Уголовная амнистия: чем отличается от помилования, основания и порядок применения

Институты амнистии и помилования, несомненно, помогают решить сложившуюся проблему соответствия наказания содеянному.

На основании актов об амнистии и помиловании в настоящее время может быть решен по существу любой правовой вопрос в отношении лица, совершившего преступление.

Современное состояние данных институтов небезупречно, и поэтому вносится довольно большой ряд предложений по их совершенствованию.

Акт об объявлении амнистии занимает особое место в системе нормативных актов.

Как отметил Конституционный Суд в постановлении от 5 июля 2001 года, это уникальный акт, который отличается и от постановлений Государственной Думы по всем другим вопросам, и от других подзаконных актов, принимаемых в форме постановлений.

Дело в том, что в отсутствие закона об общих условиях осуществления амнистии именно конкретные акты об амнистии должны выполнять функцию законодательного регулирования.

Кроме того, постановление Государственной Думы об амнистии по существу допускает отказ от ранее примененных или подлежащих применению в отношении названных в данном акте преступных деяний и лиц норм УК РФ, что не может быть осуществлено нормативным актом, не приравненным по уровню к закону. Следовательно, акты об амнистии по своей юридической силе могут быть приравнены к законам

Однако законы, как известно, принимаются обеими палатами Федерального Собрания – Государственной Думой и Советом Федерации, а такой социально значимый акт, как объявление амнистии доверен только Государственной Думе. Этот факт также не оставлен без внимания юристами.

Так, существует мнение, что «несовершенство юридической техники приводит к неоднообразной практике амнистирования», в связи с чем предлагается придать акту об амнистии форму федерального закона, «принятие которого контролировалось бы Советом Федерации и Президентом РФ» [5, с.

65].

И.Л. Марогулова также высказывается за передачу решения вопроса об амнистии на рассмотрение обеих палат Федерального Собрания, правда, с сохранением формы акта об амнистии в виде постановления [3, с. 32].

Идея участия Совета Федерации в процессе объявления амнистии заслуживает внимания, однако она имеет определенные недостатки.

В частности, увеличение срока принятия решения об амнистии и, пожалуй, более существенный – необходимость внесения соответствующего изменения в Конституцию, что представляет определенную сложность.

На данном этапе, возможно, стоит сосредоточиться не на совершенствовании формы акта об амнистии и процедуры его принятия, а на разработке и принятии закона об общих условиях осуществления амнистии. И.Л.

Марогулова сформулировала ряд любопытных предложений, на основе которых разработала проект такого закона (в нем наряду с амнистией регулируется и помилование).

В частности, предлагается установить, что право объявления амнистии наряду с РФ принадлежит и республикам в составе РФ; что применение акта амнистии осуществляется только судом, и только после установления вины лица, его совершившего; что невозмещение материального ущерба, причиненного преступлением, является основанием для неприменения амнистии судом. Также выдвигается идея условной амнистии, которая может быть отменена судом, если лицо в течение определенного испытательного срока совершает новое преступление [3, с. 33]. Многие из этих идей спорны и требуют дальнейшей разработки, хотя, конечно, заслуживают внимательного изучения.

Одной из перспектив является создание действующей системы надзора за лицами, которые были освобождены от уголовной ответственности и наказания в порядке амнистии или помилования: специализированные органы или назначение отдельных лиц, уполномоченных на осуществление надзора.

Они должны осуществлять надзорные функции, оказывать помощь амнистированным или помилованным лицам в поиске жилья и трудоустройстве. От амнистированного лица следует требовать выполнения определенных правил, способствующих содействию в разрешении возникающих проблем.

Наличие законодательных актов, регламентирующих основания и порядок применения актов об амнистии и помиловании, а также действующей системы надзора за лицами, освобожденными в порядке амнистии или помилования от уголовной ответственности или наказания, урегулировало бы применение амнистии и помилования, способствовало предупреждению преступлений, исправлению и перевоспитанию лиц, совершивших уголовно – наказуемые деяния [4, с. 75].

Современное состояние такого правового института как помилование небезупречно, и поэтому многие учёные вносят ряд предложений по его совершенствованию.

Первое предложение касается учета мнения потерпевших от преступлений. Нужно рассмотреть вопрос о необходимости наладить систему работы с потерпевшими от посягательств против личности в тех случаях, когда имеется возможность испросить их мнение о помиловании лица, совершившего посягательство.

Особая процедура помилования должна быть в ситуациях, когда ходатайство подает лицо, осужденное за преступление против личности либо за иное преступление, в результате совершения которого погибли люди, исключая причинение смерти по неосторожности. В названных случаях необходимо выяснить мнение потерпевших от преступления лиц, когда такая возможность имеется.

При резко отрицательной реакции потерпевшего от преступления на возможность помилования лица, совершившего на него или его близких посягательство, ходатайство не должно рассматриваться. Работу по выявлению мнений потерпевших следует возложить на соответствующие структуры уголовно-исполнительной системы.

Подобный учет мнения потерпевшего при рассмотрении ходатайства о помиловании создаст еще одно дополнительное препятствие для злоупотреблений в сфере помилования в регионах, а также повысит авторитет государства и улучшит мнение общественности о самом институте помилования.

Опасаться большого объема работы по выяснению мнения потерпевших от преступного посягательства не стоит, поскольку в общем объеме преступлений посягательства против личности не лидируют. К тому же немногие осужденные за преступления против личности ходатайствуют о помиловании, больше рассчитывая на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Сами осужденные за подобные преступления лица задумаются о том, стоит ли писать ходатайство о помиловании, если будут знать, что в процессе его рассмотрения станет учитываться и мнение потерпевших от посягательства [1, с. 44].

Второе размышление связано с необходимостью предусмотрения возможности обращения с ходатайством о помиловании не только самого осужденного, но и его представителей, в числе которых могут быть родственники, коллеги, общественные деятели, а также адвокаты.

Участие в процедуре помилования профессиональных защитников дало бы возможность осужденному и его близким отслеживать судьбу своего прошения и знать, на какой стадии рассмотрения оно находится.

На адвоката в таких случаях может быть возложена обязанность истребования мнения о помиловании от потерпевших в результате совершения преступления лиц [1, с. 46].

Следующее предложение касается характера предоставляемого помилования, и продиктовано оно, прежде всего, проблемой рецидива среди помилованных лиц. Не секрет, что порой помилованные лица вновь совершают умышленные преступления.

Введение условного помилования позволило бы сделать его более эффективным и, что немаловажно, более массовым, нежели в настоящее время. Это в определенной мере могло бы способствовать смягчению проблемы «перенаселенности» мест отбывания наказания.

Сама же практика «массового» помилования не приведет к потере наказанием превентивного значения, поскольку будет работать механизм условности таких помилований [1, с. 46].

Суть условного помилования, на мой взгляд, должна состоять в том, что, предоставляя его, государство оказывает доверие осужденному, но в случае совершения им вновь умышленного преступления дарованное помилование отменяется. За его введение высказываются ведущие ученые-юристы. Например, И.Л.

Марогулова предлагает применять условное помилование при освобождении от наказания или смягчении наказания с испытательным сроком от одного года до пяти лет. В случае систематических злостных нарушений условное помилование отменяется. Аналогичной позиции придерживается А.С.

Михлин, указывая на то, что акт помилования – это не только акт милости, но и акт доверия [4, с. 123].

Механизм применения условного помилования видится в следующем:

1. Если условным помилованием осужденному сокращен срок наказания и он, продолжая отбывать наказание, совершит новое умышленное преступление, помилование отменяется. Решением суда назначается наказание и к нему присоединяется срок неотбытого наказания в связи с применением к такому осужденному условного помилования.

2. Если условное помилование применяется к лицу, приговоренному к пожизненному лишению свободы, то по общим правилам оно должно применяться лишь по истечении 25 лет отбытия наказания в виде лишения свободы.

В случае совершения условно помилованным лицом, отбывавшим пожизненное лишение свободы, нового умышленного особо тяжкого преступления помилование отменяется и к виновному применяется наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В случае совершения условно помилованным лицом, отбывавшим пожизненное лишение свободы, нового умышленного тяжкого, средней тяжести и небольшой тяжести преступления вопрос о размере и виде наказания решается судом.

В таком случае суд принимает во внимание степень общественной опасности деяния, личность виновного и, учитывая факт условного помилования в виде отмены пожизненного лишения свободы за ранее совершенные преступления, назначает наказание не менее ¾ от максимального размера наказания, предусмотренного конкретной статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации [1, с. 46].

Подводя итог, можно сделать вывод, что несмотря на то, что институты амнистии и помилования в российском уголовном праве претерпели определенную эволюцию, проблемы их совершенствования не исчерпаны и могут являться объектом дальнейших исследований.

Амнистия, помилование, судимость: сущность, понятие, соотношение, уголовно-правовые последствия

Освобождение от наказания мб от УО отнесено законодателем к исключительной компетенции суда, за исключением таких его видов, как амнистия (ст. 84 УК) и помилование (ст. 85 УК), которые отнесе-ны соответственно к компетенции Государственной Думы и Президента РФ

Амнистия –акт законодательного органа власти страны в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, совершивших преступление, в соответствии с которым указанные в нем лица освобождаются от уголовной ответственности или от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Амнистия — это конкретное направление уголовной полити­ки государства.

Читайте также:  Если обманули в интернет магазине: куда обратиться и подать жалобу

 В соответствии со сложившимися социально-эко­номическими, политическими условиями, руководствуясь при этом принципом гуманизма, государство амнистирует лиц, к кото­рым нецелесообразно применять меры принуждения или продол­жать их применять. Амнистия является актом милосердия государства по отношению к оступившимся лицам и облегчает участь этих лиц.

Для применения амнистии необходимо наличие определенных оснований и условий.

К основаниям относятся обстоятельства различного характера, в частности: категория преступления; форма вины; осуждение лица впервые; осуждение к лишению свободы на определенный срок; осуждение к наказаниям, не связанным с лишением свободы; применение условного осуждения; применение отсрочки отбывания наказания и др.; к условию — совершение преступления до вступления в силу акта об амнистии.

Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии в соответствии со ст.

27 УПК РФ оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела — постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследо-вание, но они не были направлены в суд, — постановлением о прекращении уголовного дела; по де-лам, поступившим в суд, в случае если акт об амнистии вступил в силу до начала судебного разбирательства, — постановлением судьи о прекращении уголовного дела (ст. 239 УПК РФ). В случаях когда возможность применения амнистии обнаруживается в стадии судебного разбирательства, согласно ч. 6 ст. 302 УПК РФ суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

Уголовно-правовые последствия принятия акта амнистии: освобождение от уголовной ответственности лиц, подпадаю­щих под амнистию, по характеру совершенного преступления и личностной характеристике.

В отношении этих лиц уголовные дела не подлежат возбуждению, а возбужденные подлежат прекра­щению; освобождение от наказания или его отбывания лиц, подпада­ющих под амнистию.

В данном случае обвинительный приговор не приводится в исполнение; сокращение назначенного наказания или замена его более мягким; освобождение осужденных, подпадающих под амнистию, от дополнительного вида наказания; снятие судимости. Это решение принимается к уже отбыв­шим наказание лицам, подпадающим под действие акта об амнис­тии.

Постановление об объявлении амнистии подлежит исполнению в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу. В случае если вопрос о применении акта об амнистии возникает по истечении данного срока, это не является препятствием для его применения. Таким образом, акт об амнистии имеет бессрочный характер.

Лицо, освобожденное от наказания вследствие амнистии, считается несудимым (ч. 2 ст. 86 УК). Кроме того, в акте об амнистии может содержаться специальное указание о снятии судимости с определенных категорий амнистируемых лиц.

Помилование – акт главы государства, которым конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а с лица, отбывшего наказания снимается судимость.

Акт помилования не носит нормативного характера, он является актом правоприменения и распространяется только на конкретно указанных в нем лиц. Важная роль в регулировании порядка и условий применения помилования принадлежит ст. 85 УК, а также нормам утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г.

Положения «О порядке рассмотрения ходатайство помиловании в Российской Федерации». Согласно п.

12 упомянутого Положения при рассмотрении ходатайства о помилованиидолжны приниматься во внимание: —характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; -срок отбытого (исполненного) наказания; -совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; -возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; -данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; -другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. Помилование, как правило,не применяется в отношении осужденных: -совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; -злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; -ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; -ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; -ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; -которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение об-ращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Смертная казнь в порядке помилования мб заменена пожизненным лишением свободы или лишенийм свободы на срок 25 лет.

Правовые последствия: осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания; назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания; с осужденного, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Соотношение с амнистией: Сходства:-оба эти института применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления; —и помилование, и амнистияявляются актами разового характера. Они касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.

Различия:— амнистия является нормативным актом, а помилование таковым не является. — амнистия издается Государственной Думой Федерального Собрания, а помилование применяется Президентом России. — амнистия касается индивидуально не определенного круга лиц, помилование касается индивидуально определенного лица.

— амнистия может касаться более широкого круга видов смягчения участи лиц, совершивших преступления. -издавая акт о помиловании, Президент решает вопрос в отношении помилованного. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание.

При издании амнистии называются (или специально создаются) органы, которые на основе критериев, приведенных в акте об амнистии, сами решают вопрос о возможности или невозможности применения амнистии к каждому конкретному лицу.

Судимость —  особое правовое состояние лица, вызванное совершением преступления и фактом осуждения.

— особое правовое положение лица, созданное фактом его осуждения к определенной мере наказания за совершенное преступление, которое выражается в возможности наступления для него определенных последствий (правоограничений) общеправового и уголовно-правового характера.

Уголовно-правовые последствия:-наличие у лица судимости рассматривается как обстоятельство, отягчающее ответственность;-иногда судимость является квалифицирующим обстоятельством, т. е.

обстоятельством, позволяющим соотнести преступление с той или иной статьей Особенной части УК РФ;-судимость является необходимым основанием для признания лица особо опасным рецидивистом;-наличие судимости имеет значение для определения вида исправительной колонии, если лицо раньше отбывало наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, наличие судимости имеет значение при решении следующих вопросов: об осво-бождении лица от уголовной ответственности (ст. ст. 75 и 76 УК); об определении вида исправи-тельного учреждения (ч. 1 ст.

58 УК); об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 79 УК); о назначении наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК); при установлении признаков состава преступления (ст. ст. 313, 314, 314.

1 УК).

  • Общеправовое значение судимости может заключаться в том, что лица, имеющие судимость, не могут занимать определенные должности, получать лицензию на приобретение и хранение огне-стрельного оружия, выезжать за границу, призываться на военную службу, иметь доступ к государ-ственной тайне и др
  • Судимость имеет строгие временные рамки: возникает со дня вступления обвинительного при-говора суда в законную силу, действует во время отбывания наказания и в течение определенного времени после его отбытия до момента ее погашения или снятия.
  • Лицо, особожденное т наказания,считается не судимым.

Несудимым считается лицо, освобожденное от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК); освобожденное от назначения или от отбывания в полном объеме наказания по болезни (ч. 1 ст. 81 УК); с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст.

83 УК); несовершен-нолетний, освобожденный от наказания с применением принудительных мер воспитательного воз-действия или с помещением в специальное воспитательное либо лечебно-воспитательное учрежде-ние (ст.

92 УК), а также осужденные, освобожденные от наказания (в полном объеме) на основании актов амнистии (ст. 84 УК).

Не имеют судимости также лица, отбывание наказания которым отсрочено в порядке ст. 82 УК, если по достижении ребенком 14-летнего возраста или по основаниям, предусмотренным в ч. 4 ст. 82 УК, суд освобождает таких лиц от наказания в целом или оставшейся его части.

  1. Действующее уголовное законодательство предусматривает два способа аннулирования суди-мости: 1) погашение и 2) снятие.
  2. Погашение судимости есть истечение установленного законом срока с момента отбытия лицом основного и дополнительного наказания, после чего лицо считается несудимым.
  3. Уголовный кодексРФ устанавливает следующиесроки погашения судимости:
  4. а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;
  5. б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
  6. в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;
  7. г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
  8. д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.

4. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

Читайте также:  Тайна переписки: особенности законодательства и ответственность за нарушение

5. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.

Снятие судимости осуществляется до истечения срока погашения судимости в том случае, если осужденный доказал свое исправление безупречным поведением.

Порядок рассмотрения судами ходатайств о снятии судимости урегулирован УПК РФ .

В случае отказа судьи в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть возбуждено не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения постановления об отказе

  • Для несовершеннолетних: Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны:
  • а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;
  • б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
  • в) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1285;

Амнистия и помилование как основания освобождения от уголовной ответственности и наказания

Определение 1

Амнистия – это нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой РФ в отношении круга лиц, совершивших до его издания преступление, которое не относится к категории тяжкого или особо тяжкого.

Любое осужденное за преступление лицо, согласно с Конституцией, имеет право на пересмотр приговора в установленном федеральным законодательством порядке, имеет право просить о смягчении наказания или о помиловании (ч. 3 ст. 50).

Замечание 1

Помилование осуществляет Президент РФ в отношении конкретного лица, а амнистию объявляет Государственная Дума.

Акт об амнистии предусматривает, что:

  • совершившие преступления лица от уголовной ответственности могут быть освобождены;
  • осужденные за преступления лица от наказания могут быть освобождены;
  • наказание, назначенное за преступление, может быть сокращено;
  • одно наказание может быть заменено другим, более мягким наказанием;
  • осужденные могут освобождаться от дополнительных видов наказаний;
  • акт об амнистии позволяет с лиц, отбывших наказание, снять судимость.
  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Акт об амнистии применяется в досудебных стадиях и судом.

Как правило, акты об амнистии принимают в ознаменование значительных государственных событий. Сущность помилования характеризуется «прощением» лица, совершившего преступление, государством.

Порядок рассмотрения ходатайства о помиловании

Порядок рассмотрения ходатайств и механизм действия полномочий Президента РФ регламентированы соответствующим Указом и Положением.

Помилование применяется в отношении лиц: осужденных судами и отбывающих соответствующее наказание на территории Российской Федерации; осужденных судами других государств, отбывающих наказание в РФ в соответствии международным договорам; отбывших наказание в отношении лиц имеющих неснятую судимость.

Помилование не применяется в отношении осужденных, которые:

  • совершили умышленное преступление при условном осуждении в период испытательного срока;
  • злостно нарушали порядок отбывания наказания;
  • от отбывания наказания были ранее освобождены условно-досрочно;
  • от отбывания наказания были ранее освобождены по амнистии;
  • от отбывания наказания были ранее освобождены актом помилования.

Замечание 2

Помилование не применяется в отношении осужденных, в отношении которых производилась замена одного наказания другим, более мягким наказанием.

При рассмотрении ходатайства о помиловании во внимание принимаются следующие обстоятельства: степень и характер общественной опасности преступления; срок отбытого наказания; поведение осужденного лица в период отбывания наказания; совершение преступного деяния в период испытательного срока, когда предусмотрено условное осуждение; применение ранее акта о помиловании, амнистии, условно-досрочного освобождения; возмещение материального ущерба, который был причинен преступлением; данные об осужденном (возраст, семейное положение, количество судимостей, состояние здоровья и др.).

Замечание 3

При отклонении Президентом ходатайства о помиловании повторно обратиться с просьбой о помиловании можно не ранее, чем через 12 месяцев.

Уголовно-правовые последствия амнистии

Правовые акты об амнистии не относятся к какой-либо определенной отрасли права. Уголовно-правовые последствия амнистии регламентируются уголовным правом Конституции РФ. Некоторые аспекты амнистии регулируются уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным правом.

Акт об амнистии предусматривает разные виды смягчения уголовной и правовой ответственности совершивших преступное деяние лиц. Актом об амнистии могут быть освобождены лица, совершившие преступление.

Назначенное наказание может быть заменено более мягким наказанием или сокращено. Также осужденные лица могут освобождаться от дополнительного наказания.

Актом об амнистии с лиц, отбывших наказание, может сниматься судимость.

Издание актов амнистии преследуют разные юридические, социальные, политические, включая сугубо практические цели (привести условия содержания в местах лишения свободы с международными стандартами, улучшить напряженную психологическую обстановку и др.).

Акты амнистии являются формой применения гуманитарных принципов, так как уголовно-правовая участь лиц облегчается. Недопустимо, чтобы количество изданных актов амнистии, их содержание и характер вступали в противоречие с социально-правовым назначением.

Акты об амнистии не изменяют и не отменяют действующие нормы уголовного права. Они не устраняют наказуемость преступлений и преступность. Совершенные амнистированными лицами преступления не должны быть преданы социальному забвению.

Амнистии не должны рассматриваться как юридическое средство или политический инструмент исправления уже существующих судебных или других правоприменительных ошибок.

Амнистии должны олицетворять акт государственного прощения некоторых категорий преступников, должны получать поддержку в гражданском обществе и иметь социальное обоснование.

Применение актов об амнистии к лицам, характеризуется определенной спецификой. Амнистия применяется к таким длящимся преступлениям, оконченным до ее издания.

Она не применяется к преступлениям, которые продолжаются после издания амнистии.

Амнистия применима к продолжаемым преступным деяниям, которые закончились до издания акта об амнистии, не применяется, если одно из преступных действий, составляющих продолжаемое деяние, совершено уже после издания амнистии.

В разных актах об амнистии предусмотрены различные аспекты, в соответствии с которыми освобождению могут подлежать следующие лица:

  • впервые осужденные к лишению свободы за преступные деяния незначительной и средней тяжести;
  • лица, выполняющие служебный или воинский долг в других государствах, принимающие участие в боевых действиях по защите РФ;
  • сотрудники органов внутренних дел РФ, военнослужащие;
  • лица, награжденные наградами РФ или СССР;
  • лица, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подвергшиеся воздействию радиации;
  • несовершеннолетние лица;
  • беременные женщины;
  • одинокие лица, имеющие детей-инвалидов или несовершеннолетних детей и др.

Амнистия и помилование: понятие, особенности применения

Определение 1

Акт об амнистии — это специальный документ высшего органа власти государственного характера, который содержит определенные нормы юридической направленности, освобождающие от уголовной ответственности или же наказания, или смягчающего наказания по отношению к конкретной категории граждан, совершивших преступления, учитывая их предпринимательскую деятельность, а также виды, категории совершенных ими преступлений, назначенного судом размера наказания, фактического срока, который уже считается отбытым, возраста и пола данного лица, наличия на их иждивении детей, и принятие во внимание каких-либо заслуг относительно государства и общества, состояния здоровья, и других обстоятельств, характеризующих привлечение к ответственности уголовно характера лиц.

Амнистионный акт обычно объявляется Государственной Думой Собрания Российской Федерации Федерального характера основываясь на пункте «е» 103 статьи Конституции.

Законодательство уголовной направленности, которое действует на данный момент, занимается рассмотрением документа об амнистии и помиловании в качестве основания:

  • уменьшения срока наказания;
  • замены какого-то одного наказания на совершенно другое, которое является наиболее мягким;
  • освобождение от дополнительного или же основного вида наказания;
  • освобождение от ответственности уголовно характера, включая прекращение производства всех дел следственной направленности, а также дел, которые не рассматриваются судами, до момента вступления документа об амнистии в силу;
  • освобождение от последствий наказаний уголовно-правового характера.

Определенные условия имеющие четкую конкретику о использовании документов об амнистии не предусматриваются ни уголовным (о чем говорится в 84 статье Уголовного Кодекса), ни уголовно-процессуальным (статьи 27 пункт 3 часть 1 УПК), ни уголовно-исполнительным (статья 172 часть 1 пункт «д» УИК) законодательствами. Такая конкретизация имеет свое определенное место исключительно в актах об амнистии, а также варьируется в зависимости от причины принятия каждого такого документа.

Опиши задание

Документ о помиловании

Документ о помиловании является специальным актом высшего должностного лица страны — Президента Российской Федерации, содержит индивидуально-применительные нормы юридического характера, частично или же полностью, безусловно или условно освобождающие конкретное лицо, которое было осуждено за совершение преступления, от наказания (это имеет отношение и к дополнительному, и, конечно, к основному наказанию), сокращающие назначенного наказания, или заменяющее его на другое более мягкого вида, а также освобождения досрочного характера данного лица от уголовно-правовых последствий осуждения.

Замечание 1

Помилование происходит самим Президентом Российской Федерации на основании статьи 89 пункта «в» Конституции.

До 2002 года ходатайство о помиловании разбиралось Комиссией по определенным вопросам помилования при Президенте России после вынесения приговора обвинительного характера вместе с назначением конкретного наказания по отношению к лицу, которое совершило преступление. Специальным указом Президента Российской Федерации от 2001 года 28 декабря № 1500 «О комиссиях, которые занимаются вопросами помилования на территории субъектов Российской Федерации» Комиссия по вопросам помилования при Президенте России упразднена.

Замечание 2

На данный момент осуществляет свою работу комиссия по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации. Что же касается порядка по предоставлению ходатайства о помиловании, то он претерпел определенные изменения.

Испытательный срок

Освобождение от дальнейшего отбывания наказания вследствие документа о помиловании может быть условным.

Говоря другими словами, по отношению к лицу, которое было помиловано может назначаться определенный испытательный срок, на протяжении которого освобожденный от наказания обязан своим совершенно правильным поведением доказать, что теперь и впредь он ведет только правильный, то есть законопослушный образ жизни. В случае, если лицо, которое ранее было условно помиловано до момента истечения испытательного срока совершит новое преступление (по неосторожности или же умышленно), то наказание назначается в соответствии с правилами общего характера — по совокупности приговоров. Обязанности возлагаемые на помилованное лицо во время периода испытательного срока закрепляются в самом документе о помиловании. Сокращение или замена данного наказания более мягким его видом, носит безусловную направленность.

Читайте также:  Кто может оспорить наследство по завещанию, как и в какие сроки

Освобождение от ответственности уголовного характера устраняет порочащее лицо состояния судимости (об этом говорится в 86 статье Уголовного Кодекса).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Амнистия, помилование и судимость

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. «о» ст. 71, п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.

: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии.

В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Помилование

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания указа Президента РФ.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица, осужденного за совершение преступления (т. е.

в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания.

Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских прав и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности, поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

Погашение судимости означает безусловную автоматическую (т. е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определяемого согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Началом течения срока погашения судимости следует считать:

    • применительно к пп. «б» — «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ — день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания;
    • при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, — день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания.

Особенности исчисления срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания:

  • в таком случае срок погашения судимости начинает течь с момента условно-досрочного освобождения и с момента освобождения после фактического отбытия более мягкого вида наказания соответственно (ч. 4 ст. 86 УК РФ). При этом при замене лишения свободы более мягким видом наказания срок погашения судимости определяется по правилам, установленным пп. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ. При осуждении лица за несколько преступлений (ст. 69, 70 УК РФ) срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания.

Подробнее о снятии судимости

Снятие судимости означает утрату судимостью правового значения до истечения срока ее погашения. Судимость может быть снята:

    • актом об амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ),
    • актом помилования (ч. 2 ст. 85 УК РФ) либо
    • судом (ч. 5 ст. 86 УК РФ, ст. 400 УПК).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *