Банкротство субъектов естественных монополий: особенности дела

Неплатежеспособность предприятия становится причиной признания экономической несостоятельности такой компании. Однако в таких ситуациях ключевым моментом считается специфика функционирования фирмы. Выясним особенности банкротства субъектов естественных монополий и разберемся с нюансами подобных дел.

Детали терминологии

Начнем с уточнения определений. К рассматриваемым организациям законодательство относит субъектов, которые функционируют в условиях естественной монополии. Простыми словами, такой статус получает компания, предлагающая услуги или продукцию, доминируя в конкретной области. Подробное толкование этого термина удастся найти в ФЗ №147, который действует с 1995 года.

Причем прерогатива отнесения организации к рассматриваемой категории принадлежит судье, рассматривающему дело о банкротстве. В таких обстоятельствах решение аргументируется включением предприятия в реестры антимонопольного ведомства. Однако конечная трактовка статуса фирмы – компетенция суда, поскольку тут встречаются исключения.

Банкротство субъектов естественных монополий: особенности делаК субъектам естественных монополий относят организации, которые работают при отсутствии конкурентов

Важно! Отсутствие реквизитов конкретного предприятия в реестрах антимонопольной службы не говорит о вероятности отнесения компании к этой группе.

Подобные обстоятельства возникают при передаче имущества должника третьему лицу еще до момента инициирования процедуры неплатежеспособности предприятия. По указанной причине суду требуются доказательства работы фирмы в условиях отсутствия конкуренции либо свидетельства обратного процесса.

В описанных ситуациях судья уточняет величину сегмента, которую охватывает ответчик в конкретной области занятости. По результатам анализа оглашается решение, доминирует ли фигурант дела на рынке и насколько велика такая позиция. Однако описываемая операция проводится лишь в случае функционирования иных организаций выбранной отрасли.

Юридические тонкости

Теперь рассмотрим правовые основания, которые регулируют эту процедуру. Основные положения для таких ситуаций указаны в 197 статье ФЗ №127.

Тут сказано, что условиями для возбуждения дела о признании неплатежеспособности компании становятся требования кредиторов по денежным обязательствам, составляющие минимум 1 000 000 рублей.

Причем в этом случае суду представляются доказательства накопленной недоимки.

Кроме того, тут еще одно условие – кредиторы документально обосновывают неспособность погашения должником требуемой суммы при реализации этим субъектом имущества, непосредственно используемого для производства. Причем на день подачи иска минимальный срок задолженности составляет полгода. По сходным правилам происходит и банкротство стратегических предприятий.

Банкротство субъектов естественных монополий: особенности делаТакие дела возбуждаются и рассматриваются Арбитражным судом

Важно! Описываемая операция – прерогатива Арбитражного суда.

Статья 198 Закона «О банкротстве» говорит, что в подобных процессах заинтересованной стороной выступает и орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством на контроль отрасли функционирования должника. В случае подачи ответчиком ходатайства о несоответствии установленных государством тарифов реальной стоимости работ, процедура приостанавливается до вынесения судом конечного решения в этом вопросе.

Если оглашенный вердикт удовлетворяет запрос должника, и тарифы признаны незаконно установленными, процесс банкротства прекращается. Эти нюансы содержатся в п. 1–2 статьи 199.

Практика ведения таких дел говорит о случаях выигрыша монополистов из-за ошибок кредиторов.

В таких ситуациях не представляются доказательства об обращении взыскания собственности должника либо к процессу не привлекается антимонопольное ведомство.

Механизм запуска процесса

Если говорить о полномочиях лиц, которые вправе инициировать банкротство монополий, тут уместно изучить п. 3 ст. 197 рассматриваемого ФЗ. Здесь сказано, что дело возбуждается Арбитражным судом при условии, что притязания кредиторов по денежным обязательствам соответствуют указанной выше сумме в 1 000 000 рублей.

Кроме того, полномочия Арбитража в подобных делах распространяются и на вероятность закрытия дела. Здесь соблюдается условие – признание судом актов органов государственной власти недействительными основаниями для регулирования ценовой политики монополиста. Такие случаи встречаются в процессах банкротства коммунальных служб.

Нюансы процедуры

Специфика описываемой операции отличается рядом особенных моментов. Помимо уже перечисленных нюансов, здесь «работают» отдельные правила, касающиеся кандидатуры антикризисного управляющего и этапа конкурсного производства. Рассмотрим эти требования внимательнее.

О действиях финансового поверенного

Если разбирательство доходит до стадии внешнего управления, тут суд назначает для разорившегося предприятия менеджера, который контролирует законность ведения экономических дел. В таких ситуациях новый управляющий выполняет уже заключенные контракты с клиентами такой организации. Разрывание подобных договоренностей считается незаконным приемом.

Кроме того, этот человек не вправе распоряжаться собственностью компании, которая применяется для исполнения заключенных договоров, на собственное усмотрение. Тут речь идет о движимых и недвижимых объектах, техническом оснащении, сырье. Это правило вытекает из уже указанного пункта о невозможности прекращения деловых отношений с потребителями.

Распродажа собственности

Банкротство субъектов естественных монополий: особенности делаПри объявлении торгов преимущество в покупке такого предприятия у государства

  • Учитывая, что иногда единственным путем выхода из кризиса становится организация торгов, законодательство допускает в таких случаях и этот вариант.
  • Однако представители Федерального органа вправе приостановить процедуру аукциона на 3 месяца.
  • За указанный срок государством вносится альтернативная стратегия восстановления платежеспособности должника.
  • Если объявление торгов остается единственным разумным выбором, преимущество в покупке предприятия отдается государству.
  • Однако при нежелании этого субъекта процесса участвовать в сделке, к аукциону допускаются иные покупатели.
  • В этой ситуации закон устанавливает четкие правила для потенциальных монополистов.

Внимание! Рассматриваемый вариант развития событий предполагает подписания контракта между представителями власти и покупателем.

В таких соглашениях предусматриваются условия приобретения монопольной организации. Первым требованием считается принятие преемником должника обязательств перед клиентами компании-банкрота.

Кроме того, здесь требуется согласие покупателя на выполнение обязательств перед кредиторами по уже заключенным соглашениям.

Последним условием становится получение претендентом лицензии, разрешающей конкретный вид работ.

Меры предупреждения кризиса

Этот вариант развития событий считается оптимальным выходом из положения. А минимизации вероятности банкротства способствует регулярный аудит экономической политики фирмы. Тут уместны такие меры:

  • анализ финансового состояния;
  • определение потенциально опасных для экономики факторов;
  • составление стратегии выхода из кризиса.

Если время уже упущено, руководителю уместно задуматься о найме антикризисного менеджера, который выровняет ситуацию и улучшит платежеспособность компании. Грамотный менеджмент и рекламная кампания выведут предприятие из-под «удара», увеличив ликвидность такой организации.

Важно! Когда ситуация становится критической, целесообразно провести переговоры с кредиторами.

В подобных ситуациях стороны заключают мировую договоренность на погашение недоимки. Причем такой способ решения вопросов практикуется и на этапе досудебного урегулирования конфликта, и на любой стадии слушания дела.

Здесь юристы говорят о подписании обеими контрагентами контракта на реструктуризацию платежей. В таких обстоятельствах должнику предлагается отсрочка выплат или перерасчет задолженности с выплатой равными частями. Конкретное решение тут определяется финансовыми возможностями сторон.

Последствия для разорившегося предприятия

Банкротство субъектов естественных монополий: особенности делаЕсли экономика компании падает, уместно нанять кризисного управляющего

  1. Учитывая, что монополии работают без конкуренции, реорганизация либо ликвидация такой фирмы считается сложной процедурой.
  2. Однако при соблюдении описанного выше алгоритма и в случае с выкупом компании третьим лицом, подобный исход становится вероятной мерой.
  3. Здесь покупатель перепрофилирует предприятие под вид работ, который выполнялся должником.

Еще один вариант – покупка организации государством. Такое решение означает финансовое оздоровление фирмы за бюджетные средства.

Причем в подобных обстоятельствах представители исполнительной власти получают преимущество перед иными игроками.

Однако в обеих ситуациях закон предписывает соблюдение условий расчета с кредиторами и обслуживание потребителей.

Выводы

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98
 

Это быстро и бесплатно!

Надеемся, что изложенная информация пригодится читателям. Учитывая специфику статуса рассматриваемых объектов и сложности процедуры, здесь предпочтительным решением проблемы с кредиторами считается мировая договоренность о погашении недоимки. Причем государство заинтересовано в сохранении функционирования таких предприятий и помогает компаниям избежать полного краха.

Банкротство РСО как социальная история: пять главных факторов

Андрей Астафуров

МКА «Арбат», Адвокат, руководитель банкротной практики

Финансовый крах ресурсоснабжающей организации может отразиться на жителях многоэтажек, которые получают воду, тепло и свет. Поэтому обанкротить РСО сложнее, чем обычную компанию.

Банкротство ресурсоснабжающих организаций (РСО) грозит неприятными последствиями не только этим компаниям, но и широкому кругу лиц, которые получают коммунальные ресурсы от должника.

Поэтому особенности процедур несостоятельности РСО во многом объясняются социальными факторами.

Какие требования закон предъявляет к банкротствам таких организаций, рассказал адвокат, руководитель банкротной практики МКА «Арбат» Андрей Астафуров.

Годовой оборот рынка управления жильём в России, по данным Правительства РФ, составляет 500 млрд руб. В стране насчитывается 2,4 млн многоквартирных домов, жители которых получают воду, тепло и электроэнергию, но не всегда полностью их оплачивают.

Читайте также:  Как оформить двигатель без документов: пошаговая инструкция

Такие долги могут вести к тому, что ресурсоснабжающая организация (РСО) не сможет выполнять свои обязательства, что грозит ей несостоятельностью.

А поскольку при банкротстве РСО затрагиваются интересы многих лиц, это объясняет социальную значимость процедуры и необходимость законодательной защиты публичных интересов.

Банкротство РСО регулируется общими нормами Закона о несостоятельности с некоторыми особенностями, установленными для субъектов естественных монополий.

1. Применение к ресурсоснабжающим организациям специальных правил о банкротстве естественных монополий

При банкротстве ресурсоснабжающих организаций часто применяются применяться специальные правила о банкротстве субъекта естественных монополий.

Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях сферой деятельности субъектов естественных монополий среди прочего являются услуги по передаче тепловой энергии, услуги по передаче электрической энергии, услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Для применения особенностей банкротства субъектов естественных монополий важен лишь факт оказания услуг в условиях монополии в определенном виде (сфере) деятельности.

2. Необходимость внесения ресурсоснабжающей организации в Реестр субъектов естественных монополий ФАС

Сложившееся правоприменительная практика исходит из того, что ни Закон о естественных монополиях, ни законодательство о банкротстве не обусловливает наличие у предприятия статуса субъекта естественной монополии исключительно с внесением его в Реестре субъектов естественных монополий. Данный реестр ведется в целях обеспечения государственных интересов в сфере государственного управления, и потому не может служить определяющим фактором для выявления фактического статуса предприятия как субъекта естественной монополии.

3. Основания введения процедуры банкротства в ресурсоснабжающей организации

Для ресурсоснабжающей организации как субъекта естественной монополии предусмотрены иные, более высокие требования для «входа» в процедуру банкротства. Для обычной компании это долг более 300 000 руб., просроченный более чем на 3 месяца, без необходимости возбуждать по нему исполнительное производство.

Для  РСО — это долг более 1 млн. руб., просроченный более, чем на 6 месяцев, подтвержденный исполнительным документом и не полученный в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника (ст. 197 Закона о банкротстве).

В то же время, эти требования обязательны лишь тогда, когда на банкротство подает кредитор РСО.

Они не действуют, если процедуру несостоятельности инициирует сам должник-ресурсоснабжающая организация. В этом случае проверяются обстоятельства, которые обязывают должника подать на свое банкротство (ст. 9 Закона о банкротстве). Предварительное возбуждение исполнительного производства не требуется.

4. Возможность прекратить деятельность ресурсоснабжающей организации в процедуре конкурсного производства. Особенности продажи имущества

По общему правилу собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника. Это обусловлено тем, что продолжение хозяйственной деятельности может влечь дальнейшую растрату конкурсной массы должника на текущие расходы, которые подлежат погашению в приоритетном порядке перед реестровой задолженностью в качестве текущих платежей.

Однако в связи с тем, что такие решение может затронуть права множества потребителей коммунальных услуг, то кредиторы ресурсоснабжающей организации не вправе принимать такое решение (п. 6 ст. 129 Закона о банкротстве).

При продаже имущества ресурсоснабжающей организации также установлены особые правила, направленные на защиту потребителей коммунальных услуг и публичных интересов.

Данный механизм заключается в том, что имущество должника, непосредственно используемое для производства и реализации коммунальных ресурсов, выставляется на торги единым лотом.

При этом публичные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества (п. 4 ст. 201 Закона о банкротстве).

В случае, если публичные образования не воспользовались своим преимущественным правом, то обязательным условием договора купли-продажи имущества должника – ресурсоснабжающей организации является согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам ресурсоснабжения.

5. Требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве ресурсоснабжающей организации

Пока Закон о банкротстве не выдвигает никаких дополнительных требований к арбитражному управляющему в деле о банкротстве ресурсоснабжающей организации.

Однако некачественное антикризисное управление может привести к неблагоприятным последствий не только для РСО, но и в большей степени, для потребителей его товаров и услуг, поскольку специфика деятельности субъекта естественной монополии  связана  с  тем,  что  его потребители  лишены  возможности  выбрать  другого  поставщика  для удовлетворения своих потребностей в данных товарах.

Поэтому, в силу особой социальной значимости процедуры банкротства ресурсоснабжающих организаций, возможно предусмотреть в законе дополнительные требования к арбитражному управляющему, как это сделано, например, для банкротства застройщика, где к арбитражному управляющего предъявляются дополнительные требования в части наличия соответствующего образования, опыта работы на руководящих должностях в данной сфере и т.д.

Мнения юристов

Банкротство субъектов естественных монополий: особенности дела

– Партнёр «АДВ Синум» Артём Казанцев

Банкротство субъектов естественных монополий: особенности дела

– Партнер АБ «Эксиора» Юрий Сбитнев

Особенности банкротства естественных монополий

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем 500 000 рублей.

Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

  • Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
  • В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.
  • Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
  • Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии.

К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

  • согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
  • принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
  • наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов

  • имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 ст. 195 Федерального закона;
  • вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3 месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.
Читайте также:  Причины для остановки ТС по требованию ГИБДД: основания и порядок

Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Как отличить обычного банкрота от банкрота — субъекта естественной монополии?

К субъектам естественной монополии относят те хозяйствующие субъекты (юридические лица), которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Традиционно, антимонопольные требования являются тяжким бременем для таких предприятий, поэтому многие делают все, чтобы не попасть под специальное регулирование.

Однако, в моей адвокатской практике есть пример (дело № А83-2151/2016), когда предприятию, занимающегося генерацией электроэнергии, т.е. производством и реализацией ее на товарном рынке, крайне необходимо было попасть под такое регулирование.

Фабула дела № А83-2151/2016.  

Предприятие занимается генерацией электроэнергии на основе возобновляемых источников и продает по установленному органом исполнительной власти тарифу единственному покупателю. В определенный момент кредитная организация инициирует процедуру банкротства в «льготном» порядке, без решения арбитражного суда о взыскании денежных средств.

  • Процедуры банкротства в течение года одна за другой следует по общим правилам без учета особенностей специальных разделов ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в частности раздела о банкротстве субъектов естественных монополий, устанавливающей иные критерии для должника, а также расширенный субъектный состав участников процесса и порядок реализации имущества банкрота.
  • Что стало препятствием?
  • В сложившейся ситуации, необходимо было выбрать стратегию, которая бы позволила вернуть контроль над предприятием и получить время для восстановления платежеспособности.
  • Целью выбранной стратегии стало: прекращение производства по делу, в связи с нарушением процедуры признания должника банкротом.
  • Главной задачей стало доказать, что предприятие – должник является субъектом естественной монополии, тогда длившиеся уже более года банкротные процедуры можно было бы «отмотать».
  • Однако, Арбитражный суд Республики Крым по-другому на все посмотрел.
  • Антимонопольное законодательство предусматривает ведение специального реестра субъектов естественных монополий.
  • Это и стало главной проблемой, и основным доводом в решениях арбитражных судов.
  • Правовая позиция.

В частности, суды, по нашему мнению, ошибочно указали, что положения Закона о банкротстве распространяются только на тех субъектов естественных монополий, которые включены в соответствующие реестры, допустив, по моему мнению, неправильное истолкование ст. 3, 4, 10 ФЗ «О естественных монополиях».

Данная правовая позиция суда противоречит действующему законодательству, сложившейся судебной практике и разъяснениям Федеральной антимонопольной службы.

Так, в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2010 г. «По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 г.

N 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественной монополии» прямо указано, что субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

  1. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее — Реестр субъектов естественных монополий) и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа.
  2. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в законе, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии».
  3. Данная позиция антимонопольной службы нашла отражение в практике арбитражных судов, которые применяют положения ФЗ «О естественных монополиях» вне зависимости от нахождения сведений об обществах в реестрах естественных монополии.

«Субъектом естественной монополии согласно статье 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно статье 4 названного Закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий» (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2012 года по делу № 2513/12, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от «10» февраля 2014 г. по делу № А26-1481/2013 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2016 года по делу № А63-9113/2015, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06 апреля 2011 года по делу № А63-6499/2010).

Таким образом, ФЗ «О естественных монополиях» не содержит указаний на наличие условия об обязательном включении в реестр общества для признания его субъектом естественной монополии. Основополагающим признаком следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.

Арбитражный суд Республики Крым в деле № А83-2151/2016 не учел также, что есть и другие признаки субъектов естественной монополии, например наличие объектов электросетевого хозяйства и регулирование тарифа специальным органом по ценам и тарифам.

Из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2011 по делу N А82-9050/2010, следует:

ОАО (заявитель) через имеющиеся в собственности объекты электросетевого хозяйства фактически обеспечивает переток электроэнергии, поставляемой гарантирующим поставщиком в адрес ООО, то есть заявитель действует на товарном рынке, находясь в состоянии естественной монополии (ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»).

ООО «ОУЛ СОЛАР» (банкрот по делу № А83-2151/2016) владеет на праве собственности линиями электропередачи (кабельными) протяженностью более 30 км., который обеспечивает переток электрической энергии покупателю ГУП «Крымэнерго».

Согласно п. 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ ФЗ «О естественных монополиях», признаком деятельности в условиях естественной монополии является наличие государственного регулирования тарифов.

Из статьи 6 ФЗ «О естественных монополиях», следует, что органами регулирования естественных монополий может применятся ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Приказом от «18» декабря 2015 года №79/26 Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым установил с 01.01.2016 года тариф на производство электрической энергии ООО «ОУЛ СОЛАР» в размере 3 523 руб. за МВт.ч (без НДС). Тариф устанавливается сроком на 1 год.

  • Таким образом, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым осуществляет государственное регулирование по установлению тарифа (цен) на производство электрической энергии для ООО «ОУЛ СОЛАР» как субъекта естественной монополии.
  • Выводы.
  • Убежден, что включение в реестр субъектов естественных монополий не имеет значения для отнесения предприятия к таковым.
  • Убежден, что генерирующее электроэнергию предприятие и обеспечивающее переток электроэнергии покупателю по установленному государством тарифу является субъектом естествнной монополии.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Особенности банкротства субъектов естественных монополий установлены 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно: Глава IX “Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц”.

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Организации могут считаться субъектами естественных монополий после включения в соответствующие Реестры.

  • Основные особенности банкротства субъектов естественных монополий:
  • 1) субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
  • 2) размер требований к субъектам естественных монополий, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей;
  • 3) лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Статус рассматриваемых объектов определяется во многом тем, что они обязаны осуществлять свою деятельность, исходя из определенных тарифов на товары и услуги. Эти тарифы устанавливаются ненормативными актами органов государственной власти. Соответственно, изменение тарифов может негативно сказаться на неплатежеспособности монополиста.

Читайте также:  Можно ли в мфц оформить дарственную без нотариуса и список необходимых документов для оформления

В отношении должника-субъекта естественной монополии могут быть введены любые процедуры банкротства в соответствии с общими правилами. Каких-либо особенностей наблюдения и финансового оздоровления закон не предусматривает, хотя в ряде случаев эти особенности были бы необходимы. В частности, Закон не говорит ничего о гарантиях государства, в целях введения финансового оздоровления.

Особенности распространяются на порядок продажи имущества должника и исполнение им договоров перед потребителями. Внешний управляющий не вправе:

– отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий (энергоснабжение и т.д.).

– отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии.

К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства или реализации товаров и услуг в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

  1. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются (в противном случае договор подлежит расторжению):
  2. — согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
  3. — принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
  4. — наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
  5. Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих органов обладают правом преимущественного выкупа предприятия должника.

6. Этапы антикризисного PR и их содержание.

1 этап.Проведение докризисных мероприятий — это самый важный этап работы PR-отдела. Его еще часто именуют «этап стратегического планирования». Основные задачи данного этапа включают: выявление возможных угроз и слабых сторон организации; разработка перечня возможных мероприятий, направленных на их предотвращение.

Антикризисная стратегия — это рабочий проект, в котором необходимо проанализировать деятельность организации в разрезе «трех “К”» (клиенты, конкуренты, компания). После того как составлена программа, необходимо выявить и проанализировать риски и составить бюджет. Рекомендуется выделить достаточное количество времени на этап разработки и планирования.

Чем больше времени уделяется подготовке и анализу, тем эффективнее проходит этап реализации. Этап разработки антикризисной стратегии очень важен для компании. Важным фактором в преодолении кризиса является создание атмосферы доброжелательности для клиентов, служащих, заинтересованных лиц, так же как и для лидеров общественного мнения.

Также важно — формирование «кризисной культуры» в пределах организации, задача которой: планирование кризиса; подготовка к кризису; коммуникации и оценка последствий кризиса. Управление кризисом означает создать план, определить, кто что делает, и реализовывать план во всех возможных ситуациях. 2 этап. Посткризисные мероприятия.

При наступлении кризисной ситуации необходимо разработать сценарий действий на начальный период, который бывает наиболее напряженным. Указанный сценарий должен решать задачу буфера против поступающей негативной информации. Продолжая работать в прежнем режиме, что и до кризиса, ответственные лица организации принимают одно из следующих решений: Не делать ничего.

Экстренно собирается специальная антикризисная команда. Организация заранее назначила антикризисную команду, либо существует антикризисный отдел. Нанимается агентство со стороны. Ресурсы антикризисной PR кампании включают: время; денежные средства; интеллектуальные способности; опыт сотрудников; связи; доступ к информации.

В кризисной ситуации важна способность организации мобилизовать все доступные ресурсы при недостатке ресурса «время». Возникает ситуация, когда негативная информация начинает распространяться. Специалист по кризисному PR способен корректировать негативную информацию только в случае, если он полностью владеет информацией об истинном положении вещей.

Наиболее распространенный способ коррекции негативной информации в СМИ – это присоединение к негативному материалу собственного или независимого эксперта. После локализации причин критической ситуации во внешней среде эксперты могут действовать по следующему сценарию (в зависимости от степени тяжести положения). 1.

Если ситуацию удалось определить в момент обострения отношений и спланированная агрессивная акция еще не запущена, то организуется процесс переговоров. Специалист по пиару выступает при этом в качестве посредника, с целью донести до агрессоров идею неконструктивности войны, результатом которой наверняка будет «потеря лица» обеими сторонами. 2.

Если ситуация такова, что найти пути сотрудничества переговорным путем не удается, или информационная атака уже началась, или незаконные действия против организации уже предприняты, специалисты по пиару оперативно мобилизуют связи со СМИ. 3.

Если же критическая ситуация на глазах перерастает в крах, консультанты задействуют в связи с властными структурами, привлекая мощное влияние авторитетных фигур: политиков, чиновников, бизнесменов. Особое внимание уделяетсявнутренней среде организации.

Независимо от того, какая стратегия будет предложена, в компании должен быть разработан «кризисный сценарий», включающий: список руководящих работников высшего, среднего и нижнего звена с указанием возможных вариантов их взаимодействия в критической ситуации; перечень лиц, имеющих право выступать перед общественностью и СМИ; все необходимые материалы и средства для работы антикризисной команды вне рабочего места; инструкции для секретарей и сотрудников, устанавливающие, как надо отвечать на входящие телефонные звонки и запросы по электронной почте.



Банкротство субъектов естественных монополий

Определение 1

Законом о банкротстве субъект естественной монополии понимается, как предприятие, которое осуществляет производство и (или) реализацию продукции (работы, услуги) при условии существования естественной монополии.

Деятельность субъектов естественных монополий обладает общественной и социально-экономической значимостью, поэтому необходима их бесперебойная работа (например, предприятия коммунального хозяйства). По этой причине процедура банкротства для таких субъектов регулируется определенным образом, в соответствии с отдельным параграфом главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности процедуры банкротства субъектов естественных монополий заключаются в следующем:

  • Понятие должника,
  • Критерии возбуждения процедуры,
  • Участие органов исполнительной власти в роли лиц, которые участвуют в деле,
  • Основание приостановки дела (оспаривание тарифа),
  • Особенности внешнего управления,
  • Особенности процесса продажи имущества и др.

Отнесение должника к субъектам естественной монополии

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Отнесение определенных предприятий к субъектам естественной монополии — прерогатива суда, рассматривающего поступающее заявление о банкротстве данного лица.

Самый достоверный признак отнесения должников к субъектам естественной монополии – наличие их в реестре субъектов, который формируется ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

В случае если юридическое лицо не включено в реестр субъектов естественной монополии, это не может говорить об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии.

Замечание 1

Для того, что бы определить наличие или отсутствие у должника статуса субъекта естественной монополии, в суде нужно определить, вел ли должник деятельность в сфере естественной монополии на момент введения процедуры несостоятельности. Суд при этом должен опираться на признаки, установленные Законом о естественных монополиях.

Возбуждение дела о банкротстве субъекта естественной монополии

Существует несколько критериев возбуждения процедуры банкротства для субъекта естественной монополии.

Основным из них является наличие требований кредиторов по денежным обязательствам, которые составляют более одного миллиона рублей.

Этот факто должен быть подтвержден исполнительным документом, при этом требования не удовлетворены в полном объеме при обращении взыскания на имущество должника.

Взыскание имущества проводится в следующем порядке:

  • В первую очередь при взыскании имущества, производят взыскание движимого имущества, которое непосредственно не участвует в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
  • Во вторую очередь взыскиваются имущественные права, которые непосредственно не используются в производстве продукции.

Специальные участники банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве субъектов естественной монополии существуют особенности в отношении круга лиц, которые участвуют в деле.

Так, в соответствии с Законом в деле о банкротстве субъекта естественной монополии одним из участников признается федеральный орган исполнительной власти, который признан Правительством РФ к проведению государственной политики в отношении соответствующих субъектов естественной монополии.

Замечание 2

Уполномоченный орган, который осуществляет контроль и надзор деятельности естественных монополий — Федеральная антимонопольная служба, которая при продаже имущества монополиста заключает соглашение с покупателями об исполнении условий конкурса.

Законом о банкротстве предусмотрены ограниченные права РФ и ее субъектов (включая права муниципальных образований) в лице соответствующих уполномоченных органов при участии в делах о банкротстве.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *