Ответственность СМИ за распространение неверной или недостоверной информации, в том числе в интернете

С 29 марта в России за распространение фейковых новостей может быть назначен штраф в размере до 1,5 млн руб. Оскорбление власти и госсимволов грозит штрафом в размере до 300 тыс. руб.

Ответственность СМИ за распространение неверной или недостоверной информации, в том числе в интернете

Кирилл Каллиников / РИА Новости

29 марта в России вступили в силу законы об ответственности за распространение фейковых новостей и оскорбление власти. Законопроект о недостоверных новостях президент утвердил 18 марта.

С 29 марта физические и юридические лица, причастные к распространению недостоверных новостей, могут быть привлечены к ответственности и получить штраф. Наказание варьируется в зависимости от последствий.

Наказание за распространение в СМИ или в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации составит:

  • для граждан — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.,
  • для должностных лиц — от 60 тыс. до 200 тыс. руб.,
  • для юридических лиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Наказание за создание помех работе объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры путем распространения недостоверных новостей:

  • для граждан — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.,
  • для должностных лиц — от 300 тыс. до 600 тыс. руб.,
  • для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.

Если правонарушения привели, например, к причинению вреда здоровью людей или массовому нарушению общественного порядка и безопасности, санкции составят:

  • для граждан — от 300 тыс. до 400 тыс. руб.,
  • для должностных лиц — от 600 тыс. до 900 тыс. руб.,
  • для юридических лиц — от 1 млн до 1,5 млн руб.

Законопроект об ответственности за оскорбление власти и госсимволов предусматривает максимальный штраф в размере 300 тыс. руб. При этом Роскомнадзор должен уведомлять автора сообщения о блокировке за сутки, давая возможность удалить сообщение.

Законопроекты о борьбе с фейковыми новостями и неуважении к власти внесла в Госдуму в декабре 2018 года группа парламентариев во главе с председателем комитета по конституционному законодательству Совфеда Андреем Клишасом.

Генпрокуратура, Минюст, Минкомсвязь и Роскомнадзор раскритиковали законопроект о фейках. Совет по правам человека также выступил против инициатив, призвав сенаторов и президента отклонить оба проекта.

В то же время правительство поддержало документы, оставив положительный отзыв «с учетом замечаний».

Об ответственности за распространение недостоверной информации

  • В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
  • Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
  • Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
  • На сегодняшний день законодательством созданы все необходимые механизмы для защиты прав лиц, по отношению к которым ведется распространение ложной информации и позволяет сделать это несколькими способами.

Во-первых, это внесудебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации, во-вторых, уголовно-правовой порядок защиты и в третьих гражданско-правовой порядок, то есть обращение в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации. Внесудебный порядок регламентируется статьей 43-46 Закона РФ «О средствах массовой информации». Особенностью этого способа защиты является возможность лица, в отношении которого были размещены сведения не соответствующие действительности, требовать от редакций СМИ опровержения данных сведений.

Статья 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ряд статей, которые влекут административную ответственность за распространение недостоверной информации. Так например, статья 13.

11 КоАП РФ за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Ответственность за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния предусмотрена ст. 5.53 КоАП РФ, санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Так же необходимо отметить, что за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающего его репутацию, статьей 128_1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

За совершение данного преступления гражданину может быть назначено наказание в виде штрафа максимальный размер до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательным работам на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Таким образом, действующим законодательством определены меры, направленные на возможность граждан отстоять свои права, а также честь, достоинство и деловую репутацию.

Правовое отделение УМВД России по городу Ульяновску.

Подписан закон, устанавливающий административную ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации

Федеральный
закон принят Государственной
Думой 7 марта 2019 года и одобрен Советом Федерации 13 марта 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае повторного совершения указанных действий либо если такие действия повлекли создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена повышенная ответственность (часть 10 статьи 13.15 Кодекса).

Кроме того, повышенная административная ответственность установлена за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 11 статьи 13.15 Кодекса).

  • В соответствии с Федеральным законом обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.
  • Дела о таких административных правонарушениях подведомственны судьям, правом составлять протоколы об административных правонарушениях наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции).
  • В отношении указанных административных правонарушений устанавливается годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также предусматривается возможность проведения административного расследования.
  • Федеральным законом также устанавливается, что при назначении административного наказания за названные административные правонарушения административный штраф не подлежит замене предупреждением.
  • Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Предусмотренная Федеральным законом административная ответственность не применяется, если распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно
    значимой информации под видом достоверных сообщений началось до дня вступления
    в силу Федерального закона.

Федеральный закон № 27-ФЗ

Что делать, если в СМИ размещены сведения, порочащие честь и достоинство гражданина?

В случае размещения в СМИ недостоверных сведений, порочащих вашу честь и достоинство, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Читайте также:  Штраф за установку кенгурятника на автомобиль

Шаг 1. Засвидетельствуйте факт размещения недостоверных сведений

Если недостоверные сведения, порочащие вашу честь и достоинство, размещены в сети Интернет, то факт размещения такой информации необходимо засвидетельствовать у нотариуса. Нотариус может, в частности, удостоверить содержание сайта в сети Интернет по состоянию на определенный момент времени, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным (ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. Верховным Судом РФ 11.02.1993 N 4462-1; п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 16.03.2016).

Если недостоверные сведения размещены в печати, то необходимо сохранить экземпляр соответствующего печатного издания.

Шаг 2. Обратитесь в СМИ с требованием об опровержении недостоверных сведений

Вы вправе обратиться с требованием об опровержении недостоверных сведений, порочащих вашу честь и достоинство, непосредственно в редакцию соответствующего СМИ (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.

2005 N 3). При этом вы вправе требовать опровержения недостоверных сведений в тех же СМИ и тем же способом, которым недостоверные сведения были распространены, или другим аналогичным способом (п. п. 1, 2 ст. 152 ГК РФ).

Отказ редакции СМИ опровергнуть недостоверные сведения, порочащие честь и достоинство гражданина, или нарушение установленного законом порядка опровержения можно обжаловать в суде.

Обязательное предварительное обращение с таким требованием к редакции СМИ законом не предусмотрено, поэтому вы вправе обратиться за защитой своих прав непосредственно в суд (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3).

Шаг 3. Подготовьте и подайте исковое заявление в суд
Исковое заявление о защите чести, достоинства и (или) деловой репутации и компенсации морального вреда подается в районный суд по месту нахождения ответчика (ст. ст. 24, 28 ГПК РФ).

  • Ответчиками по иску о защите чести и достоинства могут являться (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3):
  • — автор статьи;
  • — лицо, являющееся источником недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство истца, если сведения были распространены в СМИ с указанием лица, являющегося их источником;
  • — редакция соответствующего СМИ, если опубликование недостоверных сведений, порочащих вашу честь и достоинство, сделано без обозначения имени автора (например, в редакционной статье);
  • — учредитель СМИ в случае, если редакция СМИ не является юридическим лицом.

В ряде случаев, перечень которых является закрытым, редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан (ст. 57 Закона от 27.12.1991 N 2124-1).

В исковом заявлении вы вправе заявить следующие требования:

— обязать ответчика опровергнуть распространенные им недостоверные сведения, порочащие вашу честь и достоинство, путем размещения опровержения в тех же СМИ (п. 2 ст. 152 ГК РФ);

— обязать ответчика опубликовать в тех же СМИ ваш ответ (п. 2 ст. 152 ГК РФ);

— обязать ответчика удалить соответствующую информацию, а также пресечь или запретить дальнейшее ее распространение, если сведения, порочащие вашу честь и достоинство, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения (п. 4 ст. 152 ГК РФ);

— возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные вам распространением таких сведений (п. 9 ст. 152 ГК РФ).

В исковом заявлении укажите обстоятельства, на которых основаны ваши требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

  1. К исковому заявлению приложите, в частности, следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):
  2. — публикацию в СМИ или протокол нотариуса, удостоверяющий содержание сайта;
  3. — иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны ваши требования;
  4. — расчет суммы иска;
  5. — копии искового заявления с приложениями по количеству лиц, участвующих в деле;
  6. — квитанцию об уплате госпошлины.

Госпошлина уплачивается в следующих размерах (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3; пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

— по требованиям неимущественного характера — 300 руб. ;

— по требованию о компенсации морального вреда — 300 руб.

На требования о защите чести и достоинства срок исковой давности не распространяется (ст. 208 ГК РФ).

Шаг 4. Примите участие в рассмотрении дела

При рассмотрении дела суд определяет следующие обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3; п. 4 Обзора от 16.03.2016):

  • — факт распространения ответчиком сведений об истце;
  • — порочащий характер этих сведений.
  • Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина;
  • — несоответствие этих сведений действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств суд не удовлетворит иск (п. 4 Обзора от 16.03.2016).

Доказать соответствие распространенных сведений действительности обязан ответчик. Доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений обязан истец (п. 6 Обзора от 16.03.2016).

Для определения порочащего характера сведений может потребоваться назначение лингвистической экспертизы (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ; Перечень, утв. Приказом Минюста России от 27.12.2012 N 237).

Шаг 5. Получите вступившее в законную силу решение суда

При удовлетворении иска суд в резолютивной части решения указывает способ опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений и при необходимости излагает текст такого опровержения, где указывает, какие именно сведения являются не соответствующими действительности и порочащими, когда и как они были распространены, а также определяет срок, в течение которого должно последовать опровержение.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Принятие решения суда в окончательной форме предусматривает изготовление вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения (ч. 1 ст. 198 ГПК РФ). Резолютивная часть решения объявляется судом в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более пяти дней со дня окончания разбирательства дела.

При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).

Если ответчик подаст апелляционную жалобу, решение вступит в законную силу после рассмотрения судом жалобы при условии, что обжалуемое решение не будет отменено. Если решение суда первой инстанции будет отменено или изменено и будет принято новое решение, оно вступит в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь специалиста, а в случае представления ваших интересов в суде — нотариальная доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст. 53 ГПК РФ).

При удовлетворении иска суд по вашему ходатайству может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).

Шаг 6. Удостоверьтесь в размещении в СМИ опровержения сведений, порочащих вашу честь и достоинство

Опровержение, распространяемое в СМИ, может быть облечено в форму сообщения о принятом по данному делу судебном решении, включая публикацию текста судебного решения (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3).

Если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 128.1 УК РФ, вы вправе обратиться в органы внутренних дел (полицию) с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту клеветы, то есть распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в СМИ (ч. 1, 2 ст. 128.1 УК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 40, п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

При этом отказ в возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства в порядке гражданского судопроизводства (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3).

Что такое фейковые новости и как за них будут наказывать?

Государственная Дума на пленарном
заседании 7 марта приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изменения в Кодекс
об административных правонарушениях (КоАП), направленные на противодействие так
называемым фейковым новостям — недостоверной общественно значимой информации,
распространяемой под видом достоверных сообщений и создающей угрозу для
безопасности. Рассказываем о том, что предлагается в законе с ми Председателей профильных Комитетов по информационной политике, информационным
технологиям и связи Леонида Левина и по государственному
строительству и законодательству Павла Крашенинникова.

Что
такое «недостоверная общественно значимая информация»?

В соответствии с принятым законом, — это информация,
распространяемая «под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу
причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового
нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу
создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов
жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных
организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

Ее распространение запрещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете. Напомним,
аналогичный запрет предусмотрен, например, для призывов к массовым беспорядкам,
экстремизму или участию в несанкционированных массовых акциях.

Кто
будет определять, что фейк, а что нет?

«Информация может иметь разную степень
достоверности, поэтому определять эту степень будут Генеральный прокурор РФ и его заместители в рамках своей компетенции. В тоже время их решение можно будет
оспорить в суде», — поясняет Председатель профильного Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.

Критерии опасности, вызванные фейковыми
новостями, будут определяться руководством надзорного ведомства «исходя из новостной повестки и характера событий, вокруг которых могут возникать волны
фейковых новостей с возможными тяжкими последствиями», заявил Председатель Комитета.

«Если в публикации содержится то или иное
утверждение – и оно подкреплено доказательными аргументами, то признать его
фейковым будет затруднительно. Кроме этого, поскольку решение будет приниматься
на уровне федеральных руководителей прокуратуры возможности произвола на региональном уровне будут ограничены», — подчеркнул Леонид Левин.

  • В качестве примера в ходе обсуждения
    законопроекта парламентарии, в частности, приводили в пример ситуацию в Кемерове в марте минувшего года, когда после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня»
    начала массово распространяться ложная информация о количестве жертв пожара,
    которая вызвала панику среди граждан.
  • Как
    будет работать механизм блокировки?
  • Генеральный прокурор или его заместители в случае обнаружения в сетевом издании недостоверной и общественно опасной
    информации обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую
    информацию. 
Читайте также:  Что делать если сосед угрожает физической расправой и оскорбляет

Роскомнадзор в свою очередь обращается к руководству редакции
интернет-издания, после чего оно должно незамедлительно фейковую информацию
удалить. В случае же, если редакция незамедлительно не удалила указанную
информацию, Роскомнадзор «направляет по системе
взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению
доступа к сетевому изданию», — гласит норма закона. 

В случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.

При этом, как добавил Леонид Левин, ко второму чтению в законопроект была внесена поправка, выводящая из‑под процедур блокировки, в частности, новостные агрегаторы, приняв во внимание то, что их обязанность противодействовать фейковым новостям уже зафиксирована в действующем законе. 

Какие штрафы грозят за фейковые новости?

Штрафы в соответствии с поправками в КоАП грозят как за распространение фейковых новостей в СМИ, так и в интернете. При этом штрафы различаются в зависимости от тяжести последствий, которые наступили в результате распространения дезинформации.

За первое распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения штраф может составить:

  • для граждан от 30 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 60 тыс. до 200 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

Повторное совершение либо распространение в СМИ и в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности может наказываться штрафами: 

  • для граждан — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей; 
  • для должностных лиц — от 300 тыс. до 600 тыс. рублей; 
  • для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Наконец, в случае, если распространение фейковой информации повлекло за собой «смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности», штрафы могут составить уже:

  • для граждан — от 300 тыс. до 400 тыс. рублей; 
  • для должностных лиц – от 600 тыс. до 900 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 1 млн до 1,5 млн рублей.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников подчеркнул, что основная цель данных штрафов — профилактическая, с этим и было связано их увеличение при доработке законопроекта. 

«Предлагаемая административная ответственность должна стать механизмом предупреждения деяний», — сказал он.

При этом в законе отдельно оговаривается, что «правонарушением является распространение заведомо недостоверной информации, иными словами должен быть доказан умысел». 

«Если гражданин делает репост того, что ему показалось достоверным – это не является нарушением. Но если пользователь сознательно создает и публикует фейковую новость – это подпадает под действие статьи КоАП», — разъясняет в свою очередь Леонид Левин.

Кто будет штрафовать?

Вводятся полномочия органов полиции по возбуждению вышеуказанных административных дел, наряду с Роскомнадзором. Рассматривать дела будут суды. При этом предусматривается уведомление органов прокуратуры РФ обо всех случаях возбуждения дел в течение 24 часов. Такой механизм, по словам Павла Крашенинникова, позволит исключить злоупотребления.

  1. Срок давности по расследованию таких дел составит до одного года.
  2. Когда новый закон заработает?
  3. Изменения в КоАП вступят в силу с момента официального опубликования закона.

К вопросу об ужесточении ответственности за распространение заведомо недостоверной информации

Проблема распространения недостоверной информации — фейков — в сети Интернет особенно обострилась после начала эпидемии коронавируса. Эта проблема характерна для всех стран, мы наблюдаем за ней с первых дней распространения вируса в Китае. Сегодня мы видим, как фейки активно распространяются и в России.

При нынешнем уровне развития информационных технологий любая информация распространяется молниеносно. Наибольшее количество фейков распространяется через социальные сети и мессенджеры, так называемое «сарафанное радио» XXI века.

Зачастую подобного рода публикации являются откровенно нелепыми, как, например, распространение в средствах массовой информации Индии фейков о том, что в России для обеспечения режима изоляции населения власти выпустили на улицы более 500 львов.

В то же время нередко недостоверная информация публикуется в менее абсурдном формате, зачастую «разбавляется» реальными фактами, что даже при должном уровне осмотрительности может не вызвать подозрений у обычного потребителя информации.

Такая информация уже не является безобидной, поскольку повышает уровень паники в обществе, приводит к созданию стрессовой ситуации, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью людей. Так, например, в той же Индии один мужчина покончил с собой, посчитав себя зараженным коронавирусом, чтобы не заразить жену и детей.

Преувеличение масштабов заражения и уровня имеющейся опасности может привести к подобным ситуациям.

В России, например, в социальных сетях получила распространение откровенно вредительская информация от якобы профессора МГУ, который утверждал, что коронавирус имеет синтетическую природу, содержит в себе ВИЧ-инфекцию и оказывает непоправимые последствия на организм человека.

Также в Интернете под видом объективных фактов распространялись недостоверные сведения о повышении риска инфицирования коронавирусом при наличии прививки от гриппа.

В силу того, что такие прививки в России делались практически всем населением, такая информация способна привести к непрогнозируемым негативным последствиям. Более того, в Интернете также можно было найти видеоролик, в котором люди в костюмах химзащиты якобы расстреливают зараженного коронавирусом гражданина.

Безобидная, по мнению авторов ролика, шутка способна привести к тому, что люди массово начнут скрывать факт заражения, что лишь усугубит последствия эпидемии.

Как показывают последние случаи привлечения к ответственности за распространение фейков, действующее регулирование не позволяет обеспечить необходимого сдерживающего воздействия.

Даже под угрозой значительных штрафов, многие люди сейчас строят бизнес и свое благополучие на освещении событий и готовы идти на умышленное распространение фейковой информации, связанной с коронавирусом или с мерами, принимаемыми органами власти по противодействию его распространению.

Мотивом для них служат зачастую популистские, корыстные или прямо вредительские цели личной выгоды. Общественная паника искусственно провоцируется под видом экспертных мнений, как например в случае, когда один российский политолог заявил о сокрытии реальной статистики смертей от коронавируса.

На фоне распространения инфекции многие пытаются подорвать доверие общества к властям, что также способно привести к массовым беспорядкам и игнорированию требований безопасности.

Так, в СМИ публиковались фейковые сведения о том, что в Москве якобы распыляют дезинфицирующие средства с вертолетов, а границы города хотят полностью закрыть.

Подобные слухи способны создать искусственный ажиотаж вокруг товаров первой необходимости и вызвать их нехватку для тех, кому они действительно необходимы.

В действующей ситуации, когда существенная часть граждан живет в режиме самоизоляции, крайне важно не допустить распространение недостоверной информации.

Именно поэтому в дополнение к административной ответственности вводится уголовная, а для юридических лиц вводятся существенные повышенные штрафы.

Применение мер как уголовной, так и административной ответственности за распространение фейковых новостей предполагает наличие дифференцированных санкций, которые во многом будут дополнять друг друга и позволят обеспечить соразмерность и справедливость наказания.

В развитых зарубежных правопорядках также предусматривается ответственность за распространение недостоверной информации. Уголовная ответственность в отношении лиц, распространяющих ложные сведения, предусмотрена статьей 187 Уголовного кодекса Норвегии.

В качестве наказания за распространение ложных сообщений, ложных просьб о помощи, необоснованного использования сигнала бедствия или иных аналогичных действий, преднамеренно или в форме грубой неосторожности, которые повлекли за собой приезд полиции, пожарных, служб скорой помощи или вооруженных сил, вмешательство спасателей, либо повлекли за собой устрашение большого числа людей, предусматривается ответственность в виде штрафа или лишения свободы на срок до 6 месяцев. При этом аналогичное наказание предусматривается также в отношении любого лица, предоставляющего ложную информацию, способную вызвать опасения за чью-либо жизнь, здоровье или нарушения общественного спокойствия и порядка.

Читайте также:  Принятие наследства по истечении установленного срока - ст 1155 гк рф: особенности и уважительные причины

2 октября 2019 года в Сингапуре был принят закон «О защите от недостоверной информации и манипулирования в сети Интернет» (Protection from Online Falsehoods and Manipulation Act), направленный на предотвращение распространения недостоверной информации (false statement of fact) на территории Сингапура, обеспечение механизмов своевременного реагирования на распространение такой информации, пресечение финансирования или иной поддержки, оказываемой субъектам, последовательно распространяющим недостоверную информацию, принятие мер по выявлению, контролю и предотвращению действий, направленных на введение участников общественных отношений в заблуждение в сети Интернет.

В период сложной эпидемиологической обстановки распространение недостоверной информации представляет особую опасность. Субъекты общественных отношений, распространяющие информацию в отношении неопределенного круга лиц, должны осознавать все возможные последствия. Предусмотренные в принятых Государственной Думой поправках в КоАП РФ и УК РФ меры являются своевременными и актуальными.

Важно подчеркнуть, что речь идет о распространении заведомо недостоверной информации, то есть, когда лицо осознает недостоверность информации и тем не менее осуществляет ее распространение под видом достоверных сообщений.

Вводимые законом меры ответственности создадут дополнительные гарантии обеспечения безопасности населения, а также гарантии эффективной реализации мер, предпринимаемых для недопущения ухудшения ситуации с распространением инфекции.

Достоверность информации в СМИ

Зачастую при подготовке злободневных и «горячих» материалов основным приоритетом журналиста является их быстрая подача. Но в пылу охоты за сведениями не стоит забывать об осторожности при работе с источниками. Предлагаю вам в помощь краткий рецепт безопасного приготовления «горячих пирожков».

С 2014 года на момент подготовки материала в категории споров «О защите деловой репутации» только лишь в Картотеке Арбитражных Дел значится 2036 дел http://ras.arbitr.ru/.  Если к этому числу добавить дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции, то масштаб катастрофы впечатлит.

Анализ практики и личный опыт судебных разбирательств по данной категории дел позволяет сделать следующий вывод – в основе большинства исков так или иначе лежит спор о достоверности информации. Поэтому журналист должен обладать определенными юридическими знаниями, которые ему помогут избежать судебных исков в будущем.

Как суды проверяют достоверность информации

Существует всем известная обязанность журналиста, предусмотренная пунктом 2 части 1 статьи 49 Федерального закона «О СМИ» — проверять достоверность сообщаемой им информации.

Обязанность доказывать соответствие распространенных сведений действительности лежит на ответчике. А это всегда распространитель информации, в нашем случае — СМИ. Кроме тех случаев, когда оспаривается отказ редакции в публикации ответа (статья 46 «Право на ответ» Федерального закона «О СМИ»).

В этом случае уже истец обязан доказать, что распространенные сведения ущемляют его права и охраняемые законом интересы (пункт 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 3 от 24 февраля 2005 г.

«О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

Например, фраза: «Администрация незаконно выделила денежные средства на ремонт дорог» (пример является абсолютно вымышленным). Для того, чтобы признать эти сведения достоверными, ответчику нужно будет доказать наличие хотя бы одного вступившего в силу решения суда о признании незаконными действий администрации в части выделения денежных средств на ремонт дорог.

Итак, не соответствующими действительности сведениями признаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Именно поэтому чаще всего судами и исследуются конкретные фразы, а не статья целиком.

Когда СМИ не несет ответственность за достоверность информации

Пленум Верховного суда обращает особое внимание судов на исчерпывающий перечень случаев освобождения от ответственности за распространение недостоверных порочащих сведений, предусмотренный статьей 57 Федерального закона «О СМИ»:

  • если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях.

К таким сообщениям относятся:

  1. вступившее в силу решение суда, с требованием опубликовать это решение в данном средстве массовой информации;
  2. поступившее от Роскомнадзора сообщение, касающееся деятельности редакции;
  3. информация, поступившая от государственных органов о чрезвычайных ситуациях, экстренной информации об опасностях природного и техногенного характера, об опасностях при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  • если они получены от информационных агентств.

Итак, в данном случае обязательно требуется ссылка на источник зарегистрированный в качестве информационного агентства. Но далеко не каждый сайт носит статус информационного агентства. Соответственно, ссылка на ресурс, не имеющий такого статуса, не освободит от ответственности.

  • если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов управления общественных объединений.

Хотя прямо Закон «О СМИ» не устанавливает отдельного требования о дословном воспроизведении таких ответов, тем не менее его необходимо выполнять, избегая «выдергивания» ответов из контекста, в результате которого восприятие информации может быть искажено.

  • если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений.

Журналисту необходимо иметь и хранить подтверждение, которым, например, может служить видео- аудиозапись выступления. Как и в предыдущем случае, необходимо соблюдать контекст использования.

При этом указанные лица должны выражать официальную позицию представляемой ими организации.

Если судом будет установлено, что было высказано личное мнение должностного лица, и об этом было известно журналисту, то СМИ не может быть освобождено от ответственности по данному основанию.

  • если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 16 дает один пример применения этого пункта — размещение без предварительного редактирования комментариев посетителей на сайте, зарегистрированного в качестве средства массовой информации.  На сайты, не зарегистрированные в качестве СМИ, этот пункт не распространяется!

  • если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о СМИ.

В этом случае также, как и в случае с информационными агентствами, обязательны ссылка на источник информации, проверка регистрации первоисточника в качестве СМИ (проверить можно на сайте Роскомнадзора), а также отсутствие искажения смысла.

Исключением является распространение информации с персональными данными несовершеннолетних, пострадавших от преступлений, без согласия их законных представителей (подробно об этом указано в части 6 статьи 4 Закона «О СМИ»). То есть, если такую информацию первично распространяет другое СМИ, вы все равно можете понести ответственность.

О фразе: «по сведениям наших источников…»

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «О СМИ» редакция обязана сохранять в тайне источник информации, который предоставил сведения с условием неразглашения его имени. Таким образом, личные данные информатора составляют специально охраняемую федеральным законом тайну.

  • Однако суд, в связи с находящимся на его рассмотрении делом, может направить СМИ требование о раскрытии источника информации, если посчитает что это необходимо для объективного рассмотрения дела.
  • При этом нужно понимать, что в смысле статьи 57 Федерального закона «О СМИ» данная фраза не будет являться основанием для освобождения СМИ от ответственности за недостоверность информации, а обязанность хранить тайну источника не лишает СМИ права доказывать достоверность сведений иными способами.
  • Поэтому журналисту придется выбирать между персональной ответственностью и доверием своего информатора.
  • Если требование суда о раскрытии источника информации не будет исполнено, то на СМИ или журналиста может быть наложен административный штраф.

Соцсети и блогеры как источники распространения информации

Группы и страницы средств массовой информации в соц.сетях не относятся к СМИ без специальной на то регистрации (например, в качестве сетевых изданий).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *