Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Фактический захват лица или просто задержание — комплекс мероприятий, осуществляемый правоохранительными органами, полицией в том числе. Человек при этом лишается возможности свободно передвигаться.

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Что такое задержание?

Задержание — термин, имеющий множество трактовок.

Во-первых, задержание можно охарактеризовать, как следственное действие неотложного характера. Это ограничение свободы лица сроком не более чем на 72 часа. Основания для задержания, в данном случае, подозрения в совершении преступления. Захват лица вправе осуществлять следователь или орган дознания.

Во-вторых, задержание может являться административной мерой, которую предусматривает статья 240 УК РФ. Лицо, совершившее административное нарушение, подвергается захвату сроком не более чем на 3 часа.

В-третьих, на обычном бытовом языке задержание — любая форма ограничения личной свободы человека. Захват осуществляется одним из способов: насильственным и ненасильственным.

В-четвертых, захват понимается как действие лица, направленное на физическое удержание правонарушителя с целью доставки его в правоохранительные органы или орган власти для разъяснения всех обстоятельств.

Подозреваемые содержатся в специальном помещении под пристальным наблюдением охраны в условиях отсутствия угрозы для здоровья и жизни. Согласно правилам содержания подозреваемых, установленных правительством России, назначаются нормы питания, медицинского обслуживания.

Цели задержания

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Основания задержания лица имеют определенные цели и к ним относится следующее:

  • пресечение возможности подозреваемого лица продолжать свою преступную деятельность и воспрепятствовать установлению истинных причин преступления согласно уголовному делу;
  • пресечение возможности уклонения подозреваемого от уголовной ответственности;
  • пресечение скрытия.

То есть задержание помогает выяснить, причастен ли человек к определенному преступлению. Кроме того, оно помогает решить вопрос о мере пресечения для подозреваемого лица.

Задержание и основания

Основания для задержания гражданина должны быть, конечно, аргументированными. Захват лица возможен, если имеются сведения о фактах, накладывающих подозрения на гражданина. Статья 91 часть 1 Уголовного кодекса РФ состоит из перечня ситуаций, по которым определенный гражданин может быть задержан.

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

К ситуациям относятся:

  • факт обнаружения человека на месте преступления или во время его совершения;
  • установление личности подозреваемого со слов и описания очевидцев или потерпевших;
  • обнаружение следов преступления на теле или одежде подозреваемого во время обыска.

Согласно статье 91 части 2 УК РФ, захват гражданина возможен, если имеются иные основания процессуального задержания, которые свидетельствуют о том, что подозреваемый имеет прямое отношение к преступлению. Кроме того, скрытие, уклонение от ответственности также могут являться основанием для задержания.

Задержание лица возможно лишь тогда, когда за совершенное преступление может быть назначен определенный срок. Правильная классификация преступления — законность насильного захвата гражданина.

Кто осуществляет задержание?

Основанием для задержания являются ситуации, при которых гражданин подозревается в совершении преступления. Захват осуществляют только лица, имеющие право производить его.

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Задержание может быть осуществлено:

  1. Сотрудниками полиции, даже в случаях, когда преступление носит административный характер. Полицейские вправе составлять протокол задержания.
  2. Сотрудниками охранных структур, которые осуществляют надзор за хозяйственными, образовательными, финансовыми и прочими предприятиями.
  3. Сотрудниками военной автоинспекции, когда нарушаются требования ПДД. Чаще всего нарушение носит административный характер.
  4. Сотрудниками пограничной службы, если лицо пытается незаконно проникнуть на территорию Российской Федерации, обойдя таможенные процедуры.
  5. Сотрудниками Государственного наркоконтроля, когда дело касается незаконного оборота наркотических или психотропных веществ.
  6. Судебными приставами.

Процессуальный порядок задержания подозреваемых

Основанием для задержания подозреваемого является факт причастности к определенному преступлению. Данный гражданин задерживается и доставляется в орган дознания. С ним работает дознаватель, который составляет протокол.

Процессуальное задержание не должно длиться более 3 часов. Акт захвата подозреваемого состоит из нескольких пунктов, в которых указываются личные данные человека, информация о дознавателе от фамилии до мелких деталей биографии.

Также в акте прописывается информация о преступлении, мотивах подозреваемого, рассказах очевидцев. Задержанное лицо знакомится со своими правами, которые прописаны в статье 46 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Для подтверждения протокола необходимы подписи двух сторон.

Основания для задержания излагаются с указанием источников, благодаря которым стала известна личность подозреваемого.

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Если подобными источниками служат материалы из оперативной и розыскной деятельности, то можно указать сообщение, поступившее от оперативной службы, выяснившей обстоятельства преступления. О задержании информируется прокурор. Доклад доставляется только в письменном виде не позднее 12 часов после задержания.

Срок задержания

Существуют временные периоды задержания. Например, максимальный срок составляет 48 часов. Срок может быть продлен по решению суда до 72 часов, это помимо 48 часов основного времени.

Всем известно, что судебные тяжбы — это долгий процесс. В судебном порядке срок задержания подозреваемого лица может быть продлен, если необходима явка защитника, без которого не может обойтись ни одно судебное слушание.

Неформальные правила

Неформальные правила помогают справиться со стрессом и исключить сложности во время задержания.

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Необходимо четко соблюдать ряд правил.

Ничего и никогда не нужно объяснять сотрудникам полиции, приставам или следователям самолично или самостоятельно. Все эти перечисленные лица являются вашими противниками, как бы грубо это ни звучало. Не давайте никаких комментариев, пока на вашу защиту не встанет профессионал — адвокат.

  • Нельзя соглашаться на услуги адвокатов, предложенных прокурором или следователем.
  • Показания лучше давать после подробной консультации адвоката, который посоветует, что и как говорить.
  • Показания менять ни в коем случае нельзя — создается нехорошее впечатление у судей.
  • Адвокат должен быть один на весь судебный процесс, смена защитника — плохое решение.
  • Нельзя отступать от линии защиты, которую помогает выстроить адвокат, следуйте ей во что бы то ни стало.

Важно помнить, что существует конституционное право не свидетельствовать против себя самого или родных людей, даже если вы просто свидетель по уголовному делу. Опасные вопросы можно игнорировать или просто отказаться на них отвечать.

Задержание несовершеннолетних граждан

Рассмотрим основание и порядок задержания лиц, не достигших 18-летнего возраста. Задержание возможно лишь после информирования родителей или опекунов. Кроме того, составление протокола задержания возможно лишь в присутствии перечисленных лиц. Несовершеннолетние граждане не могут самостоятельно принимать решения, это вправе делать только родители.

Основания для задержания несовершеннолетних граждан такие же, как в случае со взрослым населением. Содержатся подозреваемые, не достигшие 18-летнего возраста, отдельно от взрослых. Все остальные детали захвата осуществляются по общим правилам.

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Применение уголовно-процессуальных мер по отношению к несовершеннолетнему обвиняемому или подозреваемому имеет определенную специфику. Эта специфика предопределяется правовым статусом несовершеннолетнего гражданина и совокупностью процессуальных и уголовных норм, которые регламентируют особенности производства дел.

Соблюдение требований закона при задержании, доставлении гражданина, досмотр и изъятие его вещей

8 мая 201817 мая 2018 Публикации и практика.Уголовные правоотношения

Соблюдение требований закона при задержании, доставлении гражданина, досмотр и изъятие его вещей.
Каждый по отдельности Федеральный закон от 07.02.

2011 N 3-ФЗ “О полиции”, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет процедуру задержания, доставление гражданина, досмотр и изъятие его вещей.
Сотрудник полиции должен представиться, назвать свою должность, звание и фамилию, сообщить причину и цель обращения.

Вы в праве потребовать предъявить служебное удостоверение и сотрудник полиции должен вам его показать. Должен разъяснить причину и основания по которым ограничивает ваше право на передвижение.

Основания в лишение возможности свободно перемещаться в каждом вышеуказанном нормативном акте различные, также и сама процедура в задержании имеет некоторые различия, но принципы по защите прав и свобод гражданина схожи.
Рассмотрим порядок и основание задержание, доставление гражданина, досмотр и изъятие в каждом законе в отдельности.
1.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ).
В соответствии со ст.

91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Кроме этого, при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо может быть задержано, если: (а) следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меру пресечения в виде заключения под стражу;
(б) если пыталась скрыться;
(в) не имеет постоянного места жительства;
(г) не установлена его личность.
После того как вас доставили в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть оформлен протокол задержания. В протоколе указываются основания и мотивы задержания и другие обстоятельства его задержания.
Как правило личный обыск проводится в каждом случае задержания подозреваемого. О необходимости проведения личного обыска подозреваемого сразу после его задержания свидетельствует и часть 2 статьи 92 УПК РФ, предписывающая фиксировать его результаты прямо в протоколе задержания.
Личный обыск подозреваемого до вынесения соответствующего постановления невозможен. Обыскать задержанного можно лишь после возбуждения уголовного дела в при присутствии понятых. Необязательно только наличие постановления о производстве обыска.
На практике, проводимый по существу личный обыск прямо на месте фактического задержания до возбуждения уголовного дела к процессуальному мероприятию, предусмотренному УПК РФ не имеет. Во время фактического задержания лица, сотрудники правоохранительных органов проводят его досмотр, предусмотренный п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п.п. 16 п.1 ст. 13 закона «О полиции», административным досмотром (ст. 27.7 КоАП РФ), освидетельствованием (ст. 179 УПК РФ), осмотром места происшествия. Подобные действия по отысканию и изъятию предметов, документов или ценностей, которые, не имея строго установленного правового режима, являются некими суррогатами личного обыска. Результаты таких мероприятий, хотя прямо противоречат целому ряду положений УПК РФ, тем не менее, в дальнейшем прекрасно используются в доказывании по уголовному делу.
Конечно, подобная практика не является повсеместной. Так, при совершении преступлений коррупционной направленности в ходе оперативного эксперимента, когда подготавливают материалы и доказательства продумывают заранее, перспектива дела просчитана следователь возбуждает уголовное дело (прямо на месте происшествия, если это не сделано ранее) и проводить по возбуждённому уголовному делу личный обыск в соответствии со ст. 184 УПК РФ.
Подозреваемый, который был задержан в вышеупомянутых случаях должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания.
Он имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких родственников о своём задержании и месте нахождения. По просьбе подозреваемого следователь, дознаватель должен обеспечить участие защитника. Адвокат допускается в дело с момента фактического задержания.
II. Административное задержание и доставление.

Читайте также:  Ликвидация фонда: порядок и особенности процедуры

Доставление. Это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение ОВД, военной прокуратуры, органа местного самоуправления или иное служебное помещение.

Такая принудительная мера применяется к правонарушителям в целях составления протокола об административном правонарушении в том случае, если нет возможности составить его на месте выявления правонарушения, а эта процедура обязательна.

По своей природе доставление является частью административного задержания.

Доставление применяется только в случаях совершения серьезного правонарушения, когда имеется реальная угроза жизни, здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, правонарушитель пытается скрыться или оказывает сопротивление законным требованиям сотрудников милиции. В таких ситуациях они обязаны прежде всего пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции.

При подобных обстоятельствах, когда, как правило, установить личность, проверяя документы, или составить протокол на месте невозможно, милиция вправе не только принудительно доставить правонарушителя, но и применить к нему физическую силу, специальные средства и даже оружие.

Доставление осуществляется также в случае, когда у сотрудника милиции, заметившего гражданина, имеющего подозрительный внешний вид или поведение, возникают серьезные основания подозревать в этом человеке разыскиваемого преступника. В таком случае сотрудник милиции в соответствии с Уставом ППС обязан предпринять меры по проверке подобного лица.

В таких условиях наиболее безопасно проверить документы и установить личность подозреваемого в отделении милиции.

Доставление в отделение может быть применено при отсутствии у лица каких-либо документов. Если гражданин не совершил иных правонарушений в общественном месте, то на этом контакт с сотрудниками милиции после установления личности в отделении должен быть закончен.

Гражданин, личность которого устанавливается, должен находиться в помещении отделения милиции, а не за решеткой в камере (в простонародье называемой обезьянником), куда отправляют лиц, в отношении которых применено административное задержание.

Проводя мероприятия по установлению личности гражданина в отделении милиции при отсутствии с его стороны каких-либо правонарушений, сотрудники милиции не вправе применять такие меры, как личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при доставленном.

КоАП не устанавливает срок доставления, однако закреплено, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок.

Перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять доставление, содержится в ст. 27.2 КоАП. К ним относятся:

  • • должностные лица органов внутренних дел;
  • • военнослужащие МВД;
  • • военнослужащие внутренних войск МВД;
  • • должностные лица органов, на которые возложен надзор за соблюдением правил пользования транспортом при выявлении административных правонарушений на транспорте;
  • • должностные лица военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных сил РФ;
  • • должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды при выявлении правонарушений в соответствующей сфере;
  • • военнослужащие органов и войск пограничной службы при выявлении нарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ;
  • • должностные лица таможенных органов при выявлении нарушения таможенных правил.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном задержании.

В протоколе указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут вноситься объяснения доставленного.

Если задержанный оказал неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т. п.), в протоколе о доставлении это обязательно должно быть зафиксировано.

Напомним, что отсутствие у сотрудника милиции бланков протоколов об административном правонарушении или квитанций о взыскании штрафа на месте не может служить основанием для доставления гражданина в отделение милиции. В таких случаях дисциплинарную ответственность должен нести сотрудник милиции за неготовность к несению службы.

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица (гражданина).

Данная мера может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления об административном правонарушении.

Это не мера наказания, хотя органы милиции часто используют его для применения неоправданного насилия, ограничения свободы физического лица с целью оказания психологического давления, в том числе с угрозой применения таких мер.

Цель административного задержания – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда данная процедура обязательна, но на месте сделать это невозможно. В отличие от доставления основанием для применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

Как проходит задержание полицией для установления личности?

В течение всей жизни ни один человек не застрахован от задержания сотрудниками полиции с целью установления личности. Это вполне обыденное событие, обоснованное законодательством, пройдёт значительно проще, быстрее и безболезненнее для всех участников, если знать права и обязанности обеих сторон во время процедуры.

Суть понятия

Задержание — это ограничение свободы перемещения гражданина, осуществляемое органами правопорядка для дальнейшего перемещения личности в представительства органов власти. Производитьзадержаниеможетбольшоеколичествоработниковразличныхструктур:

  • полиция;
  • автоинспекция;
  • государственные охранные подразделения;
  • судебные приставы;
  • сотрудники государственного контроля по обороту наркотической продукции;
  • все виды пограничных служб.

Однако стоит понимать, что одного желания любого представителя власти недостаточно, и для задержания необходимы хоть какие-то причины, коих в законодательстве, в совокупности, достаточное количество. Итак, при задержании должна быть указана хотя бы одна причина из нижеследующего списка:

  • установление личности задержанного;
  • нарушение комендантского часа;
  • розыскные мероприятия;
  • подозрение в совершении преступления;
  • исполнение судебного постановления об аресте или принудительных мер лечения/воспитания;
  • оформление протокола об административном правонарушении;
  • незаконное проникновение на охраняемые объекты;
  • любые действия, несущие потенциальную угрозу для окружающих;
  • попытка убийства или самоубийства;
  • необходимость депортации задержанного на родину.
Читайте также:  Образец заявления о банкротстве физического лица

Процедура задержания

Первое и основное правило для любого человека, к которому обращаются сотрудники правопорядка — не паниковать. Вне зависимости от возраста задерживаемого, его статуса, пола и вероисповедания — попытки драки, оказание сопротивления, оскорбления, а также попытки к бегству, не только негативно скажутся на настроении всех участников процесса, но и значительно усугубят положение.

Итак, в первую очередь сотрудник обязан представиться — назвать фамилию-имя, звание, должность, продемонстрировать удостоверение (из своих рук, но всё же).

Далее должно следовать объяснение о цели его обращения, а в случае с задержанием — объяснение причины такого действия.

Также должны быть объяснены права задерживаемого — на отказ от каких-либо объяснений, помощь юриста или адвоката, уведомление родных или прямых работодателей о факте задержания. Иностранные граждане имеют право на переводчика.

Следующий этап — составление протокола о задержании и доставление задержанного в отделение органов правопорядка. Одним из прав является пятиминутный звонок кому-либо в течение трёх часов с момента задержания.

Что делать задержанному

Как уже упоминалось, лучшей линией поведения будет сохранение спокойствия, отсутствие конфронтаций с органами власти, а также отсутствие попыток препятствования исполнению их работы. Другой момент — знание своих прав в данном процессе.

Любой человек имеет право быть поставленным в известность о своих правах и обязанностях, а также о причинах задержания, имеет право на своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи в случае необходимости.

А также задержанный вправе потребовать копию протокола, внести в него коррективы, в случае, если указана не совсем корректная информация. А может и отказаться от дачи показаний или подписания протокола.

Важно

В случае противоправного отношения или поведения сотрудников, задержанный может оспаривать их действия. Недопустимо жестокое обращение, применение физической силы по отношению к гражданину.

Одним из лучших возможных вариантов развития дела будет оповещение родственников или иных близких людей о сложившейся ситуации, с указанием места, времени и обстоятельств задержания. Вообще для предотвращения подобных событий очень хорошо носить с собой документы, удостоверяющие личность или хотя бы ксерокопию паспорта.

Задержание несовершеннолетних

Лица, не достигшие установленного законодательством возраста совершеннолетия, могут быть задержаны как по всем вышеперечисленным причинам, так и по более «узкоспециализированным», таким как:

  • нахождение без сопровождения взрослых на улицах или в иных общественных местах после наступления комендантского часа (23:00);
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • употребление алкоголя или наркотиков;
  • нарушение общественного порядка;
  • хулиганство;
  • потенциально опасное поведение;
  • любые нарушения действующего законодательства.

При таком задержании сотрудник, помимо стандартных действий, обязан немедленно уведомить родителей или опекунов о задержании, или же обратиться в органы опеки.

Важно

Досмотр задержанного может производиться с его согласия, с составлением протокола, в который вносятся данные обо всех найденных вещах. Изымаютсяисключительноорудияпреступлений.

Сроки за держания

В такой щекотливой ситуации самый большой интерес вызывает вопрос, в какой срок отпустят из отделения. Ответ на этот вопрос скрывается в самой причине задержания.

В случае задержания по причине любого вида опьянения (алкогольного, наркотического), гражданин задерживается на срок не более 3-х часов с момента доставки в вытрезвитель или отделение полиции.

  1. В случае, если был нарушен пограничный режим, условия нахождения на территории Российской Федерации, а также по причине необходимости установления личности, обстоятельств какого-либо происшествия, включая причастность к административным правонарушениям, гражданин задерживается на срок до 48 часов.
  2. Такие сроки установлены законодательством и закреплены в статье 27.5 КоАП РФ.

Но есть и другой свод законов: УПК РФ. Согласно ему, есть следующие сроки.

  1. 48 часов — такой срок задержания, если гражданин подозревается в совершении уголовного преступления. Время отсчитывается с момента непосредственного задержания.
  2. 72 часа — если судом вынесено постановление о продлении срока задержания.
  3. Спустя указанное время, то есть, 5 суток, либо гражданина определяют в места ограничения свободы, либо, если нет достаточной доказательной базы, отпускают.

Знание своих прав и обязанностей, а также сохранение хладнокровия в любых, даже самых неожиданных ситуациях — залог комфортного взаимодействия с любыми сотрудниками, представляющими власть. Именно поэтому внезапное задержание не должно стать причиной для лишних нервов: если это и произойдёт, то пусть станет маленьким приключением, а не трагедией.

Административное задержание: основания, порядок, срок

Время чтения 7 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Административное задержание лица – это ограничение его свободы на срок до 3-48 часов для обеспечения рассмотрения дела или исполнения принятого по нему решения. Задержание относится к мерам обеспечения, применяемым в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Порядок административного задержания регулируется статьями 27.3-27.6 КоАП РФ.

Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст. 27.3).

Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч. 2 ст. 27.

1).

Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:

  • Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
  • Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
  • Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
  • В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.

Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения.

Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру.

Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.

Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные.

Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола. Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола.

Далее возможны составление протокола и освобождение либо применение административного задержания. При этом срок задержания начнет отсчитываться с момента доставления задержанного.

«Как действовать при задержании полицией: советы юриста»

Основания задержания

Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):

  1. Пресечение правонарушения.
  2. Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
  3. Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
  4. Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
  5. Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.

При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:

  • нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
  • можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.  

Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.

Порядок задержания

Порядок административного задержания – статьи 27.3-27.5 КоАП РФ.

Задержание вправе осуществить:

  • по делам, которые рассматриваются полицией;
  • по делам, по которым сотрудники полиции вправе составить протокол;
  • в случае выявления любого административного правонарушения, но при условии, что поступило соответствующее обращение должностного лица, которое вправе составить протокол.
  1. Должностные лица (сотрудники) Росгвардии, ВАИ, пограничных органов, таможенных органов, ФСИН, ФССП, военной полиции – при выявлении административных правонарушений в пределах своей компетенции (п.п. 2-11 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ). 
Читайте также:  Определение адреса службы судебных приставов по адресу должника

По факту задержания:

  • составляется протокол (ст. 27.4 КоАП);
  • уведомляются родственники задержанного, адвокат, руководство по месту учебы или работы – только при наличии соответствующей просьбы задержанного (ч. 3 ст. 27.3 КоАП);
  • уведомляются законные представители несовершеннолетнего задержанного;
  • уведомляется военная полиция или командование части, если задержан военнослужащий или лицо, находящееся на военных сборах;
  • уведомляется учреждение (ведомство, орган), где проходит службу задержанный сотрудник СК, полиции, Росгвардии, ФСИН, ГПС и ФТС.

При необходимости проводится личный досмотр задержанного в порядке ст. 27.7 КоАП.

После оформления документов задержанный помещается в камеру для административно задержанных. Условия и порядок содержания установлены Постановлением Правительства 15.10.2003 № 627 в редакции 2013 года.

Срок задержания – не более 3 часов. Но в исключительных случаях может составлять до 48 часов (части 2 и 3 ст. 27.5 КоАП):

  1. нарушение госграницы;
  2. нарушение таможенных правил;
  3. если нужно время для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
  4. если санкция за правонарушение предусматривает выдворение или административный арест.

Сроки исчисляются (ч. 4 ст. 27.5 КоАП):

  • с момента доставления;
  • с момента вытрезвления.

К моменту окончания срока задержания, если это возможно, должен быть решен вопрос составления административного протокола и применения административного наказания.

Если решение по делу не принято (разбирательство не состоялось), задержанный подлежит освобождению.

Вынесение решения о наказании в любом случае означает прекращение административного задержания: нарушитель либо освобождается, либо к нему применяется административный арест.

«Административный арест: за что и кем назначается»

Если задержание обжаловано и признано незаконным до разбирательства по делу, то задержанный подлежит незамедлительному освобождению. Это не исключает привлечения к административной ответственности. 

На практике возможны различные ситуации применения задержания.

Типичная ситуация:

  1. Выявляется правонарушение.
  2. Лицо доставляется в отдел полиции.
  3. Составляется протокол задержания или протоколы о правонарушении и задержании.
  4. Составляется административный протокол, если не был составлен ранее (например, на момент доставления/задержания не была известна личность нарушителя).
  5. Принимается решение по административному делу.

Но доставление может отсутствовать. Например, задержать могут прямо на месте правонарушения. Или правонарушитель может скрыться с места, а затем быть задержан, или сам сдаться и после этого оказаться задержанным. Таким образом, на практике бывает много нюансов. Главное, на что нужно обращать внимание – законность задержания, соблюдение сроков и порядка.

В большинстве случаев задержание не применяют, если санкция статьи не предусматривает арест. Но возможны ситуации, когда у человека нет при себе документов, никто не может подтвердить его личность или он пьяный. Еще одни распространенные поводы для задержания – нужно пресечь правонарушение, агрессию или неповиновение со стороны нарушителя.

Понятие, условия, порядок задержания

Швецова, Т. М. Понятие, условия, порядок задержания / Т. М. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68452/ (дата обращения: 09.10.2020).



Ключевые слова: взяточничество, государственная власть, уголовная ответственность.

Первостепенной целью уголовно-процессуального законодательства выступает защита прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступления, защита личности от незаконных и необоснованных обвинений, осуждения и ограничения ее прав и свобод.

Российское законодательство дает право представителям правоохранительной системы осуществлять задержания лиц. Ограничивая права и свободы человека, задержание предполагает соблюдение определённых условий, направленных на обеспечение законности его применения.

Вместе с тем, в законодательстве нет четкого определения рассматриваемого понятия, поэтому применение института задержания противоречиво воспринимается учеными-процессуалистами и правоприменительной практикой.

Законодательно, институт задержания раскрыт в КоАП РФ (ст. 27.3–27.6 КоАП) [2], в ФЗ «О полиции» (ст.

14) [3] и предусматривает возможность сотрудников полиции задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ч.

2 ст. 14) [1], данное приводит к тому, что правоприменителями данные понятия смешиваются. Попробуем разобраться с данной проблемой через раскрытие понятия задержания с точки зрения уголовно-процессуального законодательства.

  • Порядок задержания гражданина регламентирован в главе 12 УПК РФ.
  • Задержание имеет строго определенные цели, а именно проверка причастности задержанного лица к совершению преступления, а также наличие достаточных оснований для применения к задержанному заключения под стражу в качестве меры пресечения.
  • Задержание применяется только по подозрению в совершении преступления и лишь по возбужденному уголовному делу.

Процессуальное задержание может иметь место только при наличии достаточных оснований и законных мотивов, указанных в законе. Мотив призван объяснить субъективный момент правоприменителя, указав, почему данное лицо не может оставаться на свободе и должно на время ее лишиться [4].

Основания задержания:

  1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
  1. – когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  2. – когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление по этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых уличных или бытовых преступлений;
  3. – когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
  1. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т. д.), оно может быть задержано, если это лицо: пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства, не установлена его личность, если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • Строгое соблюдение процессуальной формы применения данной меры процессуального принуждения также является существенным условием законности и обоснованности задержания [5].
  • УПК РФ содержит порядок задержания, которое в свою очередь проходит несколько этапов:
  • – на первоначальном этапе происходит фактическое задержание лица, его доставление и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, важно уточнить, что процессуальный закон содержит норму о срок задержания — до 48 часов;
  • – протокол о задержании, составляется течение 3 часов с момента доставления, данный документ является основанием для помещения подозреваемого под стражу;
  • – в соответствии со ст. 93 УПК РФ, проводится личный обыск подозреваемого или обвиняемого, цель которого — обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела;
  • – в течение 12 часов прокурор, члены семьи задержанного, командование воинской части, посольство или консульство иностранного государства уведомляются о произведенном задержании и о месте нахождения подозреваемого;
  • – в течение 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому предоставляется возможность дать показания в присутствии защитника;
  • – по истечении срока задержания в отношении подозреваемого должно быть принимается решение: об освобождении подозреваемого в связи не подтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, о незаконности задержания, истечении срока задержания; о применении меры в виде заключения под стражу; о продление срока задержания судом не более чем на 72 часа

Изложенное позволяет сделать вывод, что уголовно-процессуальное задержание возможно только при совокупности ряда условий: при наличии возбужденного уголовного дела; при наличии, оснований, указанных в п. 1–3 ч. 1 или в ч. 2 ст. 91 УПК РФ, и получивших доказательственное закрепление в материалах уголовного дела.

Таким образом, задержание, регламентируемое уголовно-процессуальным законом, всегда связано с расследованием конкретного преступления. Вместе с тем, здесь необходимо различать задержание в порядке административного принуждения от задержания в уголовно-процессуальном смысле, а также от фактического захвата лица.

Литература:

  1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *