Дознание — статья 223 УПК РФ: отличие от предварительного следствия, формы и сроки

Статья 223 УПК РФ. Порядок и сроки дознания

Комментарий к статье 223 УПК РФ:

1. Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более быстрой.

2. Субъектами производства дознания являются только дознаватели тех органов дознания, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователи Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законом от 06.06.2007 N 90-ФЗ в ч. 3 ст. 151 были внесены изменения, по которым следователи ОВД лишились права проводить дознание.

3. Основанием для производства дознания, в соответствие с ч. 2 ст. 223 является небольшая общественная опасность преступлений, определяемая с помощью подследственности.

Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК (о предметной подследственности дознания см. ком. к ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151). Исключение из подследственности дознания предусмотрено ч.

1 ст. 434, подп. «б», «в» и «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

4. Первоначальный 30-суточный срок дознания продлевается прокурором еще на 30 суток, т.е. до 60 суток. Ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток представляются прокурору за 5 дней до истечения срока (п.

19 Приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»). О дальнейшем продлении срока дознания см. ком. к ч. ч. 4 и 5 ст. 223.

5. В отличие от предварительного следствия срок возобновляемого дознания продлевается в общем порядке, предусмотренном ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 223. Обращает на себя внимание более либеральный порядок продления срока дознания в сравнении с продлением срока предварительного следствия.

Дознание продлевается прокурором районного уровня до 6 месяцев, а следствие — соответствующим руководителем СО до 3 месяцев. Такой порядок противоречит идее дознания как ускоренного и упрощенного производства по сравнению со следствием.

Вместо продления сроков дознания до 12 месяцев прокурор даже районного уровня вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия (п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150).

Ходатайства о продлении срока дознания свыше 60 суток представляются прокурору за 10 дней до истечения срока, свыше 6 месяцев — за 15 дней (п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 137).

6. При производстве дознания, как правило, отсутствует: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания после вынесения обвинительного акта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК); в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. Об этом см. ком. к ст. 224.

Как правило, дознание:

а) нецелесообразно проводить по многоэпизодным и групповым делам (соединение дел при дознании ограничено — ст. 153);

б) не производится при необходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе (не применяются отдельные положения ч. 1 ст. 152);

в) при дознании обычно не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185), контроль и запись переговоров (ст.

186), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1).

Эти следственные действия по своей продолжительности рассчитаны на несколько месяцев, а небольшой срок дознания в большинстве случаев делает их малоэффективными;

г) не заключается досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.1).

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Опиши задание

Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести.

Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка.

Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.

Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.

Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела.

Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.

В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.

По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.

По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.

Замечание 2

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание.

Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве.

Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу.

Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий.

Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др.

Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия

Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др.

Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы.

По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

  • Дознание осуществляется в 3-х формах:
  • 1. Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением УД и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);
  • 2. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения УД органом дознания до передачи УД следователю;
Читайте также:  Образец договора аренды автомобиля с водителем

3. Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. е. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

К органам, имеющим право проводить дознания относятся:

— органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

  1. — органы Федеральной службы судебных приставов России;
  2. — командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  3. — органы Гос. пожарного надзора;
  4. — капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по УД о преступлениях, совершённых на данных судах;
  5. — руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по УД о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

— главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по УД о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений. (см. текст в предыдущей редакции).

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения УД. При необходимости этот срок м/б продлен прокурором до 30 суток. (см. текст в предыдущей редакции)   Приостановленное дознание м/б возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, м/б продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания м/б продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по УД, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ В случае, если УД возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления.

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема по постановлению начальника органа дознания может осуществляться группой дознавателей.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания.

  • В обвинительном акте указываются:
  • 1) дата и место его составления;
  • 2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
  • 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
  • 4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного УД;
  • 5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;
  • 6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; (см. текст в предыдущей редакции);
  • 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  • 8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
  • 9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены (потерпевший или его представитель по ходатайству м/б ознакомлен) с обвинительным актом и материалами УД, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами УД. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции).

  1. Прокурор рассматривает УД, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:
  2. 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении УД в суд;
  3. 2) о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия установленным требованиям, установ срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток; (см. текст в предыдущей редакции);

3) о прекращении УД по имеющимся для такого прекращения основаниям; 4) о направлении УД для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.   (см. текст в предыдущей редакции)  

  • Предварительное следствие — форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли следователя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого и направления дела о преступлении большой общественной опасности в суд. 
  • Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание.
  • Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления.
  • Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:
  • 1) предварительное следствие и дознание являются формами предварительного расследования;
  • 2) в рамках предварительного следствия и дознания разрешаются единые общие и непосредственные задачи;
  • 3) процессуальными основаниями производства предварительного следствия и дознания являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства России;
  • 4) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия: их материалы служат основанием рассмотрения уголовных дел в судебном разбирательстве.

Вместе с тем предварительное следствие и дознание являются самостоятельными формами расследования, хотя превалирующую роль играет предварительное следствие, поскольку дело о любом преступлении может быть расследовано в форме предварительного следствия. Поэтому они не могут быть идентичными. В связи с этим между ними существуют серьезные различия.

Они различаются:

1. По органам, осуществляющим предварительное следствие и дознание.

  1. В соответствии со ст. 125 УПК органами предварительного следствия являются:
  2. а) следователи прокуратуры, в том числе следователи военной прокуратуры;
  3. б) следователи органов внутренних дел;
  4. в) следователи органов федеральной службы безопасности;
  5. г) следователи федеральных органов налоговой полиции.
  6. Согласно ст.

    117 УПК, органами дознания являются:

  7. 1) милиция;
  8. 2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
  9. 3) органы федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;
  10. 4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
  11. 5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;
  12. 6) органы пограничной службы РФ — по делам о нарушениях режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
  13. 7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
  14. 8) федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;

9) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК.

По моему мнению, перечень органов дознания должен быть исчерпывающим и обязательно содержаться в ст. 117 УПК. Между тем права органа дознания предоставлены ГИБДД Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным указом президента РФ от 15 июня 1998 г.

«О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». В соответствии с п. «к» ст.

11 указанного положения на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ возложена обязанность проведения дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

Среди органов дознания можно выделить универсальные и специальные.

Универсальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела в отношении любого преступления. К ним относятся милиция, капитаны морских судов и начальники зимовок.

Специальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела только в отношении преступлений, указанных в законе.

Органы дознания можно также подразделить на органы, имеющие и не имеющие оперативных подразделений. В частности, оперативные подразделения имеются в милиции, органах федеральной службы безопасности, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, органах пограничной службы, федеральных органах налоговой полиции.

Органы дознания представляют собой систему, состоящую обычно из двух элементов: руководителей учреждений, наделенных полномочиями органов дознания, и должностных лиц, называемых в законе «лицами, производящими дознание». Основной труд по расследованию преступлений лежит на плечах последних. Однако наиболее важные решения по делу этих лиц приобретают юридическую силу лишь после их утверждения начальником органов дознания.

2. По срокам производства дознания и предварительного следствия.

В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения дела. Этот срок продлению не подлежит.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен по правилам продления срока производства предварительного следствия.

Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в 2-месячный срок.

В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу (ст. 133 УПК). Этот срок может быть продлен районным прокурором — до 3 месяцев.

По делам, расследование которых представляет собой особую сложность, прокурор субъекта РФ и его заместители могут продлить срок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Закон не устанавливает предельных сроков расследования. Тем не менее они определяются моментом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку наступление этого обстоятельства влечет за собой прекращение производства по уголовному делу.

При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.

Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

3. По процессуальной самостоятельности следователя и органа дознания (ст. 120 и 127 УПК).

На орган дознания не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК.

  • По общему правилу указания прокурора обязательны для следователя и органа дознания.
  • В то же время в случае несогласия следователя с указанием прокурора о:
  • а) привлечении лица в качестве обвиняемого;
  • б) квалификации преступления;
  • в) объеме обвинения;
  • г) направлении дела для предания обвиняемого суду;
  • д) прекращении дела.

Следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или производство следствия по этому делу поручается другому следователю.

В отличие от следователя орган дознания при несогласии с указаниями прокурора вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

4. По процессуальному режиму производства предварительного следствия и дознания.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).

Отличие дознания от предварительного следствия по процессуальному режиму и процессуальной самостоятельности не имеет достаточных теоретических и практических оснований.

Лишение некоторых участников процесса права на ознакомление с делом противоречит принципу равенства прав, который должен действовать независимо от форм досудебной подготовки материалов.

Возложение обязанности на органы дознания во всех случаях выполнять указания прокурора по основным вопросам определения направлений расследования противоречит правилу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК).

Дознание как форма предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

    • в общих условиях предварительного расследования,
    • в единых способах собирания и проверки доказательств,
    • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
    • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу­ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га­рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль­шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред­варительного следствия.

В свою очередь, дознание является уп­рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь­шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Виды дознания:

    1. производство неотложных следственных действий, осущест­вляемых органами дознания в определенных случаях при на­личии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст.

      157 УПК РФ);

    2. собственно дознание («упрощенное» расследование — в некоторых учебниках) (ст. 223-225 УПК РФ);
    3. сокращенное дознание (ст. 226.1-226.9 УПК РФ) — введено в марте 2013 года.

Первый вид дознания рассчитан на случаи, когда следова­тель в силу объективных причин перегружен или следственно-оперативной группы нет на месте ввиду командировки, выполнения срочной работы по другому уголовному делу.

Вместе с тем в УПК РФ производство неотложных следственных действий четко не отнесено ни к дознанию, ни к предварительному следствию.

Второй вид представляет собой собственно дознание, т.е. «уско­ренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сро­ках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223-225) по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий:

    • уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей ст. 150 Кодекса;
    • подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
    • отсутствуют предусмотренные ст. 226.2 Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про­водится по тем же правилам, что и предварительное следст­вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно­стей.

Отличие дознания от предварительного следствия:

    1. В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания.

      Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

    2. В субъектах. Так, дознание по уголовным делам осуществ­ляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, преду­смотренных п. 7, 8 ч. 3 ст.

      151 УПК, дознание может прово­диться следователем (в частности, по уголовным делам, связан­ным со специальным правовым статусом подозреваемого или потерпевшего дознание проводится следователями Следствен­ного комитета при прокуратуре РФ).

    3. В сроках.

      Так, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые к тому же имеют свои преде­лы, регламентированные ч. 4, 5 ст. 223 УПК. Поэтому если доз­наватель не может закончить расследование в установленный законом срок, то уголовное дело подлежит передаче для даль­нейшего производства следователю.

    4. В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию.

      Так, в ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта (до этого, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого).

      В связи с этим законодатель предусматривает особую, спе­цифическую» процедуру придания лицу статуса подозреваемого, характерную исключительно для дознания — направление уве­домления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.

      1 УПК); в ходе предварительного следствия лицо в зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла может получить статус обвиняемого на любом этапе.

    5. В способе формирования позиции стороны обвинения для по­следующего судебного разбирательства.

      Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

      Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение.

    6. В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля.

      Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с проку­рором целый ряд процессуальных решений, а также направляе­мых в суд ходатайств.

      Помимо этого в ведении прокурора нахо­дятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и са­моотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направ­лении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д.

      В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с пра­вом их отмены или частичного изменения, утверждение обви­нительного акта и множество других процессуальных полномо­чий. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям.

      Ведомственный контроль за ходом предварительного следст­вия осуществляет руководитель следственного органа. Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст.

      401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

    7. В форме окончания предварительного расследования. Дознание может оканчиваться прекращением уголовного де­ла (гл. 29 УПК) и его направлением в суд с обвинительным ак­том (ст. 225, 226 УПК). Кроме того, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Для предварительного следствия характерны такие формы оконча­ния расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК). Помимо этого предварительное следствие может оканчиваться и еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Ответы Mail.ru: чем отличается предварительное следствие от предварительного расследования

Валерий Пугачев Профи (690) 10 лет назад Предварительное расследование определяют как относительно самостоятельную часть уголовного судопроизводства, именуемую стадией. Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах: предварительное следствие (гл. 22, ст.

162 — 170); дознание (гл. 32, ст. 223 — 226). Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса. Оно урегулировано нормами уголовно-процессуального права, совокупность которых представляет собой сложный институт уголовно-процессуального права.

Предварительное расследование представляет собой систему действий, осуществляемых в форме правоотношений, и решений, урегулированных нормами уголовно-процессуального права, направленных на познание фактов, имевших место в прошлом и отнесенных законом к преступлениям.

Оно имеет свои задачи, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства, и призвано к их решению.

Можно дать следующее определение: предварительное расследование — это самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой урегулированную законом, облеченную в форму правовых отношений систему познавательной и удостоверительной деятельности органов расследования, прокуратуры, других участников, вовлекаемых в сферу предварительного расследования, осуществляемой в целях предупреждения и пресечения преступлений, их расследования, направленной на обеспечение реализации уголовной ответственности при непременном обеспечении прав и законных интересов потерпевших, обвиняемых, всех других лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства. УПК РФ ввел в оборот понятие дознавателя, определив его в п. 7 ст. 5 следующим образом: дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ) . Статья 150. Формы предварительного расследования Комментарий к статье 150 1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. коммент. к ст. ст. 318 — 319). 2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151). 3. Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См. коммент. к ст. ст. 38 и 151. Таким образом, предварительное следствие более узкое понятие. Его проводят только следственные органы.

Предварительное расследование проводится как следственными органами, так и органами дознания и включает в себя более широкий смысл.

Коля СПб Просветленный (24388) 10 лет назад

В принципе ничем. Россия- российская федерация.. . тоже одно и то же. Практической разницы тут нет, может быть только разница с точки зрения юридической науки. Это уже в учебниках и могографиях.

Дмитрий Полехов Гуру (3814) 10 лет назад Предварительное следствие это одна из двух форм предварительного расследования, предусмотренная УПК РФ. В УПК РФ предусмотрено две формы проведения предварительного расследования: — дознание (гл. 32 УПК РФ) ; -предварительное следствие (гл. 22 УПК РФ) .

Дознание проводится при расследовании преступлений, расследование которых не представляет большой сложности и являются менее общественно опасными по сравнению с преступлениями, расследование которых осуществляется в форме предварительного следствия.

Ladik Гений (52055) 10 лет назад Не согласна с предыдущими ответами. Так как, в соответствии со ст. 150 УПК РФ, предварительное РАССЛЕДОВАНИЕ производится в форме предварительного СЛЕДСТВИЯ либо в форме ДОЗНАНИЯ. Таким образом: 1. Понятие п/расследование шире понятия п/следствия (круги Эйлера не рисую, понятно и так) . 2. П/следствие — форма п/расследования. Обобщаю: существует некое предварительное расследование — что есть стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Предварительным такое расследование называется потому, что оно ведется до суда. Так вот эта стадия и реализуется в различных формах: следствия и дознания. Отличия п/следствия и дознания очевидны.

Источник: Процессуальное право Родины

Димон379 Гуру (3016) 10 лет назад Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ. Предварительное расследование — это вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст. 49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда. Принципы предварительного расследования: * быстрое и полное раскрытие преступления * изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств * выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления * принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д. )

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *