний и т. п., ход развития чего-либо» [6, с. 201].

Правовая процедура в научной литературе определяется как система, ориентированная на достижение конкретного правового результата, состоящая из последовательно сменяющих друг друга актов поведения. Данная система внутренне структурирована правовыми отношениями, иерархически построенными и динамически развивающимися.

Правовая процедура выступает средством реализации основного, главного для нее правоотношения [7, с. 8]. Обращают на себя внимание и другие толкования термина «процедура». Так, в толковом словаре под процедурой понимается «ряд последовательных действий, необходимых для выполнения чего-либо» [8].

Однако согласно ТК ТС под действиями, совершаемыми лицами и таможенными органами, понимают, прежде всего, таможенные операции, а не таможенную процедуру.

Правильная регламентация и толкование термина «таможенная процедура» играет очень важную роль как в теории, так и на практике, в связи с тем, что категория «таможенная процедура» является одной их основных в таможенном законодательстве ЕАЭС.

В научных кругах сложилось мнение, что таможенную процедуру следует рассматривать в широком и узком смыслах.

Таможенная процедура в широком смысле — это нормативно установленная система, ориентированная на достижение конкретного правового результата, состоящая из последовательно сменяющих друг друга таможенных операций, внутренне структурированная правовыми отношениями, иерархически построенная и динамически развивающаяся, посредством которой субъекты внешнеэкономической деятельности реализуют свои права и обязанности в сфере таможенного дела [9, с. 78]. Определение таможенной процедуры в узком смысле закреплено в ст. 4 Таможенного кодекса и приводилось выше.

Следует отметить, что целью общего порядка совершения таможенных операций является помещение товаров под таможенную процедуру. В целях таможенного регулирования в отношении товаров ТК ТС устанавливает 17 видов таможенных процедур [3, ст. 202].

Существенных изменений в правовом регулировании таможенных процедур в связи с принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не ожидается, ведь согласно проекту ТК ЕАЭС в отношении товаров в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза будут применяться все те же 17 знакомых нам таможенных процедур [10, ст. 127].

Таким образом, «таможенные операции» и «таможенные процедуры» являются основными элементами таможенного дела. Для того чтобы избежать проблем, связанных с неверным толкованием, отождествлением данных терминов, необходимо уметь их четко разграничивать.

Термин «таможенная процедура» является достаточно широкой категорией, представляющей собой совокупность норм, определяющих порядок пользования и (или) распоряжения товарами, и включающей в себя таможенные операции, связанные непосредственно с применением таможенной процедуры.

Таможенные операции — это определенные действия, совершение которых является основной задачей таможенных органов.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, основным содержанием которых является применение различных форм таможенного контроля, осуществляются, в первую очередь, с целью обеспечения экономической безопасности, соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу, исполнения таможенного законодательства Союза и законодательства государств — членов Союза о таможенном регулировании. Таможенные процедуры же по своей сути отражают желание декларанта распорядиться товаром определенным образом. Возможность выбора декларантом таможенной процедуры при перемещении товаров через таможенную границу создает условия для развития внешнеторговой деятельности, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Литература:

  1. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 50. Ст. 6615.

Таможенная процедура — это… Что такое Таможенная процедура?

  • таможенная процедура — Применяемая таможенным органом обработка товаров, которые находятся под таможенным контролем (Глоссарий ВТАМО); комплекс правовых и административных положений, определяющих порядок применения мер государственного регулирования внешнеторговой… …   Справочник технического переводчика
  • ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей …   Юридическая энциклопедия
  • Таможенная процедура — 26) таможенная процедура совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами;… Источник: Таможенный кодекс… …   Официальная терминология
  • Таможенная Процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций (таможенные операции) и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей …   Большой юридический словарь
  • Таможенная процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21 ч. 1 ст. 11 ТК РФ) …   Таможенное право. Глоссарий
  • ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА — совокупность положений, определяющих для таможенных целей специальный порядок перевозки, хранения или иного использования товаров, ввезенных на таможенную территорию или вывозимых за ее пределы без их таможенного декларирования и помещения под… …   Таможенное дело. Толковый словарь
  • Таможенная процедура свободного склада — 1. Таможенная процедура свободного склада таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных… …   Официальная терминология
  • Таможенная процедура таможенного склада — Таможенный склад таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования…… …   Официальная терминология
  • Временный вывоз (таможенная процедура) — Временный вывоз таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и… …   Официальная терминология
  • Выпуск для внутреннего потребления (таможенная процедура) — Выпуск для внутреннего потребления таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено… …   Официальная терминология

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *