Выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей: что это такое, как применить обеспечение при транзите и временном ввозе груза

Юристам нашего центра регулярно задают вопросы, связанные с необходимостью внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и обоснованностью его расчёта. Расчёт размера обеспечения уплаты таможенных платежей устанавливает сумму, подлежащую оплате в качестве гарантии исполнения обязанности по внесению таможенных платежей.

Разбираемся, что такое таможенное обеспечение? Как рассчитывается его размер? В каких случаях его необходимо вносить, и как можно вернуть?

Что такое обеспечение уплаты таможенных платежей?

По своей сути, обеспечение таможенных платежей – это, в первую очередь, гарантия получения таможней определённой суммы таможенных платежей.

Термин «обеспечение» может быть использован в ряде случаев, в том числе:

  • при таможенном транзите (см. ст. 146 ТК ЕАЭС);
  • при таможенном режиме переработки груза вне таможенной территории (см. ст. 177 ТК ЕАЭС);
  • при временном ввозе (например, транспортных средств для личного пользования, см. ст. 264 ТК ЕАЭС);
  • при проведении таможней дополнительной проверки таможенной стоимости до выпуска товаров / выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей
  • ряде других случаев

Существует несколько способов внесения таможенного обеспечения.

Способы внесения обеспечения

В зависимости от ситуации и целей внесения обеспечения можно выделить следующие способы его предоставления:

Большая часть вопросов, как правило, связана именно с внесением обеспечения денежными средствами при выпуске товаров под обеспечение и направлением запроса таможни о предоставлении дополнительных документов и сведений.

Форма расчёта размера обеспечения

При выставлении обеспечения декларанту направляется форма расчёта размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В форме этого документа указываются, в том числе, следующие сведения в соответствующих графах:

  • Номер ДТ;
  • Количество товаров;
  • Описание для каждого товара;
  • Код ТН ВЭД ЕАЭС на товар;
  • Код страны происхождения;
  • Льготы и преференции;
  • Вес товара;
  • Количество;
  • Таможенная стоимость товара;
  • Код проверки;
  • Дополнительная информация, представленные документы;
  • Исчисление платежей (база, ставка, суммы, изменения);
  • Итоговый размер обеспечения
  • ФИО, должность таможенного инспектора и дата документа

Одной из ключевых граф формы расчёта таможенного обеспечения является графа «Дополнительная информация, представленные документы». В этой графе указывается информация об источнике анализа, на основании которого произведён расчёт.

Например, данная графа может содержать следующую информацию:

Информация получена с использованием мониторинг-анализ по ДТ № …

В подобных случаях расчёт размера обеспечения уплаты таможенных платежей произведён на основе статистической информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о ввозе идентичного или аналогичного товара.

Рекомендуем ознакомиться: «Индекс таможенной стоимости: как ввезти товар ниже риска?»

Помимо ссылки на конкретные декларации и заявленной в них таможенной стоимости товаров, в качестве источника информации для расчёта обеспечения могут использоваться, например, ценовые каталоги, заключения экспертизы и иные документы.

Возврат обеспечения

Порядок и процедуры возврата таможенного обеспечения определены действующим законодательством.

Рекомендуем ознакомиться: «Как вернуть обеспечение с таможни?»

Юристы нашего центра готовы оказать любую возможную помощь в возврате денежных средств, внесённых в качестве таможенного обеспечения, на любом из этапов, начиная с подготовки ответа на запрос таможни в рамках дополнительной проверки и заканчивая обжалованием корректировки таможенной стоимости в суде.

По некоторым вопросам, связанным с возвратом обеспечения уплаты таможенных платежей, наши юристы оказывают бесплатные юридические консультации.

Информация ФТС России от 29.07.2013. Таможенные документы

Недоставка товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, неисполнение Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков взятых на себя обязательств по оплате таможенных платежей по требованиям таможенных органов, несмотря на предпринимаемые ФТС России меры по урегулированию вопроса взыскания задолженности, продолжают наносить ущерб федеральному бюджету.

Как уже сообщалось, по состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд. рублей и составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами.

Сохраняется тенденция к увеличению такой задолженности и в последние годы: за 2010 год она составила 7,3 млн. рублей, за 2011 — 13,6 млн. рублей, за 2012 — 16,6 млн. рублей, за 5 месяцев 2013 года — 10,1 млн. рублей.

Федеральная таможенная служба с 14 августа 2013 года вынуждена изменить порядок применения книжек МДП по территории Российской Федерации.

На практике это означает, что с 14 августа к каждой перевозке товаров в/через Россию будут применяться меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза.

К указанным мерам относятся таможенное сопровождение, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута перевозки.

Принятие решения о применении таможенного сопровождения относится исключительно к компетенции таможенных органов, а установление маршрута перевозки товаров может применяться только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено любым из способов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, — денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством или залогом имущества.

Право выбора способа обеспечения предоставлено декларанту таможенной процедуры таможенного транзита. Помимо декларанта обеспечение при транзите товаров может быть предоставлено иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться или распоряжаться перевозимыми товарами.

Таким образом, импортер тоже может внести обеспечение за перевозчика с учетом того, что обеспечение может быть представлено как в таможенный орган отправления, так и в таможенный орган назначения.

Порядок предоставления и принятия обеспечения определен статьями 140, 141, 145 и 146 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

  • Обеспечение можно предоставить заблаговременно, еще до ввоза товаров, что позволит исключить случаи простоя транспортных средств в пунктах пропуска, связанные с оформлением обеспечения при открытии процедуры транзита.
  • Поручительство
  • При выборе поручительства в качестве способа обеспечения необходимо учитывать, что оформить поручительство при таможенном транзите можно несколькими способами.

Поручительство можно получить у организации, с которой ФТС России заключен договор поручительства по обязательствам нескольких лиц.

В настоящее время таких договоров заключено несколько, в том числе договоры поручительства с ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ» и ООО «Адал».

При этом такие организации обеспечили свои обязательства по договору поручительства посредством представления в ФТС России банковских гарантий, вследствие чего могут выдавать поручительства в пределах сумм предоставленных банковских гарантий.

Оформление поручительства со стороны таможенных органов осуществляется непосредственно при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, при этом поручительство может оформляться в виде бумажного документа или в виде электронного документа, оформляемого с применением электронных подписей.

При оформлении поручительства в виде бумажного документа перевозчик вместе с транзитной декларацией представляет в таможенный орган дополнение к договору поручительства.

При оформлении поручительства с применением информационных технологий достаточно указать в электронной копии транзитной декларации сведения о регистрационном номере дополнения к договору поручительства. Этот регистрационный номер сообщается перевозчику поручителем.

Оформление гарантийных сертификатов в пунктах пропуска в указанных случаях не требуется.

Технология оформления поручительства определена приказами ФТС России от 25 июля 2008 г. N 917 и от 10 февраля 2012 г. N 245.

Поручительство также можно оформить непосредственно в таможне, заключив с ней договор поручительства. Для этого лицо, которое имеет намерение стать поручителем, направляет в таможню отправления или таможню назначения с сопроводительным письмом проект такого договора.

Договор поручительства может быть заключен, если поручитель обеспечит принимаемые на себя по договору поручительства обязательства посредством предоставления в таможенный орган банковских гарантий.

Заключение договора поручительства таможней осуществляется по обеспечению обязательств одного лица (перевозчика).

В случае заключения договора поручительства выдается таможенный приходный ордер, на основании которого оформляется гарантийный сертификат, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

Денежный залог

При выборе денежного залога в качестве способа обеспечения необходимо учитывать, что денежный залог вносится в безналичном порядке на счет Федерального казначейства. Реквизиты счета Федерального казначейства можно получить на таможенном посту, в котором будет оформляться принятие обеспечения, либо отделе таможенных платежей таможни.

Документальное оформление факта принятия денежного залога осуществляют таможенные посты и отделы таможенных платежей таможен отправления и таможен назначения.

На основании платежного документа о внесении денежного залога таможенный орган выдает таможенную расписку, на основании которой оформляется гарантийный сертификат, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

Таможенная расписка выдается при условии поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Денежные средства на счет Федерального казначейства зачисляются, как правило, в течение рабочего с момента перечисления кредитными учреждениями указанных денежных средств при правильном заполнении реквизитов.

  1. После доставки товаров денежный залог может быть использован для уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении того же товара.
  2. Банковская гарантия
  3. В случае выбора банковской гарантии в качестве способа обеспечения имеется широкий выбор гарантов — более чем 200 банков и страховых организаций, чьи банковские гарантии принимают таможенные органы.

С реестром гарантов перед таможенными органами можно ознакомиться на официальном сайте ФТС России в сети Интернет www.customs.ru в разделе «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».

Читайте также:  Лицензия на добычу песка из карьера: условия и порядок получения

Банковская гарантия представляется в таможню вместе с сопроводительным письмом и документами, подтверждающими полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию. Если такие документы представлялись ранее, то их повторное представление уже не требуется.

В случае принятия гарантии выдается таможенный приходный ордер, на основании которого оформляется гарантийный сертификат, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

В целях оперативного принятия банковских гарантий разработаны их типовые формы, которые приведены в приложении к письму ФТС России от 12 января 2011 г. N 01-11/109.

  • Залог имущества
  • Для оформления договора о залоге имущества необходимо обратиться в таможню отправления либо в таможню назначения.
  • Практика показала, что при таможенном транзите товаров обеспечение в виде залога имущества, как правило, не используется.
  • Предварительное декларирование

Кроме того, в качестве обеспечения при транзите также могут быть использованы таможенные пошлины, налоги, уплаченные при предварительном таможенном декларировании товаров, при условии, что будет осуществляться транзит именно этих задекларированных товаров.

Для этого необходимо оформить соответствующее письменное заявление.

Использование сумм таможенных пошлин, налогов в качестве сумм обеспечения осуществляется с применением гарантийного сертификата, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

Необходимо учитывать, что сумм таможенных платежей, уплаченных по предварительной декларации, может быть недостаточно для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров.

Это связано с тем, что при таможенном транзите размер обеспечения определяется без учета льгот и преференций, которые заявлены при предварительном декларировании.

В указанной ситуации рекомендуется внести недостающую сумму обеспечения и оформить на нее еще один гарантийный сертификат.

Соответствующий порядок действий подробно изложен в приказе ФТС России от 15 июня 2012 г. N 1179.

В случае предоставления в таможенный орган генерального обеспечения (при применении поручительства, денежного залога и банковской гарантии) может быть оформлено несколько гарантийных сертификатов на общую сумму принятого генерального обеспечения.

Таможенные перевозчики

Участники внешнеэкономической деятельности также могут воспользоваться услугами таможенных перевозчиков. В этом случае предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров не требуется.

Таким образом, действующим законодательством определен широкий перечень способов обеспечения, применение которых позволяет избежать задержек при открытии таможенной процедуры таможенного транзита товаров в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Обеспечение уплаты таможенных платежей: способы

Большинство операций, подразумевающих перемещение грузов через таможенную границу, сводятся к импорту и экспорту. Авансовые платежи продавцам и необходимость найти крупные суммы для уплаты таможенных сборов задолго до момента конечной реализации товара часто останавливают начинающих предпринимателей от заключения выгодных, но растянутых во времени сделок.

Для поиска свежих бизнес идей можно покопаться в более сложных режимах ВЭД, к примеру, переработка вне таможенной территории, транзит и прочее. В отличие от простого импорта/экспорта, где для очистки товаров необходимо 100%-ное авансовое внесение таможенных платежей, в двух последних случаях субъекты ВЭД сталкиваются с понятием обеспечения таможенных платежей.

Что представляет собой таможенное обеспечение по ТК ТС

По ТК ТС таможенное обеспечение подразумевает выпуск товара с таможни без фактической отправки таможенных платежей, а под определённые гарантии со стороны декларанта.

При каких условиях применяется

Все случаи применения обеспечения можно разделить на безусловные и исключительные.

Первые всегда применяются при следующих режимах внешнеэкономической деятельности:

  • таможенный транзит;
  • переработка вне таможенной территории;

Почему применяется обеспечение: в идеале, при соблюдении режима транзита и переработки за границей таможенные платежи взиматься не должны, но государство всё же хочет «подстраховаться» от недобросовестности субъектов ВЭД, чтобы им было неповадно обманывать фискальные органы и укрываться от уплаты таможенных платежей.

Прикрываясь транзитом и переработкой, некоторые предприниматели фактически осуществляют беспошлинный импорт и экспорт: товар всегда может «застрять» на территории РФ во время транзита, и наоборот — «рассосаться» за рубежом во время переработки.

Исключительные — термин говорит сам за себя.

Это отдельно взятые таможенные прецеденты, связанные с различными временными межгосударственными договорённостями, форс-мажорами, переходными этапами и другими случаями, когда таможенные органы и субъект внешнеэкономической деятельности не могут в отведённые сроки однозначно договориться, в каком размере должны быть уплачены таможенные платежи (при этом задерживать товар на таможне юридически причин нет). Пример расчёта таможенных платежей онлайн калькулятором вот тут, а документы, необходимые для ведения внешнеэкономической деятельности вы найдёте в специальном разделе нашего ресурса.

Классификация исключительных случаев применения таможенного обеспечения довольно условна:

  • Изменение сроков уплаты таможенных платежей, предусмотренное международными договорами;
  • Выпуск товаров с последующими экспертизами (экспертизы в широком понимании: пробы продукции, дополнительные проверки, получение дополнительных сертификатов, подтверждений стоимости и прочее);
  • Выпуск товаров, отнесённых к условно выпущенным (когда товары должны быть размещены на таможенный склад, но фактически не могут быть там размещены);
  • Прочие случаи (таможенное регулирование это не сборник правил, а живой процесс, где каждый неоднозначный случай обязан быть рассмотрен индивидуально, однако на это уходит время, а таможенные органы не имеют права задерживать товар дольше, чем это предусмотрено законодательством РФ).

Отдельным пунктом выделяют:

  • Таможенное обеспечение для субъектов хозяйствования, занимающихся таможенной деятельностью: таможенные представители, владельцы СВХ, МБТ, собственники таможенных складов, уполномоченные экономические операторы, таможенные перевозчики.

Из приятного: обеспечение не требуется, если количество подлежащих уплате сборов не превышает эквивалент 500 евро.

Генеральное обеспечение

Если субъект ВЭД планирует в течение длительного времени работать в режиме, подразумевающем использование таможенного обеспечения, или покрыть соответствующим видом деятельности большую территорию, связанную с привлечением нескольких таможенных органов, то для облегчения работы он может оформить Генеральное обеспечение таможенных платежей (ГТО).

ГТО — это своего рода абонемент, который подтверждается одним из таможенных органов и признаётся остальными, задействованными в схеме поставок. ГТО действует на обозначенной территории определённый промежуток времени. Один таможенный орган принимает генеральное обеспечение и выдаёт подтверждения для предоставления в остальные задействованные таможенные органы.

В генеральном таможенном обеспечении как документе указывается:

  • Таможенный орган-принципал (который принял и подтвердил обеспечение);
  • Субъект ВЭД, его предоставивший;
  • Сумма обеспечения;
  • Срок действия;
  • Перечень таможенных операций, которые покрываются ГТО;
  • Если есть таможенный орган, в котором совершается несколько операций, то дополнительно указывается сумма, которую покрывает ГТО по данному органу.

Размер обеспечения

Размер таможенного обеспечения для безусловных случаев определяется согласно кодам ТН ВЭД без учёта преференций и льгот:

  1. Для таможенного транзита – полная пошлина и НДС, обязательные к оплате при импорте;
  2. При вывозе для переработки – полная экспортная пошлина (если применима), обязательная к оплате при экспорте. О документах, подтверждающих экспорт, читайте здесь. Эта информация будет особенно полезна начинающим участникам ВЭД;
  3. Для подакцизного товара в РФ существуют отдельные требования по размеру таможенного обеспечения, сейчас это определённые фиксированные суммы. Ставки акцизов вы можете посмотреть в предыдущей статье.

Из неприятного:

  • При процедуре таможенного транзита принимаются во внимание таможенные ставки государств Таможенного Союза. Если они отличаются от ставок РФ, то к расчёту принимается максимальная, как если бы товар оказался на территории этого государства с максимальной ставкой.
  • Для исключительных случаев размер таможенного обеспечения рассчитывается, исходя из имеющихся данных о товаре, при наличии нескольких вариантов к расчёту приминается максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
  • В случае если субъект ВЭД подозревается в определённом виде мошенничества, то к базовой максимальной сумме прибавляются размеры потенциально применимых штрафов, которые бы были применены, если случай мошенничества был бы подтвержден.
  • Для случаев, когда нет исходных данных для подсчёта потенциальных пошлин (не подтверждена стоимость, нет данных по коду), — применяется информация по стоимости аналогичного, на взгляд таможни, товара.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Таможенное обеспечение — это своего рода залог, где субъект ВЭД выступает залогодателем, а таможенный орган залогодержателем. К этим отношениям могут привлекаться третьи стороны – поручители.

Теперь о видах залогов — они же способы обеспечения.

Залогом может стать любое имущество — собственность объекта ВЭД.

Залог имущества

Оформляется в виде договора о залоге имущества между таможней и декларантом (юр. лицом).

Нельзя заложить:

  • ранее заложенное имущество;
  • имущество, находящееся за пределами РФ;
  • быстро портящиеся товары;
  • объекты и продукцию энергетической промышленности.

Банковская гарантия

Может быть предоставлена банком, страховой или другой кредитной организацией, включённой в реестр таможенных гарантов. В течение трёх дней таможенный орган обязан проверить поданную гарантию и подтвердить её, или отказаться принять.

Отказом для принятия банковской гарантии может послужить неправильное оформление документов или превышение сумы общего лимита гаранта. Поэтому лучше справки по своему потенциальному гаранту уточнять заранее на таможне.

Поручительство

  • Смысл поручительства, как способа обеспечения уплаты таможенных платежей, такой же, как и банковской гарантии, только гарант не включён в таможенный реестр, и предложение рассматривается не 3, а 15 дней.
  • Для того чтобы таможня одобрила поручителя, необходимо, чтобы он отправил на таможню предложение рассмотреть его кандидатуру, приложив проект трёхстороннего договора поручительства или двухстороннего договора плюс согласие декларанта принять поручительство.
  • Желание поручителя стать гарантом опять же должно быть подкреплено надёжной банковской гарантией.
Читайте также:  Статья 282 уголовного кодекса российской федерации - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

Внесение денежного залога на счёт ФК

Отправив всю сумму, необходимо получить таможенную расписку, которую потом нужно предоставить в конкретный таможенный орган для получения гарантии. Хотя деньги и лежат у таможни на счету, отдельно взятый таможенный орган об этом ничего не знает.

При возникновении полных или частичных обязательств по гарантии возможны следующие варианты движения средств:

  • Сумма пошлин и налогов вычитается из внесённой суммы залога и засчитывается в счёт уплаты будущих таможенных платежей (оставшиеся деньги по истечению срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или засчитываются в счёт будущих операций);
  • Сумма пошлин и налогов отдельно вносится плательщиком, а сумма залога возвращается ему в полном объёме (или по желанию засчитываются в счёт будущих операций);

Поручительство должно быть подкреплено банковской гарантией.

Самым простым способом получения таможенного обеспечения на первый взгляд является денежный залог, но это экономически выгодно только, если суммы небольшие и в конечном итоге платежи действительно будут подлежать оплате.

Для случаев, когда пошлины и налоги все же не будут удержаны, лучше воздержаться от беспроцентного замораживания крупных сумм на счетах таможни и воспользоваться одним из видов неденежных залогов.

Возможные проблемы

Для новичка в сфере ВЭД информация о существовании таможенного обеспечения может показаться сложной и противоречивой, однако, на практике процесс сводится к нескольким простым действиям.

Вот мнение специалиста на тему способов обеспечения уплаты таможенных платежей:

При слаженной деятельности проблем организационного характера появляются редко, в отличие от финансовых.

Последние же возникают в тех случаях, когда у таможенных органов появляется почва для увеличения суммы таможенного обеспечения.

Чтобы предотвратить подобные спекуляции со стороны таможни необходимо заранее подготовить всю информацию по товару и согласовать коды ТН ВЭД в тарифном отделе своей региональной таможни.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

Таможенный транзит — практическое применение в импорте

Перейти к содержимому

Таможенный транзит — новая таможенная процедура, введённая таможенным кодексом ЕАЭС вместо ушедших в прошлое внутреннего в внешнего таможенного транзита. Тем не менее на профессиональном сленге эту процедуру по-прежнему принято называть ВТТ.

Что такое таможенный транзит?

Порядок таможенного транзита зафиксирован в главе 22 ТК ЕАЭС, которая начинается с определения в ст.142:

Таможенная процедура таможенного транзита — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Проще говоря, это возможность для декларанта (в нашем случае, импортёра) оформлять товар не обязательно на первой таможне после границы, а на любом другом посту на территории таможенного союза.

Важно то, что помещённый под процедуру таможенного транзита товар не считается выпущенным в свободное обращение, а значит, не требует уплаты пошлин, лицензирования, предъявления документов соответствия и т.п.

Для чего нужен ВТТ?

Таможенный транзит товаров всегда сопряжён с дополнительными расходами и рисками, речь о которых пойдёт ниже. Поэтому импортёр должен иметь достаточные основания для выбора данной процедуры.

В каких случаях применение процедуры таможенного транзита будет вам полезно:

  • Пересечение границы таможенного союза в другой стране — наиболее естественная и очевидная причина. Если груз ввозится из Китая через Казахстан, то российскому импортёру однозначно удобнее оформлять его в России, на русском языке.
  • Отсрочка оплаты таможенных платежей — особенно актуально для мультимодальных контейнерных перевозок при больших расстояниях от порта прибытия до конечного пункта назначения. Например, путь из Владивостока в Екатеринбург по железной дороге может занимать до 3х недель.
  • Подтверждение таможенной стоимости при ввозе ниже риска. Несмотря на декларируемое ФТС единообразие правоприменения и единую базу статистики, шанс успешно выпуститься по заявленной стоимости может сильно отличаться в зависимости от конкретного таможенного поста. Некоторые из них снискали себе дурную славу самых бескомпромиссных и «упёртых», с таких лучше сразу увозить свой товар. Разумеется, речь идёт о товарах с ИТС ниже риска.
  • Различия в подходах к идентификации товара для целей нетарифного регулирования. Вся «нетарифка» (сертификаты, нотификации, лицензии и т.п.) прописаны в законодательстве, но вот вопрос отнесения конкретного товара к той или иной группе всегда остаётся на усмотрение выпускающего инспектора. И горе импортёру, попавшему с технически сложным товаром к неквалифицированному таможеннику! Последний может затребовать ворох дополнительных бумаг просто для перестраховки. Оплата простоя и расходы на экспертизу — самые малые из возможных в таком случае неприятностей.
  • Успешный опыт выпуска на конкретном посту, доверие и неформальные связи, как положительный пример предыдущего пункта. И речь здесь идёт не о коррупции, а в большей степени о хорошей репутации и доверии к импортёру или брокеру. В качестве примера я могу привести одного из своих партнёров — компанию АйКастомс. Она специализируется на выпуске электронных компонентов. Авторитет и качество экспертизы этого брокера признаются всеми участниками процесса, в том числе и инспекторами таможенных постов в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга, что значительно облегчает выпуск.
  • Разница в стоимости складов временного хранения (СВХ). Как известно, СВХ не относятся напрямую к таможне. Это коммерческие организации, уполномоченные таможней на предоставление соответствующих услуг, де-факто монополисты на отдельно взятом посту. Если Вам точно известно, что выпуск товаров затянется (в связи с обязательным прохождением санитарного, ветеринарного, радиационного контроля и т.п.), лучше проводить его на недорогом складе.
  • Желание импортёра лично присутствовать при досмотре и других таможенных процедурах. Согласитесь, это удобнее организовать на таможне в своём городе.

Иногда импортёру вообще не остаётся выбора, когда процедура таможенного транзита изначально заложена в готовое логистическое решение. Например, высокая скорость китайского контейнерного экспресса, следующего до Подмосковного Ворсина, во многом достигается как раз за счёт оформления ВТТ на все без исключения грузы, что позволяет экономить массу времени на границе.

Порядок оформления таможенного транзита

Партия товара помещается под процедуру таможенного транзита таможенным органом на основании заявления декларанта. Но самостоятельное оформление — путь неоправданно хлопотный и затратный. В реальной жизни этим «на потоке» занимаются транспортные компании, поэтому самый верный способ — запросить ВТТ у компании, оказывающей вам услуги перевозки.

Итак, для перевозки товара под процедурой ВТТ силами ваших логистов им необходимо предоставить:

  • инвойс и упаковочный лист, заверенный печатью отправителя;
  • оригинал транспортного документа международной перевозки: коносамента, CMR, ж/д или авианакладной;
  • уставные документы вашей организации;
  • доверенность тому, кто будет непосредственно заниматься оформлением и работать с грузом (скорее всего, уже оформлена на транспортную компанию);
  • наименование и реквизиты таможенного поста назначения.

Всё остальное приличный экспедитор сделает сам. На оформление процедуры уходит один рабочий день. Для всех документов, кроме доверенности, обычно достаточно сканов с печатями.

При помещении груза под процедуру ВТТ на него выдаётся отдельная транзитная декларация, которую нужно будет обязательно приложить к пакету документов для окончательного выпуска на посту назначения.

Сколько стоит таможенный транзит грузов?

Сама по себе процедура таможенного транзита бесплатна. Но сложность в том, что уезжая с таможенного поста, вы обязаны предоставить гарантию уплаты всех пошлин и сборов — так называемое «обеспечение таможенного транзита».

Теоретически можно самостоятельно внести обеспечительный платёж или оформить залог на товары, но все перечисленные варианты требуют времени, денег и связаны с бюрократической волокитой. На рынке таможенных услуг работают компании, готовые гарантировать ваши обязательства своими средствами.

Чтобы воспользоваться ими, достаточно приобрести гарантийный сертификат (ГС). Его стоимость составляет в районе 3000 рублей.

В качестве альтернативы можно воспользоваться услугами лицензированного таможенного перевозчика, уполномоченного делать ВТТ без предоставления гарантий. Но его услуги будут дороже, в итоге вы получите примерно те же цифры.

Это все платежи, непосредственно связанные с оформлением транзита. Гораздо важнее другое! Для расчёта экономики реальной поставки необходимо учесть косвенные расходы:

  • непосредственную стоимость перевозки от поста к посту плюс непременный простой транспортного средства на время выпуска на посту прибытия;
  • услуги возникшего в логистической цепочке второго склада временного хранения (СВХ);
  • возможные санкции линии за сверхнормативное использование контейнера (демерредж). Планируя доставку с ВТТ, заранее уточняйте включённый в тариф период бесплатного использования контейнера, а также ставку по его истечении;
  • дополнительный тариф за сдачу порожнего контейнера в месте, отличном от порта прибытия — так называемый «дроп-офф» (от англ. drop off — сбрасывать, скидывать). Обратите внимание, что ставки дроп-офф «плавают» в зависимости от динамики грузопотока линии, поэтому всегда обновляйте их непосредственно перед отправкой.
Читайте также:  Как забрать заявление из полиции или написать отказ

Риски и «подводные камни»

Помимо дополнительных затрат, процедура таможенного транзита в силу своих особенностей несёт и дополнительные риски:

  • Двойной риск контрольных мероприятий в отношении ваших товаров. Таможенный кодекс предписывает не взимать пошлин и сборов на транзитном таможенном посту, но никак не ограничивает его в проведении контрольных мероприятий. Поэтому риск попасть на взвешивание, рентген или досмотр увеличивается ровно вдвое, т.к. может возникнуть на любом из двух постов. Более того, сам факт помещения товаров под процедуру ВТТ увеличивает вероятность проведения весового, санитарного, радиационного контроля и т.п. Да и просто по-человечески противно, когда «клиент» уходит к конкурентам, поэтому инспектора транзитных постов любят вредничать!
  • Отсутствие возможности изменить место назначения. Имейте в виду, что таможенный транзит оформляется один раз, и пост назначения, указанный в транзитной декларации, является окончательным. То есть нельзя сделать ВТТ на ВТТ.
  • Ограничение предельного срока таможенного транзита. Таможенный кодекс ЕАЭС в ст.144 даёт расплывчатую формулировку о том, что предельный срок устанавливается таможенным постом отправления, руководствуясь «обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства». В реальной жизни таможня устанавливает реалистичные, но довольно жёсткие рамки завершения таможенного транзита. Например, для автомобильной перевозки срок определяется из расчёта 400-500 км за 1 день пути с округлением в большую сторону. Для железнодорожной перевозки действует особый порядок: 2000 км за 1 месяц, но не менее 7 календарный дней.

Вместо заключения

Возможно, эта статья несколько запоздала, так как массовое использование процедуры ВТТ уходит в прошлое.

С развитием цифровых технологий таможня предоставляет участникам ВЭД более технологичные решения. В частности, возможность подачи деклараций через центры электронного декларирования (ЦЭД) для удалённого выпуска товаров, фактически находящихся на другом конце страны. Но это тема для отдельной статьи.

Если Вас интересуют услуги импорта товаров с использованием процедуры ВТТ, свяжитесь со мной или оставьте Ваш номер и я перезвоню.

Поделиться ссылкой:

А. Периодические платежи при временном ввозе

  • При помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) применяется:
  • полное условное освобождениеот уплаты таможенных платежей в установленных случаях;
  • частичное освобождение от уплаты таможенных платежей

Случаи полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18. июня 2010 г. № 331.

  1. Например, предусмотрено предоставление освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временный ввоз которых не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации.
  2. Максимальный срок временного ввоза товаров с применением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не более 1-го года.
  3. При частичном условном освобождении от уплаты ввозных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории ТС уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации декларации, поданной для помещения таких товаров под процедуру временного ввоза (допуска).
  4. По выбору декларанта сумма ввозных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под процедуру временного ввоза (допуска):
  5. — за весь установленный период срока действия этой процедуры;
  6. — периодически, но не реже чем раз в 3 (три) месяца.
  7. Периодичность уплаты сумм ввозных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа (график погашения).
  8. Общая сумма ввозных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета льгот по уплате ввозных пошлин, налогов.

Таможенные сборы за таможенные операции при помещении товаров под процедуру временного ввоза как с полным условным, так и частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежат уплате при подаче таможенной декларацию. Впоследствии такие суммы не учитываются при вышеуказанном расчете.

  • Сумма периодических таможенных платежей исчисляется по следующей формуле:
  • ТПвв = (ТП х 3)/100
  • где ТПвв — сумма периодического таможенного платежа, подлежащего уплате за один полный или неполный кален­дарный месяц;
  • ТП — сумма таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения либо экспорте.
  • ТП = (таможенная пошлина + НДС + акциз) х 0,03 + таможенные сборы за таможен­ное оформление.
  • Расчет суммы периодического таможенного платежа (S) осуществляется исходя из ста­вок таможенных платежей и курсов иностранных валют, действующих на день принятия декларации на товар с заявленной таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

Таможенный орган не вправе требовать уплату перио­дических таможенных платежей более чем за три месяца сразу. По желанию плательщика периодические платежи могут быть уплачены одновременно более чем за три месяца в пределах установленного срока временного ввоза (вывоза).

Сроком уплаты первого периодического таможенного платежа является день выпуска декларации на товары, в соответствии с которой товары помещаются под таможенный режим временного ввоза (вывоза).

Конк­ретные сроки уплаты последующих периодических тамо­женных платежей за каждый календарный месяц в пре­делах срока временного ввоза (вывоза) устанавливает таможенный орган, предоставивший разрешение на вре­менный ввоз (вывоз) товаров.

При этом предельным сроком уплаты периодического таможенного платежа за очеред­ной месяц является последний день месяца, предшествую­щего месяцу, за который производится уплата периодичес­кого таможенного платежа.

Пример 1

Фирма ОАО «Дилижанс» ввезла и поместила под процедуру временного ввоза автобус. Таможенная стоимость товара составляет 1 350 000 руб. Срок временного ввоза с 14.02. по 21.12. Декларант уплачивает таможенные платежи периодически.

Декларация подана и выпущена в феврале. Первый платеж составляет сумму периодических платежей, подлежащую уплате за 2 месяца. Товар облагается пошлиной по ставке 10% от таможенной стоимости и НДС по ставке 18% от налогооблагаемой базы.

8702 10 112 0 – – – – автобусы, предназначенные для перевозки более 120 человек, включая водителя 10%
  1. Требуется рассчитать периодические платежи и составить график их погашения из расчета дальнейшей уплаты 1 раз в 3 месяца.
  2. Методика решения задачи:
  3. Задача решается в 7 этапов.
  4. Определяется сумма подлежащих уплате таможенных сборов.

Поскольку таможенная стоимость данного товара находится в диапазоне между 1200 тыс. руб. и 2500 тыс. рублей, то — за совершение таможенных операций уплате подлежат сборы в сумме 5500 рублей.

  • Определяется сумма таможенной пошлины без учета льгот и преференций, которая подлежала бы уплате при выпуске товара в свободное обращение.
  • (1 350 000 х 10)/100 = 135 000 руб.
  • Определяется сумма НДС которая подлежала бы уплате при выпуске товара в свободное обращение.
  • (1350 000 + 135 000)х 18 /100 = 267 300 руб.
  • Определяется сумма периодического платежа за полный (неполный месяц).
  • Пошлина 135 000 х 0,03 = 4050 руб.
  • НДС 267 300 х 0,03 = 8019 руб.
  • Общая сумма пошлин и налогов, подлежащая уплате за каждый полны и неполный месяц.
  • 4050 +8019 = 12069 руб.
  • Определяется сумма первого платежа (за 2 месяца) с учетом уплаты сборов за таможенные операции.
  • По пошлине 4050 х 2 =8100 руб.
  • По НДС 8019 х 2 = 16038 руб.
  • Общая сумма пошлин и налогов за 2 месяца: 16 038 + 8100 = 24138 руб.
  • Общая сумма пошлин и налогов за 2 месяца с учетом сборов за таможенные операции:
  • 24138+ 5500 =29 638 руб.
  • Определяется сумма, подлежащая погашению исходя из количества полных и неполных месяцев периода временного ввоза и суммы уплаченного первого платежа.
  • В примере срок временного ввоза составляет 11 месяцев.
  • Подлежит погашению сумма:
  • (12069 х 11) – 24138 =108 621 руб.
  • Составляется график погашения.
14.05. 14.08 14.11.
36 207 36 207 36 207
  1. Особенности помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
  2. При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товаров, в отношении которых декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в таможенной процедуре временного ввоза (допуска) уплачивались таможенные пошлины, налоги, при частичном условном освобождении от уплаты пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под процедуру выпуска для внутреннего потребления, и пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с процедурой временного ввоза.
  3. При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном таможенным законодательством.
  4. Пример 2.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *