Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и сроки

Для раскрытия преступления и предотвращения дальнейших противоправных деяний полиции приходится принимать ряд мер, в т. ч. и задержание подозреваемого. Рассмотрим, всегда ли эти действия являются законными и кто может подвергнуться описываемой процедуре.

Понятие задержания

Так называется мера процессуального принуждения, подразумевающая кратковременное лишение свободы (на период до 2 суток) лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Носит предварительный характер и не требует судебного решения. В ходе задержания дознаватели, следователь, прокурор могут использовать такие меры воздействия, как обыск и допрос.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и срокиЗадержание гражданина — основные особенности.

Заключение под стражу чаще осуществляется на начальном этапе следствия. Это распространенная практика, которая позволяет правоохранительным органам предотвращать криминальные действия в будущем.

В каких случаях задержание считается правомерным

Свобода и неприкосновенность граждан защищена Конституцией РФ, поэтому нарушить их можно только при наличии достаточных оснований. Законодательные нормы процедуры регламентированы 12 главой УПК РФ.

Задержание может осуществляться только при возбуждении уголовного дела. Исключением являются случаи, когда человека ловят на месте преступления. Тогда постановление об открытии дела и протокол задержания будут составляться одновременно. В остальных случаях процедура считается незаконной.

Гражданина можно лишить свободы, если на него падают подозрения в совершении противоправных действий, за которые полагается уголовное преследование. Голословных обвинений недостаточно. На подозреваемого у следственных органов должны иметься улики или показания других людей, потерпевшего.

Нельзя задерживать человека на срок, превышающий 48 часов.

Кого могут задержать

Лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено уголовное наказание, может быть задержано в следующих случаях:

  1. Человек пойман «с поличным» или по «горячим следам».
  2. Свидетели указывают на подозреваемого как на преступника.
  3. Нахождение следов противоправных действий на гражданине, его одежде или в его доме.

Также человек может быть задержан в следующих ситуациях:

  • при попытке скрыться;
  • если он не имеет постоянного места жительства или нельзя установить его личность;
  • по решению суда.

Помимо подозреваемых, арестованы могут быть следующие лица:

  1. Преступники, сбежавшие из мест лишения свободы.
  2. Граждане, находящиеся в российском или международном розыске.
  3. Уклоняющиеся от принудительного медицинского или воспитательного воздействия.
  4. Иностранцы при депортации.
  5. Граждане, представляющие опасность ввиду наличия у них психического отклонения.

Этапы процедуры

Задержание происходит в несколько этапов:

  1. Заведение уголовного дела.
  2. Оглашение причины заключения под стражу. В обязанности сотрудника полиции вменяется устное оглашение обвинений гражданину. Последний, в свою очередь, должен подчиниться правоохранительным органам, иначе к нему могут быть применены физическая сила или наручники.
  3. Доставка подозреваемого в отделение полиции.
  4. Составление протокола. В создании документа участвует и задержанный. Он может вносить свои замечания или высказать недовольство действиями следствия. В конце протокола ставится его подпись. В документе излагаются: дата и место его составления, причины процедуры, оказывал ли подозреваемый сопротивление, наличие оружия и других запрещенных предметов. Если задержанному оказывалась медицинская помощь или у него имеются телесные повреждения, это также указывается в протоколе.
  5. Обыск. Все найденные запрещенные средства изымаются.
  6. Допрос.
  7. Помещение в изолятор.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и срокиЗадержанный гражданин.

За 48 часов с момента задержания следствие должно собрать достаточное количество улик для суда. Если это получается, суд определяет дальнейшую меру пресечения для подозреваемого. В противном случае гражданина должны отпустить на свободу.

Особенности допроса подозреваемого

Допрос обязательно проводится в первые сутки, чтобы подозреваемый не успел придумать линию поведения. Здесь сказывается фактор внезапности. Задержанному перед допросом дают проконсультироваться у адвоката.

Порядок проведения:

  1. Подготовительный этап. Следователь анализирует все материалы дела, личность обвиняемого и определяет перечень вопросов.
  2. Налаживание психологического контакта. Сотрудник должен излучать спокойствие, уверенность и беспристрастность. Он может проявлять эмоции, но не допускается оскорбление и унижение подследственного.
  3. Свободный рассказ. Начинается с вопроса, признает ли подозреваемый себя виновным в совершенном преступлении. Он может полностью или частично согласиться с обвинениями или отрицать свою вину. Следователь задает структуру рассказа. Он может иметь хронологический, логический или последовательный порядок. Во время повествования сотрудник не должен прерывать задержанного или делать ему замечания.
  4. Уточняющие вопросы. После завершения рассказа следователь расспрашивает обвиняемого для большего понимания происходящего или выяснения недостающих деталей. Сотрудник должен четко понимать, что он хочет выяснить, задавая тот или иной вопрос, а также то, как эти показания отразятся на дальнейшем ходе следствия.
  5. Ознакомление подозреваемого с протоколом следственных действий и фонограммой.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и срокиДопрос по уголовному делу.

Самую большую сложность представляет допрос подозреваемого, уже судимого по уголовному делу, который настроен давать ложные показания. С ним тяжело установить психологический контакт, и он уже знаком с техникой допроса.

Процедура обыска

Под этим понимают обследование вещей человека и его тела на наличие оружия, документов, запрещенных веществ и иных предметов, которые могут повлиять на ход уголовного процесса. Результаты обыска отмечают в протоколе.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и срокиПроцедура личного обыска.

Процедура проводится в присутствии как минимум двух свидетелей, постановления или решения суда при этом не требуется. В качестве понятых не могут выступать:

  • дети и подростки;
  • родственники подозреваемого;
  • сотрудники полиции;
  • другие граждане, участвующие в этом уголовном деле.

Дознаватель может привлекать к обыску оперативных работников и переводчика, который должен объяснить задержанному порядок процедуры. Все лица, участвующие в процессе, должны быть одного пола с подозреваемым.

Временно изымаются личные вещи подследственного, которые нельзя хранить при себе во время задержания. Все предметы, найденные при обыске, показываются понятым, упаковываются, запечатываются и подробно описываются в протоколе.

Содержание под стражей

При первичном задержании срок лишения свободы составляет несколько дней. Но следователь при наличии улик вправе обратиться к судье с ходатайством о содержании подследственного под стражей до вынесения приговора (до полугода).

Эта мера может быть применена только при совершении преступления, подразумевающего арест от 3 лет, при соблюдении следующих условий:

  • не установлена личность подозреваемого или у него нет постоянного места жительства;
  • изначально была нарушена мера пресечения;
  • бегство от следствия.

Несовершеннолетних граждан можно заключить под стражу только в тех случаях, когда они подозреваются в совершении особо тяжких преступлений.

Срок задержания

Он составляет 48 часов. Если сотрудники правоохранительных органов продержали подозреваемого под стражей дольше положенного срока, к ним будут применены карательные меры, в т. ч. и уголовная ответственность.

По решению суда этот срок может быть продлен на 72 часа, таким образом, максимальное время ареста составляет 5 суток.

Основания для освобождения

Они регламентируются ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса. Причинами для освобождения являются:

  • ошибочность обвинения;
  • недостаточность оснований для ареста;
  • незаконное задержание;
  • истечение срока и отсутствие ходатайства в суд о его продлении;
  • отказ суда в продлении ареста.

Задержанному при освобождении выдается справка. В ней должна содержаться информация о дате, времени, месте и причинах взятия под стражу.

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

  • Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
  • Административное задержание вправе осуществлять:
  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
  • военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);
Читайте также:  Страховая компания обанкротилась: куда обращаться и что делать

судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

  1. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  2. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  3. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
  4. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
  5. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
  6. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  7. Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.
  8. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:
  9. знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
  10. давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
  11. пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
  12. представлять доказательства;
  13. заявлять ходатайства и отводы;
  14. давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  15. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  16. знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  17. участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
  18. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
  19. защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Фактическое и процессуальное задержание лица подозреваемого в совершении преступления



Согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого – «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления» [1]. Пункт 15 ст.

5 УПК РФ определяет момент фактического задержания как «момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления» [1].

Таким образом, понятия юридического и фактического задержания подозреваемого различаются.

Фактическое задержание является совокупностью действий, направленных «на захват и удержание лица при пресечении преступления на месте его совершения или в ходе преследования лица после совершения преступления, либо в результате реализации комплекса оперативно-розыскных действий, а также доставление его должностному лицу» [2, с. 510], которое наделено полномочиями проводить процессуальное оформление задержания.

Как показало проведенное исследование, физическое задержание лица, совершившего преступление, может произвести любое лицо: очевидцы, военнослужащие, сотрудники патрульно-постовой службы полиции.

В то же время «правовое значение имеет лишь задержание с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления», производимого, согласно нормам, установленным в УПК РФ [2, с. 513].

Законодательно закрепленное фактическое задержание лица сопровождается, как правило, проведением целого ряда процессуальных действий (допрос, освидетельствование и т.п.), с момента фактического задержания подозреваемого возникает право на получение квалифицированной юридической помощи, поэтому момент фактического задержания имеет важное правовое значение.

Исследование материалов судебной практики показало, что в связи с правовой неопределенностью, «на практике фактически действуют два вида задержания лица по подозрению в совершении преступления: задержание, когда человек фактически ограничивается в свободе (поимка, захват, доставление в правоохранительные органы), и задержание, при котором физическое задержание получает процессуально-правовое оформление в виде протокола задержания», согласно законодательно закрепленным положениям ст. 92 УПК РФ [3, с. 11].

Как показывает практика, отдельные виды преступлений, носящие скрытый характер, например преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, коррупционные преступления, имеют свою специфику задержания лица по подозрению в совершении совершение данного преступления.

Следовательно, выявлению таких преступлений зачастую предшествует проведение оперативно-розыскных мероприятий. Исходом данных мероприятий, как правило, является «захват» преступника, т.е. фактическое задержание подозреваемого на месте совершения преступления.

Зачастую это происходит, когда уголовное дело еще не возбуждено.

В данной ситуации «вопрос о соблюдении прав задержанного по подозрению в совершении преступления в период с момента фактического задержания и до оформления процессуального задержания следователем в порядке ст. ст.

91, 92 УПК РФ является достаточно актуальным» [1]. В частности, между физическим и юридическим задержанием подозреваемого может существовать временной интервал, от нескольких минут до нескольких часов, представляющий собой, по мнению В. Ю.

Мельникова, «правовую пустоту» [4, с. 203].

Кроме того, УПК РФ устанавливает, что разъяснение задержанному своих прав, в том числе право на защиту, осуществляется «с момента начала производства в отношении него процессуальных действий (в т.ч.

до возбуждения уголовного дела) либо сразу после доставления в орган расследования, как правило, при составлении протокола задержания, но не позднее 3 часов со времени доставления. Закон не указывает на необходимость разъяснения основных прав задержанного именно в момент фактического задержания.

Читайте также:  Незаконное удержание чужого имущества - статья 160 УК РФ

Таким образом, доступ к осуществлению права на квалифицированную юридическую помощь может оказаться затруднен на продолжительное время» [5, с. 27], как и реализация иных прав подозреваемого в совершении преступления.

Недооценка значимости анализируемого этапа расследования следователями, дознавателями «на практике приводит к различным нарушениям» [5, с. 28].

Так, например, как следует из жалобы В. И.

Маслова 2 октября 1997 года в рамках расследования по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного статьей 163 УК Российской Федерации, следственными органами при ГУВД города Санкт-Петербурга и Ленинградской области был произведен обыск по месту жительства гражданина В. И.

Маслова, после чего он был принудительно доставлен в региональное управление по борьбе с организованной преступностью, где удерживался более 16 часов. За это время в отношении него был проведен ряд других следственных действий – опознание, допрос в качестве свидетеля, очная ставка.

В ответ на ходатайство В. И.

Маслова об обеспечении помощи адвоката (защитника) следователь разъяснил ему, что в соответствии с частью первой статьи 47 УПК РСФСР такая помощь предоставляется только обвиняемому – с момента предъявления обвинения и подозреваемому – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а поскольку В. И.

Маслов в данный момент по своему процессуальному положению является свидетелем, его просьба не может быть удовлетворена. Протокол же о задержании в качестве подозреваемого был объявлен В. И. Маслову после того, как он уже длительное время находился в положении фактически задержанного и в отношении него были проведены опознание, допрос в качестве свидетеля и очная ставка.

Конституционный суд расценил данные действия как нарушение нарушения прав гражданина при задержании, так как необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование.

При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведение в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.

) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него [6].

Кроме того, в ч. 2 ст.

94 УПК РФ установлено, что если в отношении подозреваемого в совершении преступления не избрана мера пресечения в виде заключение под стражу либо если суд не продлил срок задержания по ходатайству одной из сторон для предоставления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, то задержанный подозреваемый должен быть освобожден по истечении 48 часов с момента задержания.

По данным К. А. Костенко, «следователи не всегда выясняют время фактического ограничения в свободе лица, доставленного к ним по подозрению в совершении преступления.

Если взять именно практический аспект, то указание истинного времени фактического задержания следователю может быть не всегда выгодно, так как предел задержания, определенный современным УПК РФ в 48 часов, сам по себе ограничен, и исчисление этого срока, именно с момента фактического задержания (с учетом времени доставления к следователю), может не позволить в оставшееся время провести с подозреваемым необходимые следственные и процессуальные действия до решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (например, провести допрос, очные ставки, проверку показаний на месте, предъявить обвинение, подготовить и направить материалы в суд для избрания меры пресечения и др.)» [7, с. 109]. Кроме того, необходимо учитывать, что и ч. 2 ст. 46 УПК РФ также ограничивает время допроса подозреваемого – до 24 часов с момента его фактического задержания.

Как уже указывалось ранее, законодатель определил момент фактического задержания «как момент фактического лишения свободы, производимого в соответствии с УПК РФ» [1].

Таким образом, речь идет о процессуальном задержании подозреваемого в совершении преступления сотрудниками правоохранительных органов в рамках возбужденного уголовного дела, руководствуясь положениями ФЗ о полиции [8] и др.

Данные положения не распространяются на обычных граждан, которые задерживая преступника, руководствуется, как правило, высоким уровнем правового сознания либо гражданским долгом. Поэтому задержание (захват) предполагаемого преступника сотрудниками правоохранительных органов и гражданами не равнозначны по своей природе и не могут быть приравнены к процессуальным формам задержания.

Как отмечает Е. П. Ким «в пользу того что УПК РФ определяет фактическое задержание как процессуальное в рамках возбужденного уголовного дела, указывает нам и п. 3 ст. 49 УПК РФ, где указано, что защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных ст. ст.

91 и 92 УПК РФ. При этом ст. ст.

91 и 92 УПК РФ определяют, что задержание осуществляют орган дознания и следователь после доставления к ним подозреваемого с составлением в срок до 3 часов соответствующего протокола», что позволяет следователям не учитывать при составлении протокола задержания время от фактического задержания (захвата, поимки) до доставления к следователю.

Например, В. Ю. Мельников в этой связи вполне справедливо отмечает, «что сам уголовно-процессуальный закон создает трудности в понимании понятия «фактическое задержание». В частности, УПК РФ использует понятие «момент фактического задержания» (п. 15 ч. 1 ст. 5 УПК РФ), и в то же время в ч. ч. 2, 3 ст.

94 УПК РФ применяется понятие «момент задержания», а уже ст. 100 УПК РФ определяет необходимость предъявления обвинения задержанному подозреваемому с «момента задержания»» [4, с. 99]. В то же время В. Ю.

Мельников отмечает, «что при совершении преступления любые действия по захвату и доставлению, выполняемые сотрудниками правоохранительных органов, должны иметь исключительно процессуальный характер в рамках начала существования института подозрения» [4, с. 106].

К сожалению, четкая правовая регламентация понятия «фактическое задержание» подозреваемого в совершении преступления отсутствует законодательных актах. Р. С.

Абдрахманов, исследуя понятие уголовно-процессуального задержания, определяет, что «на момент захвата правонарушителя на месте происшествия ни о каком уголовно-процессуальном задержании речи быть не может». Кроме того, данный автор определяет, что отсчет 48-часового срока задержания «должен исчисляться с момента фактического задержания в том случае, если фактическое задержание переросло в уголовно-процессуальное» [9, с. 22].

На практике возникают разные ситуации с задержанием подозреваемого: в одних случаях доставление задержанного может затянуться на длительное время (например, из-за больших расстояний, поломки автомобиля, погодных условий и т.п..

); в других – задержанный доставляется к следователю в очень короткое время, например, если задержание осуществлялось по поручению следователя; временной промежуток может вообще отсутствовать, если следователь задерживает подозреваемого, вызванного предварительно повесткой в следственный орган.

Следует так же отметить, «что именно сам процесс задержания лица по подозрению в совершении преступления обусловлен в первую очередь опасностью самих преступлений и необходимостью на первоначальном этапе расследования уголовного дела исключить возможности использовать служебное положение, авторитет, «связи», в т.ч. криминальные, и иные «рычаги» давления на свидетелей, а также возможность сокрытия следов преступления или незаконно полученных доходов и т.п.» [5, с. 30].

В отечественном процессуальном законодательстве остается не разрешенным и вопрос о том, что 48-часовой срок процессуального задержания должен исчисляться со времени фактического задержания (захвата).

Ведь не исключено, что фактическое задержание, например с поличным, взяткополучателя потребует определенного времени для документального оформления материалов оперативно-розыскной деятельности и передачи их вместе с задержанным в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При этом законодательство не содержит каких-либо правил общего суммирования времени фактического и юридического задержания.

Единственным понятным положением для следователя является предусмотренный ч. 3 ст. 92 УПК РФ трехчасовой срок составления протокола задержания подозреваемого.

По нашему мнению, указанного времени вполне достаточно для изучения следователем поступивших материалов, возбуждения уголовного дела, вызова защитника и составления самого протокола задержания.

А до того, пока уголовное дело в отношении задержанного не возбуждено, в процессуальном смысле задержание не произошло, лицо является лишь заподозренным в совершении возможного преступления.

Учитывая, что уголовно-процессуальным законодательством не регулируется объем (перечень) прав лиц в период с момента фактического задержания до доставления в орган расследования, отдельные ученые предлагают законодательно закрепить необходимость «разъяснения основных прав и обязанностей заподозренному лицу именно с момента фактического лишения свободы передвижения лица» [4, с. 102]. А так же выделить «в качестве самостоятельных процессуальных действий: фактическое задержание, доставление задержанного, его личный досмотр» [10, с. 42], определить необходимость «указания в протоколе задержания не только времени процессуального, но и фактического задержания лица», подозреваемого в совершении преступления [11, с. 14]. Кроме того Е.П. Ким предлагает внести изменения в УПК РФ – дополнить главу 12 УПК РФ новой статьей «Порядок фактического задержания»:

«1. Должностное лицо, осуществляющее фактическое задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, обязано в месте задержания разъяснить ему основные права, предусмотренные частью 2 ст. 48 и частью 1 ст.

51 Конституции РФ, и доставить задержанного в орган дознания, предварительного следствия к дознавателю или следователю в срок, не превышающий трех часов со времени объявления ему о задержании (за исключением случаев, когда для транспортировки задержанного или по иным уважительным причинам требуется дополнительное время).

Читайте также:  Материнский капитал на покупку автомобиля: можно ли купить авто за маткапитал

2. Срок фактического задержания не включается в сроки задержания, указанные в части 2 ст. 94 УПК РФ.

Дополнить статью 5 пунктом 15.1:

15.1 Момент процессуального задержания – момент доставления задержанного в орган дознания, предварительного следствия к дознавателю или следователю.

В ч. ч. 2, 3 ст. 94 и в ч. ч. 1, 2 ст. 100 УПК РФ слова: «момента задержания» – заменить на слова: «момента процессуального задержания»» [5, с. 31].

На наш взгляд, предлагаемые поправки позволят урегулировать правовой статус заподозренного лица до возбуждения уголовного дела.

Таким образом, с учетом презумпции невиновности и презумпции свободы задержание подозреваемого в порядке, предусмотренном УПК РФ, должно быть крайней мерой, исключением, а не правилом.

При этом следует учитывать, что ограничения же, налагаемые на лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались.

Литература:

Задержание подозреваемого

Вопрос о природе, сущности и содержании задержания подозреваемого был и остается остро дискуссионным в правовой литературе и в практике его применения.

Одни авторы полагают, что задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения ; другие — следственное действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств ; третьи — одновременно мера принуждения и следственное действие .

Представляется, что задержание подозреваемого носит интегративный характер, в котором сочетаются элементы принуждения и следственного действия.

———————————

См.: Уголовный процесс. Общая часть / Под науч. ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2004. С. 312 и др.

См.: Гельдибаев М.Х. Уголовный процесс. СПб., 2001. С. 90 и др.

См.: Вандышев В.В. и др. Уголовный процесс. СПб., 1996. С. 1, 70 и др.

Думается, что задержание подозреваемого — комплексная мера воздействия на личность, сочетающая в себе элементы принуждения и следственного действия и заключающаяся в кратковременном ограничении свободы при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов и с правом его продления судьей районного суда, но не более чем до 72 часов, с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС).

Общим условием задержания подозреваемого в порядке ст. 91 УПК является подозрение в совершении этим лицом преступления, за которое в соответствии с уголовным законом может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

  • Субъектами задержания граждан по подозрению в совершении преступления являются:
  • 1) орган дознания;
  • 2) дознаватель;
  • 3) следователь.
  • Основания задержания подозреваемого — информация, свидетельствующая о возможной причастности лица к совершению преступления.
  • Лицо может быть задержано при наличии одного из следующих оснований:
  • 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Хрестоматийным примером задержания по этому основанию является обнаружение лица в помещении, в котором сработала охранная сигнализация;
  • 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. По этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых уличных или бытовых преступлений;

3) когда на этом лице (имеется в виду тело человека в целом) или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Чаще всего это основание используется для задержания лиц, подозреваемых в совершении незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ.

  1. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (например, при наличии словесного портрета), оно может быть задержано, если:
  2. 1) пыталось скрыться;
  3. 2) не имеет постоянного места жительства;
  4. 3) не установлена его личность;

4) может быть заключено под стражу в связи с направлением следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд ходатайства об избрании в отношении указанного лица данной меры пресечения. Типичным примером задержания лиц по данному основанию является установление их личности по ориентировкам органов предварительного расследования.

Мотивы задержания подозреваемого заключаются в достижении правоограничительных целей в интересах решения задач уголовного процесса. К ним относится пресечение попыток этого лица:

1) скрыться от органов предварительного расследования или суда;

2) воспрепятствовать установлению объективной истины по уголовному делу путем угроз свидетелю и другим участникам уголовного процесса, уничтожения следов преступления и т.д.;

3) продолжать в дальнейшем преступную деятельность;

4) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Процессуальное оформление задержания заключается в составлении протокола задержания лица, форма и содержание которого должны отвечать требованиям ст. 166 и 167 УПК.

В соответствии со ст. 92 УПК после доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого, подписанный лицом, его составившим, и задержанным.

  • В протоколе должны быть сведения о:
  • 1) дате и времени составления протокола;
  • 2) дате, времени, месте, основаниях и мотивах задержания;
  • 3) результатах личного обыска, осуществленного в порядке ст. 93 и 184 УПК;
  • 4) разъяснении подозреваемому лицу прав, предусмотренных ст. 46 УПК, удостоверенном его подписью;
  • 5) иных фактических обстоятельствах задержания, например попытках скрыться или оказания сопротивления.
  • О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК.

До начала допроса лица, подозреваемого в совершении преступления, ему по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства следственных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем или следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

  1. Таким образом, уголовно-процессуальное задержание подозреваемого — сложное по своему содержанию действие, состоящее из:
  2. 1) фактического задержания (или захвата), направленного на незамедлительное доставление лица для разбирательства;
  3. 2) доставления лица обычно в органы внутренних дел, которые обязаны непосредственно разбираться с правонарушителем и его деянием;
  4. 3) административно-правового задержания сроком до трех часов, цель которого — разбирательство должностного лица с доставленным лицом по поводу совершенного им деяния с признаками преступления или иного правонарушения. В его рамках должностное лицо должно:
  5. а) получить от доставивших правонарушителя лиц заявления, объяснения или рапорты с изложением обстоятельств фактического задержания и оснований доставления лица;
  6. б) установить личность доставленного для разбирательства;
  7. в) получить от доставленного лица объяснение по поводу фактического задержания;
  8. г) определить из полученных и составленных документов, содержит ли деяние признаки преступления или иного правонарушения;
  9. д) решить вопрос о необходимости немедленного возбуждения уголовного дела;
  10. е) принять решение при наличии возбужденного уголовного дела о процессуальном задержании доставленного или отобрании у него обязательства о явке либо о применении к нему меры пресечения, не связанной с помещением в специализированное учреждение;
  11. 4) собственно уголовно-процессуального задержания, сущность и содержание которого заключаются в помещении задержанного лица в ИВС.

Порядок и условия содержания подозреваемых в специальном учреждении регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» . При необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативные работники вправе встречаться с задержанным с письменного согласия дознавателя или следователя (ст. 95 УПК).

———————————

СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

  • Согласно ст. 96 УПК дознаватель или следователь в течение 12 часов с момента фактического задержания обязаны уведомить:
  • 1) о задержании кого-либо из родственников подозреваемого либо предоставить возможность такого уведомления подозреваемому;
  • 2) о задержании командование воинской части, если подозреваемым в совершении преступления является военнослужащий;
  • 3) посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемым является его гражданином или подданным.

При необходимости сохранения в интересах расследования в тайне факта задержания совершеннолетнего подозреваемого уведомление соответствующих лиц с согласия прокурора может не производиться (ст. 96 УПК).

  1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
  2. 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  3. 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

  • По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если:
  • 1) в отношении его судом не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
  • 2) суд не продлил срок задержания подозреваемого.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента фактического задержания, то подозреваемый немедленно должен быть освобожден постановлением начальника места его содержания. О своем решении он обязан уведомить орган дознания или следователя и прокурора.

При освобождении лицу выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан; дата, время, место и основания задержания; дата, время и основания освобождения. Если в деле имеется решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого решения также выдается лицу при освобождении (ст. 94 УПК).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *