Меры по восстановлению платежеспособности должника

Если человек или компания не могут справляться с многочисленными платежами и долгами, то для них оптимальным решением будет начало процедуры банкротства. Она предполагает использование разных мер для погашения задолженностей должника, для чего применяется его имущество.

Сама процедура делится на несколько этапов, каждый из которых имеет свое предназначение. Если имеется возможность для улучшения финансового состояния должника, то осуществляется внешнее управление. При нем используются разные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Понятие внешнего управления

Не всегда банкротство предполагает полное аннулирование долгов, которые не могут быть погашены должником. Если имеются предпосылки для улучшения его финансовой ситуации, то используются разные меры по восстановлению платежеспособности должника при внешнем управлении. Они направлены на то, чтобы у компании появились возможности самостоятельно справляться со всеми долгами.

Внешнее управление представлено определенным этапом банкротства, на котором предпринимаются разные действия, способствующие выходу фирмы из кризисной ситуации. Вводится процедура на срок, не превышающий 18 месяцев, но допускается в некоторых случаях его продление, но максимум на полгода.

Целью внешнего управления выступает организация разных мер по восстановлению платежеспособности должника при банкротстве. За счет этих действий удается вывести организацию из кризисной ситуации, восстановить ее положение на рынке, а также дать возможность самостоятельно погасить все долги разными способами, причем нередко удается даже сохранить активы фирмы.

Поэтому внешнее управление считается процессом, предполагающим использование реабилитационных действий для спасения бизнеса, а не для его закрытия.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Отличие от оздоровления

Оба данных процесса преследуют одну цель, предполагающую улучшение финансового состояния должника.

При оздоровлении инициатором выступает сама компания. Меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником, не всегда являются эффективными.

Внешнее управление предполагает, что именно кредиторы или иные прочие компании стараются улучшить положение фирмы. В большинстве случаев эти действия являются действенными, так как приостанавливаются все действия по возврату долгов.

Процедура внешнего управления применяется по решению собрания кредиторов или суда. После этого разрабатываются разные меры по восстановлению платежеспособности должника, для чего оценивается его состояние, направление работы и иные факторы.

Составление плана

При внешнем управлении учитываются положения закона о несостоятельности.

После утверждения управляющего дается ему месяц на составление специального плана, по которому необходимо действовать для улучшения финансового состояния компании. Данный документ рассматривается на собрании кредиторов, после чего утверждается ими.

В план должны включаться меры по восстановлению платежеспособности должника при банкротстве. Дополнительно в него входят разные расходы, для воплощения всех действий в жизнь. Рассматривается и утверждается документ в течение одного месяца после его предоставления управляющим. Далее он направляется в суд, причем на это дается пять дней.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Срок внешнего управления

Данный этап банкротства является строго ограниченным по времени, поэтому все действия должны воплощаться в течение 18 месяцев. Если имеются основания полагать, что необходимо еще немного времени для оздоровления фирмы, то этот срок может продлеваться еще на полгода.

Внешний управляющий первоначально анализирует финансовое состояние конкретной компании, после чего разрабатывает разные мероприятия для его улучшения.

Основные меры

Меры по восстановлению платежеспособности должника – это разные действия, предполагающие улучшение его материального положения, стабилизацию на рынке, а также предотвращение действия разных негативных факторов, приводящих к уменьшению прибыли и увеличению задолженности.

Данные действия являются многочисленными, поэтому могут применяться в совокупности разные меры.

Продажа имущества

Проводится данный процесс после осуществления инвентаризации. По ее итогам определяется, какое имущество имеется у должника, а также выполняется его оценка, чтобы определить, какое количество средств может быть получено для погашения долга.

Продажа ценностей выполняется только на открытых торгах, куда имеют доступ разные лица.

Переуступка прав требования

Данная процедура осуществляется только от имени назначенного управляющего или самого руководителя компании.

Для ее оформления требуется составить договор купли-продажи.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Передача обязательств третьим лицам

Как называется мера по восстановлению платежеспособности должника в таком случае? Она предполагает привлечение страховых компаний или поручителей, так как они должны расплачиваться по долгам компании, если она сама не справляется с этим процессом.

Данный процесс может осуществляться в любое время до окончания процедуры внешнего управления самим должником. Для этого надо написать письменное уведомление, направляемое управляющему. Обычно это действие является эффективным, поэтому не встречают недовольства со стороны специалиста.

Смена направления работы

Нередко компании осознают, что выбранная ими сфера деятельности не является выгодной и оптимальной. Для этого проводится мониторинг результатов работы, имеющегося рынка сбыта и других параметров. Если выявляется, что при смене направления деятельности будет улучшена финансовая ситуация фирмы, то управляющий может разрешить выполнение этого процесса.

Для его реализации требуется вносить корректировки в уставные документы и реестр.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Закрытие нестабильных или невыгодных подразделений

Все меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые внешним управляющим, должны быть комплексными и универсальными. Поэтому подвергаются проверке все имеющиеся филиалы. Нередко выясняется, что некоторые подразделения являются убыточными, поэтому оптимальным считается их закрытые.

Первоначально проводится тщательное изучение результатов деятельности филиала. Далее принимается решение по его ликвидации, что значительно улучшит материальное положение организации. Далее выпускается распоряжение руководителя компании, на основании которого и производится закрытие филиала.

Увеличение уставного капитала

Учредители разных обществ не несут ответственность по долгам своим личным имуществом, но они могут воспользоваться своими сбережениями и ценностями для предотвращения банкротства организации. Для этого они могут вложить их в уставный капитал для его значительного увеличения.

Именно средства из уставного капитала применяются для погашения долгов, поэтому если их будет достаточно для покрытия всех задолженностей, то можно избежать принудительной ликвидации фирмы.

Для увеличения капитала потребуется внести соответствующие изменения в Устав и другую документацию. Дополнительно надо корректировать сведения, имеющиеся в ЕГРЮЛ.

Взыскание средств с дебиторов

Нередко кризис в компании возникает по причине того, что у компании имеется значительная дебиторская задолженность. Должники не отдают средства своевременно, поэтому появляется сомнительная или вовсе безнадежная задолженность.

Сам процесс взимания средств с дебиторов делится на этапы:

  • первоначально определяется размер долгов;
  • анализируются отношения, имеющиеся между фирмами;
  • направляются претензии дебиторам, на основании которых они должны возвращать средства в короткие сроки, что может предотвратить банкротство компании;
  • если претензии не приводят к нужному результату, то приходится обращаться в суд для принудительного взыскания денег.

Такие меры, применяемые для восстановления платежеспособности должника, являются действенными, так как у многих организаций действительно имеется значительная дебиторская задолженность.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Эмиссия ценных бумаг

Другим эффективным способом улучшения финансового состояния фирмы выступает выпуск дополнительных акций. Осуществляется процесс только в закрытой подписке. Выполняется исключительно в течение максимально трех месяцев после того, как будет принято решение о выпуске акций.

Для применения этого метода необходимо вносить изменения в регистрационные документы фирмы.

Досудебная санация

Этот способ относится к иным мерам по восстановлению платежеспособности должника. Он реализуется при финансовом оздоровлении компании, поэтому проводится до непосредственного обращения в суд для закрытия организации.

Основной целью этого процесса выступает погашение долгов путем выделения денег третьими лицами. В качестве инициатора выступают обычно сами владельцы бизнеса, но могут заниматься этим процессом и кредиторы.

Результатом процедуры выступает погашение прошлых долгов с одновременным формированием новых обязательств, отличающихся более выгодными и простыми условиями для постепенного погашения задолженности.

Другие обязательные действия

Меры по восстановлению платежеспособности должника могут быть принудительными или добровольными. Обязательными действиями являются:

  • руководитель компании отстраняется от должности, причем он может увольняться или переводиться на другую работу в фирме, а при этом должны соблюдаться основные положения трудового законодательства;
  • доверительный управляющий принимает обязательства по управлению активами предприятия;
  • управленческие органы фирмы лишаются своих полномочий;
  • данные полномочия делятся между управляющим и собранием кредиторов, поэтому все действия, имеющие отношение к интересам кредиторов, используются только при их предварительном одобрении;
  • бухгалтерские бумаги, ценности фирмы, штампы и печати передаются в полное распоряжение временному управляющему;
  • учредителям вменяется о необходимости увеличение уставного капитала, для чего они должны вносить свои средства;
  • принимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, связанные со снятием ареста с имущества, чтобы можно было продать его на торгах.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Могут использоваться и иные действия, если они получают одобрение собрания кредиторов, а также планируется, что они действительно будут эффективными.

Наложение моратория на удовлетворение требований кредиторов

Как называется мера по восстановлению платежеспособности должника, предполагающая отсутствие необходимости погашать долги? Она представлена мораторием, поэтому временно приостанавливается удовлетворение всех требований имеющихся кредиторов. Эта возможность считается наиболее значимым преимуществом внешнего управления.

На основании этого процесса дается примерно 1,5 года на то, чтобы компания распоряжалась всеми деньгами для развития и стабилизации своего состояния, а не для погашения долгов.

Нередко недобросовестные владельцы бизнеса намеренно в мошеннических целях пользуются возможностью использования моратория при фиктивной инициации банкротства, чтобы распоряжаться всеми денежными поступлениями в своих целях. Мораторий применяется только по отношению к тем долгам, которые имелись до начала оздоровления фирмы.

Такая мера по восстановлению платежеспособности должника обладает некоторыми ограничениями:

  • не списываются штрафы и неустойки, начисляемые в связи с тем, что долги не были возвращены своевременно и в полном размере;
  • исполнительная документация по-прежнему является действительной.

Не относится мораторий к выплате зарплаты или покрытию морального или физического ущерба.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Как восстанавливается платежеспособность фирмы путем внешнего управления?

Сама процедура внешнего управления осуществляется последовательными действиями:

  • первоначально назначается специалист для временного управления фирмой;
  • формируется им специальная программа в течение месяца, в которой указываются все действия для улучшения состояния фирмы;
  • план согласовывается с кредиторами, после чего отправляется в суд;
  • осуществляется непосредственное внедрение разных мер, способствующих восстановлению платежеспособности и стабильности организации;
  • управляющий регулярно отсылает кредиторам уведомления о достижении тех или иных целей плана;
  • проводится собрание, при котором обсуждаются все достигнутые результаты, а итоги такого собрания протоколируются;
  • управляющий представляет разные планы и отчеты, причем если будет доказано, что было улучшено финансовое состояние должника, то через суд не получится признать компанию банкротом.

Назначается на должность внешнего управляющего только незаинтересованный специалист, хорошо разбирающийся в особенностях работы имеющегося предприятия. Он не должен являться работником фирмы, поэтому обычно выступает им приглашенный юрист.

Таким образом, для предотвращения банкротства часто используются разные способы, позволяющие улучшить финансовое состояние фирмы. Мерами по восстановлению платежеспособности должника являются: продажа имущества, мораторий на требования кредиторов, изменение сферы деятельности и другие методы.

Реализуются они только в рамках временного управления, причем все действия согласуются предварительно с кредиторами. Если они дают необходимый результат, то это становится основанием для прекращения процедуры банкротства.

Некоторыми такими мерами пользуются даже недобросовестные владельцы бизнеса, так как это позволяет длительное время не уплачивать средства по имеющимся долгам.

Читайте также:  Мошенничество в автосалонах: какие способы сипользуют и ответственность за обман

Какие предпринимаются меры для того, чтобы восстановить платежеспособность должника? — читайте от Финэксперт

jpg» alt=»risk_invest» width=»240″>

На сегодняшний день, учитывая, что мировая экономика находится в глобальном кризисе, данный вопрос становится особенно актуальным. При этом не стоит тут же ставить крест на собственном бизнесе.

Иногда выйти из кризиса вполне возможно. В зависимости от того, каков масштаб кризиса, проводится разработка мероприятий. Цель таких мероприятий – вывести его из состояния банкротства свое ООО.

Если кризис обладает легкой формой, чаще всего стараются нормализовать текущее положение этой организации. Если кризис велик, то уже начинают использовать все внутренние резервы стабилизации. Если положение организации катастрофическое – осуществляют проведение санации, реорганизации либо ликвидации предприятия.

Но, даже в такой ситуации стоит постараться восстановить платежеспособность организации.

Основы антикризисной политики организации заключаются в разработке и реализации комплекса мер, которые должны восстановить платежеспособность организации и помочь ей достичь уровня финансовой устойчивости.

Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника являются комплексом действий. Действия эти имеют своей целью уменьшение расходов и убытков, а также увеличение финансовых ресурсов.

Законодательством используются термины «банкротство» и «несостоятельность» в качестве синонимов. Данные термины означают неспособность физического лица осуществить удовлетворение требований собственных кредиторов по финансовым обязательствам и по выплатам обязательных платежей. Неспособность эта может быть объявлена как самим должником, так и признана арбитражным судом.

Экономическая теория говорит о том, что термин «несостоятельность» обладает смысловым сходством с понятием «неплатежеспособность». Неплатежеспособность – это когда предприятие больше не может заниматься совершением своевременных выплат кредитной задолженности.

Если неплатежеспособность либо несостоятельность длятся довольно долгий временной период, возможно наступление полной неплатежеспособности, после чего считается, что его дальнейшая деятельность нецелесообразна и невозможна.

При этом невозможность осуществления деятельности – это отсутствие вариант возвращения платежеспособности и финансовой состоятельности для осуществления хозяйственной деятельности.

Нецелесообразностью деятельности предприятия является ситуация, при которой отсутствует производственный и экономический потенциал, социально-экономическое значение, конкурентоспособность и так далее.

Данная организация признается банкротом, следует процедура ее ликвидации, продажа ее активов для того, чтобы удовлетворить кредиторские требования. Банкротство организации является частным случаем неплатежеспособности.

Меры, помогающие восстановить платежеспособность

Досудебной санацией именуют метод, при котором платежеспособность организации восстанавливается по инициативе кредиторов, собственников либо иных заинтересованных лиц. Данная процедура предоставляет финансовую помощь организации-должнику для того, чтобы он погасил обязательные платежи и финансовые обязательства, а также восстановил свою платежеспособность.

Кроме предоставления финансовой помощи кредитором могут быть возложены на должника различные виды дополнительных обязательств в свою пользу либо в пользу других лиц.

Доверительное управление, которое является методом выведения предприятия из состояния банкротства

Меры, имеющие своей целью восстановление платежеспособности должника, обладают таким понятием, как доверительное управление.

Исходя из положений договора доверительного управления первой стороной (учредителем управления) передается его имущество второй стороне (ей как раз является доверительный управляющий) в управление на конкретный временной период.

На доверительного управляющего в этом случае налагается обязанность по управлению данными активами в интересах учредителя управления либо третьего лица, который обозначен в качестве учредителя управления либо выгодоприобретателя.

Процедура внешнего управления активами организации вводится арбитражным судом в рамках процедуры банкротства в том случае, если есть возможность сохранить деятельность, провести оздоровление и восстановить платежеспособность должника. Если арбитражным судом принимается решение внедрить внешнее управление, то его необходимо немедленно исполнить.

При этом участники дела о банкротстве могут обжаловать данное решение в вышестоящей судебной инстанции. Установление внешнего управления осуществляется сроком на 1 год. Существует возможность продления на полгода.

Продлить срок может собрание кредиторов, приняв соответствующее решение и передав его в арбитражный суд. Предоставление обоснования эффективности внешнего управления при этом не требуется. На собрании кредиторов определяется внешний управляющий.

Внешним управляющим анализируется финансовое состояние и возможности восстановления предприятия.

После того, как внедряется внешнее управление, на организации проводятся такие мероприятия, как:

  • Отстраняется от должности руководитель организации-должника. Обязанности по управлению делами возлагаются на внешнего управляющего. Таким образом, у внешнего управляющего появляется право на увольнение руководителя либо перемещение его на иную должность, исходя из того порядка, которое установило трудовое законодательство.
  • Завершаются полномочия органов управления организации (совета директоров, общего собрания участников, общего собрания акционеров, правления и так далее) и владельца имущества должника – им выступает унитарное предприятие. Большая часть полномочий вышеобозначенных органов управления должника теперь лежит на внешнем управляющем. А полномочия, касающиеся согласования больших сделок, которые обладают заинтересованностью, переходят к комитету кредиторов либо собранию участников. За три дня с того момента, как был назначен управляющий, представитель должника должен осуществить передачу ему бухгалтерской и другой документации, материальных ценностей, печатей, штампов предприятия-должника. У органов управления должника есть право лишь на принятие решений касательно того, кто будет представителем учредителей для участия в кредиторском собрании, увеличении уставного капитала, определении порядка проведения общего акционерского собрания.
  • Снимаются меры по удовлетворению кредиторских требований; введение ареста на имущество организации-должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника может быть осуществлено лишь в том случае, если идет процедура банкротства (воспользуйтесь советами для тех, у кого описывают или арестовывают имущество).
  • Происходит введение моратория на удовлетворение требований – приостанавливается исполнение финансовых обязательств и выплат обязательных платежей.
  • Мораторием на удовлетворение кредиторских требований

    Мораторием на удовлетворение кредиторских требований называют одно из преимуществ внешнего управления.

    Благодаря ему можно осуществлять распоряжение денежными средствами, которые предназначены для уплаты долгов, в рамках осуществления мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника в течение полутора лет.

    Поэтому к мораторию на долги часто прибегают недобросовестные руководители, которые объявляют о фиктивном банкротстве предприятий.

    Исходя из положений законодательства, распространение моратория осуществляется на обязательные платежи и финансовые обязательства, срок выплат которых наступил до того, как было внедрено внешнее управления. После введения моратория вводятся следующие виды ограничений:

  • Происходит приостановление действий исполнительных документов по взысканию имущества, иных документов, за исключением исполнительных документов по судебным решениям, которые вступили в силу до введения внешнего управления, решениям о выплате задолженности по зарплате, вознаграждениям по авторским договорам, о возмещении морального вреда, вреда, причиненного здоровью или жизни, а также о выплате задолженности по текущим платежам.
  • Исключается насчитывание пеней, неустоек, штрафов и иных санкций за невыплаченные обязательные платежи и невыполненные денежные обязательства. Исключение – те обязательства, которые возникли после того, как должник был признан банкротом.
  • Мораторий на выполнение обязательств по кредиту не распространяется в следующих случаях:

  • Если они возникли после того, как было принято заявление о признании банкротства и внедрено внешнее управление.
  • Если эта задолженность касается заработной платы, вознаграждений по авторским договорам о возмещении морального вреда, вреда, причиненного здоровью или жизни.
  • Каким образом осуществляется внешнее управление при восстановлении платежеспособности?

    За один месяц внешним управляющим разрабатывается план внешнего управления. Далее следует его утверждение на кредиторском собрании.

    Не позднее, чем за 15 дней до того, как будет проведено кредиторское собрание, внешним управляющим осуществляется направление плана внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, который занимается реализацией единой государственной политики в отрасли, которой принадлежит предприятие-должник. Федеральным органом передается в арбитражный суд заключение о плане внешнего управления и ходатайство о вступлении в действие процедур финансового оздоровления, а также график погашения задолженности.

    План внешнего управления обладает перечнем мероприятий, цель которых – устранение банкротства, порядок и условия их реализации, перечень расходов должника и гарантии по срокам возобновления платежеспособности. План внешнего управления может говорить о таких мерах по восстановлению платежеспособности должника, как:

  • Вариант с взысканием дебиторской задолженности.
  • Вариант с продажей имущества должника.
  • Возможен процесс перепрофилирования производства.
  • Нерентабельное производство может быть закрыто.
  • Уступка прав требования должника.
  • Может быть увеличен уставной капитал организации за счет взносов участников и третьих лиц.
  • Может быть увеличен уставной капитал – для этого размещаются дополнительные акции должника.
  • Активы должника замещаются.
    • Через два месяца после того, как было внедрено внешнее управление, им инициируется кредиторское собрание с надлежащим письменным уведомлением.
    • Не позднее чем через пять дней после того, как было проведено собрание, утвержденный план внешнего управления вместе с протоколом собрания кредиторов предоставляются в арбитражный суд.
    • Если план внешнего управления не был предоставлен суду в течение четырех месяцев, с даты внедрения внешнего управления, у арбитражного суда есть право на вынесение решения о признании предприятия-должника банкротом.

    Нужна помощь в банкротстве? Пиши и звоните нам!

    Финансовое оздоровление, как мера по восстановлению платежеспособности должника

    Любой бизнесмен должен понимать, что в условиях нестабильной российской экономики его предприятие может оказаться в тяжелых условиях и оказаться на грани банкротства. В таком положении процедура санации, финансового оздоровления (ФО) дает реальный шанс восстановить экономическую эффективность и вернуть рентабельность.

    Зачем вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве

    ФО дает возможность предприятию избежать банкротства, преодолеть кризис, рассчитаться с долгами и продолжить в дальнейшем коммерческую деятельность.

    В успешном завершении процедуры заинтересованы все стороны конфликта: кредиторы получают возврат долга в полном объеме, должник «остается на плаву», государство продолжает получать налоговые отчисления, а сотрудники не теряют рабочие места.

    Финансовое оздоровление как процедура банкротства

    Отличие оздоровления от внешнего управления

    Российская практика банкротства показала низкую эффективность внешнего управления. Сейчас активно развивается практика финансового оздоровления, как способа восстановления платежеспособности должника.

    Важное отличие этих двух процедур заключается в составе аппарата управления предприятием.

    В случае оздоровления руководство компании принудительно не меняется, а внешнее управление, наоборот, полностью снимает полномочия с должностных лиц должника.

    Финансовое оздоровление как процедура банкротства

    Во время проведения процедуры наблюдения собственники компании, кредиторы или любые другие заинтересованные лица могут подготовить ходатайство к собранию кредиторов об инициировании этапа финансового оздоровления.

    По итогам наблюдения арбитражный суд рассматривает поданное заявление и вынесенный на собрании ответ кредиторов о согласии или несогласии проведения финоздоровления.

    Причем процедура может быть утверждена судьей вопреки решению кредиторов.

    Цели процедуры

    Главная цель процедуры оздоровления — восстановление платежеспособности компании, погашение задолженности перед кредиторами, повышение конкурентоспособности и выход на рентабельный уровень прибыли.

    Условия введения

    Арбитражным суд инициирует начало ФО в случае соблюдения нескольких условий:

    • наличие ходатайства кредиторов, руководства компании или иных лиц;
    • план вывода предприятия из кризиса;
    • график расчета по долговым обязательствам;
    • гарантийное обеспечение, покрывающее не менее 120% всей кредиторской задолженности.
    Читайте также:  Неоказание помощи больному - статья 124 УК РФ

    План оздоровления компании

    Обязательным документом, определяющим последовательность преодоления кризиса и описывающим требуемые меры финансовой санации, является план финансового оздоровления предприятия. Разработка документа вменяется должнику, который должен предложить реалистичный план действий по исполнению обязательств перед кредиторами, пути и методы финансового оздоровления предприятия.

    Структура документа сводится к следующим пунктам:

    • общая характеристика предприятия;
    • обзор текущего положения дел, включая данные о реализации продукции;
    • анализ имеющихся активов компании;
    • методологическая основа внедряемых изменений;
    • реорганизация маркетинга и сбыта;
    • производственный план;
    • новые финансовые источники санации предприятия.

    Порядок проведения

    Во время процедуры ФО руководство компании вынуждено искать компромисс между теорией и практикой финансового оздоровления предприятия.

    Любой бизнесмен должен понимать, что в условиях нестабильной российской экономики его предприятие может оказаться в тяжелых условиях и оказаться на грани банкротства. В таком положении процедура санации, финансового оздоровления дает реальный шанс восстановить экономическую эффективность и вернуть рентабельность.

    Зачем вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве

    ФО дает возможность предприятию избежать банкротства, преодолеть кризис, рассчитаться с долгами и продолжить в дальнейшем коммерческую деятельность.

    В успешном завершении процедуры заинтересованы все стороны конфликта: кредиторы получают возврат долга в полном объеме, должник «остается на плаву», государство продолжает получать налоговые отчисления, а сотрудники не теряют рабочие места.

    Что такое банкротство предприятия

    Отличие оздоровления от внешнего управления

    Российская практика банкротства показала низкую эффективность внешнего управления. Сейчас активно развивается практика финансового оздоровления, как способа восстановления платежеспособности должника.

    Важное отличие этих двух процедур заключается в составе аппарата управления предприятием.

    В случае оздоровления руководство компании принудительно не меняется, а внешнее управление, наоборот, полностью снимает полномочия с должностных лиц должника.

    Финансовое оздоровление как процедура банкротства

    Во время проведения процедуры наблюдения собственники компании, кредиторы или любые другие заинтересованные лица могут подготовить ходатайство к собранию кредиторов об инициировании этапа финансового оздоровления.

    По итогам наблюдения арбитражный суд рассматривает поданное заявление и вынесенный на собрании ответ кредиторов о согласии или несогласии проведения финоздоровления.

    Причем процедура может быть утверждена судьей вопреки решению кредиторов.

    Цели процедуры

    Главная цель процедуры оздоровления — восстановление платежеспособности компании, погашение задолженности перед кредиторами, повышение конкурентоспособности и выход на рентабельный уровень прибыли.

    Условия введения

    Арбитражным суд инициирует начало ФО в случае соблюдения нескольких условий:

    • наличие ходатайства кредиторов, руководства компании или иных лиц;
    • план вывода предприятия из кризиса;
    • график расчета по долговым обязательствам;
    • гарантийное обеспечение, покрывающее не менее 120% всей кредиторской задолженности.

    План оздоровления компании

    Обязательным документом, определяющим последовательность преодоления кризиса и описывающим требуемые меры финансовой санации, является план финансового оздоровления предприятия. Разработка документа вменяется должнику, который должен предложить реалистичный план действий по исполнению обязательств перед кредиторами, пути и методы финансового оздоровления предприятия.

    Структура документа сводится к следующим пунктам:

    • общая характеристика предприятия;
    • обзор текущего положения дел, включая данные о реализации продукции;
    • анализ имеющихся активов компании;
    • методологическая основа внедряемых изменений;
    • реорганизация маркетинга и сбыта;
    • производственный план;
    • новые финансовые источники санации предприятия.

    Санация предприятия как процедура банкротства

    Порядок проведения

    Во время процедуры ФО руководство компании вынуждено искать компромисс между теорией и практикой финансового оздоровления предприятия. «Само слово кризис переводится как решение, поворот». Провальное положение дел требует от руководства принятие нетрадиционных управленческих решений, применения методов и подходов, значительно отличающихся от применяемых в нормальных условиях.

    Администрация предприятия, с одной стороны, должна четко придерживаться разработанного плана действий. А с другой стороны — успевать оперативно реагировать и подать ходатайства о проведении специальных мероприятий и сделок в случаях возникновения непредвиденных факторов.

    Комплекс мер

    В процессе проведения рассматриваемого этапа банкротства предприятие должно провести ряд мероприятий, ранее прописанных в плане финансового оздоровления. К популярным мерам по восстановлению платежеспособности и экономической устойчивости должника можно отнести:

    • перепрофилирование производства, ликвидацию убыточных мощностей;
    • уменьшение издержек;
    • приобретение нового оборудования с целью улучшения производственных технологий;
    • новая модель управления;
    • смена руководителя;
    • задействование новых внешних механизмов финансирования компании;
    • привлечение эффективных менеджеров;
    • активный маркетинг, расширение рынка продаж;
    • инвентаризация;
    • сокращение штата;
    • реструктуризация кредитных договоров.

    Права и обязанности участников финансового оздоровления

    В соответствии с законом о банкротстве главными регуляторами деятельности компании на стадии ФО являются:

    • внутренний орган управления компанией;
    • кредиторы, включенные в реестр;
    • административный управляющий.

    Ограничения, применяемые к должнику

    Во время проведения процедуры органы управления должника исполняют свои функции с ограничениями. Без разрешения административного управляющего запрещено осуществлять следующие виды сделок:

    • увеличивающие задолженность предприятия более чем на 5% с момента введения процедуры;
    • связанные с отчуждением имущества (кроме готовой продукции);
    • получение кредитов;
    • уступка прав требования по коммерческим договорам.

    На совершение следующих сделок должнику требуется согласие кредиторов:

    • если присутствует конфликт интересов;
    • сделки, связанные с реальным или потенциальным отчуждением имущества в размере более 5% активов;
    • влекущие возникновение новых обязательств, в случае, если размер кредиторской задолженности увеличился более чем на 20% с момента начала процедуры;
    • выдача займов и кредитов, оформление рассрочек;
    • выдача поручительств и гарантий.

    На какой срок вводится процедура

    ФО утверждается Арбитражным судом на срок, достаточный для расчета с кредиторами и восстановления платежеспособности, но не более 2 лет. В случае досрочной выплаты долгов или нарушения графика погашения задолженности, процедура прерывается досрочно.

    Чем заканчивается финансовое оздоровление

    По итогам завершения ФО Арбитражный суд принимает одно из решений:

    • завершить судебное производство по причине полного погашения долговых обязательств перед кредиторами,
    • ввести внешнее управление в случае, если компания не смогла рассчитаться с долгами, но у нее остались ресурсы на восстановление платежеспособности,
    • признать компанию банкротом и начать этап конкурсного производства.

    Важно: В производственной практике почти не встречается совмещение финансового оздоровления и внешнего управления в одном деле о несостоятельности.

    Зачем нужен административный управляющий

    Выбор и утверждение кандидата на должность административного управляющего производится судом в момент объявления стадии ФО. Оплата услуг специалиста производится за счет компании-должника.

    Перед управляющим ставятся задачи контроля над своевременностью платежей в пользу кредиторов, посредничества между должником и кредиторами, а также формирование отчета о завершении этапа. Для выполнения поставленных перед ним целей управляющий имеет право:

    • требовать у должника документы и отчётность;
    • участвовать в инвентаризациях;
    • согласовывать сделки компании;
    • направлять в суд ходатайства о смене руководства, о принятии или отмене мер по обеспечению сохранности имущества предприятия;
    • выявлять сделки должника, неудовлетворяющие требования закона о несостоятельности, инициировать признание таких сделок ничтожными.

    С широкими должностными полномочиями управляющего неразрывно связаны следующие обязанности:

    • вести реестр требований кредиторов;
    • созывать собрания кредиторов при необходимости;
    • проверять отчеты и оценивать законность производимых операций;
    • следить о ходе погашения задолженности согласно принятому графику;
    • предоставлять отчет собранию кредиторов;
    • контролировать своевременность оплаты текущих счетов должника.

    Временный управляющий и его полномочия при банкротстве

    Зарубежный опыт финансового оздоровления

    С проблемой неплатежеспособности и убыточности сталкиваются компании во всех странах с рыночной экономикой. На Западе разработана система досудебного финансового оздоровления с привлечением внешних инструментов поддержки бизнеса, например, дешевых кредитов и послаблений в налогообложении.

    В нашей стране санация реализуется во время процесса банкротства, когда компания уже не обладает достаточными ресурсами для экономического роста. Последствием несвоевременности финансового оздоровления служит отсутствие положительной динамики в процессе разрешения кризиса и дальнейшее банкротство предприятия.

    Правительство и отдельные участники рынка осознают проблему, стараются перенять зарубежный опыт, разработать собственный механизм досудебного разрешения коммерческих кризисов.

    Источник: bankrotof.net

    2.2.4. Меры по восстановлению платежеспособности должника

    Восстановление платежеспособности
    должника осуществляется на основе плана
    внешнего управления. Он составляется
    внешним управляющим, утверждается
    собранием кредиторов и содержит меры
    по восстановлению платежеспособности
    должника. К таким мерам согласно статье
    85 закона о несостоятельности относятся:

    • перепрофилирование производства;
    • закрытие нерентабельных производств;
    • ликвидация дебиторской задолженности;
    • продажа части имущества должника;
    • уступка прав требования должника;
    • исполнение обязательств должника
      собственником имущества должника —
      унитарного предприятия или третьим
      лицом (третьими лицами);
    • продажа предприятия (бизнеса) должника[26]
      ;
    • иные способы восстановления
      платежеспособности должника.
    • Закон не содержит исчерпывающего списка
      мер по восстановлению платежеспособности
      должника.

    Закон устанавливает, что при продаже
    предприятия должника денежные
    обязательства и обязательные платежи
    должника на дату принятия арбитражным
    судом заявления о признании должника
    банкротом не включаются в состав
    реализуемого имущества.

    Продажа
    предприятия как единого комплекса
    включает отчуждение всех видов имущества,
    предназначенных для осуществления
    предпринимательской деятельности:
    зданий, сооружений, земельных участков,
    на которых они расположены, оборудование,
    инвентарь, сырье, продукцию, права
    требования.

    Продаже также подлежат
    исключительные права на фирменное
    наименование, товарные знаки и т.д.
    Согласно плану внешнего управления
    предприятие может реализовываться по
    частям. При банкротстве субъектов
    естественных монополий топливно-энергетического
    комплекса это не допускается.

    Таким
    образом обеспечивается связь должника
    с кредитором. Предприятие продается на
    торгах, которые должны быть открытыми
    и совершаться в форме аукциона. Может
    быть предусмотрена реализация предприятия
    на торгах, проводимых в форме конкурса.

    При этом условия конкурса утверждаются
    комитетом или собранием кредиторов.
    Торги проводятся внешним управляющим
    или специализированной организацией
    по поручению последнего.

    Отличительной чертой реализации
    предприятия в качестве меры по
    восстановлению платежеспособности
    должника от продажи предприятия,
    предусмотренной ГК РФ, является то, что
    долги предприятия не передаются новому
    собственнику, а возмещаются из полученных
    от реализации предприятия сумм.

    В случае удовлетворения всех требований
    кредиторов по денежным обязательствам
    и обязательным платежам арбитражный
    суд прекращает производство по делу о
    банкротстве. Если средств, вырученных
    от продажи предприятия недостаточно
    для покрытия всех требований кредиторов,
    от внешнего управляющего кредиторам
    поступает предложение заключить мировое
    соглашение.

    Полномочия внешнего управляющего
    завершаются с прекращением внешнего
    управления.

    Однако в случае завершения
    внешнего управления принятием мирового
    соглашения или погашением требований
    кредиторов управляющий продолжает
    исполнять свои обязанности в пределах
    компетенции руководителя должника до
    момента назначения последнего. В случае
    открытия конкурсного производства
    полномочия внешнего управляющего
    прекращаются до назначения конкурсного
    управляющего.

    По общему правилу внешнее управление
    продолжается не более двенадцати
    месяцев, и может быть продлено решением
    суда на срок до шести месяцев. Особенностью
    банкротства субъектов естественных
    монополий топливно-энергетического
    комплекса является то, что внешнее
    управление вводится на срок до восемнадцати
    месяцев и может быть продлено на срок
    до пяти лет.

    1. По результатам проведения внешнего
      управления, не позднее, чем за пятнадцать
      дней до его завершения, или при наличии
      оснований для досрочного прекращения,
      внешний управляющий представляет
      собранию кредиторов отчет внешнего
      управляющего. По результатам его
      рассмотрения собрание выносит одно из
      следующих решений:
    2. о прекращении внешнего управления в
      связи с восстановлением платежеспособности
      должника;
    3. о заключении мирового соглашения;
    4. о продлении установленного срока
      внешнего управления на срок до шести
      месяцев;
    5. о прекращении внешнего управления и об
      обращении в арбитражный суд с ходатайством
      о признании должника банкротом и об
      открытии конкурсного производства.
    Читайте также:  Меры по предупреждению банкротства организаций: как предупредить банкротство

    В случае восстановления платежеспособности
    должника внешний управляющий вправе
    досрочно созвать собрание кредиторов.

    Следует заметить, что кредиторы, в свою
    очередь, при наличии признаков
    неэффективности проведения внешнего
    управления в любое время вправе созвать
    собрание кредиторов и рассмотреть
    представленный на нем отчет внешнего
    управляющего. ЗоН подробно описывает
    содержание отчета о проведении внешнего
    управления.

    • Собрание кредиторов вправе принять
      одно из следующих решений:
    • о прекращении внешнего управления
      вследствие восстановления платежеспособности
      должника и переходе с расчетами с
      кредиторами;
    • об обращении в арбитражный суд с
      ходатайством о продлении срока внешнего
      управления;
    • об обращении в арбитражный суд с
      ходатайством о признании должника
      банкротом и открытии конкурсного
      производства.

    Отчет и протокол собрания передаются
    на утверждение арбитражному суду.
    Последний вправе утвердить решение
    собрания кредиторов и при наличии
    ходатайства со стороны собрания
    установить окончательный срок расчетов
    должника с кредиторами, не превышающий
    шести месяцев. С момента фактического
    окончания расчетов с кредиторами
    производство по делу о банкротстве
    прекращается.

    Если к моменту истечения определенного
    арбитражным судом срока должник не
    может рассчитаться с кредиторами, если
    собрание кредиторов ходатайствует о
    признании должника банкротом и открытии
    конкурсного производства, если арбитражным
    судом не утвержден отчет внешнего
    управляющего, а также в случае
    непредоставления подобного отчета,
    арбитражный суд выносит решение о
    признании должника банкротом и открытии
    конкурсного производства.

    Таким образом, вышеописанная процедура
    внешнего управления имеет своей целью
    восстановить платежеспособность
    должника и удовлетворить требования
    кредиторов.

    Практически все трудовые
    отношения, возникающие между работниками
    предприятия-банкрота – юридического
    лица и лицами, осуществляющими
    управленческие функции, регулируются
    соответствующими статьями КЗоТа.

    ЗоН
    содержит лишь отдельные краткие положения
    по уточнению того или иного вопроса.

    Заключение

    В последнее время проблемам банкротства
    юридических и физических лиц посвящается
    все большее и большее количество статей,
    работ, диссертаций.

    Это объясняется
    тем, что сама процедура признания
    должника несостоятельным (банкротом)
    в том виде, в котором она существует
    сейчас, сформировалась совсем недавно.

    Совершенно естественно то, что некоторые
    вопросы урегулированы еще не достаточно
    объективно, что вызывает у современных
    правоведов стремление на них ответить.

    Как было написано выше, основным законом
    в сфере несостоятельности является
    Федеральный закон «О несостоятельности
    (банкротстве)» от 1998 года. Практически
    сразу за ним следуют законы, устанавливающие
    особенности проведения процедур
    банкротства, применяемых к отдельным
    хозяйствующим субъектам.

    Однако, несмотря
    на это, той нормативно-правовой базы,
    которая регулирует рассматриваемые
    правоотношения в настоящее время, по
    моему мнению, недостаточно. Например,
    необходимо дополнить законодательство
    отдельными законами о банкротстве
    страховых, сельскохозяйственных
    организаций, в т.ч. организаций,
    занимающихся разведением и выращиванием
    животных.

    О последних Закон о
    несостоятельности не упоминает.

    Говоря непосредственно о Законе о
    несостоятельности, хотелось бы отметить
    следующее. В процессе изучения двух
    юридических процедур банкротства
    образовалось несколько вопросов, на
    которые Закон не дает ответа.

    В частности,
    каковы действия арбитражного суда, если
    кредиторами предлагаются две кандидатуры
    арбитражных управляющих, например,
    кредиторами по денежным обязательствам
    и кредиторами по обязательным платежам
    в бюджет, внебюджетные фонды.

    Закон не
    упоминает такого варианта.

    Кроме этого, представляется нецелесообразным
    отстранение временным управляющим
    руководства должника от исполнения
    своих обязанностей по управлению в
    период наблюдения в том случае, если
    снижение платежеспособности должника,
    ухудшение его финансового состояния
    вызвано вмешательством внешнего фактора,
    не связанного с качеством руководства.
    В данном случае, на мой взгляд, вернее
    было бы внедрить совместную систему
    управления, при которой временный
    управляющий и руководитель должника
    практически меняют свои места по
    отношению друг другу. При этом функции
    руководителя должника осуществляет
    временный управляющий, а руководитель
    вправе наблюдать и принимать лишь
    согласованные с ним решения. Тем самым
    используется опыт бывшего руководителя
    должника и незаинтересованность
    временного управляющего.

    Таким образом, рассматриваемая тема
    представляет собой интересную пищу для
    размышлений, поэтому продолжению этой
    темы будет посвящена дальнейшая работа
    автора с целью написания дипломной
    работы.

    Список использованных нормативно-правовых
    актов

    Гражданский кодекс РФ. Части первая и
    вторая. – М.: Издательская группа ИНФРА*М
    – НОРМА, 1997.

    Федеральный закон от 8 января 1998 г. №
    6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. №
    3929-1 «О несостоятельности (банкротстве)
    предприятий».

    Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №
    40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
    кредитных организаций».

    Федеральный закон от 25 сентября 1997 года
    № 126-ФЗ «О финансовых основах местного
    самоуправления в Российской Федерации».
    СЗ РФ. 1997.

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №
    122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности
    (банкротстве) субъектов естественных
    монополий топливно-энергетического
    комплекса».

    Постановление Правительства РФ от 17
    февраля 1998 г. № 202 «О государственном
    органе по делам о банкротстве и финансовому
    оздоровлению».

    Постановление Правительства РФ от 25
    декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании
    деятельности физических лиц в качестве
    арбитражных управляющих».

    Распоряжение Премьера Правительства
    Москвы от 30 декабря 1998 г. № 1474-РП «О
    дополнительных мерах по обеспечению
    финансового оздоровления предприятий
    строительного комплекса города».

    Распоряжением Госкомимущества РФ от
    15 февраля 1995 г. № 187-р «О порядке продажи
    предприятий-должников и распределении
    средств, поступивших от этой продажи».

    Список литературы

    Брагинский М.И. Комментарий к закону о
    несостоятельности (банкротстве). –
    Журнал «Право и экономика №4 – М.: ЗАО
    «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с.
    11.

    Витрянский В.В. Реформа законодательства
    о несостоятельности (банкротстве). –
    Вестник высшего арбитражного суда.
    Специальное приложение № 2 – М.: Изд-во
    «Юристъ», 1998.

    Витрянский В.В. Суды услышат мнение
    кредиторов. – Журнал «Эксперт» № 5 –
    М.: ЗАО «Эксперт», 1998.

    Витрянский В.В. Новое в законодательстве
    о несостоятельности (банкротстве).
    Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 3.

    Гражданское право. Учебник. Часть I.
    Издание третье переработанное и
    дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.
    Толстого – М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

    Гражданское право. Часть первая:
    Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева.
    – М.: Юристъ, 1997.

    Зенин И.А. Гражданское право Российской
    Федерации. Учебно-практическое пособие
    / Московский государственный университет
    экономики, статистики и информатики. –
    М.: МЭСИ, 1999.

    Калинина Л. Правовое регулирование
    несостоятельности (банкротства)
    сельскохозяйственных организаций.
    Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 7.

    Комментарий к Гражданскому кодексу
    Российской Федерации / Отв. ред. О.Н.
    Садиков – М.: Юринформцентр, 1995.

    Кузнецов В. Некоторым удалось ускользнуть.
    – Журнал «Эксперт» №5 – М.: ЗАО «Эксперт»,
    1998.

    Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский
    Е.А. Комментарий к Федеральному закону
    «О несостоятельности (банкротстве)». –
    Журнал «Право и экономика №7 – М.: ЗАО
    «Юридический Дом Юстицинформ», 1998.

    Никитина О.А. Процедура наблюдения //
    Вестник ВАС РФ. Специальное приложение
    к № 2, 1998, с. 111.

    Телюкина М. Наблюдение как процедура
    банкротства. Журнал «Хозяйство и право»,
    1998, №№ 9, 10.

    Для подготовки данной работы были
    использованы материалы с сайта
    http://www.5ka.ru

    [1] Законом о несостоятельности (в главе
    VIII об особенностях банкротства отдельных
    категорий должников – юридических лиц)
    также предусматриваются некоторые
    особенности их несостоятельности.

    [2] СЗ РФ 1994. № 11. Ст. 1196.

    [3] Ст. 3 ФЗ от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О
    несостоятельности  (банкротстве)
    кредитных организаций».

    [4] Согласно постановлению Правительства
    РФ от 17 февраля 1998 г.

    № 202 «О государственном
    органе по делам о банкротстве и финансовому
    оздоровлению» государственным органом
    по делам о банкротстве и финансовому
    оздоровлению является Федеральная
    служба России по делам о несостоятельности
    и финансовому оздоровлению. Указом
    Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 указанная
    служба была преобразована в Федеральную
    службу России по финансовому оздоровлению
    и банкротству.

    [5] Ст. 5 Закона от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об
    особенностях несостоятельности
    (банкротства) естественных монополий
    топливно-энергетического комплекса».

    [6] Закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О
    финансовых основах местного самоуправления
    в Российской Федерации». СЗ РФ. 1997.

    [7] Ст. 50 Закона от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О
    несостоятельности  (банкротстве)
    предприятий» (утратил силу).

    [8] Ст. 58 Закона о несостоятельности.

    [9] Арбитражный суд выносит об этом
    определение в течение трех дней с момента
    подачи заявления.

    [10] Если сделка совершается должником
    – профессиональным участником рынка
    ценных бумаг с ценными бумагами клиентов
    должника, по поручениям клиентов, что
    подтверждено наблюдением, то данное
    ограничение не действует.

    [11] Ст. 58 ЗоН.

    [12] Ст. 36 ЗоН.

    [13] Форма лицензии арбитражного
    управляющего утверждена приказом ФСНД
    РФ от 5 января 1999 г. № 1.

    [14] Постановление Правительства РФ от
    25 декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании
    деятельности физических лиц в качестве
    арбитражных управляющих».

    [15] Телюкина М. Наблюдение как процедура
    банкротства. Журнал «Хозяйство и право»,
    1998, №№ 9, 10.

    [16] Кузнецов В. Некоторым удалось
    ускользнуть. – Журнал «Эксперт» №5 
    – М.: ЗАО «Эксперт»,  1998 с. 29

    [17] Ст. 10 ЗоН.

    [18] Ст. 62 ЗоН.

    [19] Телюкина М. Наблюдение как процедура
    банкротства. Журнал «Хозяйство и право»,
    1998, №№ 9, 10.

    [20] Никитина О.А. Процедура наблюдения
    // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение
    к № 2, 1998, с. 111.

    [21] Арбитражный суд вправе вынести такое
    решение даже при наличии ходатайства
    кредиторов о признании должника банкротом
    и открытии конкурсного производства.

    [22] Мораторий на удовлетворения требований
    кредиторов.

    [23] Брагинский М.И. Комментарий к закону
    о несостоятельности (банкротстве). –
    Журнал «Право и экономика №4 – М.: ЗАО
    «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с.
    11.

    [24] Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский
    Е.А. Комментарий к Федеральному закону
    «О несостоятельности (банкротстве)». –
    Журнал «Право и экономика №7 – М.: ЗАО
    «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с.
    18.

    [25] Ст. 15 Закона от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об
    особенностях несостоятельности
    (банкротства) естественных монополий
    топливно-энергетического комплекса».

    [26] Продажа предприятия осуществляется
    в порядке, предусмотренном распоряжением
    Госкомимущества РФ от 15 февраля 1995 г. №
    187-р «О порядке продажи предприятий-должников
    и распределении средств, поступивших
    от этой продажи» в части, не противоречащей
    ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
    и утверждаемому плану внешнего управления.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *