263 УК РФ — Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственность

Преступления, совершаемые против безопасности движения, пресекаются и наказываются, потому что они посягают на нормальное функционирование средств транспорта, ввиду чего может последовать причинение вреда здоровью или даже жизни граждан. В исключительных случаях по результатам совершения таких преступных деяний, человек получает вред имущественного, морального и организационного характера.

Особенности расследования преступлений, совершенных на транспорте, также регламентированы законодательством, поэтому этапы расследования и привлечения виновных граждан к ответственности содержатся в законодательных актах, и не могут быть проигнорированы или нарушены.

Преступления, совершенные против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Характеристика правонарушений

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьБлагодаря высокому ритму современной жизни, представить свою повседневную жизнь без транспортного средства практически невозможно. При этом мало кто из людей задумывается о том, что автомобиль является источником повышенной опасности, соответственно, человек постоянно рискует своей жизнью и здоровьем.

  • Как показывает практика, большинство происшествий на дороге с участием транспорта происходят из-за случайного стечения обстоятельств, отсутствия достаточного технического состояния автомобилей.
  • По статистике, причинами транспортных преступлений становятся люди — это отличительная черта таких деяний.
  • Субъектами таких преступлений являются:
  1. Сотрудники организаций.
  2. Гражданские лица, которые прошли специальную подготовку, о чем свидетельствует специальный документ.
  3. Сотрудники, работающие в компаниях, занимающихся обслуживанием транспортных средств.

Внимание! Еще одна отличительная черта такого рода преступных деяний заключается в том, что, как правило, они совершаются из-за бездействия или неосторожности человека.

Конечно, существует ряд деяний, которые совершаются умышленно, к примеру, когда гражданин умышленно приводит тормоза на своем автомобиле в негодность, но такие ситуации встречаются крайне редко и носят скорее исключительный характер.

Транспортные средства, принимающие участие в таких противоправных деяниях, могут быть использованы для личного или общего пользования. Однако вне зависимости от своего статуса, такие средства передвижения могут нарушать безопасность людей под воздействием внутренних и внешних факторов.

Понятие и виды транспортных преступлений

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьМожно выделить несколько основных видов правонарушений, совершаемых в отношении обеспечения безопасности движения транспортных средств. К ним относятся:

  1. Правонарушения, охарактеризованные несоблюдением требований ПДД.
  2. Преступления, охарактеризованные нарушением условий для безопасного функционирования автотранспорта, вне зависимости от вида такого средства передвижения.
  3. Прочие преступления, произошедшие в этой сфере.

Состав и криминалистическая характеристика преступления

Основное противоправное деяние, возникающее в данной сфере — это умышленное нарушение человеком правил безопасного движения и выпуска в эксплуатацию автотранспорта и прочих машин. Именно по этой причине криминалистический состав преступления, чаще всего, определяется, исходя из характеристик именно этих двух правонарушений.

По нормам российского законодательства, к понятию «дорожно-транспортного происшествия» могут быть отнесены не только бытовые ситуации, но и ряд исключительных случаев, которые люди, по ошибке, не относят к данной категории правонарушений.

  1. Столкновение двух ТС.
  2. Наезд транспортного средства на гужевой транспорт, пешехода.
  3. Выпадение пассажира из автомобиля.
  4. Переворот транспорта.
  5. Прочие происшествия на дороге с участием транспорта (к примеру, падение автомобиля с обрыва).

Благодаря такому грамотному определению, в случае возникновения или совершения угрозы для безопасности дорожного движения, уполномоченные лица могут определить виновника ДТП, который впоследствии будет привлечен к ответственности.

Криминалистическая характеристика преступного деяния состоит из нескольких взаимосвязанных характеристик ДТП, обстоятельств случившегося, личных свойств участников произошедшего, в частности, особенностей их поведения.

Законодательная база

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьВсе виды действий, которые составляют преступные деяния против безопасности движений транспортных средств, регламентированы в главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В частности, из норм этого законодательного акта можно определить основных субъектов, объектов и состава преступления, а также меры ответственности, к которой привлекаются виновные лица.

Скачать для просмотра и печати:

Глава 27 Уголовного кодекса РФ

Преступления, которые посягают на безопасность движения, эксплуатацию транспортных средств

Нарушение правил, касающихся безопасности движения отдельных видов транспорта

Предмет такого противоправного деяния — средства транспорта, используемые для общих и личных перевозок. Нарушением, за которое виновное лицо может быть привлечено к мерам ответственности, считается любое отступление от правил эксплуатации движущегося транспорта.

В частности, к таким отступлениям могут быть отнесены:

  1. Проезд ТС на красный сигнал светофора.
  2. Несоблюдение установленного маршрута (для общественного транспорта).
  3. Отступление установленных заводом-производителем требований по техническому обслуживанию автотранспорта.
  4. К управлению ТС были допущены посторонние лица.
  5. Непринятие мер, которые направлены на обеспечение безопасности перевозимых пассажиров.
  6. Отказ человека от исполнения своих трудовых обязанностей, в том случае, когда такое самостоятельное решение работника противоречит нормам законодательства (есть соответствующее указание в должностной инструкции, отдельных нормативных актах).
  7. Обязательный признак, который свидетельствует о наличии состава правонарушения заключается в наличии вредных последствий: причинение здоровью человека вреда или ущерба в крупном размере (по нормам этой статьи крупный ущерб составляет 1 000 000 рублей), смерть человека.
  8. Как правило, такая вина выражается в форме неосторожности. Исключение составляют только те случаи, когда человек намеренно уклоняется от исполнения своих должностных обязанностей, однако даже такое противоправное деяние будет считаться совершенным по неосторожности, из-за отсутствия прямого умысла.

Данным законодательным актом предусмотрены следующие меры ответственности:

  1. Штраф, размер которого должен быть не более 300 000 руб.
  2. Ограничение свободы осужденного на срок до 4 лет.
  3. Выполнение осужденным принудительных работ, максимальный срок которых не должен превышать 2 лет.
  4. Административный арест на максимальный срок до полугода.
  5. Заключение под стражу на срок до 2 лет.

Нарушение правил эксплуатации и движения транспорта

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьВопросы, касающиеся статьи 264  УК РФ, определены отдельным Постановлением Пленума Верховного суда.

Преступное деяние, совершенное виновным лицом, посягает на безопасность использования средств транспорта, — это основной объект преступления. Дополнительным объектом деяния также является жизнь и здоровье человека, который управляет транспортом, является пассажиром или случайным участником ДТП.

Важно! Предмет противоправного деяния — это механическое транспортное средство. Причем нормами этой статьи регламентированы также и автомобили, которые используются не только для передвижения, но и для удовлетворения иных нужд. Скачать для просмотра и печати:

Статья 264 Уголовного кодекса РФ

Недоброкачественный ремонт транспорта, выпуск автотранспорта в эксплуатацию с различными техническими неисправностями

Объектом преступлений, определенных в статье 266 Уголовного кодекса РФ, являются:

  1. Некачественное восстановление транспорта после выявления повреждений.
  2. Выпуск машины в эксплуатацию, при том, что специалистам было известно о его некачественном техническом состоянии.

Под ремонтом автомобиля понимается выполнение работ, направленных на восстановление работоспособности автомобиля или иного вида транспорта, у которого есть повреждения.

При рассмотрении таких дел, уполномоченному лицу необходимо установить причинно-следственную связь между некачественным ремонтом автомобиля и его выпуском в эксплуатацию, возникшими негативными последствиями.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 266 Уголовного кодекса РФ

Приведение транспортных средств или путей сообщения в негодность

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьОбъект такого противоправного деяния — это безопасные условия, при которых возможна нормальная эксплуатация транспорта.

Объективная сторона противоправного деяния заключается в разрушении и повреждении транспортного средства, что может повлечь за собой следующие последствия:

  1. Причинение материального вреда в крупном размере, — минимальный размер такого ущерба должен быть не менее 1 000 000 рублей.
  2. Гибель человека или причинение тяжкого вреда здоровью.

Нарушение правил для безопасной работы автотранспорта и иных машин

Нарушение предусмотренных законом и заводом-производителем правил эксплуатации автотранспорта или иного вида транспорта, при условии, что такие действия были совершены хулиганами, влечет за собой привлечение виновного лица к ответственности, размер которой не превышает 300 000 руб.

Методика расследования преступлений

При проведении расследования обстоятельств происшествия на дороге, специалистам важно правильно определить все нюансы случившегося, так как именно от этого зависит фиксирование аварий в едином реестре учета.

Первоначальный этап расследования состоит из нескольких отдельных процедур:

  1. Участники ДТП не должны покидать место происшествия. Ими должны быть вызваны сотрудники ГИБДД, которые осмотрят место происшествия и составят все необходимые документы.
  2. Если водитель скрылся с места происшествия, уполномоченные лица, прибывшие на место ДТП, должны осмотреть место аварии, опросить всех лиц, причастных к случившемуся или свидетелей, назначают экспертизы.

После проведения первоначальных мероприятий, по указанию сотрудников ГИБДД или ходатайству суда, назначается проведение автотехнических и судебно-медицинских экспертиз.

В процессе такого расследования допускается проведение следственного эксперимента, который позволит определить виновника ДТП и установить все обстоятельства случившегося.

Ответственность за противоправные действия

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьОтветственность за такие противоправные деяния установлена в Уголовном кодексе РФ. Этим нормативным актом определены следующие меры наказания:

  1. Штраф.
  2. Принудительные или исправительные работы.
  3. Лишение свободы.

Судебная практика по вопросу

  1. Человек, который находился за рулем автомобиля, выпил достаточное количество алкоголя и, по закону, не мог управлять транспортными средствами, ввиду чего сотрудник ГИБДД составил протокол.
  2. В присутствии двух понятых, водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования, однако на суде согласился с предъявленными обвинениями.
  3. По результатам разбирательства, обвиняемому было назначено наказание в виде обязательных работ сроком до 200 часов.

Ответственность за совершение преступления против безопасности движения

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 263–264 УК РФ)

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК). Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Читайте также:  Материальный ущерб в уголовном праве: определение значимости, особенности квалификация и ответственность по статье 167

Состав преступления — материальный. Для его окончания требуется наступление предусмотренных ст. 263 общественно опасных последствий: — причинение тяжкого вреда здоровью человека (основной состав — ч. 1 ст. 263); — причинение смерти человека (квалифицированный состав — ч. 2 ст.

263); — причинение смерти двух или более лиц (особо квалифицированный состав — ч. 3 ст. 263). Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.

Субъект — специальный: лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Предмет преступления — автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Объективная сторона основного состава преступления включает нарушение: 1) правил дорожного движения; 2) правил эксплуатации транспортных средств.

Состав преступления является материальным. Обязательный признак преступления — причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Субъект — специальный: лицо, управляющее механическим транспортным средством.

Если лицо, управляющее механическим транспортным средством, находилось в состоянии опьянения, содеянное им образует квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 264 УК).

Смерть человека является признаком особо квалифицированного состава преступления (ч. 3 ст. 264). Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Субъект — специальный: лицо, управляющее механическим транспортным средством в состоянии опьянения.

В случае нахождения такого лица в состоянии опьянения, ответственность будет наступать за преступление, содержащее еще один особо квалифицированный состав преступления (ч. 4 ст. 264).

Признаком особо квалифицированного состава преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК, является наступление смерти двух или более лиц. С субъективной стороны оно совершается по неосторожности (по легкомыслию или небрежности). Субъект — специальный: лицо, управляющее механическим транспортным средством в состоянии опьянения.

В случае нахождения данного лица в состоянии опьянения, ответственность наступает за преступление, содержащее особо квалифицированный состав преступления (ч. 6 ст. 264 УК).

Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия.

Видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, метрополитена, а также магистрального трубопровода.

С объективной стороны рассматриваемые преступления могут совершаться путем как действия, так и бездействия (ст. ст. 263, 264 266, 269 УК и др.). Некоторые из них предусматривают лишь одну форму деяния, например неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

Все нормы о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации имеют бланкетные диспозиции.

Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных. В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий вред здоровью человека (ст. ст. 263, 263.

1, 264, 266, 267, 268, 269 УК) или крупный ущерб (ст. ст. 263, 263.1, 267 УК). Под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб. Преступление, предусмотренное ст. 271.

1 УК, предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека.

Преступления, предусмотренные ст. ст. 270 и 271 УК, имеют формальные составы, считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния.

Квалифицированные составы преступлений связываются законодателем с причинением смерти человеку, а особо квалифицированные — с гибелью двух или более лиц (ст. ст. 263, 264, 266, 267 УК и др.). Кроме того, в качестве указанных обстоятельств в ст. 264 УК выделено состояние опьянения лица, управлявшего транспортным средством (ч. ч. 2, 4 и 6).

С субъективной стороны преступления против безопасности движения и эксплуатации являются неосторожными. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) могут совершаться только умышленно.

Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, специальный. За приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), ответственность несет общий субъект, достигший в первом случае 14-летнего, во втором — 16-летнего возраста.

Все рассматриваемые преступления можно условно классифицировать на две группы: а) деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266 — 269 УК); б) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 270, 271 и 271.1 УК).

Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта

Данная группа преступлений посягает на безопасность движения или эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, метрополитена, автомобильного и магистрального трубопровода).

Статья 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена») предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления.

Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй — отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.

Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

В силу прямого указания закона не подпадает под признаки преступления нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК).

Согласно ст. 413 ТК РФ на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 УК указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) — смерти двух и более лиц.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.

1 УК) означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Указанное бездействие нарушает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Причинение смерти одному или нескольким лицам охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 263.1 УК.

Предметом преступления при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК.

Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см в куб. и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются ст. 264 УК.

Читайте также:  Временный управляющий: права и обязанности в делах о банкротстве

К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством.

Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п.

2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека — ч. 3 комментируемой статьи, двух и более лиц — ч. 5) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) означают такой ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию предполагает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями.

Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной.

Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт.

За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц — по ч. 3 ст. 266 УК.

Предметом преступления при приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

Объективная сторона преступления характеризуется разрушением, повреждением или приведением в негодность иным способом указанных в законе предметов преступления.

Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению.

Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но «выпадает» из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 УК.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), выражается в игнорировании правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

  • Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством.
  • Субъективная сторона предусматривает неосторожную форму вины.
  • Субъектом преступления — пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по ст. 268 УК субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 264 УК.

В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам — по ч. 3 ст. 268 УК.

Предметом преступления при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.

269 УК) является магистральный трубопровод — комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

  1. Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.
  2. Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины.
  3. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующими признаками являются наступление смерти человека (ч. 2), смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1790;

К вопросу о разграничении нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных и иных составов преступлений



Автомобильный транспорт прочно вошел в повседневную жизнь современного человека. Сегодня машины служат не только предметом роскоши и средством обеспечения комфорта, но и поддерживают функционирование экономики страны. Объем грузоперевозок с каждым годом растет.

Однако, несмотря на широкое распространение транспорта, некоторые аспекты регулирования общественных отношений, которые связаны с его эксплуатацией и использованием, до сих пор остаются слабо разработанными.

Вместе с количеством транспортных средств, выросло и число нарушений в связи с их эксплуатацией. Высокая степень опасности сделала транспорт объектом пристального внимания законодателей. Практически каждый год вводятся новые нормы, призванные регулировать транспортную сферу.

Однако иногда нововведения законодателя создают путаницу на практике. Представляется, что отдельную проблему составляет квалификация преступлений, связанная с нарушением эксплуатации транспортных средств и Правил дорожного движения.

Дискуссионным вопросом в научной среде является разграничения понятий дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортного правонарушения и дорожно-транспортного преступления. В российском законодательстве закреплено понятие дорожно-транспортного происшествия.

Это широкое понятие, которое охватывает как дорожно-транспортные правонарушения, так и дорожно-транспортные преступления. При этом определение дорожно-транспортного преступления в Уголовном кодексе РФ отсутствует.

[1] Некоторые авторы предлагают разграничить эти понятия, чтобы отделить административные нарушения, связанные с нарушением Правил дорожного движения и уголовные преступления, предусмотренные законодательством.

К примеру, по мнению Таюрской Е.А, понятие дорожно-транспортного правонарушение — слишком широкое для удобной квалификации, так как охватывает не только уголовные преступления, но еще и административные с дисциплинарными. В своей работе она предлагает наиболее узкое понятие — дорожно-транспортное преступление.

И выдвигает следующее определение — общественно опасное деяние, совершенное по неосторожности лицом, управляющим транспортным средством, выразившееся в каком-либо нарушении установленных Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, вследствие чего наступают последствия, указанные в диспозиции соответствующей статьи УК РФ, которые и влекут наступление уголовной ответственности. [2]

Представляется, что такая дефиниция наиболее точно подчеркивает и выделяет состав преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. Кроме того, это избавляет от путаницы, ведь правонарушение — это более широкое понятие, чем преступление.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения: необходимые документы и порядок процедуры

Разделение административных составов от уголовных — не единственный дискуссионный вопрос. Отдельный интерес представляет также квалификация преступлений со смежным составом.

Смежные составы преступлений схожи по общественной опасности, но отличаются по одному или нескольким признакам.

Для правильной квалификации необходимо выделить отличающиеся элементы, которые определяют состав конкретного преступления. На практике с этим могут возникнуть проблемы.

При квалификации преступления, во избежание ошибок, необходимо точно определять те признаки, которые характерны конкретным составам преступлений.

Глава 27 Уголовного кодекса РФ содержит несколько составов, которые можно назвать смежными. Они регулируют отношения, связанные с нарушениями правил движения транспорта. Однако отдельные элементы состава преступления существенно отличаются.

Есть сравнить составы статей 263 и 264 УК РФ, то они будут отличаться по объекту, субъекту, предмету и объективной стороне. Статья 263 УК РФ предполагает наличие специального субъекта, который не только достиг шестнадцатилетнего возраста, но и обладает определенными профессиональными качествами.

Основное отличие от субъекта преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ — обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта, которая наложена на него в связи с его профессиональной деятельностью.

Что же касается субъекта статьи 264 УК РФ, то субъектом может быть только достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Таким образом, составы преступлений схожи только субъективной стороной — виной в форме неосторожности.

Необходимо также различать составы преступлений по статьям 264 и 268 УК РФ. Основное отличие заключается в субъекте. Если субъект состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ — это водитель транспортного средства, но субъект преступления по статье 268 УК РФ — это пассажир или пешеход, нарушающий правила движения.

Таким образом, обращая внимание на элементы состава преступления при квалификации преступлений связанных с функционированием транспортных средств, можно правильно выбрать необходимую норму УК РФ.

Исходя из анализа судебной практики, у судов иногда возникают проблемы с выбором статьи для применения, особенно при неоднозначности обстоятельств совершения преступления, связанного с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Несмотря на Постановление Пленума Верховного суда, иногда встречаются случаи, когда дела квалифицируются не по статье 264 УК РФ, а по статье 109 УК РФ. [3]

Показательный пример в своей работе привела Таюрская Е.А, рассмотрев случай, когда вследствие неосторожности при езде по сельскохозяйственному полю на автомобиле, гражданин Емельянов П. В. причинил гражданке Н.

телесные повреждения, от которых впоследствии наступила ее смерть. Суд квалифицировал действия виновного по статье 109 УК РФ, несмотря на то, что в его деянии присутствуют все признаки состава преступления, предусмотренного статьей 246 УК РФ.

[4] Представляется важным рассмотреть состав данного преступления.

Субъект — лицо, достигшее возраста 16-лет, находившееся за рулем во время совершения преступления. Стоит отметить, что виновный не имел права управления транспортным средством.

Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. Виновный знал что в поле находится человек, но в силу своей самонадеянности, полагаясь на свою интуицию, не принял мер для своевременного реагирования и не учел высоту травы, которая скрывала погибшую.

  • Объективная сторона — действия лица, нарушающие Правила дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств.
  • Объект — общественная безопасность, связанная с эксплуатацией ТС.
  • Почему суд решил квалифицировать это дело по статье 109 УК РФ, несмотря на все признаки и причинно-следственную связь характерную для состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, остается неясным.

Статья 109 УК РФ выделяет свои объектом жизнь и здоровье граждан, в то время как для статьи 264 УК РФ, жизнь и здоровья являются дополнительными объектами.

В рассматриваемом случае, виновный грубо нарушил правила эксплуатации транспортных средств. Важным является само обстоятельство преступления. Виновный сознательно сел в транспортное средство и понимал общественную опасность своего деяния.

Представляется, что это деяние необходимо классифицировать именно по статье 264 УК РФ.

Несмотря на постановление Пленума Верховного суда, при квалификации преступлений на практике случаются ошибки. Законодатель не дает точного определения дорожно-транспортного преступления, некоторые составы преступлений вызывают трудности при квалификации.

  1. Представляется, что для тщательного рассмотрения дел, во избежание ошибок квалификации на практике, следует конкретизировать отдельные понятия и исключить спорные ситуации, а именно: ввести понятие дорожно-транспортного преступления, что позволит не путаться в составах со схожими правонарушениями; уточнить и закрепить норму, которая позволит безошибочно квалифицировать состав преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ.
  2. Несмотря на проработанность данной темы, на практике перед судами все равно появляются сложные вопросы, которые не всегда решаются правильно.
  3. Литература:

Онлайн-тесты на oltest.ru: Уголовное право — все вопросы (26/36)

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоУголовное правовопросы
1-15   …   346-360   361-375   376-390   391-405   406-420   …   526-538  

«Преступления в сфере экономической деятельности»

376. Уклонение от уплаты налога выражается в … • бездействии

377. Цели фиктивного банкротства (ст. 197 УК РФ):

введение в заблуждение кредиторовполучение выгод в виде отсрочки или рассрочки платежей

378. Что Под крупным размером в ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции») понимается сумма ущерба, превышающая …

1 000 000 руб

379. Юридическое лицо считается созданным с момента …

государственной регистрации юридического лица

«Преступления против безопасности движения»

380. Вид диспозиции ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»): • бланкетная

381. Международным признается полет …

воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства

382. Под причинением крупного ущерба в ст. 267 УК РФ («Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения») следует понимать …

крупный ущерб является оценочным признаком, устанавливаемым судом с учетом фактических обстоятельств содеянного 383. Предметы преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ («Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»): • пути сообщениясредства сигнализации или связитранспортное средство

384. Состав преступления, предусмотренный ст. 271 УК РФ («Нарушение правил международных полетов») по конструкции:

формальный

385. Субъекты преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ («Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта»):

пассажир, пешеход и иные участники движения, кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ

386. Трубопровод – это …

комплекс технических средств, предназначенных для транспортировки нефтяных газов и нефтепродуктов

387. Форма неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ):

бездействия

388. Характеристика предмета преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ («Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями»):

транспортные средства, т.е. любое транспортное средство, относящееся к морскому, речному, воздушному, железнодорожному и автомобильному транспорту

389. Характеристика субъекта преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»):

лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, т.е. специальный субъект

«Преступления против государственной власти»

390. Действия, которые входят в объективную сторону отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации: • неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов)предоставление заведомо ложной либо неполной информацииуклонение от предоставления информации 1-15   …   346-360   361-375   376-390   391-405   406-420   …   526-538  

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *