Бесконтактное ДТП: примеры и порядок оформления

Дорожно-транспортные происшествия включают в себя большое количество различных видов столкновений и аварий, приводящих к серьёзным последствиям с гибелью людей, нанесением тяжёлого и лёгкого вреда здоровью, материальным ущербом. Одним из особенных видов аварии является бесконтактное ДТП, которое называется так по причине отсутствия прямого столкновения между непосредственными участниками происшествия.

Бесконтактное ДТП: примеры и порядок оформления

Классическим примером  ДТП без контакта является случай, когда один из водителей делает неожиданный манёвр, а второй, чтобы избежать столкновения, резко выворачивает руль и совершает наезд на препятствие, другой автомобиль  или пешехода. В результате получают ущерб вторые или третьи лица, а виновник происшествия остаётся невредимым.

Чаще всего к таким событиям приводит агрессивный стиль вождения некоторых автолюбителей, которые любят «подрезать», совершать резкие торможения и ускорения, неожиданные повороты.  К ним также относятся такие случаи, когда на дорогу падает плохо закреплённый груз с кузова или багажника впереди идущего автомобиля, на трассу неожиданно выбегает пешеход или животное и т.п.

Характерные черты ДТП без контакта транспортных средств

К характерным особенностям бесконтактной аварии относятся:

  1. Причиной происшествия является сторона, не участвующая непосредственно в процессе аварии или столкновения.
  2. Часто на месте происшествия отсутствует виновник события, из-за которого случилось ДТП. Он покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. Установить личность виновника можно по сохранившимся материалам видеорегистраторов или показаниям свидетелей.
  3. Нередко в процессе расследования аварии встречается некорректное применение п.10.1 ПДД со стороны должностных лиц в трактовке, что при возникновении опасности следует не маневрировать рулём, а тормозить до полной остановки.
  4. Законодательная база регулирования всех видов ДТП, включая бесконтактные аварии, общая. Она включает одни и те же пункты и статьи нормативных актов.
  5. Бесконтактное ДТП относится к страховым случаям.  Чтобы претендовать на получение страховых компенсаций, нужно обеспечить строгое соблюдение всех нюансов в оформлении ДТП.
  6. В этом случае невозможно получить возмещение ущерба напрямую с виновника, пострадавшему следует подавать заявление в его страховую компанию.
  7. Для оформления происшествия следует обязательно вызвать сотрудников ГИБДД.

Применение нормативных документов

В пункте 10.1 ПДД говорится, что водитель при возникновении опасной ситуации на дороге обязан снизить скорость движения вплоть до полной остановки транспорта.

Именно этой частью раздела руководствуются сотрудники ГИБДД в расследовании происшествия и установлении степени вины каждого участника аварии.

Однако в данном вопросе следует разделять ситуацию по степени опасности и эффективности действий на следующие три варианта:

  1. Появление опасности, когда на пути возникает такое препятствие, для предотвращения столкновения с которым можно просто уменьшить скорость или остановиться. Именно такая ситуация подходит под п.10.1 ПДД.
  2. Опасная ситуация, когда водителю можно избежать столкновения, применяя торможение или маневрирование, которая указана в п.1.2 ПДД.
  3. Аварийная ситуация, когда никакое торможение не спасает от ДТП и единственно верным решением может быть попытка избежать или уменьшить последствия.

Специально в ПДД введён п.1.5, который поясняет, что каждый водитель и пешеход не должен причинять вред, и создавать опасности движению. Этим подразумевается, что допускается маневрирование и изменение направления движения, если оно позволит избежать неотвратимого при торможении столкновения.

Таким образом, ответ на фатальный вопрос, тормозить или повернуть в опасной ситуации, в большей мере зависит не только от расчётливости и опыта водителя, но от степени опасности самой ситуации, её скорости развития и возникновения.

В любом случае о действиях водителя будут судить по оставшимся следам торможения на своей полосе движения.

Оформление бесконтактного ДТП

Правила оформления ДТП без соприкосновения такие же, как при обычных происшествиях. Порядок действий участников ДТП — стандартный. Единственное отличие состоит в том, что оформление Европротокола по обоюдному согласию не предусмотрено. Обязательно оформление аварии выполняется сотрудниками ГИБДД. Таким образом, действия участников события заключаются в следующем:

1) Вызов сотрудников ДПС на место аварии.

Бесконтактное ДТП: примеры и порядок оформления

  • съёмка места столкновения, следов аварии и повреждений автомобиля;
  • привлечение очевидцев события, уточнение их показаний и контактных данных, уговор в даче официальных свидетельских показаний;
  • выяснение наличия материалов видеорегистратора на машинах участников движения, зафиксировавших скрывшегося виновника аварии или внешней камерой.

3) Не стоит гнаться за виновником происшествия, покинувшим место аварии, рискуя заработать лишение водительских прав за убытие с места события до приезда сотрудников полиции. Вместо этого освободите проезжую часть, т.е. нужно отъехать или отбуксировать пострадавшую машину на обочину.

4) Внимательно ознакомьтесь с протоколом происшествия, составленным сотрудником ГИБДД на месте аварии. Запишите в нём свое несогласие, если постановление вынесено в адрес невинной стороны, так как в противном случае получить страховую компенсацию ущерба будет невозможно.

Особенности получения компенсации

Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда.

Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.

Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд.

Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба.

В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.

Примеры из судебной практики

Приведём некоторые примеры урегулирования спорных вопросов со страховыми компаниями из судебной практики, касающихся ДТП без соприкосновения ТС:

Истец повредил свой автомобиль, совершив наезд на столб, из-за неожиданного манёвра впереди идущего транспорта.

Страховая фирма виновника ответила отказом в выплате компенсации, ссылаясь на то, что потерпевший ехал слишком быстро, не учитывая погодных условий.

Истец настоял на проведении трасологической экспертизы, подтвердившей его правоту в том, что у него не было альтернативы в других действиях. Суд принял сторону истца, и страховая компания была вынуждена выплатить ему компенсацию.

Грузовой автомобиль, проезжая мимо припаркованной под деревом машины, зацепил грузом тяжёлую ветку дерева. В результате падения ветки машина, стоящая под деревом получила повреждения.

Страховая компания отказалась компенсировать ущерб пострадавшему, обосновывая отказ тем, что он припарковал автомобиль в опасном месте.

Судебное разбирательство признало произошедшее страховым случаем, и потерпевший бесплатно восстановил машину.

Часто бывает так, что суд признаёт виновниками происшествия обе стороны.

Тогда сумма страховой компенсации уменьшается пропорционально доле вины потерпевшего, степень которой во многом зависит от того, как представлена схема в протоколе инспектора ГИБДД.

Поэтому важно, чтобы на месте аварии в протокол были внесены все факты и обстоятельства происшествия. Обжаловать решение первой судебной инстанции можно в Верховном или Арбитражном суде.

Видео: Бесконтактное ДТП

Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?

Бесконтактное ДТП является обособленным видом аварии, которые имеют несколько отличные характеристики. Особенностью ее является то, что непосредственного контакта транспортных сред нет. Причиной ДТП в таких ситуациях становятся действия одного водителя, которые привели к созданию помех другому.

Результатом этого становится возникновение необходимости маневрирования, резкой остановки, из-за чего второй автомобилист сталкивается с неподвижным препятствием или другими машинами.

Такая ситуация часто трактуется неоднозначно – каждая из сторон отрицает свою вину, при этом возникает масса вопросов относительно того, будет ли являться случай страховым или нет.

Определение бесконтактного ДТП

Читайте: Ответственность за ДТП виновника аварии в 2019 году

Бесконтактное ДТП – что это? Основным признаком его является отсутствие факта столкновения виновника ситуации и пострадавшей стороны. Наиболее распространенной, так сказать «классической» картиной такой аварии, является так называемое «подрезание». Ситуация выражается в том, что один их водителей нарушает правила маневрирования, чем вынуждает второго автомобилиста, пытающегося уйти от столкновения, выполнять нехарактерные действия – резко сворачивать, ускоряться, наоборот тормозить. Результатом этого становится то, что второй автомобилист может въехать в неподвижное препятствие – столб, дерево, стационарную конструкцию или же в другой автомобиль, наехать на пешехода.

Читайте также:  Обязательна ли страховка жизни при страховании автомобиля

Отдельным типом бесконтактного ДТП также можно назвать внезапное появление пешехода на проезжей части или падение груза с движущегося авто. В таких ситуациях автомобилист также вынужден совершать определенные маневры, которые приводят к причинению ущерба непосредственно ему или третьим лицам.

Нюансы рассмотрения аварий

Одними из основных сложностей, сопровождающих рассмотрение такого рода аварий, являются следующие:

  • Виновная сторона чаще всего скрывается с места происшествия. Отдельным моментом можно рассматривать ситуации, когда автомобилист даже не подозревает о том, что он стал виновником столкновения транспортных средств. Такие ситуации редко происходят, но все же имеют место;
  • Сотрудники ГИБДД часто определяют виновность совершенно другого лица – не того, кто первоначально совершил неправильный маневр, а того, кто был вынужден резко уходить от препятствия. При этом автоинспекция чаще всего ссылается на пункт Правил дорожного движения 10.1. В нем отражена информация относительно того, что при возникновении определенной опасности водитель несет обязательство снизить скорость движения машины вплоть до ее остановки. Именно по такой причине вина переходит на второго автомобилиста, который не снижал скорость, а пытался уйти от столкновения (с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием и т.д.). Однако, при этом может совершенно не приниматься во внимание факт того, что резкое торможение могло бы привести к более серьезным последствиям, включая даже смерть водителя или других участников дорожного движения;
  • Многие автомобилисты, в некотором роде признающие свою вину, вместе с пострадавшим не могут оформить аварию по европротоколу. Это связано с тем, что на протяжении долгого времени не разрешалось составлять документ при условии наличия разных мнений относительно того, по какой причине произошло ДТП. В настоящее время уже такая проблема отходит на второй план, но сохраняется другое препятствие – по европротоколу должно присутствовать только два участника ДТП, а в таких ситуациях их как правило бывает три и более;
  • Необходимость обращения в страховую компанию за выплатой при наличии ОСАГО. В такой ситуации каждая выплата страховщика или погашение причиненного ущерба сопряжено с расходами. В связи с этим компании пытаются изыскать возможности определения виновной стороной того лица, которое не является их клиентом.

На что обратить внимание автомобилисту, который пытался уйти от опасности

Во многих ситуациях виновной стороной может признаваться второй автомобилист, уже вынужденный осуществлять различные маневры.

В таком случае стоит знать, каким нормативными актами можно апеллировать при попытке доказать свою невиновность или на какие пункты ПДД стоит опираться. Так, автоюристы советуют обратить внимание на следующие моменты:

  • При наличии опасной ситуации (которая уже произошла) избежать ее автомобилист имеет право посредством маневрирования. Об этом свидетельствует 24 абзац пункта 1.2 ПДД;
  • Необходимость избежать столкновения при помощи постепенного снижения скорости вплоть до остановки больше всего применима к тем ситуациям, когда опасность только возникла;
  • Рассмотрение определения аварийной ситуации. В случае, если автомобилист оказался в ней, то торможение уже не может гарантировать ухода от столкновения.

В любой ситуации, несмотря на то, как ее интерпретируют сотрудники ГИБДД, стоит настаивать, что оказавшись в определенной ситуации водитель проанализировал ее (насколько это было возможно) и принял решение, что его определенные действия будут наиболее приемлемы и безопасны.

Об этом также свидетельствует пункт ПДД 1.5, призывающий анализировать ситуацию и поступать таким образом, чтобы причинить наименее возможный вред в такой ситуации.

Что делать при бесконтактном ДТП

При попадании в бесконтактное ДТП следует соблюдать все действия, которые предписывает действующая редакция ПДД. Одним из основных моментов является требование не покидать место ДТП.

В случае, если автомобилист уедет, то обстоятельства могут быть интерпретированы таким образом, что именно его действия определят как неправомерные. Не менее важным моментом является сбор контактных данных с тех лиц, которые стали свидетелями произошедшего.

Именно их показания оказывают решающее воздействие на решение о страховом возмещении или привлечении к ответственности.

Важной также является необходимость отразить в протоколе ДТП факт несогласия с определенными пунктами, отраженными в нем. В такой ситуации автомобилист имеет возможность оспорить выводы сотрудников ГИБДД.

Вполне естественно, что в результате ДТП имеет место причинение ущерба здоровью участников дорожного движения или имущества. В связи с этим возникает вопрос относительно того, куда обращаться для его возмещения. В этом случае может быть два возможных варианта:

  • В случившемся был признан виновным автомобилист, действия которого на самом деле привели к ДТП. Потерпевшая сторона в определенный законом срок должна направить обращение в страховую компанию виновника для получения компенсации. Стоит отметить, что при условии нанесения ущерба транспортному средству возмещение его будет осуществляться в натуральной форме. То есть ремонт или замену определенных частей осуществляет СТО, а страховая компания уже оплачивает ее услуги;
  • Если действия потерпевшего лица признаются неправомерными, в таком случае на возмещение по ОСАГО не стоит рассчитывать. Такой момент связан с тем, что данный страховой полис предполагает начисление возмещения только в отношении потерпевшей стороны, не имеющей вины, если она не обоюдная. Поэтому для того, чтобы иметь право на страховую выплату, следует направить обращение относительно пересмотра обстоятельств ДТП и признания отдельного участника виновным.

При условии, что потерпевшая сторона была признана виновной, причиненный ущерб придется погашать исключительно за счет собственных средств.

Кроме того, при условии, что имеются еще пострадавшие (третий и последующие автомобилисты и их транспортные средства), в таких ситуациях придется выплачивать определенную сумму средств еще и им.

Судебные разбирательства

Бесконтактное ДТП: примеры и порядок оформленияЧитайте: Выкуп страхового случая ДТП

Бесконтактное ДТП довольно часто становится причиной длительных судебных разбирательств, в результате которых несколько участников ДТП стараются прийти к общему мнению относительно того, кто виновен в ДТП и за чей счет будет осуществлен ремонт. В качестве одного из характерных примеров судебной практики стоит привести следующий случай:

  • Транспортное средство Киа вследствие резкого маневрирования (изменения полосы движения) стало помехой другому автомобилю Хонда, которое передвигалось по этой полосе с соблюдением всех норм ПДД;
  • Чтобы избежать столкновения, водитель Хонды, проанализировав ситуацию, принял решение не снижать скорость, что привело бы к неизбежному столкновению, а также совершить маневр – уйти вправо;
  • В результате выполненного маневра автомобилист не справился с управлением и врезался в столб, нанеся ущерб средней тяжести своему здоровью и транспортному средству;
  • В результате судебного заседания была доказана вина водителя Киа, чьи действия стали причиной бесконтактного ДТП;
  • После опротестования дела и привлечения автоюристов было принято решение о неправомерности маневрирования водителем Хонды. Результатом этого стало частичное признание его вины (40 на 60). Такое решение было принято именно на основании пункта ПДД 10.1.;
  • Собственник Хонды не стал подавать апелляцию, хотя у него была такая возможность. В результате всех разбирательств автомобилист получил меньшую сумму средств, чем мог бы рассчитывать.

Бесконтактное ДТП связано с определенными сложностями выявления виновного лица, которые могут усугубляться отсутствием прямых доказательств неправомерности действий.

Присутствие видеорегистратора, который может фиксировать происходящие события, соблюдение всех предписанных норм после ДТП и при необходимости отстаивание интересов в суде помогают автомобилистам добиться справедливости и получить компенсации от виновной стороны или ее страховой компании.

Поделиться ссылкой:

Бесконтактное ДТП: определение, как оформить, выплоты страховой

Аварии на дороге не всегда вызваны столкновением автомобилей. Порой участники дорожного движения вынуждают водителей делать такие действия, которые приводят к ущербу, ранениям и смерти людей. В таких случаях речь идет о ДТП без непосредственного контакта автомобилей.

Читайте также:  Лицензия ФСБ на строительство: отличительные особенности и порядок получения

Понятие бесконтактного ДТП

Бесконтактное ДТП – это происшествие на дороге, вызванное действиями водителя, который препятствует правильному движению других транспортных средств без прямого контакта с ними, в результате чего они вынуждены нарушать правила дорожного движения. Итогом таких действий является материальный ущерб автомобилям, постройкам, зданиям, физический вред водителям, пешеходам и пассажирам.

Среди особенностей бесконтактных ДТП выделяют следующие:

  • причиной аварии является участник, непосредственно не задействованный в факте столкновения;
  • виновное лицо часто покидает место происшествия, так как его автомобилю не нанесен вред;
  • нередки случаи неверного понимания ПДД, которые регламентируют, что в случае опасности не нужно производить маневры рулем, а необходимо осуществить торможение до полной остановки;
  • такой вид ДТП является страховым случаем;
  • получить компенсацию напрямую с виновного лица нельзя – необходимо обратиться в страховую контору;
  • для оформления и фиксации аварии присутствие инспекторов ГИБДД обязательно.

Стоит отметить, что Правительство РФ неоднократно инициировало введение в ПДД термина «Опасна езда», однако на сегодняшний день это понятие не закреплено.

Примеры бесконтактного ДТП

К случаям таких аварий можно отнести следующие:

  • водитель производит резкий маневр, выезжая на встречную полосу, чем вынуждает другого шофера столкнуться с другими авто, ограждение или наехать на пешехода;
  • водитель не предупреждает других участников о выполнении маневра: поворота, разворота;
  • на дороге неожиданно появляется пешеход и ведет себя не в соответствии с ПДД;
  • на дороге происходит падение груза с транспортного средства, что создает помехи другим участникам движения.

Если виновником аварии является пешеход, то возмещение вреда пострадавшим возможно только через суд, поскольку отсутствует полис и страховая компания, которой можно было бы предъявить требования.

Как оформить бесконтактное происшествие

Соблюдение требований при оформлении аварии – залог беспроблемного взыскания компенсации за ущерб в будущем. После ДТП все участники должны выполнить остановку, включить сигнализацию и выставить аварийный знак, чтобы сообщить остальным об опасности.

Далее необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Они на месте установят нарушителя, действия которого привели к несоблюдению ПДД другими участниками движения, которые непосредственно осуществили столкновение в связи с этим.

Еще до приезда инспекции можно собирать материалы – произвести фотосъемку, записать видео обстановки на дороге, выяснить наличие видеорегистраторов, опросить очевидцев и сообщить просьбу остаться до приезда ГИБДД, чтобы ее служащие могли отобрать пояснения в установленном законом порядке. Это важно, поскольку при сокрытии нарушителя с места правонарушения доказать виновность получится только с помощью свидетельских показаний или видеозаписи регистратора.

Убирать транспортные средства с дороги не нужно, ведь сотрудники ГИБДД должны будут составить детальную схему ДТП.

Важно проследить, чтобы авария была отнесена к категории бесконтактных происшествий, в ином случае ответственным лицом станет один из потерпевших, а не действительный нарушитель. При любом факте несогласия его нужно фиксировать письменно в протоколе.

  • При оставлении виновником места аварии не нужно пытаться его догнать на автомобиле, поскольку это является также сокрытием с места происшествия и может повлечь за собой лишение водительского удостоверения.
  • По Европротоколу без вызова ГИБДД оформить бесконтактное ДТП не получится, поскольку для этого не соблюдается условие нанесения ущерба двум автомобилям путем их столкновения.
  • Также, нужно контролировать все действия сотрудников ГИБДД – ошибки на этом этапе могут повлечь дальнейшую невозможность доказать свою правоту страховой компании или судебному органу.

Определение виновного

Установление виновного в аварии участника входит в полномочия госавтоинспекции или суда.

При установлении нарушителя сотрудники ГАИ оформляют постановление и выдают документы всем участникам происшествия. В них фиксируют нарушителя правил движения, а не виновного в бесконтактном ДТП лица. При достаточном количестве доказательств нарушитель сможет взыскать ущерб с виновника.

Взыскание компенсации

Вред, нанесенный при бесконтактном ДТП, входит в список страховых случаев полиса ОСАГО. Виновник инцидента подлежит административной ответственности или уголовной – если причинен тяжкий вред здоровью участникам или действия повлекли за собой гибель людей.

Возмещение вреда здоровью возможно на основании медицинских справок, заключений путем обращения в суд в порядке гражданского производства – сделать это может пешеход и пассажир.

Компенсацию потерпевшему производит не его страховая организация, а страховщик виновного. Обязательным обстоятельством, при котором можно получить выплату в страховой, является официальное определение вины гражданина на основании произведенного расследования.

Обратиться в свою страховую компанию, которая оформила полис, потерпевшему не получится – он получит отказ. В случае отсутствия полиса гражданской ответственности у виновного, получить компенсацию в своей страховой компании не удастся – она не возьмет на себя такую ответственность.

Порядок действий по возмещению вреда следующий:

  • обращение в страховую организацию виновного лица;
  • при отказе страховой компании в компенсации ущерба нужно написать и предъявить предсудебную претензию;
  • при дальнейшем отказе или в случае отсутствия страхования у виновника необходимо обратиться в суд в исковом порядке.

Документы для страховой организации

Страховщику виновника нужно предоставить такие бумаги:

  • заявление на получение страховой компенсации;
  • документы из ГИБДД, фиксирующие факт бесконтактной аварии (извещение о происшествии, справки, протоколы и т.д.);
  • постановление о привлечении виновника к административной ответственности (копия);
  • копии документы пострадавшего: удостоверения личности, водительских прав, техосмотра, ПТС;
  • документы, квитанции, чеки, которые подтверждают расходы в связи со случившимся.

Транспортное средство нельзя ремонтировать до решения страховщика, поскольку последний вправе осмотреть его или произвести собственную экспертизу.

Судебный порядок

Для обращения в суд важно иметь на руках протокол о дорожно-транспортном происшествии, в котором зафиксированы виновник и потерпевший.

При рассмотрении дела нужно подготовить как можно больше доказательств:

  • документы ГИБДД;
  • электронные носители информации с фиксацией обстоятельств аварии;
  • письменный отказ страховой, если подавалась досудебная претензия;
  • перечень очевидцев аварии, которые могут быть вызваны в заседание в качестве свидетелей;
  • документы страховой компании.

Суд на основании доказательств может сделать вывод о том, что на участке дороги, где произошла авария, ответчик в нарушение ПДД произвел действие или бездействие, повлекшее столкновение других участников движения.

Примеры из практики

При наличии доказательств нужно действовать и обращаться в суд. Рассмотрим некоторые ситуации бесконтактных ДТП.

Пример А

Автомобиль снес ограждение впоследствии резкого маневра другого транспортного средства. Страховая организация водителя, который выполнил маневр, отказала владельцу поврежденной машины в выплате, указав в ответе на предсудебную претензию, что последний не рассчитал влияние погодных условий на дорожную обстановку и не придерживался соответствующего скоростного режима.

Однако пострадавший привлек к оценке своих действий независимого эксперта, заключение которого подтвердило, что с его стороны не было нарушений и техническая возможность избежать столкновения путем других маневров отсутствовала. Страховой организации на основании решения суда пришлось выплатить компенсацию ущерба в заявленном истцом объеме.

Пример Б

Высокий панелевоз, двигаясь на участке дороге с большим количеством деревьев у обочины, задел ветку на одном из них, вследствие чего она сломалась и рухнула на припаркованную рядом машину. При обращении в страховую был получен ответ, что владелец авто виноват сам, поскольку оставил транспорт на опасном участке дороги.

В ходе судебных заседаний на основании фотографий и видеофайлов было установлено, что истец не нарушил ПДД и осуществил стоянку правильно, а данный случай относится к страховым. Таким образом, вина водителя панелевоза признана, и его страховщик должен погасить компенсацию.

При отказе суда можно подать заявление в апелляционный, а далее – и в Верховный суд РФ. Иногда судья может неправильно трактовать обстоятельства ДТП, а при оспаривании их решений коллегия вышестоящего органа может постановить, что при первоначальном рассмотрении присутствовало заблуждение суда.

Еще одним вариантом исхода дела может стать признание судом вины обоих водителей. В этом случае сумма иска будет удовлетворена не в полном объеме – выплаты заявителю составят меньшую сумму, которая высчитывается на основании его доли вины в ДТП.

Читайте также:  Ст 336 ук рф - оскорбление военнослужащего: состав преступления и особенности определения ответственности

Бесконтактное ДТП: судебная практика, куда обращаться, ОСАГО, что делать

Некоторые ДТП называют странным словом — бесконтактные. Происходят они потому, что движущемуся по трассе автомобилю кто-то или что-то помешало, он среагировал, и при этом причинил вред другим участникам движения. Однако он не контактировал с непосредственной помехой. О том, что делать в такой ситуации и какие нюансы нужно учитывать, рассказано далее в обзоре.

Что такое бесконтактное ДТПОсобенности бесконтактного ДТПЧто делать при бесконтактном ДТПКуда обращатьсяКак оформить Необходимые документыВидео: Что делать для получения выплаты по страховкеСудебная практикаВыплаты по ОСАГОКак избежать ответственностиvar index=document.

getElementsByClassName ('index-post');if (index.length>0) {var contents=index [0].getElementsByClassName ('contents');if (contents.length>0) {contents=contents [0]; if (localStorage.getItem ('hide-contents') === '1') {contents.

className+=' hide-text'}}}

Что такое бесконтактное ДТП
Особенность бесконтактных аварий состоит в том, что непосредственный виновник ни с кем не сталкивается. Он просто создаёт помеху для другого участника, и из-за возникшей помехи сталкиваются 2 других участника движения. Среди причин, которые заставили виновника создать помеху, могут быть:

занос на скользкой дороге;резкое торможение;внезапный поворот впереди идущего ТС;нарушение ПДД;превышение скорости;потеря управления автомобилем.

Создать помеху может не только ТС, но и выбежавшее на дорогу животное, падение незакреплённого груза с движущегося впереди грузового транспорта, падение на трассу дерева и другие похожие причины. Автомобиль, стремящийся избежать аварийной ситуации из-за помехи, может столкнуться с третьим участником или неподвижным предметом: зданием, деревом, ограждением, путепроводом.

Важно! Не спешите с ремонтом авто после ДТП до тех пор, пока не будут решены все возникшие вопросы, в том числе по страховым выплатам.

Особенности бесконтактного ДТП
Основная особенность такого ДТП в том, что оно трудно доказуемо. Лицо, создавшее помеху, может продолжить движение, несмотря на созданную им ситуацию — при отсутствии записи на видеорегистраторе доказать его вину почти невозможно. Ещё одна особенность происшествия: если никто не пострадал и имущественного урона нет, то и происшествия как бы тоже не было.

Что делать при бесконтактном ДТП
Если вы попали в такую ситуацию, есть несколько моментов, которые нужно учесть. Прежде всего, необходимо вызвать полицию.

Независимо от того, насколько незначительна авария, важно задокументировать это ДТП — вам понадобятся документы для страхового возмещения или судебного иска.

Протокол ДТП будет содержать массу информации, которая может понадобиться вам позже.

Алгоритм действий водителя после происшествия:

Непосредственно после инцидента все участники аварии должны остановиться. Убирать авто или менять их положение до разрешения инспектора нельзя. Неподвижность поможет установить картину происшествия. Выйдите из автомобиля и проверьте себя на наличие травм. Из-за шока вы можете не заметить боль. Если получены сильные повреждения, одновременно с полицией нужно вызвать скорую. Каждый участник должен поставить аварийный знак. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте. Чтобы минимизировать проблемы, связанные с инцидентом, вам потребуется как можно больше доказательств и информации. И вы с большей долей вероятности сможете её собрать, если будете вести себя спокойно и сдержанно. Пока едет экипаж ГИБДД, осмотритесь, поговорите со свидетелями, попросите их задержаться до приезда полиции. Сфотографируйте ситуацию на дороге. Фотографируйте всё, что может помочь вам, в том числе номерные знаки транспортных средств участников и свидетелей. Это поможет, если другая сторона будет отрицать или излагать факты иначе. Если виновник скрылся, запишите всё, что можете вспомнить. Вам понадобится регистрационный номер его автомобиля, марка, модель и цвет. Если все участники на месте, то полиции для составления протокола понадобятся их имена, адреса проживания, номера водительских удостоверений, контактные телефоны. Эти же данные позже понадобятся и страховой компании. Будет разумно переговорить со свидетелями. Если они подтвердят вашу версию происшедшего, это очень поможет. Запишите всю информацию, которая кажется вам важной: чем больше документальных доказательств, тем лучше для вас. Если стороны могут договориться об урегулировании инцидента, сделайте это до приезда полиции.

Следующее, что вам нужно сделать после аварии, — это обратиться за медицинской помощью. Даже если вам не больно или в состоянии стресса вы этого не ощущаете, важно провериться. И, к сожалению, возможны ситуации, когда документ об обращении в медицинское учреждение тоже будет важным доказательством в суде и других ситуациях. Поэтому травмы должны быть задокументированы.

Знаете ли вы? Самый быстрый в мире серийный легковой автомобиль Bugatti Veyron Super Sport развивает скорость 431 км/ч.

Куда обращаться

Если вы предвидите возникновение сложностей, то за имеющееся до приезда инспекторов время можно получить консультацию у знакомого юриста.

Тем, у кого в страховом полисе есть пункт «возмещение ущерба третьим лицам после ДТП», нужно позвонить страховой компании.

Обязательно соблюдайте ту последовательность действий, которая записана в вашем договоре — там может быть пункт об обязательном уведомлении страховой компании сразу же после ДТП.

Как оформить

Экипаж ГИБДД, прибыв на место происшествия, должен произвести осмотр места ДТП, опросить свидетелей, участников и составить протокол. Установить виновников на месте происшествия возможно, но не всегда правомерно. Это будет сделано в ходе дальнейшего расследования. Виновных должен определять суд на основании полученных показаний, результатов экспертиз и другой информации.

Особенности составления протокола:

Прежде всего помните, что ни вам, ни кому-либо другому, не запрещено говорить всё что угодно. Но лучше, если к словам будут приложены факты. Так, даже скрывшееся с места происшествия авто или собака, перебежавшая дорогу, не исчезают бесследно.

На месте инцидента могут остаться следы автомобильной краски, собачья шерсть, сломанные кусты, следы протектора и другие доказательства. Протокол с места ДТП будет основным доказательством по делу в суде. Поэтому ответьте на вопросы инспектора и можете ожидать в своей машине, пока составление протокола не будет закончено.

Если в вашем страховом договоре есть пункт об обязательном присутствии представителя страховой компании на месте ДТП, то помните, что он должен приехать раньше, чем инспектора закончат составление бумаг. До того как подписывать, поинтересуйтесь у представителя полиции, будут ли ещё дополнения.

Если да, то сначала полицейский должен полностью дописать документ, и только потом дать вам его для ознакомления. Проверьте правильность вписанных данных. Если вы с чем-то не согласны, в графе «Объяснение» впишите «Не согласен» и объясните кратко, почему.

Если есть доказательства, дописывайте: «Имеется запись регистратора, подтверждающая факт…». Поставив подпись, заберите копию протокола. Оригинал остаётся у инспекторов. Теперь вы можете продолжать движение.

Необходимые документы

На основании протокола должно быть вынесено постановление об административном правонарушении. Если виновник самоочевиден, то полицейские могут на месте составить данное постановление и выдать справки участникам ДТП. Но они способны трактовать ситуацию не верно, не в вашу пользу и т. д. Если вас не устраивает исход дела, то дальнейшее определение виновных относится к компетенции суда.

Помните, что протокол — это документ, в котором описывается происшествие сотрудниками ГИБДД. Он не может быть оспорен. Если его не подписать, это ни на что не повлияет — инспектор просто запишет, что вы отказались подписывать.

Поэтому обязательно внимательно читайте, выражайте в нём несогласие и только потом подписывайте. Оспорить через суд можно постановление, которое будет составлено после протокола. На это даётся 10 дней с момента его вынесения.

Если инспектора не составляют данный документ на месте — значит, из ГИБДД пришлют его по указанному вами адресу.

Видео: Что делать для получения выплаты по страховке

Судебная практика

Степень виновности в бесконтактном ДТП определять трудно.

У суда может быть недостаточно доказательств для того, чтобы точно установить истину, поэтому инспектора могут пойти по пути наименьшего сопротивления: возложить вину на самого пострадавшего, в соответствии с п.10.1 ПДД. Данный пункт обязует участников движения, в случае возникновения форс-мажора на дороге, замедлить движение и остановиться.

  • Рекомендуем для прочтения:
  • План действий при невыплате страхового полиса ОСАГО
  • Правила расчёта ОСАГО
  • Обращение в ОСАГО виновника ДТП
    Можно ли внести изменение в полис ОСАГО

Но п. 1.5 ПДД разъясняет, что в случае, если замедление и остановка никак не помогали бы избежать аварии, то водитель просто должен был выполнить те действия, которые зафиксированы в протоколе, тем самым избежав причинения участникам ещё большего вреда.

Доказать такую ситуацию самостоятельно сможет далеко не каждый водитель, поэтому разбор бесконтактного ДТП в суде требует наличия результатов экспертиз и грамотного автоюриста. Также помните, что ДТП данной категории чаще становятся категорией прецедентного права.

Результат их рассмотрения зависит от доказательной базы, умений юриста и информации о таких же ситуациях, решение по которым было принято в интересующем вас ключе.

Выплаты по ОСАГО

Правовое регулирование выплат осуществляется на основании норм ФЗ «Об ОСАГО», которые записаны в ст. 11, 14.4, 16.1.

Особенность ситуации состоит в том, что именно бесконтактные ДТП являются одной из основных статей, по которым орудуют страховые мошенники, поэтому страховые компании очень скептически относятся к подобным инцидентам. И сделают всё, чтобы доказать отсутствие страхового случая.

Чтобы доказать вину того, кто спровоцировал аварию, и отсутствие вины со стороны потерпевшего, понадобится трасологическая и автотехническая экспертизы ДТП. Независимо от того, делали ли её представители ГИБДД в ходе досудебного расследования, страховая компания будет проводить свою экспертизу.

Поэтому подумайте о хорошей доказательной базе в то время, когда находитесь на месте ДТП, и об услугах грамотных юристов — ведь вам придётся доказывать наступление страхового случая в суде против страховой компании. Сам порядок выплат и их сумма прописаны в вашем страховом договоре.

Если вам удастся доказать наступление страхового случая, то они будут осуществлены.

Как избежать ответственности

Чтобы было проще доказывать что-либо в судах, пострадавший может заказать проведение независимой экспертизы. Для этого необходимо обратиться в любую компанию, имеющую лицензию на проведение трасологической и автотехнической экспертиз. Порядок работы независимых экспертов регламентируется «Правилами проведения независимой технической экспертизы» утверждёнными Положением ЦБ РФ №433-П от 19.09.2014. Найдя такую компанию, ознакомьтесь с теми материалами экспертиз, с которыми им удалось выиграть суд. Это поможет вам убедиться в том, можете ли вы доверить им вести своё дело.

Независимая экспертиза обязательно проводится в присутствии всех участников ДТП, установленных протоколом ГИБДД, и представителя страховой компании. Уведомление о её проведении будет выслано им за 5 дней до проведения. Учитывая вышеизложенное, будьте внимательны на трассе.

В случае если ДТП произошло, ведите себя спокойно и уверенно. Помните, что всё решают доказательства и квалифицированные юристы, которые смогут их убедительно представить и интерпретировать.

К сожалению, бесконтактное ДТП — это одна из наиболее проблематичных для водителя ситуаций.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *